Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ
Автор: Е.П. КринчикОпубликовано: March 31, 2005, 11:11 pm Оценка посетителей сайта: 5.50 (проголосовало: 2)
Доклад на научной конференции «Ломоносовские чтения»29 апреля 2004г.
В данном сообщении обсуждаются три существенных проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ: дефицит диалога преподавателей факультета со студентами на учебных занятиях и в неформальной обстановке; дефицит активных форм обучения, обеспечивающих приобретение опыта применения теоретических знаний к решению профессиональных задач; неоптимальные условия профессионального самоопределения студентов при выборе специализации. Обсуждаются пути решения указанных проблем.
Систематические исследования профессионального становления студентов на нашем факультете проводятся сотрудниками лаборатории "Психологии профессий и конфликта" в течение уже десяти лет. Их результаты представлены более чем в ста научных публикациях.[1]
В 1997г. была заявлена идея создания системы психологического сопровождения становления психолога- профессионала в вузе /Климов, Романов 1997г./ и высказано предложение организовать на базе лаборатории Консультативный центр психологической поддержки профессионального становления студентов МГУ. Была сформулирована содержательная программа работы этого центра, включающая практически все существенные разделы психологической службы в вузе.
Кроме того, различные аспекты профессионального становления студентов в вузе разрабатывались сотрудниками еще, по крайней мере, четырех подразделений факультета: на кафедре психологии труда и инженерной психологии (Гусейнова, 1987; Иванова,2003;
Климов,Носкова,2000), на кафедре социальной психологии (Донцов, Белокрылова,1995г; Cазонтов, 2004г.;),на кафедре педагогики и педагогической психологии/2/ ( Граф, Ильясов, Ляудис, 1981; Талызина,1980 г.; Ляудис, 2000г.) и, наконец, на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в вузе[2] (Смирнов,2003,2004).
А.Г. Шмелевым (Шмелев 2003; Шмелев, Бельцер,1999) разработаны автоматизированные системы профориентирующего психодиагностического обследования абитуриентов, (по которой в течение нескольких лет проводилось тестирование школьников, поступающих на факультете) и диагностического тестирования уровня знаний студентов факультета.
Автором данного сообщения было проведено несколько опросов со студентами I-V курсов в период с 2002 по 2004 (Кринчик,2004,2005).
Некоторые кураторы проводили аналогичные исследования в целях более близкого знакомства со студентами первого курса.
Руководство факультета проявляет серьезный интерес к результатам таких исследований, рассматривая их как источник информационного обеспечения коррекции и оптимизации учебного процесса на факультете[3].
С некоторых пор анкетирования и опросы абитуриентов и студентов разных курсов проводятся непосредственно по инициативе руководства факультета.
Во всех этих исследованиях вскрывается целое "пространство" проблем, с которыми сталкиваются студенты нашего факультета в процессе обучения и профессионализации.
Тот факт, что эти проблемы звучат, повторяясь, в течение уже многих лет, свидетельствует о том, что результаты этих исследований не стали достоянием широкого круга сотрудников факультета, непосредственно работающих со студентами. Они либо "оседают " на страницах научных психологических изданий, либо обсуждаются на уровне руководства в достаточно узком кругу (включая и зимние психологические школы).
В то же время в высказываниях студентов при опросах содержатся серьезные "сигналы тревоги", требующие оперативного и эффективного реагирования не только и не столько руководства факультета, сколько самих сотрудников факультета, работающих со студентами.
В данном сообщении предпринята попытка привлечь внимание к некоторым из этих проблем, репрезентированных в высказываниях студентов. Речь идет о трех проблемах:
I. Дефицит диалога преподавателей факультета со студентами, как на учебных занятиях, так и в неформальной обстановке.
Несколько фрагментов из ответов студентов:
«Главным достоинством обучения в университете - является фундаментальный подход к образованию… Но, с другой стороны, очень много "сухого знания", которые лектор просто сообщает студентам без всякой обратной связи. Хотя мне кажется, что гораздо более полезным было бы обсуждение проблемы в диалоге со студентами». (3.10.02,V к.)
А вот высказывание бывшего студента факультета, принадлежащего к категории особенно активных студентов - члена НСО и участника зимней психологической школы 2001г., по теме "Толерантность и ксенофобия". В первом номере студенческой газеты "Genеration ПСИ" он пишет:
"Следует отметить, что открытое, но в тоже время уважительное, личностное общение преподавателей и студентов - это именно то, что дает мне "школа" и чего так часто не хватает студентам на факультете психологии".
Суть сложившегося положения вещей очень точно сформулировала Г.Ю. Любимова (Любимова,2000г., стр.55) на основании исследования большой выборки студентов в период с 1996 по 1999 гг.: «…запросы информационного и личностного планов непосредственно поступают от студентов-психологов и проблема их фактического "одиночества" на факультете, "отчужденности" от старших коллег должна решаться практически, опережая свое теоретическое обоснование».
Имеется немало объективных причин, обуславливающих такое положение вещей. Поэтому для решения этой проблемы необходимо искать приемлемые и для преподавателей, и для студентов - новые формы взаимодействия со студентами, восстановив уже найденные: программы встреч с психологами, открытые, доступные студентам, кафедральные научные семинары, организацию на первом курсе в самом начале занятий работы молодых сотрудников, аспирантов и недавних выпускников факультета в качестве кураторов групп и, наконец, эффективное задействование такого перспективного и удобного для студентов средства интерактивного общения как Интернет[4].
Налаживанию такого диалога и контакта со студентами на младших курсах могут способствовать также преподаватели семинарских занятий по курсу "Введение в общую психологию". Сотрудники кафедры общей психологии ,ведущие занятия со студентами первого курса ,осуществляют особую «миссию» - первую встречу этих студентов с профессиональной психологией и профессиональными психологами и от их работы со студентами во многом зависит, как первокурсники войдут в учебу и жизнь факультета. Позитивный опыт проведения на 1 курсе в первом семестре 2004г. нового вводного курса «Мир и психология»,который предшествовал традиционному курсу «Введение в общую психологию» и который был прочитан проф. Б.С. Братусем и доц. В.В.Умрихиным, подтверждает это соображение. Следует отметить также положительное влияние на студентов работы и общения с ними группы преподавателей, проводивших с ними оригинально построенные семинарские занятия по этому курсу[5]
Что же касается организации учебных занятий в режиме диалога, то эта проблема естественным образом перерастает во вторую из обсуждаемых здесь проблем.
II. Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты:
«Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучения. Нам много рассказывают о работе в тех или иных областях практической психологии, но не показывают, и уж тем более, не дают "потрогать руками». (8.10.02г. V к.)
«…и сейчас я многое вижу, но что с этим делать и как не знаю. Мне кажется, что на факультете нужно уделять внимание и конкретному приложению знаний, потому что выходишь в мир и чувствуешь себя той собакой, которая все понимает, но сказать ничего не может». (27.1.2004г. V к.)
«Практики нет в университете - это диагноз. А всякая производственная практика это, конечно, ерунда. Все необходимо гораздо серьезнее (0,5 - 1 год) и не самому искать (этому мы все научились), а чтобы факультет с этим помогал». (27.1.04г. V к.)
Суть проблемы ,по мнению автора, состоит в том, что студентам не предоставляется возможность обрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть в модельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных на факультете теоретических знаний к решению этих задач.
В контексте этой проблемы представляет особый интерес, анализ и творческое осмысление опыта театральной педагогики, так как в ходе обучения студентов в театральных училищах происходит активное и действенное освоение актерского и режиссерского мастерства и эта педагогика обеспечивает студенту высокий уровень готовности к профессиональной деятельности. Итоги обучения профессиональному мастерству оцениваются здесь по качеству реального профессионального продукта - участию в самостоятельной постановке и игре в дипломном спектакле.
Реальный опыт театральной педагогики очень точно воспроизведен в описании живого процесса 4-х летней работы со студентами по курсу режиссерского мастерства замечательным театральным педагогом М.О. Кнебель в ее книге "Поэзия педагогики", вышедшей в 1976г /Кнебель,1976г./.
Весь процесс строится как система последовательных творческих заданий, в ходе выполнения которых студенты либо путем специальных тренировок развивают в себе необходимые профессионально важные качества, либо осваивают профессиональные навыки и умения и обретают опыт их применения к практическому решению определенных профессиональных задач.
Этот опыт интересен также и тем, что с первого занятия он обеспечивает максимальную вовлеченность студентов в выполнение учебных заданий, их высокую творческую активность и инициативность, полноценный диалог с педагогом и активное взаимодействие студентов друг с другом, что позволяет по ходу учебы выстраивать опыт оптимального профессионального общения. С первых занятий оказывается эффективно задействованной и профессиональная мотивация студентов. При этой форме обучения у педагога есть возможность выявлять, учитывать и,при необходимости, корректировать индивидуально-психологические особенности студента. Ну и, конечно, так организованная учебная ситуация обеспечивает возможность полноценного воспитания будущих специалистов.
Опыт, описанный в книге М. О. Кнебель, воплотил в себе многие принципы прогрессивной педагогики, разработанные в концепциях человекоцентрированной педагогики (К.Роджерс и Д.Фрейберг,2002),педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной педагогики(Зеер,2003), инновационной технологи и организации учебного процесса(Ляудис,2000),деятельностного подхода к обучению(Талызина,1980,2003;Талызина с соавт.1987)и т.д.. Симптоматично, что дефицит таких методов обучения на факультете осознают и студенты. Вот реплика студентки третьего курса в недавно проведенном опросе: "Почему-то на факультете не применяются выработанные в психологии принципы и приемы обучения".
Творческое осмысление этого опыта, так же, как и освоение в реальной педагогической работе методических разработок прогрессивных форм преподавания в вузе, созданных сотрудниками факультета, могло бы быть полезным для оптимизации подготовки психологов. В связи с этим представляется целесообразным провести на факультете серьезный разговор /в широкой аудитории!/ о дидактических аспектах преподавания психологии.
III. Условия, в которых происходит профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения на факультете.
Речь идет о выборе тем курсовых и дипломных работ и выборе специализации.
Исследования, начатые недавно совместно с И.Н.Овсянниковой и Е.Ф. Шубиной, при участии кураторов Г. Н. Плахтиенко и Л. В. Лебедевой, показывают, что во-первых, эти выборы происходят в условиях дефицита необходимой профориентирующей информации как о содержании и психологической структуре деятельности психологов разных специализаций, так и о психологических требованиях, которые предъявляет человеку работа в конкретных специализациях. Это приводит к тому, что профессиональный выбор оказывается, согласно концепции профессионального самоопределения Е. А. Климова (Климов,1993г.,1996г.) деформированным, и происходит во многом вслепую. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке. Косвенным свидетельством справедливости этого вывода служит количество положительных ответов студентов 3 - 5 курсов на вопрос: "Считаете ли вы целесообразным организацию на факультете системы профориентации и индивидуальной профконсультации с возможностью добровольного психодиагностического тестирования?" Подавляющее большинство опрашиваемых студентов с энтузиазмом поддерживают реализацию этой идеи на факультете. Так на 5 курсе в январе 2004г. положительно на этот вопрос ответили 83 студента из 95. Большинство студентов при этом формулировали свои предложения относительно форм организации этой работы.
Однако создание такой системы профориентации и индивидуальной профконсультации требует дальнейшей серьезной научной разработки психологического анализа и описания профессии психолога для разных специализаций и сфер деятельности психолога[6].
В целом, решение проблем профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ требует постановки многоплановых и скоординированных научно-методических исследований и серьезного обсуждения их с участием широкого круга сотрудников факультета, непосредственно работающих со студентами, а также создания, по крайней мере, двух организационных структур, непосредственно занимающихся проблемами профессионального становления студентов:
- научно - методического центра информационного обеспечения учебного процесса как координирующей и организующей «адрессные» исследования профессионального становления студентов на факультете со статусом исследовательской и рекомендательной инстанции;
- служба психологической поддержки профессионального становления студентов[7]
Цитированная литература:
1. Вестник Моск-го унив-та, Сер.14 Психология,№2 2005г.
2. Граф В. Ильясов И.И. Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. // M: Изд-во Моск. унив-та.,1981//
3. Гусейнова В.В. Практика использования психолога на предприятии материального производства и проблемы подготовки психолога практика. // Вестню Моск.ун-та.Сер.14. Психология.1989.№ 4
4. Донцов А.И.,Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. // Вопросы психологии №2,1999г.//.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.; Екатеринбург, 2003.
6. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. М.,2003
7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий //Обнинск: изд-во "Принтер",1993г. //
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. //Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс",1996г. //
9. Климов Е.А.,Носкова О.Г.
10. Климов Е.А., Романов В.Я. На дальних подступах к психологии психолога //"Мир психологии",1997г..№3(12). //
11. Кнебель М.О. Поэзия педагогики // M: изд-во ВТО,1976г.//
12. Кринчик Е.П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // " Вестник моск.ун-та".сер.14,Психология.№4.2004г. //
13. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов - психологов.// Вестн.моск.ун-та.сер.14 Психология.200г.,№1//
14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии//М: изд-во УРАО,2000г. //
16.Роджерс К.,Фрейберг Д.Свобода учиться.//пер.с англ. М.2002г. //
17. Сазонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов//канд.дисс. ,фак-т психологии МГУ.М,2004г.//
18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования// М:Academia.2003г.//
19. Смирнов С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы студентов
20. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ // М: изд-во МГУ,1980г.//
21. Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровье сберегающей деятельностной технологии усвоения. М.,2003г.
22. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г.,Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста // Саратов: изд-во Саратов.ун-та,1987г.
23. Шмелев А.Г. Компьютерное тестирование знаний у студентов-психологов. // Вестн.моск.ун-та. сер. 14.Психология. 2003
24. Шмелев А.Г.,Бельцер Тестирование on-line //Мир Интернет,1999г. № 7-8
[1]См. Тематический выпуск журнала "Вестник Моск-го унив-та им. М.В.Ломоносова" Сер.14 Психология №2 2005г.
[2] В сентябре 2004 г. обе кафедры были объединены в одну - кафедру психологии образования и педагогики. Зав. кафедрой - проф. С.Д.Смирнов.
[3] Автора в этом убеждает личный опыт рабочего контакта с зам. декана по учебной работе О.Т. Мельниковой.
[4] Студенты высказывают эту идею в своих ответах. В апреле 2002-го года студент первого курса предложил целую программу профориентирующей информации для размещения в интернете и готовность принять участие в ее реализации.
[5] Автор присутствовал на всех лекциях Б.С.Братуся и В.В.Умрихина и предполагает представить описание и анализ этого курса в специальных публикациях ,с привлечением результатов опроса как студентов ,так и преподавателей ,участвующих в этой работе.
[6] В настоящее время в рамках службы психологического сопровождения на факультете для студентов 1-3 курсов организуются специальные беседы профконсультанта И.Н.Овсянниковой с целью помочь студентам в выборе тем курсовых работ и специализации.
[7] В сентябре 2004г. на базе кафедры психологии образования и педагогики (рук. проф. С.Д. Смирнов) на факультете психологии была создана служба психологического сопровождения профессионального становления студентов. В ноябре 2004г эта служба начала работу с первокурсниками.
Количество статей: 7
Статьи
- Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности
- К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ
- Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ
- К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов
- Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя
- Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем.
- Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого
Добавить в «любимые статьи»
Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Е.П. Кринчик
Опубликовано: March 31, 2005, 11:11 pm
Комментарии
http://www.michaelkors-onlines.com
http://www.pandorajewelry.net.co
http://www.coachfactoryoutletus.us.com
http://www.raybansunglasses.me.uk
http://www.uggsoutlet.eu.com
http://www.jordan13.org
http://www.rayban-sunglasses.eu.com
http://www.asicsshoes.name
http://www.coachoutletonline-sale.us.com
http://www.louisvuitton-outlet.name
http://www.christianlouboutin.name
http://www.raybansunglassesoutlet.name
http://www.katespade.eu.com
http://www.michaelkors-handbagsoutlet.us.com
http://www.coachfactoryoutlet-online.us.org
http://timberlandboots.hugeoff.net
http://www.raybans.eu.com
http://www.michael--korsoutlet.us.com
http://www.longchamphandbags.com.co
http://www.sunglassesoakley.us.org
http://www.airjordans.us.com
http://www.michael-kors-handbags.uk
http://www.basketballshoes.name
http://www.retrojordans.name
http://www.michael-kors-handbags.uk
http://www.poloralphlauren.name
http://toms.hutoutlet.us.com
http://www.guccishoes.us.com
http://www.nikeairforce1.me.uk
http://www.jordan6.net
http://www.designerhandbags.us.org
http://www.louisvuitton.us.com
http://www.toryburch-outlet.in.net
http://www.louisvuittonhandbags.name
http://www.nike-huarache.in.net
http://www.oakleyvault.in.net
http://www.jordans.in.net
http://www.louis-vuitton.us.org
http://www.lebronjames-shoes.net
http://www.jordan4.net
http://www.raybansunglasses.uk
http://www.longchamp-outlet.name
http://oakley.hutoutlet.us.com
http://www.canada-gooseoutlet.cc
http://www.katespadeoutlet.in.net
http://rayban.hutoutlet.us.com
http://www.true-religionoutletstore.in.net
http://michaelkors.outlet-gaming.com
http://www.nikesb.uk
http://www.airjordan-pascher.fr
http://www.coachfactoryoutlet-online.eu.com
http://www.nike-rosherun.in.net
http://www.louisvuitton-handbags.com.co
http://www.burberry--outletonline.com
http://www.coach-factoryoutlet.com.co
http://www.polo-ralphlauren.cc
http://www.outlet-celine.com
http://www.jordanconcords.net
http://www.louisvuittonuk.me.uk
http://www.kobebryantshoes.name
http://www.uggoutlet.de.com
http://www.cheapjerseys-nfl.us.com
http://www.jordanretro.name
http://www.uggoutlet.qc.com
http://www.oakley-canada.ca
http://ugg.hutoutlet.us.com
http://www.uggboots.eu.com
http://www.michaelkorsoutletoff.in.net
http://www.louisvuitton-leatherbag.com
http://www.abercrombie-andfitch.in.net
http://www.toryburch-outlets.in.net
http://www.pradabags.in.net
http://www.airmax-nike.me.uk
http://www.poloralphlauren.com.co
http://toryburch.hutoutlet.us.com
http://www.poloralph-lauren.net.co
http://christianlouboutin.hutoutlet.us.com
http://www.nike-trainers.me.uk
http://www.rayban-sunglasses.com.co
http://www.canadagoose.com.co
http://www.fitflopssaleclearance.us.org
http://www.mcmoutlet.us
http://www.adidassuperstar.name
http://www.instylercurlingiron.com
http://www.cheapoakleysunglasses.net.co
http://www.cheaprolexwatches.name
http://www.coachfactory-outlet.in.net
http://www.christianlouboutinoff.us
http://www.hollisterclothing.me.uk
http://www.katespade-handbags.eu.com
http://www.katespadeoutletsale.in.net
http://www.rolex-watches.in.net
http://www.kevindurantshoes.name
http://www.canadagoosesupply.com
http://www.officialcoachfactoryoutlet.com.co
http://www.gucci-outlet.net.co
http://www.nike-freerun.org.uk
http://www.truereligion-jeans.us
http://www.nikeblazers.me.uk
http://www.sunglassesoakley.com.co
http://www.montblanc-pens.name
http://www.tomswedges.us
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.us.org
http://www.giuseppe-zanotti.us
http://www.michaelkors-outletonlinesale.eu.com
http://www.louboutinshoes.cc
http://www.todsoutlet.in.net
http://www.insanityworkout.cc
http://www.thenorthface.net.co
http://www.louisvuitton-handbags.name
http://www.coach--factoryoutletonline.com
http://www.louisvuitton-purses.com
http://www.michaelkors--outlet.us.org
http://www.cheapraybansunglasses.net.co
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.us.com
http://www.coachoutletmls.com
http://www.raybansunglasses.us.org
http://www.cheap-jordans.us.com
http://www.katespadebagsoutletsale.com
http://www.toms--shoes.com
http://www.raybansunglassesoutlet.eu.com
http://www.abercrombieaafandfitch.in.net
http://coach.outlet-gaming.com
http://www.michaelkorsoutletonline.us.org
http://www.toms-shoes.cc
http://www.marc--jacobs.com
http://www.michaelkors-outlet.com.co
http://www.pandorajewelry.name
http://www.pradauk.co.uk
http://www.rolexwatchesoutlet.us
http://www.michaelkorsonlineoutlet.us.com
http://www.ralphlauren-outlet.us.org
http://www.oakley-sunglasses.com.co
http://www.ralphlauren-outlet.net.co
http://www.christianlouboutinoutlet.com.co
http://www.kobeshoes.org
http://www.authenticlouisvuittonhandbags.net
http://www.rolexsubmariner.in.net
http://www.juicy-couture.us
http://www.nikerunningshoes.me.uk
http://www.lebronjames-shoes.name
http://www.uggboots.de.com
http://canadagoose.outlet-gaming.com
http://www.adidasuk.org.uk
http://www.guccioutlet.net.co
http://www.coachfactoryoutletonlineseller.com
http://www.louis-vuittonhandbags.us
http://www.louisvuittonoutlet.net.co
http://www.louis-vuittonhandbags.com
http://www.cartierwatches.in.net
http://www.monclerjackets.me.uk
http://www.edhardyclothing.in.net
http://www.louboutinfemme-pascher.fr
http://www.nikeairhuarache.me.uk
http://www.hollisterkids.net
http://oakley.outlet-gaming.com
http://www.coachoutletonlinestoreshopping.com
http://uggs.uggaustralia.qc.com
http://www.hollisterclothing.net
http://www.louis-vuittonhandbags.name
http://www.louisvuittonoutlet.name
http://www.abercrombieoutletstore.cc
http://www.tomsshoes.name
http://www.supra-shoes.net
http://www.louis-vuitton-outlet.us.com
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.com.co
http://www.michael-kors-handbags.us.org
http://www.michael-korsuk.uk
http://www.michaelkorsoutlet-online.eu.com
http://www.canadagooseoutlet.cc
http://www.airmax90.me.uk
http://www.coachfactoryoutletonline.com.co
http://www.canadagooseoutlet.name
http://www.coachoutletshoppingmall.com
http://www.louis-vuittonoutlet.us.org
http://www.cheaplouisvuittonhandbags.org
http://www.replicawatches.name
http://www.nfljerseyswholesales.us
http://www.louisvuitton-inc.us.com
http://www.gucci.net.co
http://www.toms-outlet.name
http://www.louis-vuittonoutlet.name
http://www.ghdhairstraighteners.com.co
http://www.katespadehandbags.us.org
http://www.nikerosheruns.me.uk
http://www.louisvuitton-outletstores.org
http://www.vansshoes.name
http://www.true-religionjeans.in.net
http://www.michaelkors-bags.org.uk
http://www.michae-kors-outlet.ca
http://www.gucci-outlet.org
http://www.uggoutlet.eu.com
http://www.ray-bansunglassesdiscount.us.com
http://www.louis-vuitton-handbags.us.com
http://www.hollister-clothingstore.cc
http://www.jordansforsale.us
http://www.fitflops.org
http://www.coachoutletstoresshopping.com
http://www.christianlouboutinoutlet.com
http://www.jordan8.net
http://www.beatsbydrdresolo.us
http://ugg.outlet-gaming.com
http://www.nike-airmax.me.uk
http://rayban.outlet-gaming.com
http://www.cheapjordansshoes.in.net
http://www.coach-factory.us.org
http://www.michaelkors-handbags.com.co
http://timberland.officialfree.net
http://www.louisvuitton-lvoutlet.me
http://www.ralphlaurensale.eu.com
http://www.celine-outlet.us
http://www.pradahandbags.us
http://www.coachoutletstore.eu.com
http://www.montblanc.com.co
http://www.cheap--nfljerseys.us.com
http://www.coach-factory-outlet.us.org
http://www.michaelkorsoutlet--online.us.com
http://www.ralphlaurenpolo.in.net
http://www.michaelkorsoutletclearance.us.org
http://www.michaelkors-outlet.in.net
http://www.louisvuittonhandbags.net.co
http://www.hollisterclothingoutlet.us
http://www.tiffany-andco.in.net
http://www.michael-korsoutlet.net.co
http://www.ray-bansunglasses.in.net
http://www.louis-vuittonoutlet.us.com
http://www.michael-korshandbags.name
http://www.oakley-sunglasses.net.co
http://www.adidasshoes.name
http://www.nikeuk.me.uk
http://www.jordan3.net
http://www.michael-korsoutlet.name
http://www.rayban.me.uk
http://www.adidasoriginals.in.net
Hello. And Bye.
Hello. And Bye.