Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Автор: Е.П. Кринчик
Опубликовано: March 1, 1999, 12:00 am
Профессиональная деятельность человека, ее операциональный состав, стратегия и уровень реализации определяются прежде всего предметным содержанием и той задачей, на решение которой направлена данная деятельность. Как один из видов «особенной» деятельности, профессиональная деятельность в этом смысле полностью соответствует определению, данному А. Н. Леонтьевым в книге «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1977, с. 102): «Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов (курсив наш. — Е. К.}. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность».

Но предметное содержание и задача не единственные параметры, определяющие трудовую деятельность человека. Значительное влияние на характер и уровень реализации деятельности оказывают внешние и внутренние условия, в которых она протекает. Поэтому важное место в исследовании профессиональной деятельности занимает изучение влияния на нее различных объективных и субъективных факторов, составляющих эти внешние и внутренние условия.
Автоматизация и механизация производства, а также вызванное научно- технической революцией резкое увеличение скорости и объема производственных, информационных и социальных взаимодействий в современном мире выдвинули в ряд значимых условий современного промышленного автоматизированного производства новый фактор — неопределенность оперативной ситуации. В общем виде его можно было бы определить как дефицит информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события. Существенным является здесь то, что этот фактор выступает и как внешнее, объективное условие деятельности, обусловленное неупорядоченным характером репрезентации события в пространстве и времени, и как внутреннее, субъективное условие, обусловленное степенью осведомленности работающего человека об указанных выше параметрах оперативного события в момент его появления. Можно выделить следующие основные типы ситуаций неопределенности, с которыми сталкивается человек в современном автоматизированном производстве.

  1. Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно времени появления оперативного события. Типичными такие ситуации являются для операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами (Грицевский и др., 1973; Грюн, 1973; Стрюков, Грицевский, 1974). Деятельность операторов таких систем характеризуется, с одной стороны, значительной гиподинамией, низким уровнем информационных воздействий, четко выраженной монотонией, с др. стороны, значительной временной неопределенностью, острым дефицитом времени оперативного вмешательства и высокой «ценой» последствий этого вмешательства.

  2. Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно качественных и количественных параметров оперативного события.Эти ситуации порождаются опосредствованным характером репрезентации управляемого процесса в информационных моделях (Зинченко и др., 1964) и обусловлены тем, что передача информации в таких системах нередко происходит в условиях действия помех, так что полезная информация либо существенно искажается, либо поступает на фоне сильного «шума». С такими ситуациями имеет дело, например, оператор-наблюдатель, работающий с дисплеем радарной установки, дешифровщик аэрофотоснимков и т. д. Идентификация оперативного события требует специальной деятельности по реконструкции полезной информации и особой организации интеллектуального компонента перцептивных процессов (Рубахин, 1974).

  3. Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно характера взаимосвязи и соотношений между событиями и их параметрами в оперативной ситуации. Здесь имеются в виду ситуации постановки диагноза в условиях неполной информации. С такими ситуациями человек сталкивается в настоящее время в очень многих сферах профессиональной деятельности: медицине, юриспруденции, военном деле, политике, науке и т. д. К этим традиционным сферам человеческой деятельности в условиях неопределенности можно добавить теперь и сферу материального производства в его современном варианте, и область управления производством, так как постановка технического диагноза в этих системах осуществляется также в условиях значительной неопределенности, обусловленной их колоссальной сложностью. Этот класс ситуаций неопределенности предъявляет особые требования к интеллектуальным, эвристическим процессам и особенно к процессам принятия решений (Эдвардс, 1964; Пушкин, 1965).

В конкретной деятельности выделенные выше типы ситуаций неопределенности могут выступать комплексно, либо один из них может доминировать. Важно подчеркнуть также, что разные типы ситуаций неопределенности предъявляют разные психологические требования к работающему человеку. Поэтому одна из первостепенных задач исследования трудовой деятельности в условиях неопределенности состоит в разработке методов профессиографического анализа деятельности человека в ситуации неопределенности и в создании психологической классификации этих ситуаций.
Необходимость разработки психологических проблем трудовой деятельности в условиях неопределенности обусловлена несколькими обстоятельствами, среди которых наиболее существенными представляются следующие.
  1. Устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения, зашумленности или неполноты информации об управляемых процессах является одной из важнейших характеристик человека, обеспечивающих высокий уровень надежности системы в целом и делающих необходимым участие человека в работе автоматизированных систем управления (Небылицын, 1961; Ломов, 1967). В высокоавтоматизированных системах, которые составят основной производственный фонд в будущем, человек выполняет функции резервного звена (Гуревич, 1966), и указанная выше характеристика будет иметь решающее значение, поскольку ни одна автоматизированная система не располагает таким безграничным диапазоном возможностей принимать нестандартные, эвристические решения, осуществлять предвидение, экстраполяцию и своевременный прогноз тенденций изменения оперативной ситуации. В связи с этим актуальным является психологическое исследование способов оперирования человека с фактором неопределенности, внутренних средств его адаптации к этому фактору.

  2. Фактор неопределенности можно рассматривать в качестве одного из компонентов, формирующих экстремальную ситуацию. Экстремальность оперативной ситуации создает сочетание высокой значимости оперативного события, внезапности его появления и высокой «цены» ответного воздействия в условиях острого дефицита времени (Милерян, 1974). Как компонент экстремальной ситуации, фактор неопределенности приобретает свойство стрессогенности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В ставшем классическим .примере К. М. Гуревича с дежурным ГЭС, который в аварийной ситуации, угрожавшей отключением от питания важнейших государственных объектов, отказался предпринимать какие-либо действия по предотвращению аварии, «впал в состояние оцепенения, опустился в кресло и просидел неподвижно… словно не обращая внимания на все происходящее…» (Гуревич, 1970, с. 185) — роковым оказался фактор внезапности возникновения аварии и индивидуальная неустойчивость данного оператора к действию этого фактора1.
Наблюдение за операторами в условиях неопределенности в обычном режиме также обнаруживает заметные сдвиги в их функциональном состоянии, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут фиксироваться и перерастать в патологические состояния. Так, деятельность операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами, протекающая в условиях временной неопределенности, сопровождается противоречивой динамикой функционального состояния физиологических и психологических систем. С одной стороны, условия гиподинамии, недостаточной афферентации и монотонии приводят к снижению функционального тонуса этих систем. Физиологические обследования, проведенные на операторах в производственных условиях, свидетельствуют о понижении артериального давления, урежении дыхания и частоты сердечных сокращений (Алкперов и др., 1974). С другой стороны, необходимость вмешательства в управление при внезапном возникновении значимого рассогласования в системе заставляет, оператора постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне состояние готовности к экстренному действию (Нерсесян, Пушкин, 1969). Произвольная регуляция готовности к экстренному действию в условиях монотонии и гиподинамии достигается ценой значительных нервных нагрузок и психического напряжения (Стрюков, Гриневский, 1974). Как показали физиологические исследования, уже после двух-трех часов работы наблюдаются статистически значимые сдвиги в гуморальных и биохимических системах организма, свидетельствующие о развитии психической напряженности (Грицевский и др., 1973; Алкперов и др., 1974). При некоторых неблагоприятных режимах труда эти отрицательные сдвиги не снимаются даже в период отдыха, а, накапливаясь, переходят в болезненные состояния (предгипертонические состояния, бессонницу, тремор рук и т. д.) (Максимова, Коптева, 1974).
Наблюдения за многолетним функционированием операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами (Грюн, 1973) обнаруживают серьезные отрицательные сдвиги в психологическом статусе и эмоционально-волевой сфере личности, которые, в свою очередь, порождают изменения в структуре когнитивных, речевых и исполнительных процессов. По свидетельству врачей, серьезные отклонения в состоянии здоровья, характерные для работников сферы управления (получившие название «болезнь менеджера»), стали в последние десятилетия типичными и для работников автоматизированного производства (Грюн, 1973).
Поскольку свой вклад в формирование описанных выше сдвигов в функциональном состоянии работника вносит и фактор неопределенности, его следует рассматривать как вредный производственный фактор и говорить о порождаемой им специфической форме производственного травматизма. В связи с этим крайне актуальным является разработка внешних и внутренних средств повышения устойчивости человека к фактору неопределенности, а также методов диагностики индивидуальных различий в устойчивости человека к этому фактору.
Таким образом, в настоящее время становится очевидной острая практическая необходимость в разработке психологических проблем трудовой деятельности в условиях неопределенности с целью оптимизации ее и повышения устойчивости работающего человека к фактору неопределенности.
Проблемы эти были впервые поставлены практикой еще в начале XX в., и их разработка начиналась в классической психологии труда и психотехнике как за рубежом, так и в нашей стране. По специальному заказу мореходного ведомства Г. Мюнстерберг (Мюнстерберг, 1924) предпринял попытку создать тесты для диагностики устойчивости капитанов мореходных судов к фактору внезапности возникновения препятствия на пути следования судна2 .
В нашей стране в 30-е годы был проведен интересный цикл исследований профессии шофера (Браиловский, Левигурович, 1930), в котором устойчивость неожиданным изменениям в дорожной ситуации выступила как важнейшее дифференциальное свойство данной профессии.
Детальный профессиографический анализ деятельности аппаратчиков химического автоматизированного производства, проведенный Ю. В. Котеловой и А. А. Нейфах (Котелова, Нейфах, 1968) в 30-х годах, позволил получить содержательную психологическую характеристику этой профессии, не утратившую своей актуальности и в настоящее время. На основе этого анализа авторы разработали оригинальную конструкцию тренажера и специальную систему тренировки, позволяющие в поразительно короткий срок формировать устойчивость к внезапно возникающим аварийным ситуациям и успешно ориентироваться в сложной оперативной обстановке в условиях дефицита времени.
В советской инженерной психологии значение фактора неопределенности в деятельности оператора было осознано уже на первых этапах ее становления (Леонтьев, Кринчик, 1961; Небылицын, 1961; Ломов, 1963; Гуревич, 1965; Пушкин, 1965, и др.). Экспериментальная разработка этой проблемы проводилась, с одной стороны, в общепсихологических исследованиях, направленных на раскрытие механизмов адаптации человека к фактору неопределенности (см. например, Леонтьев, Кринчик, 1962; Фейгенберг, 1963; Бодров и др., 1966; Конопкин, 1966; и др.), с другой стороны, в прикладных исследованиях, где эта проблема имплицитно присутствовала при анализе психологических особенностей конкретных видов операторской деятельности (см., например, Гуревич, Матвеев, 1966; Нерсесян, Пушкин, 1969; Грицевский и др., 1973; и др.). Существенным аспектом в разработке этой проблемы явился анализ индивидуальных различий человека в устойчивости к фактору неопределенности (Гуревич, Матвеев, 1966; Конопкин, 1966; Кринчик и др., 1968; и др.). Однако после довольно энергичного начала разработки этих проблем в 60-х годах в дальнейшем наметился значительный спад в развитии этого направления прикладных исследований в нашей стране. Несмотря на некоторое оживление интереса к нему, наметившееся в последние годы в связи с запросами практики, характерным для состояния разработки этих проблем в советской прикладной психологии в настоящее время является:
  1. Невыделенность проблемы деятельности в условиях неопределенности как самостоятельного объекта анализа из традиционных разделов прикладной психологии.
  2. Феноменологический уровень анализа особенностей трудовой деятельности в условиях неопределенности, отсутствие ее психологического описания.
  3. Неразработанность теоретического и методического аппарата прикладного исследования деятельности человека в условиях неопределенности.
  4. Малочисленность, фрагментарность и нескоординированный характер исследований.
  5. Отсутствие практических рекомендаций, касающихся оптимизации деятельности в отношении фактора неопределенности.
  6. Диспропорция и отсутствие контакта между прикладными и общепсихологическими исследованиями поведения и деятельности человека в ситуации неопределенности. Все это свидетельствует об известной недооценке важности этого направления в советской прикладной психологии и побуждает ставить вопрос о необходимости более интенсивного его развития.
Разработка психологических проблем профессиональной деятельности в условиях неопределенности предполагает решение ряда исследовательских задач, среди которых наиболее существенными представляются следующие:
  1. Разработка методов психологического и профессиографического анализа тех аспектов профессиональной деятельности которые непосредственно связаны с фактором неопределенности.
  2. Разработка методов диагностики индивидуальных различий в устойчивости к фактору неопределенности, создание системы комплексного обследования для диагностики устойчивости человека к фактору неопределенности на разных уровнях организации психической деятельности.
  3. Разработка внешних и формирование внутренних средств повышения устойчивости человека к фактору неопределенности (в частности, реализация принципа активного оператора (Завалова и др., 1971), оптимизация процессов экстраполяции, вероятностного прогнозирования и вероятностных умозаключений, регуляции состояния готовности к экстренному действию и т. д.).
  4. Разработка методов специальной тренировки человека на устойчивость к фактору неопределенности.
Для решения этих задач прикладная психология может широко использовать фактические данные и методический арсенал общепсихологических исследований поведения и деятельности в ситуации неопределенности. Относительно недавно сформировавшееся новое направление исследований в общей психологии, которое можно было бы обозначить как область «стохастических» исследований, располагает в настоящее время таким обширным и разнообразным материалом изучения поведения и деятельности в условиях неопределенности, что его можно с полным основанием рассматривать как нормативную базу для разработки прикладных аспектов этой проблемы.
Исторически это направление было заложено несколькими оригинальными и фундаментальными исследованиями, выполненными в разных разделах общей психологии, но объединенными единым подходом к пониманию природы поведения живого организма в его взаимодействии с окружающей средой. В основу этого подхода были положены вероятностные представления о характере детерминации поведения живого организма внешней средой. Классическому представлению о строго детерминистическом характере взаимоотношений живого организма с окружающей средой была противопоставлена идея о стохастическом характере организации внешней среды и взаимоотношений организма с этой средой.
Впервые эти идеи были сформулированы в 30-х годах как особая методологическая позиция в концепции вероятностного функционализма Э. Брунсвика (Postman, То1man, 1959). Вероятностные идеи Брунсвика были восприняты современной психологией и получили основательную теоретическую и экспериментальную разработку в общей психологии. Следует подчеркнуть также, что именно благодаря теоретическим работам Брунсвика понятие неопределенности приобрело статус психологической категории.

    Теоретический и экспериментальный анализ феноменов константности восприятия н некоторых феноменов «молярного» поведения послужил Брунсвику основанием для формулировки некоторых принципиальных положений, определяющих смысл концепции вероятностного функционализма: 1. Среда, в которой живет и действует живой организм, неопределенна и непредсказуема по своей природе, и чтобы выжить, организм должен уметь приспосабливаться к этой неопределенности. 2. Нет строго однозначных отношений между внешним воздействием и его периферическими, сенсорными эффектами в организме, с одной стороны, и центральными состояниями (потребностями) организма и его периферическими поведенческими эффектами, с другой стороны. При этом сохраняется однозначность отношений «внешнее воздействие — центральный перцептивный эффект» и «центральное состояние потребности организма — конечный поведенческий эффект» (удовлетворение потребности), чем обеспечивается адекватность отражения организмом внешнего мира и адекватность его поведенческих реакций. Эффективность конечного приспособительного акта при неоднозначности отношений между внешней (или внутренней) стимуляцией и ее периферическими эффектами оказывается возможной, согласно Брунсвику, благодаря принципу «множественного взаимозаменяемого функционирования». Он состоит в том, что один и тот же конечный перцептивный (или поведенческий) эффект может быть обусловлен различными периферическими сенсорными (или поведенческими) эффектами, и наоборот. Между ними существует лишь статистическая связь. Поэтому организм должен уметь делать вероятностные оценки степени связи данного периферического эффекта с определенным внешним воздействием или центральным состоянием потребности, т. е. он должен уметь «считать вероятности» и производить статистические выводы. 3. В силу всего этого психологические законы могут носить вероятностный характер. При этом Брунсвик подчеркивал, что такой характер психологических законов не отменяет их научной значимости, так как вероятностные законы не менее объективны, чем строго детерминистические3 .
.
Другим источником возникновения этого нового направления явилась теория информации, в контакте с которой проходило развитие мировой психологии в 50 — 60-е годы. В .последнее время стало традицией давать несколько одностороннюю оценку этого периода, подчеркивая лишь отрицательные моменты этого контакта. Такой подход представляется неверным, поскольку психология вышла из этого периода не только с потерями, но и со значительными приобретениями: в психологии были поставлены новые проблемы, новую интерпретацию получили классические проблемы, были разработаны новые методы квантификации психических процессов, в психологию были введены новые понятия и категории, которые успешно работают в ней и в настоящее время. Именно в этот период в экспериментальную психологию была введена новая, количественно измеряемая экспериментальная переменная — неопределенность стимула (см. обзор — Леонтьев, Кринчик,1961). Эта переменная представляла особый аспект внешних воздействий — их стохастичность, их вероятностную организацию. Такой аспект внешней стимуляции не рассматривался в классической психологии, на что специально указывал Д. Бродбент на Международном психологическом конгрессе в 1957 г., говоря о методологическом «выходе» применения теории информации в психологии: «Бихевиористы использовали в качестве центральной переменной появление стимула в прошлом и настоящем. Гештальтисты рассматривали паттерн стимулов безотносительно ко времени его появления. Но никто из них не говорил о влиянии стимула, который мог бы появиться, но не появился» (цит. по: Garner, 1962, с.13).
Оперирование фактором неопределенности как экспериментальной переменной породило особое направление в современной психологии, посвященное изучению детерминации психических процессов стохастической структурой стимульных воздействий, изучению ее влияния на операциональную структуру когнитивных процессов и локализации этого фактора в микроструктуре информационного процесса у человека (см., например, Fа1mаgпе, 1965; Sternbеrg, 1969; Кrinchik, 1974; Фейгенберг, Журавлев, 1977).
Третьим источником формирования нового подхода к анализу поведения и психической деятельности явилась разработка стохастических моделей обучения (Еstes, 1950; Bush, Mosteller, 1951). Процесс обучения, формирования навыка (например, инструментального рефлекса) стал рассматриваться как стохастический процесс и само обучение — как некоторая функция от вероятности подкрепления случайно выбранного правильного действия. Такая интерпретация обучения вызвала к жизни новый цикл исследований так называемого «вероятностного обучения», где предметом анализа стала способность животного и человека правильно отображать, оценивать и использовать частоту подкрепляющих событий. С развитием этого направления акцент сместился от процессов формирования навыка к изучению точности оценки и эффективности использования человеком субъективного отображения вероятностной структуры случайной последовательности событий (Jones, 1972). Возникла проблема «человек как интуитивный статистик». Разработка этой проблемы включает в себя исследование, способности непосредственно (без счетных операций) оценивать относительную частоту событий, различать разные по вероятностной структуре последовательности событий, решать вероятностные задачи, производить статистические выводы (Реtегsоn, Веаsh, 1967).
Поскольку в теории вероятности разработаны оптимальные методы описания неопределенной среды и процедуры ее оценки, решения человека сопоставляются в этих исследованиях с решениями «идеального статистика». Из этих исследований прикладная психология может черпать нормативные данные, касающиеся статистических оценок, производимых человеком, а также сведения об особенностях решений человека по сравнению с решениями, предписываемыми теорией вероятности и статистикой. Не случайно поэтому исследования интуитивной статистики носят часто явно выраженную практическую направленность: либо сами они проводятся как инженерно-психологические испытания на специальном контингенте испытуемых (Robinson, 1964), либо результаты этих исследований позволяют давать практические рекомендации.
Четвертым источником «стохастических» исследований в психологии явилась разработка психологического варианта статистической теории принятия решений (Edwards, 1954), которая стала инструментом исследования математического описания процессов принятия решений (решения диагностических задач) в условиях неполной информации (см., например, Эдвардс, 1964).
Наконец, применение статистической теории принятия решений к психофизическим проблемам привело к разработке психологической теории обнаружения, сигналов (см., например. Светс и др., 1964), которая также составляет один из источников «стохастической» психологии. Ее применение в психофизике совершенно по-иному поставило проблему порогов чувствительности: определяющим является не разрешающая способность «приемников» в рецепторе, а тот статистический критерий сигнала, которым пользуется перцептивная система, решая вопрос о принадлежности данного стимула к полезному сигналу. Механизм «статистического решающего устройства» используется довольно широко в современной психологии для построения статистических моделей различных психических процессов (см., например, Smith, 1968; Audlеу, 1973).
Этот совсем краткий ретроспективный обзор источников формирования «стохастической» психологии был сделан для того, чтобы продемонстрировать направленность ее исследований на изучение различных аспектов поведения и деятельности человека в ситуации неопределенности. Кажущиеся на первый взгляд экзотическими и далекими от жизни, эти исследования на самом деле приобретают особый смысл и серьезное значение в свете тех важнейших практических проблем, о которых шла речь в этой статье.


Статья впервые опубликована в «Вестнике МГУ», Серия 14. Психология. 1979, № 3. С. 14-23.


Ye. P. Krinchik
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF WORK UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY

The author provides a theoretical analysis of psychological problems which arise when work is performed in uncertain situations, and makes an attempt to show practical necessity of studying them. The state of corresponding researches in the Soviet applied psychology is discussed; and the research tasks which are to be solved in order to effectively deal with the above mentioned problems are named. The article is concluded with a brief retrospective review of the roots of the «stochastic» studies widely performed nowadays in psychology throughout the world. The author believes that such studies may constitute the methodological and «normative» basis for the applied research of the human activity under conditions of uncertainty.


Литература


  1. Алкперов И. И., Мелкумян А. Н., Чарыева О. Психофизиологическая оценка напряженности труда операторов нефтеперерабатывающего завода в условиях нервно-эмоциональных нагрузок. — В кн.: Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М., Изд. Мин-ва здравоохранения РСФСР, 1974, с. 69 — 76.
  2. Бодров В. А., Генкин А. А., Зараковский Г. М. Значение статистической структуры при однозначно-детерминированном реагировании на сигналы двух видов. — «Вопросы психологии», 1966, № 6, с. 77 — 86.
  3. Браиловский Е. С., Левигурович Г. Психотехническое изучение профессии шофера. — В кн.: Гигиена и патология труда автоработников. М., 1930, с. 235 — 310.
  4. Грицевский М. А., Конопкин О. А., Стрюков Г. А. Анализ состояния ожидания в труде оператора химического производства. — В кн.: Психологические вопросы регуляции деятельности. М,, «Педагогика», 1973, с. 95 — 128.
  5. Грюн М. фон дер. Пленники стеклянных гробниц. — «За рубежом», 1973, 27 — 30 окт., № 23 (693), с. 22 — 24.
  6. Гуревич К. М. Психологические вопросы изучения профессиональной пригодности оперативных работников энергосистемы. — В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. IV. М., «Просвещение», 1965, с.3 — 22.
  7. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., Наука, 1970.
  8. Гуревич К. М., Матвеев В, Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. — В кн.: Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М., «Просвещение», 1966, с. 3 — 96.
  9. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора. — .«Вопросы психологии», 1971, № 3, с. 3 — 12.
  10. Зинченко В. П., Майзель Н. М., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора. — В кн.: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964, с. 120 — 137.
  11. Колмогоров А. Н. Замысел «стохастической теории обучения». — «Природа», 1966, № 7, с. 88 — 89.
  12. Конопкин О. А. Зависимость скорости приема информации человеком от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы. — В кн.: Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М., «Просвещение», 1966, с. 195 — 218.
  13. Котелова Ю. В., Нейфах А. А. Опыт рационализации производственного обучения аппаратчиков механизированной химической промышленности. — В кн.: Психологические исследования. М., Изд-во Моск. ун-та, 1968, с. 145 — 153.
  14. Кринчик Е. П., Киященко Н..К., Александрова Л. Н., Оше В. М. К вопросу об оценке оператора по устойчивости к неожиданным событиям. — В кн.: Психологические исследования. М., Изд-во Моск. ун-та, 1968, с. 101 — 109.
  15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977.
  16. Леонтьев А. Н., Кринчик Е. П. О применении теории информации в конкретно-психологических исследованиях. — «Вопросы психологии». 1961, № 5, с. 25 — 46.
  17. Леонтьев А. Н., Кринчик Е. П, О некоторых особенностях переработки информации человеком. — «Вопросы психологии», 1962, № 2, с. 14 — 25.
  18. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., «Радио», 1963.
  19. Ломов Б. Ф. Инженерная психология в СССР. — В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., «Наука», 1967, с. 3 — 57.
  20. Максимова О. Ф., Коптева Л. П. О графиках сменной работы на тепловых электростанциях. — В кн.: Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М., Изд. Мин-ва здравоохранения РСФСР, 1974, с. 98 — 99.
  21. Милерян Е. А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. — В кн.: Очерки психологии труда оператора. М., «Наука», 1974, с. 5 — 82.
  22. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924.
  23. Небылицын В. Д. К изучению надежности работы человека- оператора в автоматизированных системах. — «Вопросы психологии», 1961, № 6, с. 9 — 18.
  24. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию. — «Вопросы психологии», 1969, № 5, с. 60 — 68.
  25. Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М., «Энергия», 1965.
  26. Романов Н. А. О возможности контакта между теорией вероятности и учением акад. И. П. Павлова об условных рефлексах. — «Доклады АН СССР», 1935, т. 1, с. 193 — 200.
  27. Рубахин В. Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л.. «Наука», 1974.
  28. Светс Д., Тэннер В., Бердзалл Т. Статистическая теория решений и восприятие. — В кн.: Инженерная психология. М., «Прогресс», 1964, с. 269 — 335.
  29. Стрюков Г. А,, Грицевский М. А. Психофизиологическая характеристика деятельности оператора автоматизированного химического производства. — В кн.:
  30. Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М., Изд. Мин-ва здравоохранения РСФСР, 1974, с. 53 — 64.
  31. Уолтер Г. Живой мозг. М., «Мир», 1966.
  32. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга. — «Вопросы психологии», 1963, № 2, с. 59 — 67.
  33. Фейгенберг И. М., Журавлев Г. Е. (ред.) Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., «Наука», 1977.
  34. Эдвардс У. Динамическая теория решений и вероятностная обработка информации. — В кн.: Инженерная психология. М., «Прогресс», 1964, с. 161 — 191.
  35. Audleу R. J. Some observations on theories of choice reaction time: Tutorial review. — In: S. Kornblum (Ed.). Attention and Performance IV. N. Y. — L., «Academic Press», 1973, p. 509 — 545.
  36. Bush R. R„ Mosteller F. A mathematical model for simple learning. — «Psychological Review», 1951, vol. 58, N 5, p. 313 — 323.
  37. Edwards W. The theory of decision making. — «Psychological Bulletin», 1954, vol. 51, N 4, p. 380 — 417.
  38. Estes W. К. Toward a statistical theory of learning. — «Psychological Review», 1950, vol. 57, N 2, p. 94 — 107.
  39. Falmagne J. C. Stochastic models for choice reaction time with applications to experimental results. — «Journal of Mathematical Psychology», 1965, vol. 2, p. 77 — 124.
  40. Garner W. K. Uncertainty and Structure as Psychological Concepts. N. Y. — L., 1962.
  41. Jones M. R. From probability learning to sequential processing. — «Psychological Bulletin», 1972, vol. 76, p. 153 — 186.
  42. Кгinсhik E. P. Probability effects in choice reaction time tasks. — «Perception and Psychophysics», 1974, vol. 15, N 1, p. 131 — 144.
  43. Lees F. P. Research on the process operator. — In: E. Edwards and F. P. Lees (Eds.). The Human Operator in. Process Control. L., 1974, p. 386 — 445.
  44. Petersоn C. R., Beach L. R. Man as intuitive statistician. — «Psychological Bulletin», 1967, vol. 68, N 1, p. 29 — 46.
  45. Postman L., Tolman E. C. Brunswik’s probabilistic {functionalism. — In: S. Koch (Ed.). Psychology: A Study of Science, vol. 1. N. Y., p. 504 — 562.
  46. Robinson G. H. Continuous estimation of time-varying probability. — «Ergonomics», 1964. vol. 7, N 1, p. 7 — 21.
  47. Smith E. E, Choice reaction time: An analysis of the major theoretical positions. — «Psychological Bulletin», 1968, vol. 69, p. 77 — 110.
  48. Sternberg S. The discovery of processing stages: Extension of Donders method. — In: W. G. Koster (Ed.): Attention and Performance II. — «Acta Psychologica», 1969, vol. 30, p. 276 — 315.

Комментарии
. 1 Насколько острой может быть реакция живого организма на действие одного только фактора неопределенности, выразительно демонстрирует Г. Уолтер в описании случая из своей исследовательской практики изучения условных рефлексов (Уолтер, 1966, с. 185, 186). В приведенном автором описании отчетливо выступает, во-первых, сильное неврогенное действие фактора неопределенности, вызывающее серьезный срыв в поведении и, во-вторых, наличие значительных индивидуальных различий в устойчивости к этому фактору и их связь с типологическими свойствами нервной системы.

2 Я пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить О. Г. Носкову, обратившую мое внимание на это исследование Мюнстерберга.

3 Вероятностный подход к пониманию поведения животного был независимо сформулирован в 30-х годах советским физиком Н. А, Романовым (Романов, 1935). идеи которого А. Н. Колмогоров оценил как «первый замысел стохастической теории обучения» (Колмогоров, 1966). Романов предложил И. П. Павлову идею вероятностной организации классического эксперимента с выработкой условного рефлекса в применения теории вероятности к учению об условных рефлексах.


Статьи автора

Количество статей: 7

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Е.П. Кринчик
Опубликовано: March 1, 1999, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 (гость) 06.06.2004 17:46

нормально

2 (гость) 06.06.2004 17:46

посвежее бы на эту тему! За это время взгляды на неопределленность порядком изменились, да и на соц психологию тоже?

3 (гость) 06.06.2004 17:46

Это можно использовать в рекрутинге

4 (гость) 06.06.2004 17:46

Хочу выразить Елене Петровне мою искреннюю благодарность за эту статью, которая явилась серьезной помощью в моей научной работе. С уважением Хасанов Григорий (аспирант) Почта8 Xasanov@ic.osu.ru

5 (гость) 06.06.2004 17:46

нет

6 (гость) 06.06.2004 17:46

Полезная публикация. Работаем в близкой области. Разработана компьютерная технология психодиагностики FreCho, основанная на приципах, близких к изложенным в статье. Аракадий Коган и Наталья Коган. kogan@c4.com

7 (гость) 06.06.2004 17:46

Продолжаем интересоваться и работать в областях, близких к сфере деятельности автора, но поменяли адрес. Аркадий и Наталья Коган. kogan_an@yahoo.com

8 (гость) 06.06.2004 17:46

Весьма благодарен за интересную статью

9 (гость) 06.06.2004 17:46

использую в диссертации, eov@glazov.udm.net

10 Павел Анатольевич (гость) 06.06.2004 17:46

статья великолепна, особенно если учесть , что речь идет о 1979 г.

11 по проблеме неопределенности (гость) 06.06.2004 17:46

Одна из немногих статей

12 (гость) 06.06.2004 17:46



13 Vinsent (гость) 06.06.2004 17:46

Vinsent очень рад!

14 Тим (гость) 06.06.2004 17:46

где формулы, графики, схемы?

15 Татьяна (гость) 06.06.2004 17:46

очень важная и нужная работа

16 Людмила (гость) 06.06.2004 17:46

Актуальность проблемы несомненна в настоящее время, инфрмация познавательна. Спасибо, желаю успехов

17 Harm (гость) 06.06.2004 17:46

Kruto!!!!!!!!!!!!!

18 Артем (гость) 06.06.2004 17:46

Елена Петровна, я думаю вам будет интересно прочитать диссериацию Самойлова В.В., которая есть у О.Н. Чернышевой или Т.С. Кабаченко. Эта дассертация посвящена управлению предприятием в условиях неопределенности. По сути ваша статья затрагивает серьезные проблемы, которые могут заинтересоватькак теоретика, так и практикующего менеджера по управлению персоналом.

19 Виталий (гость) 14.06.2004 23:43

Здорово! Я диплом тут на днях завалил по расщеплению мозга. Ну мало практической части (15 стр.), сам писал, так я решил по инженерке след. писать, и тоже завалить

20 BOLLEK (гость) 12.10.2004 14:29

ВСЕ ОК FOREVA


21 Darmoln 09.05.2005 16:19

Ну-у-у! Отлично.

22 Игорь (гость) 13.06.2005 22:19

Здравствуйт, коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с кем можно сотрудничать в вопросах оценки эффективности выполнения оперций трудовой деятельности. Особенно в условиях неопределенности!
С уважением, Игорь. filimonoff529@rambler.ru

23 ZMEYKA 11.04.2006 15:08

спасибо! интересная и познавательная работа. успехов в дальнейшем

24 xiaozheng6666 03.06.2017 04:43

2017-6-3 xiaozheng6666
http://nikeshoes.up-nike.com
http://www.pradaoutletstore.us
http://www.valentino-outlet.us.com
http://www.coachfactoryoutletonlinestores.us.com
http://www.ralphlauren-polo.me.uk
http://www.michael-korsoutletofficial.us.com
http://www.cheapjordans.name
http://www.nikeshoes.com.co
http://www.raybansunglassesformen.us.com
http://adidasyeezyshoes.adidassale.net
http://www.true-religionoutletstore.us.com
http://www.adidasyeezyshoes.name
http://www.pandorajewelry-outlet.us.com
http://www.oakleysunglasseswholesalee.us.com
http://www.polooutlet.us.org
http://www.cheapjordans-forsale.us.com
http://www.oakleysunglasseswholesaleonline.us.com
http://www.adidasyeezy-shoes.us.com
http://www.airjordan4.us
http://www.uggoutlet.name
http://www.cheapuggboots.name
http://www.mulberryhandbagsuk.co.uk
http://www.lunetterayban.fr
http://www.canadagoosejacketssale.us.com
http://www.christianlouboutin-uk.org.uk
http://www.poloralphlaurenfactorystore.us.com
http://www.truereligion-outletstore.us.com
http://www.michaelkorssoutletclearance.us.com
http://www.kate-spadeoutletstore.us.com
http://raybansunglassesoutlet.co-sunglasses.com
http://www.hermesbirkins.us.com
http://www.michaelkorsoutlet-clearance.com
http://www.mlbjerseys.net
http://www.giuseppezanottioutlet.us.com
http://www.kate-spadeoutlet.us.org
http://www.longchampoutletofficial.us.com
http://www.birkenstockoutlets.us.com
http://www.ralphlaurenoutletonlinestore.us.com
http://www.michaelkorsoutletclearancee.us.com
http://www.michaelkorsoutletofficial.com
http://www.mbtshoescheap.us.com
http://www.lebron-jamesshoes.us.com
http://www.canadagoosejacketss.com.co
http://www.coachfactoryoutletstoreofficial.us.com
http://www.nikeoutlet.com.co
http://www.michaelkors-outletofficial.us.com
http://www.nike-shoes.us.org
http://www.cheapjordansfor-sale.us.com
http://www.oakley-sunglassesclearance.us.com
http://www.katespadeshandbags.us
http://www.michaelkorsoutlet-online.in.net
http://www.oakleysunglasseswholesaler.us.com
http://www.fitflopsaleclearance.us.com
http://www.airjordan.us.org
http://www.mlbjerseys-wholesale.us.com
http://www.oakleysunglasseswholesales.us.com
http://www.oakleysunglassesss.us.com
http://www.ralphlaurenshirts.me.uk
http://www.michael-korsoutletfactory.us.com
http://www.fitflopssaleclearance.name
http://www.polo-ralphlauren-pascher.fr
http://www.adidasoutlet.com.co
http://www.christian-louboutinoutlet.us.org
http://nikeshoes.nike-com.com
http://www.fredperryoutlet.us.com
http://www.mbtshoesoutlets.us.com
http://www.raybanssun-glasses.com.co
http://www.cheapmlb-jerseys.us
http://www.coachoutletcoachoutletstore.us.com
http://www.yeezyboost350-v2.us.com
http://www.pumaoutletstore.us.com
http://www.michaelkorsoutlet-clearance.us
http://www.montblancpenss.com.co
http://www.montblancpensoutlet.com
http://www.coachfactoryoutletmiami.us.com
http://www.nikeshoesoutlet.us.com
http://www.ralph-laurenpolo.us.org
http://www.lacosteoutlet.us.org
http://www.adidasshoes.us.org
http://www.michaelkorsoutletshops.us.com/
http://www.pandoracharmsjewelry.org.uk
http://www.nhljerseyss.us.com
http://www.raybansun-glasses.com.co
http://www.mont-blancpens.us.com
http://www.nba-jerseyscheap.us.com
http://raybansunglasses.co-sunglasses.com
http://www.ralphlaurenpoloshirts.me.uk
http://www.canadagoose.name
http://www.ralphlauren-shirts.org.uk
http://www.poloralphlauren-uk.org.uk
http://www.oakley-sunglassesoutletonline.us.com
http://www.coachoutlet-clearance.us.org
http://www.christianlouboutin.com.co
http://www.ralphlaurenofficial.us.com
http://www.niketrainersnikeshoes.org.uk
http://www.fredperry.org.uk
http://yeezyboost.adidassale.net
http://www.cheapuggs.name
http://www.coachoutletonlinecoachfactoryoutlets.us.com
http://www.pandoraoutlets.us.com
http://www.christian-louboutinshoes.us
http://www.canadagooses.com.co
http://www.pandorajewelrycharms.us.com
http://polooutlet.amegov.com
http://www.michael-korshandbags.in.net
http://www.montblancpens-outlet.us.com
http://www.oakleysunglassesformen.us.com
http://www.oakleysunglassesfactory.us.com
http://www.oakleysunglassescheaps.us.com
http://www.coachoutletonlinecoachfactoryoutlet.com.co
http://www.ralphlaurenpolo-uk.org.uk
http://poloralphlauren.amegov.com
http://www.coachoutletonlinestoreofficial.us.com
http://www.mcmoutletonline.us
http://www.pandoraoutletstore.us.com
http://www.coachoutletcoachfactoryoutlets.us.com
http://www.fitflops-saleclearance.us
http://www.nikeoutletstorelocations.com
http://www.polo-ralphlaurenuk.me.uk
http://www.coach-outletonlineclearance.us.com
http://www.poloralph-laurenuk.co.uk
http://www.katespadeoutlet-store.us.com
http://www.ralph-laurenpolooutlet.us.com
http://www.edhardyclothing.us.com
http://www.coachoutleto.us.com
http://www.cheapraybans-sunglasses.us.com
http://www.canadagoose-outlets.com.co
http://www.airjordan-retro.us.com
http://www.michaelkorsoutletclearancehandbags.us.com
http://cheapraybansunglasses.co-sunglasses.com
http://www.michaelkorsoutlet-clearance.org
http://www.truereligionjeans-sale.us.com
http://www.michael-korsoutletstore.in.net
http://www.cheapuggboots.org
http://www.raybansunglassesonsale90off.us.com
http://www.adidasnmd-r1.us.com
http://www.asicsrunningshoes.us.com
http://www.canadagooseoutlet-store.com.co
http://www.ralphlauren-outletuk.org.uk
http://www.michaelkorsoutletonlinestore.us.org
http://www.cheapnfljerseys.eu.com
http://www.ralphlaurenoutlets.org.uk
http://www.ralph-laurenoutletuk.me.uk
http://www.coachfactoryoutletofficials.us.com
http://www.valentinooutlet.in.net
http://www.truereligionjeanss.us.com
http://www.coach-outletonlinecoachfactoryoutlet.us.com
http://www.longchampoutlet.us.org
http://www.michaelkorsoutletofficials.us.com
http://www.coachfactoryoutlet-coachoutlet.us.com
http://www.adidasoutlet.us.org
http://www.nike-shoes.us.com
http://www.poloralphlauren-uk.me.uk
http://www.polooutletralphlauren.us.com
http://www.polooutlet.name
http://www.fredperrypoloshirts.co.uk
http://www.michaelkors-handbags.in.net
http://www.coachoutletonlinesofficial.us.com
http://www.hermesbeltsoutlet.us.com
http://www.coachfactory-outlet.eu.com
http://www.michaelkorsoutlet-clearances.us.com
http://www.pradaoutlet-store.us.com


Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / психология труда и инженерная психология / Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности
Обновления сайта в формате RSS Обновления сайта через LiveJournal © Copyright Flogiston 1998-2008 . О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Еще в рубрике:

2Наталья Завоеванная
Особенности профессиональной готовности будущих педагогов


Наталья Коган
Как мы принимает решения, или что такое субъективная вероятность


8Е.П. Кринчик
Экзамен и психика. Восемьдесят лет спустя


4Оксана Елдышова
Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления.


3Оксана Елдышова
Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики


4Оксана Елдышова
Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации


4Оксана Елдышова
Профессиональное выгорание в помогающих профессиях


2Е.П. Кринчик
К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов


4Юрий Тукачёв
Критерии оценки профессиональной пригодности субъекта труда


Данияр Исмагилов
Центр развития карьеры как акмеологическая технология профессионального развития менеджеров предприятий


Юрий Тукачёв
Деструктивные изменения компонентов педагогической деятельности в процессе становления профессионального опыта


2Юрий Тукачёв
Проспектированная модель профессиограммы ремесленника-предпринимателя


3Е.П. Кринчик
Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ


3Юрий Тукачёв
Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога


Юрий Тукачёв
К вопросу о психологической службе промышленного предприятия


Юрий Тукачёв
Из страниц истории развития психотехники на Урале (20-е годы XX в.)


8Юрий Тукачёв
Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований


7Юрий Тукачёв
Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования


17Е.П. Кринчик
К вопросу о психологической подержке профессионального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ


19К.В. Ганов
«Адаптация работника к рабочему коллективу.»


27Н.Р. Хакимова
Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения


24Е.П. Кринчик
Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности

Поиск