Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд

Автор: Шабельников В.К
Опубликовано: April 23, 1999, 12:00 am
Оценка посетителей сайта:  7.00  (проголосовало: 3)
    Любая теория, идея или концепция являются частью образа мира их авторов. Для психолога совершенно ясно, что теория, как образ мира, связана с организацией деятельности авторов и сторонников этой теории. Последователь А.Н.Леонтьева постарается определить направленность теорий на реализацию определенных мотивов, ученик П.Я.Гальперина может рассмотреть рассогласование деятельности теоретика „по второму типу ситуаций“, где образ мира возникает как „запасное поле“ для ориентировки деятельности при ее неуспехе. Теория — это не просто отражение, а отражение, заменяющее реальность для выстраивания конкретной деятельности. Содержание образа зависит от функции ориентировки деятельности, от рассогласования между схемой действия, с одной стороны, и ситуацией действия, с другой. Любители З.Фрейда могут определить в научных концепциях подсознательные мотивы и комплексы, а сторонники К.Юнга раскроют архетипы, проявившие себя в идеях и взглядах авторов теорий. Имея такое богатство психологических методологий, мы можем увидеть более глубокие основания теоретических споров и построений, чем их видят сами участники научных дискуссий. Все это вполне может быть применено и к концепциям психологии.

Субъективные мотивы психологических концепций.

     Можно сколь угодно спорить о том, действует ли „внешнее через внутреннее“, как считал С.Л.Рубинштейн или субъект психики сам по своей логике строит образы, как считал А.Н.Леонтьев. Но сегодняшний психолог должен постараться выяснить мотивы этой дискуссии: почему А.Н.Леонтьев строил именно „такую“ теорию, утверждал идентичность строения внешней и внутренней деятельности, говорил о интериоризации и экстериоризации, а С.Л.Рубинштейн отрицал эти теоретические образы и строил иные? Ведь за их концепциями стояли реальные механизмы возникновения этих концепций, реализовались живые человеческие мотивы.

     А.Н.Леонтьев создает теорию восприятия, резко отличающуюся от ленинской „теории отражения“. У Леонтьева образ конструируется по субъектной логике деятельности, что у Ленина всегда вызывало агрессивное „теоретическое“ неприятие. Ленинские мотивы понятны. Если образ не есть прямая копия реальности, а зависит от субъекта, то очевидно, опасно разрушать мир, исходя из состояния своего образа мира. Тогда следует искать корни отрицания общества в организации самого отрицающего субъекта.

     А.Н.Леонтьев хочет отстоять субъективность индивида. Но для этого он делает парадоксальный ход. Он критикует закон „специфических энергий органов чувств“ И.Мюллера именно за подтверждение факта субъективности ощущений. Хотя факт зависимости ощущения от того органа, который получает импульс энергии, вряд ли можно опровергнуть. А как же иначе, если качество ощущения воспринимается лишь в центральной зоне анализатора, а всякое воздействие, независимо от характера импульса, преобразуется в электро-химический ток по нерву. Все многообразие модальностей ощущений возникает на основе либо электро-магнитных импульсов (свет, тепло, вкус, запахи), либо механических вибраций (звуки, осязание). Многобразие чувств определяется сложностью субъекта, а не многообразием воздействующих стимулов. Богатство наших чувств определяется проблемами регуляции нашей деятельности.

     Критикуя И.Мюллера, А.Н.Леонтьев защищает себя от критики, за позиции, близкие к Мюллеру. В концепциях и текстах А.Н.Леонтьева скрыто множество логических трюков и подтекстов. Надо было суметь получить Ленинскую премию за теорию, противостоящую позициям Ленина. А нам нужно уметь видеть за теоретическими построениями живые человеческие хитрости.

Противостояние психологии и науки. Амбиции науки.

     Психологический подход позволяет нам оценить не только мотивы теоретизирования, но и принципы построения теорий, выраженные в науках. И здесь мы сразу оказываемся в оппозиции к большинству тех взглядов и требований к построению теорий, которые положены в основу научного теоретизирования. Ведь знаменем и кредо науки является устранение субъективности, стремление представить идеи и концепции как „истинно объективный“ взгляд на реальность. Поэтому изложение теорий в науке исключает раскрытие тех сомнений и переживаний, которые предшествовали построению теорий. Ученый излагает теорию как строгое и завершенное построение абстрактного ума. Он старается полностью скрыть субъективность своих построений, мотивы и эмоции, наполнявшие процесс и содержание теоретизирования.

     Следует заметить, что такое „объективное“ теоретизирование характерно именно для западной европейской цивилизации. И сама наука, как социальная, регламентированная принципами деятельность, является порождением этой цивилизации. Научная деятельность как таковая возникла на основе мотивов овладения миром, покорения природы умом и волей человека. Эти мотивы развивались в религиозном мироощущении. Иудаизм и христианство представляли человека подобным Богу- творцу, а мир — созданным волей Бога, слишком похожего на человека. Ценности овладения миром, покорения природы волей человека не принимались восточными религиями. Они непонятны индуизму, даосизму или буддизму. Они слабо восприняты исламом. Научная деятельность и сегодня импортируется на Восток вместе с ценностями западной цивилизации.

     Научные концепции формировались на мотивах покорения мира. От агрессивной практики завоевывания рынков и территорий наука получала и получает материальную поддержку. Научная деятельность достаточно амбициозна в своих мотивах. Ученый стремится с помощью своей логики и своих концепций максимально овладеть всем, что берется исследовать. Либо мир покоряется технологии науки, либо эта технология признается негодной. Тогда на смену слабой логике и концепции приходит более мощная, отвечающая максимальным претензиям на умственное овладение миром. Так проникали в сознание людей концепции Н.Коперника и А.Эйнштейна, З.Фрейда и Ж.Пиаже, вытестнявшие теории своих предшественников, Схемы науки явились интериоризацией европейских акций покорения природы, материков, социальных и физических процессов.

     Покорительные, амбициозные мотивы отразились на многих базовых идеях и принципах науки. К ним прежде всего нужно отнести логику атомизма и материализм в форме сенсуализма. Здесь обосновывалась сама возможность покорять и властвовать. Сенсуализм придавал статус реальности только тому, что имело возможность предстать перед ощущениями и отрицал реальность неощущаемых явлений. Право объектов на существование было поставлено в зависимость от способности людей воспринимать эти объекты. Человек заявил себя Богом, от способности которого что-либо ощущать зависело само признание реальности вещей. Такие амбиции были абсолютно чужды восточной мудрости, всемерно подчеркивающей ограниченность прямого восприятия вещей.

      Атомизм же позволял объявить началом и основой мира не Бога, дао, дух или что- либо еще безмерное и не покоряемое, а маленькие атомы. Все сложное объяснялось простым, а овладеть простым было нетрудно. Это открывало европейцам оптимистические надежды на возможную власть человека над природой. Атомизм представляет формирование предметов по аналогии с конструированием вещей человеком. Из простых и непритязательных деталей составляется весь мир. Из отдельных молекул синтезируется живой организм. Здесь нет фатальной логики саморазвития целостности мира. Предполагается, что в принципе из элементов человек сможет конструировать все, что угодно: клонировать людей, строить „светлое“ будущее общество, управлять природой. Все сложное создается из малого, а над малым источником люди могут властвовать в роли управляющего богоподобного субъекта.

     Так же и вечная война материализма и идеализма практически не может быть понятна, если не видеть в ее основе мотивацию. Понятие „материя“ у В.Ленина мало чем отличается от гегелевского „абсолютного духа“ или восточного „дао“, кроме одной прибавки: „и дается нам в наших ощущениях“. А в остальном — характеристика „духа“ и „материи“ сходная. Это реальность, „вне нас и независимо от нас порождающая мир в своем развитии“. Но именно вопрос о том, „дается“ ли материя в ощущениях или нет, задает нам позицию по отношению к миру. Можем ли мы его полностью взять и покорить, или мы слабы и неспособны? Можем ли мы разрушать мир „до основания“, а затем воссоздавать его по нашим планам? Это вопрос мотивации и амбиции, вопрос покорности или нахальства.

     В теориях материализма и идеализма можно проводить исследование детского „эдипова комплекса“ с разной формой претензий философов на овладение „матерью“, можно видеть то, что определяется мотивами философа, связанными с формированием стремления к власти или, наоборот, склонностью к сохранению мирового порядка. Любопытно заметить, что, согласно наблюдению ряда прихологов, у многих восточных народов „эдипов комплекс“ не формируется в силу особой организации семьи. Как-то своеобразно это согласуется с отсутствием в восточной культуре споров между „материализмом“ и „идеализмом“.

Отличие строения деятельности на Западе и на Востоке.

      Характер теоретических образов определяется особенностями базового разрушения внешних оснований деятельности. Образы формируются как органы стабилизации схем деятельности (П.Я.Гальперин). При теоретизировании ведущим моментом является либо стабильность, либо внутренняя нестабильность социальных систем, детерминирующих организацию деятельности. Деятельность человека развертывается как процесс в интерпсихическом пространстве социальной системы (Л.С.Выготский). Логика и структура деятельности задаются этим пространством, отражают особенности его организации.

     Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях. Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов, которые получали от природы легкую добычу и разрушали ее своим безмерным потреблением. Экологический кризис становился основой неуспеха традиционной жизни этноса. Затем следовали миграции, войны, смешение народов, разрушение прежних социальных структур. Именно смешение народов приводило к взаимной рефлексии их культур, к переходу от внешних форм агрессии общества к самоагресии, к развитию рефлексивной культуры, науки и психологии.

     В Азии условия жизни определялись более жесткой и трудоемкой природной средой. Эти условия требовали оберегания природы, не привлекали захватчиков и мигрантов, требовали сохранения традиций деятельности и сложных иерархизированных структур общества. Люди здесь сохраняют свои жесткие связи с обществом, не стремятся к индивидуальной организации деятельности. В религиях отсутствует стремление сравнивать себя с Творцом мира. Здесь нет благоприятных условий для развития рефлексивной культуры и проявления амбиций творческого овладения миром.

     Западные психологи создали упрощенные представления о строении деятельности человека. Эти представления применимы к деятельности лишь одинокого индивидуалиста-мигранта. Человек якобы действует в направлении удовлетворения своих потребностей. Мотив есть предмет потребности исполнителя действия (А.Н.Леонтьев). Эти представления возникли уже как продукт разрушенного общества. В разрушенном социальном пространстве деятельность может развертываться по логике отдельного человека, реализует потребности индивида, выполняющего эту деятельность. На Востоке деятельность и действия выполняются людьми в плотном многоуровневом „интерпсихическом“ пространстве. Функции исполнителей действия, потребителей, координаторов, оценщиков или объектов потребностей распределены между многими людьми. Субъектом организации действий, и тем более деятельности, является не отдельный индивид, а целая группа, живой социальный организм. И энергия мотивации, и логика развертывания деятельности определяются этим нелокальным организмом.

Отличие базовых представлений о мире.

     Идея индивида как субъекта деятельности — это европейская идея, западная по происхождению. В Азии субъектом деятельности обычно выступает целостная родовая группа. Более того, эта группа тоже не чувствует себя субъектом, почитая как субъекта жизни природу, „дао“. Можно считать, что реальным субъектом всего является целостный космос. Люди действуют как часть космоса, природы, стремятся плотно сливаться с этим великим субъектом и не претендуют на покорение его и свою локальную субъектность. Индивид всегда — соучастник действия.

     Целый ряд позиций в научных теориях связан с противостоянием восточного и западного мировоззрений. Так, можно сразу выделить ассимилятивный способ понимания мира на Западе и аккомодативный на Востоке. Западный человек стремится для понимания явления разместить его в своих умственных схемах и категориях, начать использовать предмет по логике своих действий. Восточный человек (китаец, японец, частично мусульманин) старается при понимании объекта уподобить себя его логике и движению, стремится воспроизвести своими психическими процессами логику понимаемого. Активное стремление захватить и применить характерно для понимания европейца. Подстраивание к объекту — для азиата. Опыт покорения природы на Западе или же опыт приспособления деятельности к требованиям природы на Востоке. Бунт личности или же социальная покорность.

     Мышление развивается как способ решения противоречий, возникающих в системе образов мира. Рассогласование образов, „плохие гештальты“ заставляет западного человека размышлять, строить концепции и конструкции, „наводить теоретические мосты“ между компонентами образа с помощью логики речи и общественных понятий. Слово для европейца — Бог. Это Логос древних греков, одновременно слово и закон мира. „Вначале было Слово“ и у иудеев, и у христиан. Научные концепции строятся на основе „устойчивых“ понятий, требуют логической стройности и не позволяют многозначности и размытости словесных конструкций и понятий.

     Иначе решается противоречие образов у восточного человека. Здесь изначально нет доверия к слову, поскольку слово многозначно и зависит от ситуации, от состояния слушателя. Слушателю говорится так, как он может понять, и от самого слушателя зависит, что же понимается им из слов. Поэтому слова не могут быть устойчивыми конструкциями ума. Образы текучи, они всегда „интерпсихические“. Зачем их фиксировать в тексты? Ни суфии, ни индийские и китайские мудрецы не стремились записывать свои идеи. Логика мысли всегда была порождением конкретной ситуации, и только в ней имела смысл.

     Появление мысли связано с напряжением от противоречия образов. В восточной культуре противоречие образов обычно решается не выстраиванием согласующих образы теоретических конструкций, а девальвацией образов и снижением уровня субъектности человека. Ведь человек — только частный и временный субъект, а реальный субъект всего — это мир, дао, космос, природа. Если у вас есть противоречие чувств или взглядов, то лучше от них полностью отказаться и отдать решение судьбе или тому субъекту, который реально организует твою жизнь. Один из способов решения проблем — это медитация, уход от образа, расширение пространства образов с уходом от плохой реальности. Или покорное ожидание решения по типу аккомодации и согласия. Поэтому построение научных теорий и стабильных концепций — вовсе не в логике восточного решения проблем. Все такие конструкции оказываются эфемерными и относительными к моменту. Конструирование, фиксация и навязывание своих теорий — это сладкий самообман самовлюбленных шизоидов. Беседа с самим собой.

     Типичное отличие западных и восточных теорий — это атомизм и холизм. Для западного человека, претендующего на свою субъектность, атомизм дает уверенность во власти над миром. Восточному человеку странно исходить в понимании природы из отдельных маленьких элементов. Он всегда ощущает присутствие невидимого целого, к чему он причастен. Глупо верить в изначальную самоорганизованность отдельного элемента мира.

     Мудрость восточных философов учит не верить видимости вещей, искать за вской видимостью нечто неявное. Антисенсуализм можно считать одной из особых ценностей Востока, жемчужиной всех наставлений, притч и афоризмов. Только глупый человек опирается на видимость вещи. Мудрец видит относительность образа. Субъективность и психологичность всякого теоретизирования — это обязательная компонента восточного понимания концепций. Для современной научной психологии — это еще только осваиваемая методологическая схема анализа концепций.

     Восточно-западный вектор противостояния невозможно соотнести с локальной геогрфической границей. Речь здесь может идти именно о векторе направленности мировоззрения. Противостояние запад-восток заметно и в европейских классических научных дискуссиях. В 17-19 веках английские философы и ученые утверждали более атомистические и сенсуалистические позиции, а немцы, наоборот, излагали более восточные взгляды на целостность духа и деятельности. Для Гегеля, Шеллинга и Шопенгауэра целостность духа и мировой субстанции была более значима, чем локальный атомизм. Если для англичан проблема целостности их социума решалась четкими границами их острова, то для немцев всегда существовала угроза их рассыпания на отдельные земли. Идея целостного духа витала над ними от Гегеля до Гитлера. Концепции немцев более холистические и менее сенсуалистические, а концепции Локка, Юма или Беркли атомистичны и сенсуалистичны даже в субъективном идеализме. Дискуссия физика А.Эйнштейна и школы копенгагенских физиков Н.Бора тоже выражает вектор „восток-запад“. Эйнштейн считал, что следует рассматривать частицы как порождение целостных полей, а Бор считал, что исходить нужно из локальных частиц, порождающих физические поля.

     В психологии дискуссия московской и ленинградской школы тоже идет по вектору „запад-восток“. Питерцы — более верные последователи сенсуализма, атомизма и прочих западных позиций. Они понимают психику через отдельные ощущения или рефлексы и их комбинацию. Это и В.М.Бехтерев, и Б.Г.Ананьев. В концепциях ленинградских психологов, обычно индивид определяет своими взглядами строение деятельности и общества. В московской школе развивается идея нелокальной деятельности как основы психики. Л.С.Выготский указал на возникновение „интрапсихического“ из „интерпсихического“ и развил концепцию социальной детерминации психики, что вполне понятно восточному человеку, живущему в этом „интерпсихическом“ поле. Питерская позиция несет стремление к равенству, независимости и индивидуализму, что характерно и для американецев, воюющих „за свободу личности“. Москва же несет на себе подсознательную ответственность за сохранение целостности России. Холизм и образы объединяющего духа московским психологам ближе, чем атомизм.

     Естественное возникновение теории обычно идет от неясного образа к постепенной его дифференциации, с выделением компонентов образа, узлов и связей. Строгая система понятий возникает только на конечных стадиях организации теории. Но требования западной методологии теоретизирования определяют противоположный путь изложения логики. От определения и заданности отдельных понятий как элементов теории — к конструированию целой концепции из этих элементов. Требования научного теоретизирования создают противоположность естественной логике возникновения теории. Следование принятой логике атомизма? Или стремление скрыть субъективную логику конструирования теории? Западный теоретик старается подать свою теорию не как естественное порождение частной социальной детерминировавшей ситуации, а как априорное произведение, имеющее почти сверхестественное происхождение. Получено непосредственно от Бога.

     Психологи избегают излагать свои теории как ситуативные порождения субъективного ума и детерминирующих психологических процессов. Как должны в принципе строиться психологические теории? Следует ли далее избегать раскрытия мотивационной детерминации теоретических образов и представлений? Следует ли далее подыгрывать научным правилам изложения концепций, с запретом на рефлексию и раскрытие психологических механизмов порождения этих концепций? Или нам пора раскрывать истинную логику организации концепций как субъективных образов мира, детерминированных мотивами и жизненными проблемами авторов и потребителей теории?

     Не начать ли психологии осваивать в своем теоретизировании опыт организации деятельности и образов в восточных культурах? Не просто излагать восточные позиции как экзотические и странные, а осмыслить природу нелокальных систем организации образов мира, функционирующих в восточных структурах деятельности, где никто не является индивидуальным субъектом, где деятельность и образы текут в „интерпсихическом“ пространстве коллективного субъекта.


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Шабельников В.К
Опубликовано: April 23, 1999, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Тасминский Анатолий (гость) 06.06.2004 17:46

Вы - истинный "гальперианец". Спасибо.

2 Алёна Ш. (гость) 06.06.2004 17:46

Спасибо Вам В.К. - что были и есть

3 студент ИП РГГУ (гость) 06.06.2004 17:46

Шабельников for ever!!!

4 Максим (гость) 06.06.2004 17:46

хорошая тема, почему она там мало освещается??

5 Peony (гость) 06.06.2004 17:46

Обожаю В.К. Шабельникова

6 Peony студентка ИП РГГУ (гость) 06.06.2004 17:46

Действительно Вас обожаю, Вы - лучший

7 (гость) 06.06.2004 17:46

avtor gluboko i shiriko vzgljanul na problemu

8 ayan (гость) 06.06.2004 17:46

Статья хорошая.Я из Алматы,бывш. студент автора

9 Ахметгалеева Зульфия Мансуровна (гость) 06.06.2004 17:46

Уважаемый Шабельников В.К., мне кажется вВашей статье достаточно откровенная критика западного мышления, даже как-то обидно стало за европейцев, хотя мне более присуща восточная точка зрения. Ваша статья разрушила мои представления о понятии психического здоровья человека, ведь если в западной традиции одним из таких признаков можно считать интернальность, то в восточной - люди экстернальны и живут в гармонии с миром. Извините, но на исследовании локуса контроля как показателя психического благополучия построен мой эксперимент ~) .

10 Евгения (гость) 06.06.2004 17:46

Уважаемый, Шабельников В.К. На будущий год я имею честь быть вашей студенткой. У меня скопилось много вопросов для Вас. В этом мире много непонятного и не исследованого. Надеюсь, что мы с Вами найдем общий общий язык. До встречи в 2004-м году в одном из филиалов РГГУ. Студентка 3-го курса.

11 Олег (гость) 20.03.2005 04:43

Уважаемый, Шабельников В.К.
Вы рассуждаете о об интерпсихическом пространстве колективного субъекта в восточных культурах, предлагаете обратить внимание на Казахстан?
Следуя логике Вашей статьи можно предположить что, мотивом вашего теоретизирования может быть неосознаваемая настольгия по родине. Есть такая пословица « где родился там и сгодился» но это не про Вас. Вы в россии преподаете студентам психологические теории российских и зарубежных авторов, в интернете обвиняете этих авторов в применении «живых человеческих хитростей». Вопрос : Вы с кем? И какие знания вы можете передать студентам? Вы передатчик и критик субъективных теорий? Давайте поищем на востоке!
Пустое все пустое…………………………………. :(


12 К.Моисеев (гость) 27.04.2005 18:01

Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись. Примитивная географическая дихотомия несколько достает при чтении работы. Идея индивида как субъекта деятельности — это такая же азиатская идея. Как не странно но в Китае наиболее популярный не китайский философ — Дьюи, а взгляды Кун Цзы в рамках предложенной дихотомии скорее ближе к индивидуализму (См. соотв. китаеведов). Компенсировать собственную, а так же и собственных учителей неспособность порождать внятные и расчлененные тексты указанием на особый путь — странно. Учителей можно понять, это следствие их тяжелой судьбы. Но они умели писать внятно и аналитически. Заумный Рубинштейн в 1935 был прост и понятен — пока его не обломали, так и Леонтьев, когда он пишет о экспериментах внятен, когда теоретизирует — нет. Только в те годы теоретизировать в психологии это дергать тигра за нефритовый

13 К.Моисеев (гость) 27.04.2005 19:05

стержень. Он умел (научили) писать так. Вы говорите что так выкручиваясь и извращаясь писать должно и нужно. Это некий особый путь. Это особый путь, но ведет ли он куда нибудь.
Долг нашего уважения к учителям понять, экспериментально проверить и внятно и расчлененно изложить то, что они хотели сказать. Возмо жно ли это — несомненно.
Кстати, в сопоставлениях автор глубоко передергивает карты. Сравнивая несравнимое. Странно сравнивать восточные притчи и западные трактаты. Уместнее западные притчи (Монтень, Ларошфуко и мн. др) сравнивать с восточными, а трактаты с соответствующими трактатами. Увы, тогда индивидуалисту Маккиавели придется сопоставить китайских легистов, а Канту и Гегелю — Кун Цзы.
Врет автор и по мелочам. Боровский Копенгаген просто восточнее географически Цюриха Эйнштейна. В Англии есть свои холисты и спириты, а в Германии как и в России собственные аналитики. Венский кружок, Фреге, Гумбольд, Гилберт, Кант, Вундт лишь малая часть немецких аналитиков. В России Троицкий, Челпанов и тд.
Алогизм отечественной традиции — общее место. Но это ложь. Опыт изучения логики в России с 12 века, мы уже имели и конспектировали учебник Аристотелевской логики. В 17 веке на русском все по логике что и на Западе и уже самостоятельные логические сочинения.



14 Валерий (гость) 03.06.2005 22:57

Статья лично для меня оказалась очень интересной, хотя и пробудила ощущение «маловато будет». Тема, несомненно, достогйная внимания, тем более что Россия простирается и на Запад, и на Восток. С удовольствем прочел бы монографическую работу на эту тему, если такая есть.
Пара слов о высказывание К. Моисеева. Приятно видеть попытку оппонирования, но содержание позиции, мне лично, несовсем понятно.

15 Никита и Петрович (гость) 15.12.2005 00:52

Идиотизм. Хрень полнейшая!!!!

16 Олег Алексеевич (гость) 30.03.2006 11:57

Такого целостного понимания природы психики человека более нигде не втретил. Я восхищаюсь Вами. Жду с нетерпением Ваших новых книг!

17 don tem (гость) 27.04.2006 10:46

Teoriya wospriyatiya prirodi NATUR lejit glubje na bessoznatelnom urowne,i religii ne wlijajut tak, kak rasdelil awtor.poklonenie i strax pered Prirodoj bil wezde odinakowo welik.

18 bodhisattva 10.05.2006 03:34

Всегда восхищался Вами и восхищаюсь по сей день!

19 Силантьева Татьяна (гость) 15.06.2006 01:15

Спасибо, наконец поняла, что такое мета-психология, психология порождения психологических теорий.На мой взгляд как раз ситуация противоположна описанной вами.То есть, зачастую, субъект признается пассивно воспринимающим детерминирующим его событиям, а не активно определяющим свою жизненную позицию.

20 Anna (гость) 22.08.2006 21:08

Прекрасно, что есть люди, столь тонко понимающие суть вещей. Счастлива быть знакомой с Вами.

21 Anna (гость) 22.08.2006 21:10


Прекрасно, что есть люди, столь глубоко понимающие суть вещей. Счастлива быть Вашей ученицей.

22 Алиса (гость) 26.09.2006 13:30

Виталий Константинович, очень жаль, что книги Ваши достояние только «Кинтавра» РГГУ. Сколько ведь человек до сих пор ходит зомбированных марксизмом и прочим. Подумайте над распостранением хотябы «Функциональной психологии», надо же отрезвлять народ! :)

23 юлька шпулька (гость) 10.11.2006 11:16

как мне написать научно- иследавскую работу по психологии?

24 Юра Шабельников (гость) 16.09.2007 16:41

Как можно связаться с автором…?

25 Cool_Water (гость) 11.01.2008 18:35

Виталий Константинович… Как приятно видеть его на страницах интернета, а на следующий день сдавать ему экзамен :D
Выдающийся человек, очень его уважаю.

26 Юлия (гость) 19.01.2008 13:12

Очень хочется почитать книги Шабельникова, но в магазинах их нет и в инете только несколько статей и всё.
Кто-нибудь может посоветовать где найти , например, Психологию Души.
Спасибо

27 intriga8888 (гость) 18.06.2008 18:01

ох…надеюсь то что я узнала из статьи мне поможет сдать Виталию Константиновичу экзамен…

28 Амарант (гость) 25.09.2008 10:15

Я уважаю Виталия Константиновича и его труд ,но я ненавижу культурологию к которой я готовлюсь по этой статье!!!

29 Изакова Айжан (гость) 26.09.2008 16:19

Здравствуйте! Ваши статьи, книги создают для меня именно те условия или ситуации в которых мне просто необходимо воспринимать и переживать по особому свою жизнь, свою работу. Это проявляется в том, что те смыслы жизни ктороые были, ими же и остаются, но становятся какими-то насыщенными, может даже окрашенными в другие эмоции. Каждый мой подвиг прочитать еще и еще раз Ваши работы завершаются выявлением новой грани восприятия мира.
Теоретик не должен давать завершенные, открытые, прямые формулы прохождения пути решения вопроса. Должен быть некий код в содержании теории, соответствующий времени и истории, который интересно и нужно декодировать, и каждому читателю по-разному, приводящие к открытиям и движению мысли.
СПАСИБО. С уважением и любовью Изакова А.

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / общая психология / Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд
Еще в рубрике:

2Юрий Тукачёв
500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic)


1Беляев Сергей Александрович
Разработка и стандартизация методики «уровень эмоционального интеллекта»



Жизнь Льва Марковича Веккера


3Серов Николай Викторович
Хроматическая интерпретация понятий «архетип» и «гендер»


Оксана Елдышова
Самоуважение как компонент Я-концепции


31В.Е. Клочко
Психосинергетика: настоящее и будущее психологии


16Греченко Татьяна Николаевна
Концепции Памяти


41Екатерина Орел
Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики


2Алексей Корнеев
Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма


98Шмелев Александр Георгиевич
Почему хромает математическая подготовка студентов на факультете психологии и нуждается ли кто-нибудь в переменах?


8Юрий Тукачёв
60-летию Великой Победы посвящается …


7Б. И. Беспалов
Типы и стили психологического мышления в связи с критериями научности психологических теорий


4Г.Ж. Акылбаева
Особенности чувствительности к проблемам на предсознательном уровне у людей, проявляющих специальные способности в реальной жизнедеятельности


10Н.Н. Коган
Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности


55Ю. В. Гущин
«Агрессия и преступность подростков»


10Э.В. Галажинский
Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности


4А.Ф. Коган
Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа


29Шабельников В.К
Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд

Поиск