Самоуважение как компонент Я-концепции

Автор: Оксана Елдышова
Опубликовано: February 4, 2008, 11:22 am

Ключевые слова (теги): Я-концепция

Оценка посетителей сайта:  7.75  (проголосовало: 4)
Для того чтобы выделить самоуважение как объект психологического исследования необходимо рассмотреть и определить его место в общей структуре самосознания. Самосознание чаще всего рассматривается как осознание или понимание личностью самой себя.
Самоуважение как самостоятельный объект психологического анализа выделить в едином процессе самосознания только путем разграничения двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоуважения в рамках психологической реальности крайне трудно. Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [1]. Описательную составляющую Я — концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. «Образ Я» — непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, способностях — о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и повышать, и понижать свое самоуважение; в первом случае он уважает себя как уже обладающего нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к такому типу людей, у которого таких способностей нет.
Общепризнанно, что Я — концепция представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. В отечественное и мировой психологии не раз высказывалась идея о том, что самосознание имеет уровневое строение. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию «Я — образа», используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом «Я — образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении субъекта). Нижний уровень «Я — образа» ″составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я — образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей" [3, с. 72-73].
По И.С. Кону, измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе).
Согласно В. В. Столину, уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.
Выделенное им понятие «смысл Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект) [4;с. 104]. По мере расширения связей человека с миром, пересечения различных деятельностей, расширения его мотивационной сферы возникает множественность смыслов «Я». Совокупность различных смыслов «Я» представляется целостной картиной, выступающей в виде ″Я — образа″. На индивидуальном уровне смысл «Я» частично совпадает с самооценкой и выполняет в основном адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. Но нередко какое-либо действие может быть связано одновременно с двумя мотивами, имеющими и позитивный, и негативный для личности смысл; тогда возникает противоречивость смыслов «Я» Отношение личности к себе имеет когнитивную и эмоциональную составляющие. Когнитивная составляющая смысла Я (эмоционально-ценностное отношение личности к себе) сложна и многомерна, поскольку сложен и многомерен сам объект отношения — реальное «Я» личности. В специальном эмпирическом исследовании В. В. Столиным была установлена трехмерная структура отношения к себе, которая формируется по осям: «симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», ’’близость — отдаленность".
И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я», Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.
В. С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности и отличия себя от остального мира, сознание собственного «Я» как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
На взгляд Р. Бернса, термины «образ Я» или «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я — концепции, недостаточно точно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Р. Бернс предпочитает употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я — концепции. Чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей большинство авторов прибегает к термину «самооценка». Р. Бернсом зафиксировано понимание Я — концепции как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я — концепции конкретизируется следующим образом:
1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. [1]
При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что её когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержании.
К. Блага, М. Шебек в структуре Я выделяют следующие компоненты: глобальное Я, процессуальное Я, структурное Я и образ мира, и понимание его [2].
Зрелая, развитая система Я ограничена и спаяна глобальным Я. Глобальное Я можно назвать послом внутренней стороны личности. Это центр личности, он представляет душевные процессы, состояния, чувства, желания, цели и т. д. Глобальное Я включает все познавательные, эмоциональные, волевые функции и одновременно имеет свой образ мира, а также образ себя и самопонимание. Структуру глобального Я можно представить так:
1. Процессуальное Я.
2. Структурное Я,
3. Образ мира и понимание его.
Все составляющие глобального Я функционально взаимосвязаны. Процессуальное Я — это центр переживания и осознавания, это внутреннее пространство, в котором мы проживаем наш ежедневный опыт. Процессуальное Я опосредует возникновение и развитие внутреннего образа мира и его понимания, а также возникновение и развитие образа себя и самопонимания, т. е. так называемого структурного Я. Образ мира и образ себя реализуется в деятельности субъекта с помощью принципа психического отражения, которое показывает разные стадии развития.
Интерес данного подхода представляет то, что авторы в структуре самосознания выделяют самоуважение, под которым понимается целостное относительно постоянное чувственное отношение к себе, к своим душевным процессам, особенностям, к своей умелости, т. е отношение к общему (глобальному) Я. Самоуважение важно отличать от самооценки, пол которой понимается чувственно-окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т. е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоуважение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Самоуважение в онтогенезе строится из отдельных конкретных самооценок и оценок индивида другими людьми.
Положительное самоуважение — это предпосылка спаянности глобального Я, его проживания без серьезных нарушений. Сцепленное, спаянное Я сумеет спланировать и организовать деятельность, поддерживать её стабильное течение, пользуясь при этом всеми составляющими, на которых оно построено. Обрабатывает информацию (процессуальное Я), сталкивает ее с уже созданным образом мира, приблизительно определяет собственные силы и способности, основываясь на образе себя и уже имеющемся опыте (структурное Я), и ставит себе цель, учитывая идеал Я.
В работе Е. Дикстейна высказывается идея о связи меры самоуважения с характером самосознания на различных уровнях. Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан с формированием чувства автономности ребенка, способностью исследовать окружение, способностью вызывать заботу о себе. Соответственно, мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоуважения становится степень успешности в определенных действиях и в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достижения Я — идеала". Четвертый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень — уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности границ «Я», выдвижением во главу угла движения вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоуважения на этом уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я».
Рассмотрев основные концепции самосознания, мы можем определить общую структуру Я — концепции и выявить место в ней самоуважения, Я — концепция включает в себя три компонента:
Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.
Во-вторых, змоционально-оценочный компонент; самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.
В-третьих, поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Таким образом, самоуважение занимает прочное место в структуре Я — концепции и относится к ее эмоционально-оценочному компоненту.

Литература.
1. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание, М., 1986. — 420 с.
2. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
3. Кон И. С. Открытие Я. —М., Политиздат. 1978.
4. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284с.

Источник: Елдышова О.А. Самоуважение как компонент Я – концепции. //Наука и образование: Материалы 6 Международной научной конференции 2–3 марта. 2006 г.: В 4 ч. – Белово, 2006. – Ч. 4. –С. 286–290.


Статьи автора

Количество статей: 45

 Статьи

Показать остальные статьиСкрыть остальные статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Оксана Елдышова
Опубликовано: February 4, 2008, 11:22 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / общая психология / Самоуважение как компонент Я-концепции
Еще в рубрике:

2Юрий Тукачёв
500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic)


1Беляев Сергей Александрович
Разработка и стандартизация методики «уровень эмоционального интеллекта»



Жизнь Льва Марковича Веккера


3Серов Николай Викторович
Хроматическая интерпретация понятий «архетип» и «гендер»


Оксана Елдышова
Самоуважение как компонент Я-концепции


31В.Е. Клочко
Психосинергетика: настоящее и будущее психологии


10Греченко Татьяна Николаевна
Концепции Памяти


41Екатерина Орел
Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики


Алексей Корнеев
Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма


97Шмелев Александр Георгиевич
Почему хромает математическая подготовка студентов на факультете психологии и нуждается ли кто-нибудь в переменах?


4Юрий Тукачёв
60-летию Великой Победы посвящается …


7Б. И. Беспалов
Типы и стили психологического мышления в связи с критериями научности психологических теорий


4Г.Ж. Акылбаева
Особенности чувствительности к проблемам на предсознательном уровне у людей, проявляющих специальные способности в реальной жизнедеятельности


10Н.Н. Коган
Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности


51Ю. В. Гущин
«Агрессия и преступность подростков»


10Э.В. Галажинский
Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности


4А.Ф. Коган
Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа


29Шабельников В.К
Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд

Поиск