Почему хромает математическая подготовка студентов на факультете психологии и нуждается ли кто-нибудь в переменах?

Автор: Шмелев Александр Георгиевич
Опубликовано: June 11, 2006, 12:35 pm

Ключевые слова (теги): матметоды, психфак МГУ

Оценка посетителей сайта:  7.00  (проголосовало: 3)
7 июня под руководством декана факультета психологии МГУ Ю.П.Зинченко состоялось совещание на тему «Можно ли улучшить математическую подготовку и как это сделать?». В этом совещании кроме членов Учебно-методического совета (председатель — И.А.Володарская) приняли участие ведущие преподаватели факультета по курсам математических дисциплин («Математика», «Математическая психология», «Информатика»), а также дисциплин, наиболее чувствительных к уровню математической подготовки студентов («Экспериментальная психология», «Психодиагностика» и др). Все выступавшие (всего 11 сотрудников) были единодушны в критической оценки ситуации: «Уровень математической подготовки студентов нашего факультета в последние годы падает и не может быть признан удовлетворительным», но причины при этом назывались совершенно разные. Я считаю, что если мы не договоримся о том, что считать главными, а что – второстепенные причинами этого явления, мы не сможем выработать адекватный план действий по улучшению ситуации. По моему мнению, любой план не будет эффективным, если он не будет в подлинном смысле слова СОГЛАСОВАННЫМ с исполнителями, то есть, разделяемым не только самими преподавателями, но и студентами. Ибо в конечном счете никто не сможет «вбить» в голову студентам те знания, которые они НЕ считают нужными в своей будущей работе. Поэтому в этой статье автор хотел бы пригласить к полемике не только преподавателей, но и студентов, поэтому и родилась мысль о том, чтобы подготовить данную полемическую статью и опубликовать ее именно так (в живом Интернете), чтобы полемика возникла.
      Я позволю себе перечислить здесь причины в том порядке, в каком они были обозначены на совещании. Это не означает, что автор считает первую названную причину самой важной, хотя ниже я обязательно поделюсь своим собственным мнением о приоритетах. Повторюсь, хотелось бы услышать мнение не только преподавателей, но и самих студентов, а также аспирантов и выпускников факультета прошлых лет – о том, в каком порядке эти причины можно расположить по их вкладу в сложившуюся ситуацию. Сразу сделаю также и такую оговорку: в мои задачи в этой статье не входит анализ того, кто высказал какое-то суждение о причинах и почему. Всячески хотелось бы избежать возможного «перехода на личности», что в спорах на факультете психологии, увы, происходит, на мой взгляд, слишком часто и мешает конструктивному решению проблем.

      1) Дидактические причины. Математические дисциплины преподносятся студентам-психологам в дидактически неудачной форме – в слишком формализованном, абстрактной виде, так что студенты не усваивают связи между математическими знаниями и практическими задачами в их будущей профессиональной работе. Выводы и предложения из такой констатации причин: надо насытить курсы яркими примерами задач из реальной работы психологов, не стесняясь при этом заимствования этих примеров из лучших западных учебников, написанных под заголовками «Матстатистика для психологов», «Математика для психологов без формул» и т.п. По ряду причин этой линии рассуждения я в данной статье хотел бы уделить немного внимания, хотя не считаю ее неправильной, напротив – в этом вопросе у нас есть несомненные резервы, ибо во всех серьезных западных университетах (но не у нас на мехмате МГУ) давно поняли, что математику психологам надо преподавать не так, как она преподается самим математикам.

      2) Невостребованность математики преподавателями других курсов и научными руководителями курсовых и дипломных работ. Это мягкая формулировка того отношения к математике, которое нередко проявляется самими преподавателями. Многие курсовые и дипломные работы получают отличные оценки либо при полном отсутствии математического аппарата (несмотря на эмпирическую направленность работы), либо при наличии грубейших ошибок, допущенных при попытках его использования – в основном в результате механического, бездумного применения компьютерных статистических пакетов (Статистика, SPSS и другие). Некоторые преподаватели факультета открыто выражают прямо на лекциях и семинарах свое скептическое, негативное отношение к математическим методам и подходам в той области общей и прикладной психологии, которую преподают студентам. Неформализованный, сугубо гуманитарный подход нередко объявляется «подлинно-гуманистическим», а на формализованные модели и подходы наклеивается ярлык «механистических», «антигуманных» и т.п. Эта установка подкрепляет то негативное отношение к математике, которое имеется у значительной части студентов. Выводы и предложения: необходимо изменять отношение к математике прежде всего у самих преподавателей факультета, включая не только методические дискуссии, но и курсы повышения квалификации (которые каждый преподаватель должен проходить раз в пять лет), совершенствовать систему переаттестации преподавателей, ведь каждый преподаватель формально раз в пять лет ее проходит. Целый спектр предложений по этой линии связывается с внедрением в курсовые и дипломные работы (а также в индивидуальные проекты общего практикума) обязательных требований к использованию математического аппарата: от более сильного предложения – сделать «маткультуру» компонентом оценки всякой работы, без которого нельзя поставить высший балл, до умеренного — обязать каждого студента факультета выполнить хотя бы одну из 3 курсовых работ с использованием статобработки данных, а также и такого более мягкого предложения — засчитывать итоговый индивидуальный проект общего практикума (на третьем курсе) в качестве курсовой работы по желанию студента.

      3) Доминирование нематематизированных методов в современной практической психологии. Это понимание причин на совещании скорее приписывалось студентам, чем выражалось самими преподавателями. Но тем не менее такое понимание имеет под собой историческую почву. В эпоху СССР с его развитой системой научных учреждений и относительно более высоким финансированием науки будущая карьера выпускников факультета психологии МГУ во многом связывалась с научной карьерой – с защитой диссертаций, выполнением научных исследований. Считается, что математика – атрибут научной работы, без которого трудно защитить диссертацию. А вот на практике – при психологическом консультировании и проведении психологических тренингов, даже при отборе и аттестации кадров математика как будто не требуется. Неважно, как количественно выражается надежность и валидность тех методов, которые ты использовал при отборе кандидатов на вакансию в какой-нибудь фирме: если эти люди успешно справляются с работой, начальство тобой как психологом довольно. Тем более, если идет речь об улучшении самочувствия пациента после сеанса психотерапии – ему ведь нужны не цифры, а самочувствие. Если признавать такую версию причин убедительной, то необходимые меры оказываются лежащими далеко за пределами самого факультета психологии МГУ: в самом деле, как «объяснить» ВСЕМ заказчикам и начальникам будущих выпускников факультета, почему они должны спрашивать с психологов обоснование их практических рекомендаций и практических отчетов в количественной форме. Если уж начальнику потребуется что-то количественное, то он обратится скорее к экономисту или социологу, чем к психологу. Вывод, который оказывается в области компетенции педколлектива факультета в этом случае таков: надо дифференцировать матподготовку будущих психологов-исследователей и будущих практиков, так что подготовка последних будет сводиться к понятному для самих студентов, легкоосваиваемому минимуму базовых навыков в рамках компьютерной группировки данных, простейшей описательной статистики, для которой хватит элементарной электронной таблицы вроде MS Excel с гораздо менее богатым, чем в SPSS набором функций и процедур анализа. К сведению – компьютерные программы, самые популярные среди многих тысяч американских психологов-консультантов, — это не статистические пакеты, а системы электронной почты (позволяющие вести переписку с клиентами) и индивидуальные бухгалтерские системы (билинг-системс), позволяющие вести журнал и автоматически подсчитывать баланс доходов и расходов по обслуживанию платных клиентов.

      4) Снижение уровня матподготовки абитуриентов. Некоторые участники совещания, преподающие математику на первых курсах, отмечали такой парадокс: несмотря на традиционно серьезный барьер, который представляет собой наш вступительный экзамен по математике, уже в сентябре на первом курсе студенты «забывают» элементарную математику так, как будто ее никогда толком не учили (не говоря о высшей математике), причем в большей мере это относится, конечно, к платным студентам, вытянувшим все вступительные на троечки. Компенсировать такие пробелы школьной подготовки в рамках высшей школы уже попросту НЕВОЗМОЖНО. Падение престижа учительского труда, бедственное материальное положение школ в период затяжного кризиса не могло не отразиться на уровне школьной подготовки и прежде всего по математике, требующей особой строгости и принципиальности со стороны учителей при контроле качества подготовки. Давно не секрет, что многие «золотые медали» оказываются на поверку липовыми. Введение в последние годы в России Единого госэкзамена по математике для выпускников школ развеяло мифы о высоком уровне среднего российского выпускника школ. Участие России в международных программах сравнительных исследований качества школьного образования, показало, что по международным критериям двойки за ЕГЭ по математике следовало бы ставить 40 (!) процентам выпускникам школ и только из соображений политкорректности эта цифра каждый год сокращается до 15-20. На этом фоне трудно ожидать, что контингент абитуриентов психфака МГУ будет каким-то особенным. А ведь набор каждый год расширяется. Некоторые преподаватели (это может показаться странным, но это был не я) на совещании указывали даже на такой факт: данные интеллектуальных тестов, которые проводатся на наших студентах, выявляют у некоторых студентов (не у всех, конечно) такой низкий уровень IQ (особенно по логико-математическим субшкалам), который говорит о полной неготовности к обучению в вузе (!). Выводы из такой констатации причин предлагались такие: надо совершенствовать систему отбора абитуриентов по уровню математической подготовки (хотя бы лучше контролировать факты списывания на вступительных экзаменах), надо производить дополнительный «входной тест» для первокурсников и формировать группы, различные по уровню математической подготовки, так чтобы слабые студенты обучались вместе в одних группах, а сильные – в других.

      5) Плохая организация общей системы контроля учебных достижений на факультете. Одна из неожиданных (по мнению других участников) точек зрения, высказанных на совещании (здесь признаюсь, что ее высказал именно автор этой статьи), заключалась в том, что у наших студентов хромает вовсе не только математика, но и ВСЕ ДРУГИЕ предметы тоже (!). Просто преподаватели – как научные руководители – оказываются чувствительнее к тому, что их подопечные проявляют беспомощность в осуществлении элементарной статобработки данных, ибо эта сфера требуют проявления точных знаний и высокооперационализированных умений, но мало интересуются тем, в какой мере активно усвоены и не забыты базовые знаний в области той же самой общей психологии. А на госэкзаменах каждый год вскрывается крайне низкий уровень «остаточных знаний»: пятикурсники забывают в массе своей не только «параллелограмм развития», но и закон Вебера-Фехнера. Вполне объективную картину в этом плане показало выборочное (на добровольцах) компьютерное тестирование по общей психологии, в которых в течение последних лет приняли участие (перед сдачей госэкзаменов) сотни пятикурсников. Складывается впечатление, что преподаватели математических дисциплин (как, впрочем, и преподаватели многих других дисциплин) не организуют серьезным образом контрольные и экзамены: позволяют списывать, ставят пятерки и четверки тем, кто на самом деле совершенно не разобрался в базовых понятиях теории вероятности и матстатистики, теории измерения и т.п. Студенты приучаются к «гуманизму» преподавателей, (на самом деле – к обстановке попустительства) и от курса к курсу все больше рассчитывают на шпаргалки, на помощь друзей на экзаменах и, чего греха таить, на помощь своих же научных руководителей в качестве членов экзаменационных комиссий. Вывод: надо менять саму методологию и технологию управления качеством образования на факультете, вводить более объективные процедуры контроля, причем вовсе не только компьютеризированные тесты, но и обеспечение реальной независимости членов экзаменационных комиссий и комиссий по защите дипломных работ, отказ от дискредитировавшей себя, малодифференцированной четырехбалльной шкалы (на самом деле практически двухбалльной!), вводить систему накопленных баллов (так чтобы оценка работы студентов не сводилась к единственному итоговому экзамену и отражала работу в течение семестра), так называемый «модульно-рейтинговый» подход и т.п.
      Читателю легко догадаться, что я намеренно назвал проблему контроля пятой, так как именно этой проблеме я сам склонен уделить больше внимания, чем другим. Почему? – На самом деле НЕ потому, что именно эту группу причин я считаю самой главной, что она дает самый серьезный негативный вклад в сложившуюся ситуацию. Но зато, по моему убеждению, именно на этом направлении у факультета есть самые серьезные резервы воздействия на ситуацию, потенциал изменения положения вещей: введение настоящих процедур контроля может дать самый быстрый эффект по сравнению со всеми другими мерами. Но вопрос здесь заключается в том, что без поддержки такого понимания ситуации со стороны других преподавателей и самых студентов, реально внедрить новые более эффективные методы контроля на факультете просто-напросто НЕ УДАСТСЯ. Иногда лично у меня складывается такое впечатление, что попустительская ситуация, при которой и преподаватели, студенты отчетливо осознают, что значительная часть оценок «отлично» не отражает реального положения вещей, просто воспринимается как обоюдно-выгодная (кстати, уже все давно забыли, что означает слово «отлично» на русском языке, ибо забыли о том, что это просто нонсенс когда подобную оценку получают больше половины студентов факультета по большинству курсов). Такую систему смычки интересов ничто не может изменить изнутри. Пока нет понимания внешних угроз. Пока нет ощущения, что от низкого качества подготовки наших студентов страдает не «абстрактный престиж факультета» (это абстрактное понятие не на словах, а на практике волнует далеко не многих), а страдают реальные собственные материальные интересы, — пока нет такого ОЩУЩЕНИЯ, ничего не может измениться. Что толку если горстка препов-энтузиастов начнет внедрять современные методы дидактики и контроля учебных достижений, когда на деле студенты под руководством своих авторитетных наставников будут уверены в том, что все это ЛИЧНО ИМ не нужно. В этом случае быстро найдутся «оргтехнологии» прямого отказа или скрытого саботажа по отношению ко всем инновациям. – Вот почему автор решил после данного совещания выступить с данной полемической статьей и собрать отклики на нее со стороны совершенно независимой аудитории, которая не обязана угождать ни руководителям факультета, ни препам-энтузиастам (они же «вредные зануды»), ни своим приятелям-студентам (некоторые из которых, как известно, «ботаны с детства»).
      Я имел опыт создания Интернет-системы обратной связи от участников ЕГЭ по всей России (она действует и поныне) — см сайт www.ege.ru. Среди тысяч откликов примерно треть (в некоторых регионах больше половины!) выражают явно негативное отношение к самой идеи внедрения ЕГЭ, а 3 процента выражаются при этом совершенно нецензурно. Немало свидетельств того, что на ЕГЭ учителя также помогают ученикам, как и на других экзаменах. Это не нравится официальным лицам, но я продолжаю доказывать, что без этой реальной, неподдельной обратной связи невозможно построить реального понимания того, что же все-таки происходит на самом деле с внедрением новых идей. Чтобы всерьез рассчитывать на успех какого-то проекта надо заручиться его идейной поддержкой у того, ради кого это все делается. В данном случае речь идет о наших студентах – о нашем факультете.. Кстати, если бы тот же самой ЕГЭ не приветствовали реально ДВЕ ТРЕТИ его участников по России (Москва в этом смысле не есть Россия), никакого бы ежегодного участия почти миллиона человек в этом экзамене не было бы. У системы ЕГЭ, как и у любой тестовой системы, масса недостатков (которые я лично – как тестолог — считаю необходимым исправлять как можно быстрей, в том числе путем более комплексного учета данных от традиционных систем контроля!), но с социально-психологической (внутриполитической) точки зрения, ЕГЭ был шаг вперед – навстречу остаткам верований нашего населения в возможность создания справедливой системы образовательной конкуренции в стране.

      Возможна ли справедливая система образовательной конкуренции на нашем факультете психологии? Нужна ли она кому-либо в пределах самого факультета?


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Шмелев Александр Георгиевич
Опубликовано: June 11, 2006, 12:35 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

41 Софья Зиятдинова Модератор  17.06.2006 14:30

Здравствуйте, Александр Георгиевич и участники форума.
(Я — студентка 5 курса в/0 факультета психологии МГУ)
Повторяю подход Дмитрия Смирнова, параллельно ставлю оценки, где 1 – главная причина, 5 – самая неважная. Оценки касаются только математики)
1. (оц 2) Дидактические причины. Из-за нашей недостаточной подготовки …с лектором по матанализу мы говорили на разных языках, это было мучительно, по-моему, для обеих сторон. В тоже же время я знаю, что в технических вузах считается обычной ситуация, когда на лекции не понятно очень многое из материала. Никто не вопит: «нам плохо объяснили». Это просто значит, что надо сесть еще раз, с учебником и тетрадью, и разобраться. И, если этого не сделать, причем сразу, следующая лекция может оказаться абсолютно бесполезной по причине уже полной непонятности. Сомневаюсь, чтобы кто-то из наших студентов это делал, тем более – систематически.

2. (оц 5)Доминирование нематематемизированных методов в современной психологии
Встречается и другая крайность – когда матметоды применяются «на пустом месте» — в работах с малой выборкой или для проверки никому не нужных гипотез. Важнее правильно поставить вопрос, чем искать с точностью до тысячных ответ на неверно поставленный вопрос. Самое главное при использовании матметодов – не забыть, зачем я их использую и какой содержательный, психологический смысл у полученных цифр.
3. (оц 4) Невостребованность математики преподавателями других курсов и руководителями дипломных и курсовых работ. Бывает и востребована (Конечно, не во всех курсах – но математика очень даже нужна в курсе «Ощущение и восприятие», в ряде дисциплин кафедры психофизилогии, но уже не на что опереться, знаний нет, куда-то делись или их не было. В.В.Любимов на «Ощущении и восприятии» объяснял нам Фурье-анализ, мы смотрели круглыми глазами, мне почему-то запомнилась его реплика: «Ребята, я поражаюсь… В науку – без математики!»У многих психологов, по-моему, защитная реакция торможения возникает сразу же, как только они слышат математический термин в фразе. (Со мной тоже так бывало). А если сказать несколько таких слов подряд, без злого умысла, то серьезно рискуешь потерять внимание и благосклонность аудитории ;) .
4. (оц 1) Снижение уровня матподготовки абитуриентов. Полностью согласна, что тем студентам, которые не пришли из физмат школ, приходилось не сладко. Есть еще способности и склад мышления, который к вузу уже сложился.
5. (оц 3) Плохая организация общей системы контроля учебных достижений на факультете
Приходится согласиться с тем, что по очень многим предметам оценки ставятся «всем пять». И остается несколько «пробных камней», чтобы «жизнь медом не казалась», вроде «Психологии внимания и памяти» Ю.Б.Дормашева, «Основ психофизиологии» Н.Е.Чепурновой, «Основ психодиагностики» А.Г.Шмелева

Дело не столько в контроле, сколько в самой организации систематической работы с материалом в течение семестра. Мало семинаров, и их еще сокращают, на форуме уже говорили об активной форме обучения — решении задач, моделирующих профессиональную деятельность.
Далеко не все студенты умеют учиться – грамотно конспектировать лекции и книги, анализировать материал, организовывать свои самостоятельные занятия. Этому должны учить в школе, а не вузе, но – не учат.

Возможно, я не права, но особенности расписания не оставляют достаточно времени для самостоятельной работы, по крайней мере – у вечерников. У мехматян, например, обязательно есть день самостоятельной работы – среди недели. Мы несколько лет подряд учились 6 дней в неделю, в субботу несколько пар.

Объем материала очень большой, разве все, что нам преподают, действительно нужно помнить? Ведь в чем-то достаточно разобраться, понимать логику и знать, «где посмотреть».
Рейтинг – лучше не суммарный, а по предметам отдельно. А то Пушкин в лицее по суммарной успеваемости на 1 из последних мест был. И его это нисколько не огорчал.
«Еще год плюсов, минусов, высокого, прекрасного» , — пишет он другу в начале последнего года обучения в лицее.
На младших и старших курсах нужны разные системы контроля. На младших курсах да, контроль необходим, как способ организации самостоятельной работы в течение семестра. А на старших курсах постоянный контроль, по-моему, вреден, потому что не способствует самостоятельности и самоорганизации, оставляя людей в позиции школьников. Студент может и не учиться, пожалуйста, это его выбор, только оценку за это он должен получить соответствующую затраченным усилиям.



42 Сергей Кудрявцев (гость) 18.06.2006 00:15

Не хотелось бы показаться ханжой, но, если смотреть на ситуацию глазами простого студента, то она не кажется такой уж тревожной… В самом деле, требования к матаппарату в курсовых/дипломных работах не столь велики и восполнить свои пробелы в этой области можно у науч.рука (но строго по необходимости ;) ). И второе, зачем досконально знать матстат, если можно воспользоваться программой вроде PsyStat, которая будет настолько любезна, что посчитает все индексы и корреляции сама? Не понимаю тогда смысла самого курса статистики на факультетах. А если она дается как общий предмет, то зачем к ней такое количество внимания и потраченных на ее сдачу времени и нервов?

43 Наталья (выпускница 2005 года) (гость) 19.06.2006 00:59

Очень актуальная проблема. Я, так же как и многие, поняла важность математики в психологии только тогда, когда начала писать дипломную работу. До этого момента я фыркала и фуркала, гомко возмущаясь, что мы гуманитарии и такая математическая подготовка нам не нужна. А вот когда реально осознала необходимость знаний в данной области, было уже поздно.


44 Елизавета Зверкова (выпускница 2001 года) (гость) 19.06.2006 18:37

Прочитала комментарии и задумалась.
Что мне помешало осовить мат методы в психологии?
База была, я пришла из бауманской физмат школы с очень сильной подготовкой по математике.
Было очень легко проходить часть курсов математики. Но к моменту эксперементалки мои знания и навыки, некое мат.чувство настолько атрофировались, что я не смогла успешно преодалеть этот курс.
Что помешало? Теоретически, система лекций и семинаров была построена таким образом, что сложность нарастала и каждый год мы должны были узнавать что-то новое.
Реальность же была такова.
1. Положение дисциплины.
Математика воспринималась как лишняя дисциплина, как специфическое отличие нашего психфака от других.
2. Построение курса. Занудно, скучно, никак не связано с жизнью.
Это как проблема российского МБА. Идеально, если математику читают успешные люди, которые применяют ее в профессии. Если бы еще практикумы можно было бы увязать с курсами математики, то вообще было идеально. А то на практикуме понимаешь, как важен тот или иной метод, но к этому моменту все, что ты про этот метод изучил — забываешь.
3. Отношение других сотрудников. очень многие преподаватели говорили, что они в этом ничего не понимают.

4. При этом сейчас мне бы очень хотелось владеть мат. методами, так как они иногда очень нужны (работаю в HR)

5.Контроль. Вот это я думаю совсем не духе психфака. Самооценку в стиле школы Давыдова еще можно.


45 Никулин Денис Николаевич 19.06.2006 19:16

Обратите внимание, что некоторые, из названных Александром Георгиевичем причин, можно представить, как переменные. Например, переменные «дидактика» и «контроль». Именно их мы можем менять собственными силами и тем самым, влиять на ситуацию. Остальные же причины скорее влияют на нас, чем мы можем повлиять на них.
Предлагаю перейти от переменной «дидактика» к переменной «качество преподавания», которая, включает в себя дидактику, способность правильно расставить акценты (какие методы психологи знать должны и какие математические тонкости им знать необязательно), особенности личности преподавателя и т.д. А переменная «необходимость жесткого контроля» сильно зависит от переменной «качество преподавания». Имеет ли преподаватель моральное право на жесткий контроль, до тех пор, пока он не обеспечил высокого качества преподавания?


46 Кринчик Елена Петровна (гость) 19.06.2006 22:29

Уважаемый Александр Георгиевич и уважаемые авторы комментариев ! Захотелось поделиться с вами некоторыми соображениями о применении математики в психологии, рожденными личным исследовательским опытом. Думаю ,что применение математических методов в психологии, впрочем ,как и в других , «нематематических» областях науки , включает в себя решение двух разных задач, требующих разного уровня владения математикой. Одна из них состоит в реальной процедуре применения выбранного конкретного математического метода к анализу имеющихся экспериментальных (в широком смысле этого слова )данных. Здесь безусловно нужна как определенная общематематическая подготовка, так и безукоризненное владение данным конкретным методом математического анализа, используемого в исследовании ( несмотря на наличие компьютерного варианта). Математическая подготовка специалиста — нематематика должна обеспечить ему способность полноценно освоить алгоритм использования данного математического метода. Мне кажется , именно такую математическую подготовку и должно получать большинство наших студентов. Другая задача состоит в выборе математического метода, который бы наиболее адекватно, корректно, тонко «приурочено» соответствовал природе и характеру полученного в эксперименте психологического материала. Решение этой , очень творческой и профессионально важной задачи требует такого знания и математики , и психологии, которое предполагает не только понимание предмета ,но и его чувствование. Такой специалист должен быть одновременно и первоклассным психологом и первоклассным математиком. Существующая система обучения и профессионализации студентов на нашем факультете не в состоянии готовить специалистов такого рода. Это вообще во многом задача не очень реалистичная. Выход я вижу , во первых, в создании консультативного математического центра, объединяющего всех математических психологов факультета – математиков, пришедших в психологию и психологов, профессионально осваивающих математику. Такой центр , наряду с исследовательской деятельностью в области математической психологии ,осуществлял бы консультативную функцию и аналитическую работу ,сотрудничая с психологами разных профилей. Я убеждена ,что профессиональный уровень математического анализа психологических данных может быть обеспечен только в творческом контакте двух профессионалов — математика и психолога.
Вторая возможность состоит в их объединении в одном лице, способном стать и профессионалом психологом и профессионалом математиком. Мне очень импонирует идея Митиной Ольги
Валентиновны : на факультете необходимо создать Отделение математической психологии, на который можно было бы отбирать по особой программе вступительных экзаменов ребят ,способных к математике и имеющих вкус к психологии, и которым можно было бы обеспечить качественное образование как математическое (силами Мехмата МГУ), так и психологическое.
А пока, необходимый профессиональный уровень применения математических методов в психологии может быть обеспечен , по моему мнению, только творческим союзом двух профессионалов – математика, владеющего психологией настолько, чтобы понимать психолога и психолога , владеющего математикой настолько ,чтобы понимать математика.

P.S. Уже четыре года занимаюсь проблемами профессионального становления наших студентов , поэтому с большим вниманием читаюкомментарии. Они мне все интересны и понятны. Та же обеспокоенность проблемами учебного процесса на факультете,что и в ответах опрошенных мною многих студентов разных курсов. Это очень радует.

С уважением Е.П.


47 Сиднева Анастасия (гость) 19.06.2006 23:01

Я аспирантка 2 года психфака МГУ.
Поскольку я учусь на кафедре психологии образования и педагогики, обсуждаемая проблема мне интересна не только как недавнему студенту, но и как, в некотором смысле, профессионалу:).
Я, к сожалению, не могу однозначно присоединиться ни к одной из указанных причин. Они, на мой взгляд, несколько разные по своему значению.

Причины 2 (невостребованность математики преподавателями) и 3 (доминирование нематематизированных методов в современной практической психологии) — чисто внешние. Они важны, но принципиально от решения соответствующих проблем ничего не изменится. Можно и аттестацию препов проводить, и делить студентов на исследователей и практиков — но это не решит содержательную проблему — чему и как учить в мат. дисциплинах. Плюс само по себе организовать аттестацию или дифференцировать обучение — дело сложное и это нужно отдельно обсуждать.

Причина 4 (снижение уровня матподготовки абитуриентов) — тоже внешняя (хотя это и не так очевидно). Но реально даже если мы усложним экзамен или разделим только поступивших студентов на группы по их уровню — это не снимет проблемы чему учить. Да и само деление на группы по уровню (странно, что это всеми поддерживается!) очень проблематично. Что будет с теми студентами, которым в школе с математикой не повезло, но и желание и возможность учиться у них есть (вспомним про зону ближайшего развития)? Плюс часто слабым группам дают и слабых преподавателей.
Основной, на мой взгляд, причиной является дидактическая, но не в том виде, как она представлена в статье. Почему здесь все свелось к абстрактности? И в качестве решения — насышение «примерами из жизни»? Кто-то, может, уже не помнит:), но такое решение предлагал еще Я.А. Коменский в 17 веке. Как будто с тех пор ни в педагогике, ни в психологии ничего не изменилось! Совершенно согласна с теми, кто предлагает «отвечать на заданные вопросы» — т.е. перенести матем. дисциплины на более старшие курсы, организовать иссл. проекты. Но есть еще одна проблема, о которой здесь не упоминали (а она, мне кажется, одна из центральных). Это проблема соотношения разных матем. курсов между собой. Почему бы преподавателям, раз уж они поставили эту проблему, не собраться между собой и не обсудить некоторую общую логику всех читаемых ими курсов? Почему, к примеру, сначала преподаются стат. методы, и только потом — эксперименталка? Ведь логика реального исследования в психологии прямо противоположная! Да и само содержание всех курсов нужно подкорректировать именно в связи и в соотношении с другими.

Что касается Вашей, А.Г., точки зрения. Я не совсем понимаю, почему из того, что уровень знаний наших студентов низкий, делается вывод, что необходимо совершенствовать, прежде всего, систему контроля? А само содержание обучения? Ведь контроль и содержание тесно взаимосвязаны. Думаю, правильнее идти от реальных задач, стоящих перед выпускником факультета (исслед., практических, педагогических). Исходя из них можно продумать и само содержание, и способы контроля. Тесты, конечно, гораздо более объективны, чем традиционные экзамены, но что умеет выпускник, хорошо сделавший тест? Разве тесты могут оценить умение проводить грамотный анализ литературы, умение планировать эмпирическое исследование или выполнять какую-то практическую деятельность? Потому проблемы с математикой и так заметны, что совершенно понятны реальные задачи, которые с помощью математики нужно уметь решать. Думаю, нужно начать хотя бы с этих предметов, потому что перестроика всего — дело довольно сложное и пока я с трудом представляю, насколько факультет в силе это осуществить. А жалко:(


48 Сиднева Анастасия (гость) 19.06.2006 23:04

Я аспирантка 2 года психфака МГУ. Поскольку я учусь на кафедре психологии образования и педагогики, обсуждаемая проблема мне интересна не только как недавнему студенту, но и как, в некотором смысле, профессионалу:)
Я, к сожалению, не могу однозначно присоединиться ни к одной из указанных причин. Они, на мой взгляд, несколько разные по своему значению.

Причины 2 (невостребованность математики преподавателями) и 3 (доминирование нематематизированных методов в современной практической психологии) — чисто внешние. Они важны, но принципиально от решения соответствующих проблем ничего не изменится. Можно и аттестацию препов проводить, и делить студентов на исследователей и практиков — но это не решит содержательную проблему — чему и как учить в мат. дисциплинах. Плюс само по себе организовать аттестацию или дифференцировать обучение -дело сложное и это нужно отдельно обсуждать.

Причина 4 (снижение уровня матподготовки абитуриентов) — тоже внешняя (хотя это и не так очевидно). Но реально даже если мы усложним экзамен или разделим только поступивших студентов на группы по их уровню — это не снимет проблемы чему учить. Да и само деление на группы по уровню (странно, что это всеми поддерживается!) очень проблематично. Что будет с теми студентами, которым в школе с математикой не повезло, но и желание и возможность учиться у них есть (вспомним про зону ближайшего развития)? Плюс часто слабым группам дают и слабых преподавателей.

Основной, на мой взгляд, причиной является дидактическая, но не в том виде, как она представлена в статье. Почему здесь все свелось к абстрактности? И в качестве решения — насышение «примерами из жизни»? Кто-то, может, уже не помнит:), но такое решение предлагал еще Я.А. Коменский в 17 веке. Как будто с тех пор ни в педагогике, ни в психологии ничего не изменилось! Совершенно согласна с теми, кто предлагает «отвечать на заданные вопросы» — т.е. перенести матем. дисциплины на более старшие курсы, организовать иссл. проекты. Но есть еще одна проблема, о которой здесь не упоминали (а она, мне кажется, одна из центральных). Это проблема соотношения разных матем. курсов между собой. Почему бы преподавателям, раз уж они поставили эту проблему, не собраться между собой и не обсудить некоторую общую логику всех читаемых ими курсов? Почему, к примеру, сначала преподаются стат. методы, и только потом — эксперименталка? Ведь логика реального исследования в психологии прямо противоположная! Да и само содержание всех курсов нужно подкорректировать именно в связи и в соотношении с другими.

Что касается Вашей, А.Г., точки зрения. Я не совсем понимаю, почему из того, что уровень знаний наших студентов низкий, делается вывод, что необходимо совершенствовать, прежде всего, систему контроля? А само содержание обучения? Ведь контроль и содержание тесно взаимосвязаны. Думаю, правильнее идти от реальных задач, стоящих перед выпускником факультета (исслед., практических, педагогических). Исходя из них можно продумать и само содержание, и способы контроля. Тесты, конечно, гораздо более объективны, чем традиционные экзамены, но что умеет выпускник, хорошо сделавший тест? Разве тесты могут оценить умение проводить грамотный анализ литературы, умение планировать эмпирическое исследование или выполнять какую-то практическую деятельность? Потому проблемы с математикой и так заметны, что совершенно понятны реальные задачи, которые с помощью математики нужно уметь решать. Думаю, нужно начать хотя бы с этих предметов, потому что перестроика всего — дело довольно сложное и пока я с трудом представляю, насколько факультет в силе это осуществить. А жалко :(


49 Никулин Денис Николаевич 20.06.2006 20:18

Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить содержание курса «математические методы в психологии» уже сейчас. Ведь общий курс для всех студентов необходим все равно, даже если будет создан математический консультационный центр. Давайте пока оставим в стороне такие вопросы, как проверка нормальности распределения и глубокое понимание процедуры проверки статистических гипотез. Предположим, что все это студенты уже знают (а если не знают, то хотя бы знают, что это следовало бы знать). Какие конкретно методы должны изучить студенты? Может быть эти: описательная статистика, корреляционный анализ, различия между распределениями, различия между группами, различия между смежными выборками, факторный и кластерный анализ? Каково ваше мнение?

50 Никулин Денис Николаевич 20.06.2006 20:22

Здесь, конечно, не имелось ввиду, что этим надо ограничиться. Но ведь надо же расставить приоритеты и акценты. Какие методы представляются вам наиболее актуальными?

51 Никифоров Олег (гость) 20.06.2006 23:05

Для любителей мат методов… В психологии математики надо ровно столько сколько надо и не более того… В Латвийском Университете при помощи «игры» с мат методами доказывается, что русске более маскулинны а латыши феминны, что женщины обладают большей «силой» любви, чем мужчины… На мат методы выделено 12 кредитных пунктов в общем количестве всех курсов почти восьмая часть… Надо прежде всего научить методологии научного исследования… А что касается разумной необходимости, то по моему она лежит в способности расчитать моду, стандартное отклонение, линейную и ранговою кореляцию и простейшие арифметические показатели — среднее значение, ранговое место …. Хотя тот, кто чувствует в себе любовь к математическим методам может познавать и больше…. Психология была, есть и будет гуманитарной наукой а формализированные математические коэфициенты не совместимы с понятием «Души»…

52 Кринчик Елена Петровна (гость) 21.06.2006 11:03

Уважаемый Александр Георгиевич! Хочу ответить на вопрос, содержащийся в названии Вашей статьи: «Нуждается ли кто-нибудь в переменах?» Вы его задали в отношении математической подготовки наших студентов .Я располагаю достаточно большим статистическим материалом (10 опросов,свыше 600 студентов ,свыше 4000 ответов на открытые вопросы ,плюс материалы интерактивного общения в Интернете , начиная с 2002г.) ,содержащем информацию о проблемах обучения и профессионализации , с которыми имеют дело студенты на нашем факультете. Могу со всей ответственностью заявить, что в переменах не только в матподготовке , а главное ,в профессиональной ( матподготовка –это небольшая часть ее ) подготовке очень заинтересованы студенты факультета психологии МГУ. Извините за нескромность, но Вы можете убедиться в этом, если познакомитесь с высказываниями наших студентов, которые я щедро привожу в первых трех своих статьях на эту тему) ,опубликованных в «Вестнике» ( № 4 ,2004г. ; № 2,2005г.; № 1, 2006).
К счастью ,благодаря организационным усилиям А.И. Донцова и теперь Ю.П.Зинченко, а также реальным изменениям, –начиная с прошлого года, -в работе и взаимодействии сотрудников кафедры общей психологии со студентами первого курса ( и в этом очень большая заслуга Б.С.Братуся) ситуация понемногу начинает меняться. Но это еще очень малые и первые признаки перемен. Вот почему я приветствую Вашу инициативу и очень радуюсь развернувшейся здесь дискуссии. Хочется надеяться что она перерастет в серьезный разговор, ,а главное в позитивный практический результат на факультете.


С уважением, Е.П.


53 Яна (гость) 21.06.2006 13:22

Уважаемый Александр Георгиевич,
спасибо за поднятие давно наболевшей темы.

Я, как и Стас Колесников, в настоящее время нахожусь как Вы выразились «за бугром».

Поэтому позволю себе ответить на Вашу реплику Стасу Коленикову (надеюсь, что он не будет возражать).

Вы пишете:
У меня давно сложилось впечатление (информации от наших бывших выпускников, работающих, как и Вы, на Западе), что количественная аргументация выводов и рекомендаций все еще в большом почете («все еще» я написал потому, что есть тенденции к нигилизму в этом вопросе и на Западе).

Безусловно количественная аргументация занимает привилигированное место в научном западном мире. Но не все так однозначно. Тенденций к нигилизму, о которых Вы пишите, я, как таковых, не встречала. Скорее осторожный подход к выводам. Ученые, как правило, стараюстся найти разумный компромисс между этими двумя подходами. Глупо утверждать, что мы можем познать личность только с помошью математических методов, как и то, что ее познание — это совокупность инсайтов. Наверное, верно нечто среднее.

Вы пишите:
Но… У Вас насколько я знаю, в силу определенного уровня сытости, можно себе позволить узкую специализацию – заниматься наукой (хотя бы и прикладной) и не слишком задумываться в этом случае о судьбе практиков.

Позволю себе категорически с Вами не согласиться. Дело здесь не «в сытости», как Вы выразились. Как-то вот принято у нас считать, что ученые на Западе, как сыр в масле катаются, простите за выражение. Это далеко не так. Могу себе позволить утверждать это, как человек находящийся в этой среде. Проблема здесь глубже…
Видите ли… на западе слабо представляют то, как можно продать или использовать то, что научно не было доказано и оппробировано. Здесь вопрос о КАЧЕСТВЕ работы стоит очень четко. Наука и практика здесь связаны, так сказать, непосредственно. Если Вы предоставляете инструментарий, который не был проверен, он не даст результатов и «практики» это очень быстро поймут и более к Вам не обратятся. Так что помимо Вашей репутации (которая определяет если не все в Вашей карьере, то многое) пострадает еще и Ваше финансовое положение, т.к. методы на Западе стоят денег и не малых.


Вы пишите:
мне хотелось бы Вас попросить поделиться тем, как организован контроль образовательных достижений у Вас.

Все зависит от страны. Но, как правило, это те же, что и у нас, экзамены. Но (!) и в этом отличие, все они, как правило, письменные. Подход очень формальный: решил задачу — сдал, нет-на пересдачу. Соответственно и поощрений (как посещение всех лекций и выполнение дом. заданий) нет или они минимальны, как и рассуждений о том, что ХОЧЕТ учить студент. Есть программа, которую нужно выполнить. Если кому-то что-то не нравится или он не хочет учить, это его личный выбор. Университет никого не держит. Нехватки желающих поступить в последние годы не наблюдается… Скажете авторитарно? Соглашусь с Вами. Но это личный выбор образовательной политики страны, которая хочет выпускать специалистов высокого класса, а не прикрываться мнимыми причинами, что «студент нынче не тот, как раньше».

54 Сергей ВВ (гость) 22.06.2006 22:37

Александр Георгиевич! Из всех выделенных вами проблем, главными я считаю две — это «Дидактические причины» и «Невостребованность математики преподавателями других курсов и научными руководителями курсовых и дипломных работ». Для решения этих проблем руководство нашего факультета более 2 лет назад специально назначила человека (преподавателя) курировать этот вопрос. Данный человек, помимо ведения предмета «математические методы в психологии» на 2 курсе, консультирует преподавателей и студентов других курсов. Требования по мат. статистике с каждым курсом, начиная со 2-го, в курсовых работах ужесточаем. 5 курсу в этом году также был проведен укороченный курс по мат. статистике И на защите дипломных работах это дало ощутимый результат. Руководством также был положен конец спорам о нужности/ненужности данного предмета студетам и преподвателям.

55 Семенова Надежда (1-й год аспирантуры, психфак МГУ) (гость) 23.06.2006 21:58

Здравствуйте, Александр Георгиевич!

Читала не все предыдущие комментарии, может случится, что повторюсь. Но ведь
для статистики — это даже лучше.
Мой взгляд на иерархию причин.

# В качестве базовой проблемы я вижу мотвацию. Точнее ее отсутствие или ее
«кривость». В вашем списке причин это причины №2 и №3. А №1 на мой взгляд,
есть переформулировка этих двух на менее глубоком уровне анализа.

Т.е. студенты НЕ понимют, зачем им математика и зачем учить то, что
а) так сложно учить,
б) не престижно знать (см. ваш пункт №3 — «антигуманные методы»;)
в) все равно можно сдать на халяву (пункт №5).
Преподаватели, видимо, тоже этого не знают, а потому студентам не из чего
менять свою точку зрения.

=> Для усвоения предмета необходимо, чтобы оба звена (даватели знания и
приниматели знания), ну, в крайнем случае, хотя бы одно звено из этих
двух
, четко или нечетко зачем им это нужно, и причина должна быть для
них значимой и весомой.

# Еще момент: наличие определенного разрыва в сознании. Есть представление,
что математику можно либо ЗНАТЬ, либо НЕ ЗНАТЬ. По принципу «все или
ничего». Это тоже сказывается на мотивации и поведении.

# Уакзанный вами пункт №4 вызывает искреннее: :(
Поскольку у меня есть опыт обучения зарубедом в средней школе могу сказать,
что пока (т.е. на состояние 7-8 лет назад) мы там уровень держим. Нашим
детям намного легче учиться математике в школах Гремании, Франции и США. Нас
там считали в этом смысле вундеркиндами. Тем больнее мне видеть, как в нашу
систему образования привносится то, что снижает это качество подготовки
(допускаю, что это все же необходимо для других целей) и как выбрасывается
ПРИ ЭТОМ все то, что уже реально работало. Т.е. в крайнем выражении эта
точка зрения выглядит так: копируем минусы западной/американской
системы, и выбрасываем свои плюсы
. Очень даже допускаю, что все
сложнее. Но вы же просили точку зрения с места. С моего места выглядит так.
((8

# И пункт №5.
Не могу молчать. Самая искренняя радость осталась в моей памяти от
экзаменов, которые отражили РЕАЛЬНЫЙ и достаточно ЖЕСТКИЙ контроль за моими
знаниями. Было особенно радостно получить РЕАЛЬНУЮ обратную связь. Ну и,
разумеется, особенно было приятно таки получить пятерку (причем одну из
немногих… т.е. тот самый смысл слова «отлично»;).
Такие примеры на нашем факультете есть. Я думаю, что эта радость была бы
невозможна без моей ВНУТРЕННЕЙ мотивации. Но и ее тоже посчастливилось
где-то «подцепить». ;) Все таки на нашем факультету можно учиться!!!

=> Если вводить жесткий контроль без соответствующей мотивации, то будем
больше уныния, чем пользы.

Хорошо разглагольствовать, пока ничего конкретно делать не надо.
Александр Георгиевич, может есть конкретный проект? Я бы предпочла
примериваться к нему, а не к рассуждениям.

---------------


Н.С,

56 А.Г.Шмелев (гость) 28.06.2006 22:12

Уважаемые участники обсуждения!

Я продолжаю со своей стороны заинтересованно читать все поступившие отклики.

Персонально хотелось бы отметить сообщение Елены Петровны Кринчик и Яны, поделившейся опытом контроля знаний в западном вузе.

Елена Петровна! Я ценю тот молодежный дух, который Вам по-прежнему не изменяет. А именно — оптимистический взгляд на тот уровень заинтересованности в проблеме, который демонстрируют сами студенты. Но в какой мере участники этого форума являются типичными представителями студенчества, это для меня еще вопрос.

Яна, мне, конечно, хорошо известно, что на Западе доминируют письменные формы приема экзаменов. Такая форма позволяет в случае апелляции (подозрения в субъективности оценивания) прибегнуть к повторной независимой проверки письменной работы. В отличие от устного экзамена, который на Западе считается малообъективным в силу своей недокументированности. Но… представьте себе, какой процент наших студентов, в ситуации письменного экзамена прибегнут к банальной тактики — к списыванию?


С уважением,
А.Г.Шмелев

57 Чумакова Мария (1-ый год аспирантуры психфак МГУ) (гость) 29.06.2006 01:46

Проблема, которая обсуждается в статье и в комментариях, важна не только с содержательной (качество знаний, качество курсовых и дипломных работ), но и с формальной точки зрения — уровень общей культуры выпускников факультета. Знание матметодов — это не только умение пользоваться ими, но и умение адекватно воспринять текст другого автора, который ими пользовался, т.е. это определенный язык, на котором общаются профессионалы.
На этом моменте я бы хотела остановиться подробнее. Очень часто в обсуждении вопроса матметодов в психологии поднимался вопрос «ЗАЧЕМ». В этом семестре я вела курс «Количесвенный анализ данных в психологии» на факультете Психологического консультирования МГППУ. Данный факультет готовит в первую очередь психологов-практиков, поэтому одной из основных своих задач я видела необходимость донести до студентов, что использование матметодов — это не сугубо научная прерогатива, а использование определенного языка для получения нового знания. Мне кажется очень важным объяснить студентам, что математика дает нам возможность от некоторых утверждений о психической реальности перейти посредством языка математических операций к новым утверждения о той же реальности, т.е. расширить и обогатить наше именно психологическое знание. Конечно, язык математики не является единственно возможным. Наряду с ним используются различные качественные методы анализа. Но ведь, когда у нас в холодильнике есть куриные яйца, наша жизнь будет намного разнообразнее, если мы умеем готовить их несколькими способами и сможем воспользоваться роскошью выбрать именно тот, который нас на данный момент наиболее удовлетворит.
Основным своим достижением в рамках этого курса я считаю появление исследовательского азарта у студентов при выполнении практических заданий. А этот исследовательский азарт возник только в результате того, что студенты реально видели прирост знания, реально открывали для себя что-то новое из казалось бы вполне понятных и тривиальных данных.


На факультете ПК МГППУ в рамках общего психологического практикума студентам дается задание провести свое исследование с последующей математической обработкой данных. Схема исследования и материал обсуждаются в рамках практикума, а обработка данных частично идет в рамках курса «Количесвтенный анализ данных». К сожалению, в реальной практике полностью обработать индивидуальные данные в рамках курса не получилось из-за организационных сложностей (нестыковка программ, временные ограничения и т.д.), но все желающие могли дополнительно получить консультации и на занятиях и во внеучебное время (это была моя собственная инициатива, принесшая определенные плоды).
Идея описанного совмещения в учебном плане дисциплин с соответствующими программами представляется мне наиболее продуктивной. На мой взгляд, к дуэту практикума и количественного анализа данных необходимо также подключать курс Экспериментальной психологии, в рамках которого студент получает основные знания о планировании исследований. Но для реального воплощения данной идеи необходимо сотрудничество преподавателей для разработки общей программы, корректировка учебных планов, а следовательно, в первую очередь, заинтересованность самих преподавателей в том, чтобы студенты овладели описанным выше способом получения нового знания.

МЧ

58 Алена (гость) 29.06.2006 20:40

Здравствуйте! У меня практический вопрос. Я в свое время на психфаке не освоила статистику (с матаном все было чудно, а потом сменился преподаватель и…хотя в школе в математическом смысле я была отличницей-олимпиадницей и никогда у меня с этим проблем не было). Теперь для работы мне необходимы статистические знания. Изучать статистику самостоятельно по книжкам — сложно. Может есть какие-то курсы?

59 Ф. (гость) 30.06.2006 20:25

[i]58 Алена (гость) 29.06.2006 20:40

Здравствуйте! У меня практический вопрос. Я в свое время на психфаке не освоила статистику (с матаном все было чудно, а потом сменился преподаватель и…хотя в школе в математическом смысле я была отличницей-олимпиадницей и никогда у меня с этим проблем не было). Теперь для работы мне необходимы статистические знания. Изучать статистику самостоятельно по книжкам — сложно. Может есть какие-то курсы?[/i]

Алена, у меня была примерно такая же ситуация. Сидел на лекциях, которые читали преподаватели с мехмата, и ничего не понимал. Думал, не дано мне, и все тут. Но потом прочитал книгу Елены Васильевны Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (как жалею, что не получил автограф, надо будет получить, Елена Васильевна бывает в Москве) и [b]ВСЕ ПОНЯЛ[/b]. А после этого и полез в основы. Учебник Гмурмана по теорверу и матстату был освоен на ура. Курс О.В. Митиной тоже пошел крайне гладко (кстати, советую ее книгу «Факторный анализ для психологов» — все равно что Гегель для чайников ). После книги Е.В. Сидоренко ни Суходольский, ни Айвазян, ни Гусев, ни Митина-Михайловская уже не кажутся страшными непонятными вещами, которые доступны посвященным. Елена Васильевна умеет доходчиво объяснять сложные вещи

В последние два-три года вышло несколько учебников для гуманитариев. Посмотрите Кричевца (с соавт.), Наследова. Возможно, и они вам помогут, но я их не читал.

60 ф. (гость) 30.06.2006 20:29

[i]58 Алена (гость) 29.06.2006 20:40

Здравствуйте! У меня практический вопрос. Я в свое время на психфаке не освоила статистику (с матаном все было чудно, а потом сменился преподаватель и…хотя в школе в математическом смысле я была отличницей-олимпиадницей и никогда у меня с этим проблем не было). Теперь для работы мне необходимы статистические знания. Изучать статистику самостоятельно по книжкам — сложно. Может есть какие-то курсы?[/i]

Алена, у меня была примерно такая же ситуация. Сидел на лекциях, которые читали преподаватели с мехмата, и ничего не понимал. Думал, не дано мне, и все тут. Но потом прочитал книгу Елены Васильевны Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (как жалею, что не получил автограф, надо будет получить, Елена Васильевна бывает в Москве) и [b]ВСЕ ПОНЯЛ[/b]. А после этого и полез в основы. Учебник Гмурмана по теорверу и матстату был освоен на ура. Курс О.В. Митиной тоже пошел крайне гладко (кстати, советую ее книгу «Факторный анализ для психологов» — все равно что Гегель для чайников ). После книги Е.В. Сидоренко ни Суходольский, ни Айвазян, ни Гусев, ни Митина-Михайловская уже не кажутся страшными непонятными вещами, которые доступны посвященным. Елена Васильевна умеет доходчиво объяснять сложные вещи

В последние два-три года вышло несколько учебников для гуманитариев. Посмотрите Кричевца (с соавт.), Наследова. Возможно, и они вам помогут, но я их не читал.

61 f. (гость) 30.06.2006 20:30

[i]58 Алена (гость) 29.06.2006 20:40

Здравствуйте! У меня практический вопрос. Я в свое время на психфаке не освоила статистику (с матаном все было чудно, а потом сменился преподаватель и…хотя в школе в математическом смысле я была отличницей-олимпиадницей и никогда у меня с этим проблем не было). Теперь для работы мне необходимы статистические знания. Изучать статистику самостоятельно по книжкам — сложно. Может есть какие-то курсы?[/i]

Алена, у меня была примерно такая же ситуация. Сидел на лекциях, которые читали преподаватели с мехмата, и ничего не понимал. Думал, не дано мне, и все тут. Но потом прочитал книгу Елены Васильевны Сидоренко «Методы математической обработки в психологии» (как жалею, что не получил автограф, надо будет получить, Елена Васильевна бывает в Москве) и [b]ВСЕ ПОНЯЛ[/b]. А после этого и полез в основы. Учебник Гмурмана по теорверу и матстату был освоен на ура. Курс О.В. Митиной тоже пошел крайне гладко (кстати, советую ее книгу «Факторный анализ для психологов» — все равно что Гегель для чайников ). После книги Е.В. Сидоренко ни Суходольский, ни Айвазян, ни Гусев, ни Митина-Михайловская уже не кажутся страшными непонятными вещами, которые доступны посвященным. Елена Васильевна умеет доходчиво объяснять сложные вещи

В последние два-три года вышло несколько учебников для гуманитариев. Посмотрите Кричевца (с соавт.), Наследова. Возможно, и они вам помогут, но я их не читал.

62 Дмитрий, студент 5 курса, клиник. (гость) 02.07.2006 18:19

Здравствуйте. Мое мнение, наверное будет не столь развернутым, как многие, но постараюсь, чтобы было понятно.
Как я считаю, основная причина это качество преподавания материала, время его преподавания.
Безусловно, преподавание сложного предмета на первых курсах, когда большинство студентов мыслят еще школьными понятиями — это не правильно. С другой стороны, перенос предмета на старшие курсы чреват тем, что его просто формально сдадут и благополучно забудут. Я считаю, что введение его должно быть привязано к началу практических занятий, чтобы студенты, занимаясь непосредственно психологией, повторяли и математику. Для этого можно было бы внести пункт мат.обработки, как обязательный, в практическую работу. Это поможет студентам в будушем при выполнении своих рабочих обязанностей.
Нельзя также обойти вниманием и уровень подготовки школьников. Он, как вы знаете, оставляет желать лучшего.

63 Никулин Денис Николаевич 03.07.2006 15:19

А ведь действительно уже есть хорошие учебники, признанные всеми. Например, Наследов. Поэтому плохое качество преподавания – не отговорка. Можно разобраться в методах математической статистики даже и не посещая занятия. Но большинство студентов по природе таковы, что они не смогут заставить себя изучать математические методы, если знают, что система контроля не является независимой, объективной, справедливой и жесткой.

64 Евгений (гость) 05.07.2006 19:20

Я выпускник 2003 года, клиническая психология. Очень сейчас эта тема для меня актуальна стала, поскольку часто в работе требуется если не знание каких-то сложных вещей из матстатистики, то хотя бы понимание терминов, используемых в количественных исследованиях. Мотив появился , и теперь приходится самому по книжкам учить. Хорошо еще во время учебы приобрел книгу Ермолаева «Математическая статистика для психологов».

Причины своего низкого знания вижу в следующих вещах. Если сделать объективную ретроспективу так сказать.

1) Собственное активное нежелание учить данный предмет, который в те далекие годы казался абсолютно ненужным и насильно навязываемым в угоду университетского разностороннего образования. Отсутствие какой-либо мотивации учить этот предмет. Как же я был неправ…

2) Отвратительное (по-крайней мере, для психфака) преподавание. Даже фамилия преподавателя запечатлилась — Михайловская. То, что она говорила, для меня и многих моих однокурсников было филькиной грамотой, очень сложно понимаемой. Бубнилово типа «Дисперсия, рессеяние точек…. и тд и тп» А что мне с этого рассеяния?! Ну не могу я его понять без адекватных примеров, что мне застрелиться что ли?! Тут я полностью согласен с А.Г. Шмелевым (кстати, его лекции были очень интересны).
На зачетах и экзаменах, когда она видела, что студент ничего не понимает, она спрашивала, а что же вы не просите ничего уточнить на занятиях? А что тут уточнять? Когда студенты делали робкие попытки что-то спросит, она очень вежливо и без какого-то недовольства …. повторяла то же и так же, как объясняла до этого и спрашивала «Ну что теперь ясно?» После этого спрашивать-переспрашивать желание пропадало напрочь. А вот с экзаменами зато у нее было всё в порядке и жестко, никаких четверок за незнание. По-моему, на этот предмет пересдач было больше всего (после конечно незабвенного курса «Внимание и память» )

3) Насчет невостребованности на самом факультете никак не могу согласиться. Никогда не слышал, чтобы кто-то из преподавателей говорил, что мат методы не нужны. Напротив, нам их очень рекламировали, когда началась специализация. Тхостов (завкафедрой) прямым текстом говорил, что диплом без матстатистики — это не диплом, и я с ним согласен. Научный руководитель мой (Ениколопов) тоже того же мнения был. А аспирант, который мне с дипломом помогал (Лебедев, по-моему) так вообще вроде бы преподавал мат методы, но я не уверен.

4) Насчет снижения уровня матподготовки могу сказать только про себя. Когда я выпускался из школы, у меня была твердая объективно заслуженная четверка. Но когда начались ЭТИ лекции, я начал очень сильно сомневаться в своей математической вменяемости.

5) По поводу контроля обучения — очень скользкий момент )) То, что обучение частично «халявное» это не секрет, но не у всех преподавателей. Возьмите Дормашева, Капустина, Иванникова и т.д. Но в психологии достаточно большая ее часть выпускает специалистов, которым действительно НЕ НУЖНЫ матметоды — психологическое консультирование, личная диагностика, и т.д. Если отсеивать всех абитуриентов, а потом и студентов по признаку владения матстатом, то практическая психология, я уверен в этом, потеряет много людей, которые умеют эмпатически слушать, сопереживать, чувствовать клиента или пациента.


65 Зиятдинова Софья (гость) 05.07.2006 22:14

Ответ Евгению
Евгений, по правилам конструктивной критики надо и что-то хорошее сказать.
А математику у нас преподавали несколько преподавателей, и не все было так уж плохо.
По-моему, в вузе надо многое осваивать самостоятельно, это вам не начальная школа, где все должны разъяснить досконально и еще всех проверить, все ли все поняли. Я уже говорила на этом форуме про то, что в технических вузах, например,считается нормальным, если многое в лекции непонятно, студенты сами после лекции разбираются.

66 Зиятдинова Софья (гость) 05.07.2006 22:19

Ответ Евгению
Евгений, по правилам конструктивной критики надо и что-то хорошее сказать.
А математику у нас преподавали несколько преподавателей, и не все было так уж плохо.
По-моему, в вузе надо многое осваивать самостоятельно, это вам не начальная школа, где все должны разъяснить досконально и еще всех проверить, все ли все поняли. Я уже говорила на этом форуме про то, что в технических вузах, например,считается нормальным, если многое в лекции непонятно, студенты сами после лекции разбираются.

67 Козарук Валерий (гость) 07.07.2006 20:24

Еще в 19 веке, немецкий математик и преподаватель Ф. Клейн твердо был уверен, что абстрактное мышление у школьников начинает(!) развиваться только в старших классах. Современным психологам лучше знать, конечно…

Есть еще одно предположение, почему матстат плохо идет в массах — отсутствие нормальных учебников. Возможно принципиальное отсутствие учебников на руках?! (Сам хочу эту проблему иследовать в инете…) Не знаю, как сейчас, а в моей школе приходилось учиться по Савельеву. Сейчас, «восстанавливая» в памяти матстат по нему, волосы встают дыбом. Не удивительно, что есть большие пробелы.

68 Лейтенант (гость) 07.07.2006 23:49

Интересный опыт преподавания мат. методов есть в Военном университета. Там любая тема строится на примерах. Преподаватель, п-к Костров, прямо на занятии вычеслил очередное место тер. акта. До сих пор помню фразу- «частотные характеристик признаков способствующих взрыву», и через пару дней, бах — взрыв на «Пушкинской». Я эту лекцию потом переписал со всех конспектов, кто писал. http://www.milpsy.effcon.ru/forum/topic.php?forum=3&topic=3&v=#1151961621

69 Никулин Денис Николаевич 09.07.2006 14:59

Кстати, обратите внимание: обсуждение этой актуальной темы идет только на неформальном уровне. Да, учебники по математической статистике для психологов есть. Но нет литературы, статей, докладов на научных конференциях, которые были бы специально посвящены проблемам в этой области.

70 А.Г.Шмелев (гость) 14.07.2006 19:57

Уважаемые участники обсуждения!

Я внимательно прочитал все отклики вплоть до №69 (правда, тут некоторые «дсублировались» по техническим причинам). ХОчу поделиться, что я испытываю двойственное чувство:

с одной стороны, очень приятно видеть, что тема волнует, люди активно делятся и своими воспоминаниями о том, как они осваивали математику на факультете, и своими предлоежниями;

с другой стороны, немножко досадно (хотя впрочем и ожидаемо) еще раз увидеть, что вполне разумные люди не понимают, что почему именно фактор контроля я вижу одним из важнейших из числа тех, на которые реально можно воздействовать, чтобы быстро изменить ситуацию к лучшему.

Когда я говорю о том, что традиционные формы контроля (устные и письменные экзамены) следует ДОПОЛНЯТЬ тестовой формой контроля, я не имею в виду, что:

а) традиционные формы надо отменить вовсе,
б) само преподавание математики следует оставить «как есть»,
в) отчислить с факультета всех студентов, кто не может освоить матстат,
г) всех надо «стричь под одну гребенку» — подвергать одинаковой
по стилистике и дидактике системе преподавания матстатистики и
смежных математических дисциплин.

Почему нужны тесты? Для того, чтобы:

а) преодолеть фактор откровенной халтуры в виде списывания на экзаменах:
тесты позволяют преподавателям без излишных эмоциональных затрат
поставить низкий балл (тройку по нынешней шкале) тем,
кто не знает математики на четверку; при этом они не отчисляются с
факультета, но получают во «вкладыше к диплому» более справедливую
оценку их уровня;

б) насытить программу математики такими контрольными вопросами,
которые бы опирались на примеры ПРИМЕНЕНИЯ математического
знания; для этого, конечно, необходимо, чтобы в изготовлении
тестовых заданий принимали участие не только чистые математики
(с мехмата), но психологи с опытом реального применения матметодов
для решения практических задач.

Работа над банком тестовых заданий — это форма кооперации математиков
и психологов. А пока такой кооперации нет, страдают все! :((((



71 А.Г.Шмелев (гость) 14.07.2006 20:03

Извините, еще забыл дописать про то, зачем нужны тесты:

в) Тесты позволяют более объективно и быстро (без особых
расходов на сложные процедуры, на которые у препов
нынче не хватает времени) разделить студентов на тех,
кто еще как-то готов усваивать матзнания на абстрактно-символическом,
алгебраическом уровне, и тех, кто воспринимает только конкретные, по-существу
лишь арифметические процедуры и чувствителен только к простым
геометрическим аналогиям.

Сколько процентов студентов факультета, по вашим оценка, коллеги,
находятся к моменту поступления на факультет на более высоком
уровне, то есть, могут быть отнесены к первой группе?

Таким образом, может быть, и хорошо, что я забыл включить этот пункт
в основной перечень. Потому что тут возникает еще один вопрос к участникам
дискусси.

72 Никулин Денис Николаевич 16.07.2006 15:14

Да, судя по некоторым признакам эта дискуссия подходит к своему завершению. А жаль…

73 Герман (гость) 18.07.2006 01:40

мне кажется что в этом году вступительный экзамен по математике прошли только те у кого не возникнет вопроса : « зачем нужна математика?»
надеюсь некоторые из абитуриентов умеют даже ею думать :)
а еще если перетянуть часть работ по искусственному разуму из кибернетики в психологию …….

74 Яна (гость) 23.08.2006 17:35

Александр Георгиевич,

сожалею за опоздание с ответом.

Вы пишете:
Но… представьте себе, какой процент наших студентов, в ситуации письменного экзамена прибегнут к банальной тактики — к списыванию?

Как я уже упоминала, система оценивания на Западе очень авторитарна. За «списывание» просто выгоняют с экзамена. И на пересдачу в сентябре (если речь идет, например, о летней сессии). Еще раз «поймали» — «прощай университет». Студенты боятся и не списывают. Другой вопрос — организация. На экзамене, как правило, присутствуют 1-2 наблюдателя, которые помогают преподавателю следить за процессом.



75 Яна (гость) 23.08.2006 17:36

Александр Георгиевич,

сожалею за опоздание с ответом.

Вы пишете:
Но… представьте себе, какой процент наших студентов, в ситуации письменного экзамена прибегнут к банальной тактики — к списыванию?

Как я уже упоминала, система оценивания на Западе очень авторитарна. За «списывание» просто выгоняют с экзамена. И на пересдачу в сентябре (если речь идет, например, о летней сессии). Еще раз «поймали» — «прощай университет». Студенты боятся и не списывают. Другой вопрос — организация. На экзамене, как правило, присутствуют 1-2 наблюдателя, которые помогают преподавателю следить за процессом.



76 Стас Колеников (гость) 24.08.2006 01:07

Александр Георгиевич,

повторюсь, я к психологии -- сбоку припёка. На методы, применяемые в психологии, я смотрю со своей статистической колокольни: за кластерным анализом нету вероятностного пространства; модели структурных уравнений интересны, но на них навешано очень много ерунды, которая с матстатистикой не имеет ничего общего, вроде индексов качества подгонки; хваленые модели item response -- это несколько усложненная логистическая регрессия со случайными эффектами; а кронбаховская альфа так и вовсе мера непонятно чего, потому что ни один реалистический тест не удовлетворяет равенству факторных нагрузок и дисперсий ошибок.

Ну, ладно, по существу вашего вопроса -- контроль образовательных достижений. Я бы сказал, что основной способ контроля -- это репутация выпускников на рынке труда. Что обычно означает -- в какие университеты попали выпускники данной Ph.D.-программы. Если в хорошие -- значит, сильная программа. Возможно, что-то похожее работает и на уровне бакалавриата -- в компании какого класса, а также в какие аспирантуры попадают выпускники данной бакалаврской программы, хотя именно по части психологии я тут не очень в курсе, возможно, есть и другие соображения. В бизнес-школах, например, популярными мерами качества программы являются медианная зарплата выпускника плюс время поиска работы (тоже, наверно, какое-нибудь медианное) плюс доля нашедших работу в течение k месяцев по окончании программы, где k -- маленькое число типа трёх.

Возможно, я на какой-то другой вопрос отвечаю -- если так, то переформулируйте его немножко по-другому, пожалуйста.

77 Стас Колеников (гость) 24.08.2006 01:39

Ага… если контроль за образовательными достижениями -- это формы проверки усвоения студентами материала, то, действительно, в больших классах на младших курсах это multiple choice (выбор одного ответа из многих предлагаемых), которые проверяются компьютером; а в аспирантуре -- письменные экзамены. Инфляция оценок имеет место: по 100-балльной шкале в Америке ставятся оценки, как правило, не ниже 70, причем 70 -- это уже безнадежная двойка; и все без исключения студенты ожидают оценок, близких к наивысшим. В некоторых классах заранее говорится, что балл, скажем, 95 и выше -- это A, наивысшая отметка; 93-94 -- это A-, и т.д. Потом эти оценки все идут в средний балл (GPA -- grade point average), являющийся, по существу, основной мерой «образовательного качества» студента. Кроме того, на определенные предметы на старших курсах нельзя зарегистрироваться, если у студента текущий средний балл ниже, скажем, 3 (A=4, B=3, C=2, D=1, F (fail) = 0), равно как и попасть на более престижные специальности.

В аспирантурах всё достаточно заметно по-другому. 100-балльная шкала по-прежнему присутствует, но у самого сильного студента в конкретном классе может быть итоговый балл, скажем, 80, а у самого слабого -- 25. Это уже полностью на усмотрение преподавателя. Оценка складывается из домашних заданий, промежуточных экзаменов (коллоквиумов) и окончательного экзамена, с разными весами. Иногда еще есть курсовые проекты; я лично считаю, что по прикладным вещам типа анализа данных это -- единственно осмысленная форма контроля (самостоятельно проплыть сто метров разными стилями!!!). Экзамены все письменные, как правило, на два-три часа. Иногда даются «домашние» экзамены -- на три-пять дней, на неделю, на которых можно пользоваться, понятное дело, любыми источниками (кроме, разумеется, соседей по общаге). Эти экзамены, по своей шкуре знаю, гораздо тяжелее, но и гораздо эффективнее и для студента, и для преподавателя.

В аспирантуре инфляция оценок тоже имеется, хотя в большинстве случаев главное для студента -- это избежать откровенно низких оценок (у нас в университете, например, после двух троек отчисляют). Все равно основной результат -- это диссертация, и если там хороших результатов нету, то и пятерки по всем аспирантским курсам на рынке труда не помогут.

78 Игорь Гайдышев (гость) 25.08.2006 07:42

Уважаемые господа!
Ознакомился с материалами дискуссии. Интересно. Хотя есть и спорные вещи. Особенно если они касаются самих математико-статистических методов анализа. Например, утверждение, что факторный анализ не может проводиться только над переменными, измеренными в шкалах, отличных от количественной. Если уж преподааватели рискуют это утверждать, что говорить о студентах.
Мы пытаемся внести свой скромный вклад в популяризацию математических знаний.
Посмотрте наш сайт http://attestatsoft.narod.ru. Может быть, окажется полезным. Программное обеспечение, в отличие от неоднократно упоминаемых в сообщениях программ, вполне доступно — оно бесплатно для образовательных целей.
Надеемся и на обратную связь.

79 Студент 1-го курса СмолГУ (гость) 10.10.2006 00:15

Рассуждаю с позиции обывателя, немного знакомого с психологией.Прочитал большую часть написанного и у меня сложилось стойкое впечатление, что психологам важнее пригодность математики исключительно в целях заработка, а не помощи людям. Несомненно, материальное удовлетворение должно иметь место, но о людях-то не забывайте, люди! Мне кажется, к списку вопросов навроде «Зачем?» нужно добавить вопрос «А ради кого?». Чем матметоды могут оказаться лучше стандартной психологической помощи, что им стоит уделять столько внимания?

Если предлагаете Математикой заменить Философию, то аргументируйте, какими руководствовались принципами. Моё мнение — без Философии студенты вообще утратят всякие представления об альтруизме, взаимопомощи, что всегда была свойственна русским.Мы и так это теряем всё больше, зачем усугублять? В этом смысле ориентация на Запад вредит национальному духу, и так подорванному донельзя. Получатся эдакие логические машины, созданные для копошения в людских мозгах, не более того.

80 Константин Ефимов Модератор Участник базы психологов  30.10.2006 17:02

Специально для Студента 1-го курса СмолГУ, пара вопросов:
1. Вы знаете, сколько времени философию учат на психфаке МГУ?
2. Почему Вы считаете, что представления об альтруизме, взаимопомощи формируются в рамках изучения философии?

Страницы: 0 | 1 | 2

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / общая психология / Почему хромает математическая подготовка студентов на факультете психологии и нуждается ли кто-нибудь в переменах?
Еще в рубрике:

2Юрий Тукачёв
500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic)


1Беляев Сергей Александрович
Разработка и стандартизация методики «уровень эмоционального интеллекта»



Жизнь Льва Марковича Веккера


3Серов Николай Викторович
Хроматическая интерпретация понятий «архетип» и «гендер»


Оксана Елдышова
Самоуважение как компонент Я-концепции


31В.Е. Клочко
Психосинергетика: настоящее и будущее психологии


16Греченко Татьяна Николаевна
Концепции Памяти


41Екатерина Орел
Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики


1Алексей Корнеев
Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма


98Шмелев Александр Георгиевич
Почему хромает математическая подготовка студентов на факультете психологии и нуждается ли кто-нибудь в переменах?


8Юрий Тукачёв
60-летию Великой Победы посвящается …


7Б. И. Беспалов
Типы и стили психологического мышления в связи с критериями научности психологических теорий


4Г.Ж. Акылбаева
Особенности чувствительности к проблемам на предсознательном уровне у людей, проявляющих специальные способности в реальной жизнедеятельности


10Н.Н. Коган
Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности


54Ю. В. Гущин
«Агрессия и преступность подростков»


10Э.В. Галажинский
Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности


4А.Ф. Коган
Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа


29Шабельников В.К
Психологическое осмысление теорий: западный и восточный взгляд

Поиск