Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза

Автор: Т. Ю. Осипова
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
Оценка посетителей сайта:  1.50  (проголосовало: 2)
Актуальность выбранной темы обусловлена углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в России, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего инженера.

В отличие от общей креативности, такой её аспект как коммуникативная креативность по настоящее время остается недостаточно изученным явлением. Наибольший вклад в раскрытие проблемы внесён педагогической наукой, в психологии же преобладает декларативно-описательный подход. Поэтому до сих пор не четко определено содержание явления, слабо изучены связь его с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, практически отсутствуют методы диагностики.

Проблема развития коммуникативной креативности относительно студенческого возраста не ставилась, хотя подготовленность выпускника технического вуза к успешному межличностному и ролевому общению является элементом его психологической культуры и профессионально важным умением специалиста нового типа. Выбор темы также определили результаты опросов, регулярно проводимых нами в Кузбасском государственном техническом университете. Студенты неоднократно отмечали у себя наличие трудностей и проблем в межличностном общении в академической группе, с родителями и противоположным полом и т.п. (не менее 65 %), недостаточность знаний по психологии общения, получаемых в курсах психолого-педагогического цикла, предусмотренных образовательным стандартом, а также желание совершенствовать свои социальные навыки и умения (не менее 74%).

В качестве психологических условий предлагается рассматривать коммуникативную компетентность и коммуникативную флексибильность как широкую базу развития креативности в общении.

В ходе исследования создан опросник «Креативность коммуникативная», позволяющий определять уровни развития данного свойства и спецкурс «Психология общения», способствующий его развитию. Также было установлено, что высококреативные студенты чаще выбирают ценности «жизненная мудрость», «активная деятельная жизнь» и «честность», а отвергают «высокие запросы» в жизни. На уровне тенденции эта категория предпочитает ориентироваться более на ценности-цели, нежели на ценности-средства. Низкокреативные чаще отдают предпочтение таким ценностям, как «друзья», «образованность» и «эрудированность» и не ценят «воспитанность».

В дальнейшем предполагается исследовать также иные условия развития и особенности мотивационной сферы высококреативных в общении людей.


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Т. Ю. Осипова
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 (гость) 06.06.2004 17:46

Есть ли возможность познакомиться с опросником? E-mail ferpsy@psy.dvgu.ru

2 (гость) 06.06.2004 17:46

в чем суть-то? или это только аннотация?

3 Юлия Владимировна Потехина (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы общаться на эту тему с автором

4 Елена (гость) 06.06.2004 17:46

Хотелось бы знать Ваше мнение о прсихологии профессионального общения специалистов определенного профиля ( н-р, строитель, механик и т.п.). От чего, по-Вашему, зависит взаимопонимание в сфере профессиональной коммуникации. общении

5 Вика (гость) 06.06.2004 17:46

Размыто как-то... Хотелось больше конкретности...

6 Светлана (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы узнать мнение автора о соотношении ком.креативности и психической флексибильности,

7 (гость) 06.06.2004 17:46

маловато будет

8 Попель Александр Александрович (гость) 06.06.2004 17:46

Здравствуйте, Татьяна Юрьевна! Я занимаюсь сходной проблемой и хочу обсудить с Вами ряд вопросов. Пожалуйста, укажите Ваш почтовый ящик. Попель Александр Александрович, Нижегородский Техуниверситет, ст. преподаватель.

9 (гость) 06.06.2004 17:46

некогда писать

10 Стас (гость) 06.06.2004 17:46

Статья уж слишком короткая. Тема не раскрыта!

11 Ася (гость) 06.06.2004 17:46

Хотелось бы получить больше информации по поводу проведенного исследования обозначенной проблемы. Интерес представляется в связи с тем, что мною выполнено диссертационное исследование проблемы развития креативности мышления через учебный материал предметов естественно-математического цикла, данный аспект в моем исследовании не рассматривался.

12 ПОСЛАНИЧЕНКО МАЙЯ ВАЛЕНТИНОВНА (гость) 06.06.2004 17:46

Я СТУДЕНТКА ПЕДАОИЧЕСКОГО ВУЗА ГОРОДА ОРЕНБУРА (Я-БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ) СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДОБНУЮ СТАТЬЮ.ОНА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА И ПОЗНАВАТЕЛЬНА,МНЕ ПОНАДОБИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ СЕМЕНАРА ПО АНТРОПОЛОГИИ.

13 (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы более детализированного описания

14 оптимистка (гость) 19.02.2005 13:19

Уважаемая Т.Ю., очень интересная публикация!
Я провожу исследование близкое к вашему. Но результаты у нас разнятся.
В моей выборке студенты псих и пед фак-тов заводят друзей и партнеров противоположного пола не лучше юритстов и инженеров.
Парадоксально, но факт: отсутствие спец образования не влияет на успешность межличностных контактов (еще раз оговорюсь — в моей выборке).

15 оптимистка (гость) 19.02.2005 13:21

Предлагаю обменятся мыслями/материалами на эту тему. Iega@land.ru

16 танюся (гость) 20.02.2005 20:38

я хочу сказать, что просто у студентов технического ВУЗа мышление гораздо уже и профессионально направленно, чем у студентов других факультетов!ну есть конечно и исключения, но эти «исключения» чаще всего ХАКЕРЫ ! СОВЕТ: побольше общаться с людьми!
студентка псих.фака.

17 Адольф (гость) 31.10.2005 16:46

Ништяк.
Молодцы, теперь можно рецензии писать по этим статьям

18 syriaru 23.05.2008 03:10

Танюся,

мне почему-то кажется, что я знаю о психологии намного больше, чем вы — о генераторах. Да и многие из моих бывших сокурсников ориентируются довольно хорошо в разных областях.

Специалист по электрическим машинам.

Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / педагогическая психология / Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза
Еще в рубрике:

1
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений


1Заюнчковский Олег Сергеевич
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.


1Е.П. Кринчик
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого


2Е.П. Кринчик
Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем.


4Заюнчковский Олег Сергеевич
Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения


11Юрий Тукачёв
Опросник «Список компетенций педагогической деятельности»: предварительная проверка психометрических свойств


Р.В. Комаров
Психоаналитический механизм творческого развития в группе


68
Подсказки начинающему школьному психологу


17А.Ф. Коган
Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности


8А.Ф. Коган
Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания


7В.М. Симонов
Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза


12Н.В.Маркина
Интегрирование одаренности в социо — культурное пространство как психолого-педагогическая реальность


18Т. Ю. Осипова
Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза

Поиск