Интегрирование одаренности в социо - культурное пространство как психолого-педагогическая реальность

Автор: Н.В.Маркина
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
Актуальность проблемы интегрирования одаренности в социо-культурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы и феномен неполной реализации в силу внешних неблагоприятных условий
(Грязева В.Г., 1993 г.).

В данной работе описаны некоторые эмпирические факты, выявленные в рамках экологического подхода к развитию и реализации одаренности. Методологическим основанием эмпирического анализа проблемы является концепция «экология творчества» (Грязева В.Г., Петровский В.А.), выделившая из многообразия проблем психологии одаренности проблему формирования самосозидающегося типа личности и проблему вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое является «экологической нишей» для одаренного ребенка.

В качестве теоретического конструкта для исследования составляющих ситуаций интеграции одаренности выступают понятия «персональное пространство» и «надперсональное пространство» «Персональное пространство» рассматривается как создаваемое личностью пространство людей, «где она интегрирована как творческая индивидуальность». «Надперсональное пространство творчества» -это явления природной, социальной, культурной среды, «которые аккумулируют и индуцируют творчество» (Грязева В.Г.). Надперсональным пространством, обеспечивающим создание экологической ниши для творческой личности, являются образовательное пространство учреждения дополнительного образования и инновационная образовательная структура — открытый лицей «Экология творчества». Участниками открытого лицея являются дети, занимающиеся в коллективах системы дополнительного образования (Дворец творчества учащейся молодежи, г.Челябинск), имеющие высокий творческий и интеллектуальный потенциал (IQ = 130 б и более, Gr не менее 120 б) и продуктивные результаты в выбранном виде деятельности. Открытый лицейпредполагает определенную организацию учебного процесса через систему авторских лабораторий «педагог — ребенок», которые формируют персональное и надперсональное пространство творческой личности, позволяют педагогу и ребенку персонализироваться, быть продолженным друг в друге, предполагают определение таких целей совместной деятельности, продвижение к которым порождает состояние неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата.

В результате анализа нами были зафиксированы следующие факты.

Среди детей, занимающихся в системе дополнительного образования деятельностью по своему выбору наблюдается смещение показателей уровня развития интеллектуальных способностей, выявленных на основе применения методик Амтхауэра структуры интеллекта тест (ASIT) и шкал интеллекта Векслера (WIST), в сторону наиболее высоких значений (х(среднее) = 109 б, норма — 100 б).

Выявлена тенденция к развитию интеллектуальных способностей — у 77% детей обнаружена положительная динамика интеллекта или стабильность показателей на уровне выше возрастной нормы, у 40% детей выявлена положительная динамика способностей к логическому мышлению и способностей к пространственному мышлению. Обращает на себя внимание следующий факт — у 100% детей наблюдается положительная динамика способности к абстрактному мышлению.

Отмечается взаимосвязь изменения структуры интеллекта (индивидуальная положительная динамика) с изменениями личностных особенностей учащихся (гармонизация эмоционально -волевой сферы).

С целью формирования у педагога установки на личностно — ориентированный подход к работе с одаренными детьми была использована система тренингов (тренинг рефлексии партнерского взаимодействия и совместный тренинг педагогов и детей, тренинг сензитивности и эмпатии, тренинг личностного роста, видеотренинг «Взаимодействие индивидуальности педагога и ребенка»).

Формирование у педагога установки на личностно ориентированный подход способствовало появлению устойчивой мотивации на профессиональный рост, а также осознание и коррекция педагогами особенностей своего педагогического стиля, обозначение и снятие некоторых личностных проблем детей, препятствующих развертыванию творческого потенциала.

Использование в работе системы тренингов ( тренинг поддержки и развития надситуативности, тренинг партнерского общения, использование природного и историко-культурный ландшафт Аркаима для тренинга развития сензитивности и эмпатии, тренинг гармонизации эмоционально — волевой сферы личности, тренинг личностного роста) позволило закрепить эффективные навыки общения, расширить возможности понимания своего поведения и возможности экспериментирования со своим поведением, продемонстрировало продемонстрировало моменты персонализации педагогов и детей друг в друге, достижение ими субъективно значимой цели, вербализация значимых элементов на пути самопонимания и прогнозирование дальнейшего саморазвития. Для детей, занимающихся художественным творчеством выявилась необходимость проведения тренинга, активизирующего левополушарные процессы.

Эффектом надперсонального пространства лицея можно считать расширение спектра исследовательской деятельности педагогов.


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Н.В.Маркина
Опубликовано: July 1, 2000, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Finogenova (гость) 06.06.2004 17:46

в статье не содрежится ни собственных идей. ни описания исследования. Чем, например, подтверждается утверждение о том, что Отмечается взаимосвязь изменения структуры интеллекта (индивидуальная положительная динамика) с изменениями личностных особенностей учащихся (гармонизация эмоционально -волевой сферы)? Как раз этот тезис - единственная интересная мысль в статье, но ничем не аргументирована. Статья имеет выраженный парадно-отчетный характер

2 Анюта (гость) 06.06.2004 17:46

Мне очень понравилось!

3 Низами (гость) 06.06.2004 17:46

мне надо педогогика и психология высшей школы

4 Ю.В. (гость) 06.06.2004 17:46

О страховой кульутре читайте на http~//zhurnal.lib.ru/p/pankow_j_w

5 Сергей (гость) 06.06.2004 17:46

Пару тезисов не мешало бы развернуть, а вообше - очень хорошая статья.

6 Ваня (гость) 06.06.2004 17:46

офигенно

7 Светлана (гость) 06.06.2004 17:46

хотелось бы узнать ваше мнение вот по какому поводу~ как вы считаете, имеют ли современные компьютерные игры развивающий, образовательный эффект?

8 Лапыгина Оксана Владимировна (гость) 06.06.2004 17:46

я бы хотела более подробно ознакомиться с работами по данной проблеме, делать совместные разработки

9 Гузель (гость) 06.06.2004 17:46

А в чём собственно суть данной странички....?!

10 Славка Перчик (гость) 15.12.2004 19:58

Фишка в том, что мне статоя начала нравится с первых строк. И до объяснения терминов разновидностей пространств. Я не понял конкретно их отличия, и как это выглядит на практике. Дальше, я с интересом продолжил читать статью, и после строк о школе для одаренных детей в г. Челябинске поставил себя в роль родителя отдающего ребенка в лицей из благого побуждения сделать из него умного, но жизнеспособного ребенка. После такой поствновки вещей у меня проскочила мысль:"по рекомендации автора этой статьи я сына туда не отдам, а поговорю первонаперво с тем учителем который будет значительное создавать пространство для развивающего общения". Вот такие заморочки родились в моей голове. Мне 19 и до сыновей мне далеко. Я не буду критиковать статью. Я лишь описал переживания и мысли которые были в процессе чтения.

11 алим (гость) 14.11.2007 12:13

все таки я не понял в начале говорилось что у детей из лицея КИ=130 баллов, а потом говорится что по результатам теста Амтхауэра и Векслера 109, а средний =100.
К тому же нормы теста Амтхауэра намного более суровые средний КИ (результат) по нему=90 баллов, а поВекслеру как раз 100.

12 (гость) 25.03.2016 12:28

http://www.michaelkors-onlines.com
http://www.pandorajewelry.net.co
http://www.coachfactoryoutletus.us.com
http://www.raybansunglasses.me.uk
http://www.uggsoutlet.eu.com
http://www.jordan13.org
http://www.rayban-sunglasses.eu.com
http://www.asicsshoes.name
http://www.coachoutletonline-sale.us.com
http://www.louisvuitton-outlet.name
http://www.christianlouboutin.name
http://www.raybansunglassesoutlet.name
http://www.katespade.eu.com
http://www.michaelkors-handbagsoutlet.us.com
http://www.coachfactoryoutlet-online.us.org
http://timberlandboots.hugeoff.net
http://www.raybans.eu.com
http://www.michael--korsoutlet.us.com
http://www.longchamphandbags.com.co
http://www.sunglassesoakley.us.org
http://www.airjordans.us.com
http://www.michael-kors-handbags.uk
http://www.basketballshoes.name
http://www.retrojordans.name
http://www.michael-kors-handbags.uk
http://www.poloralphlauren.name
http://toms.hutoutlet.us.com
http://www.guccishoes.us.com
http://www.nikeairforce1.me.uk
http://www.jordan6.net
http://www.designerhandbags.us.org
http://www.louisvuitton.us.com
http://www.toryburch-outlet.in.net
http://www.louisvuittonhandbags.name
http://www.nike-huarache.in.net
http://www.oakleyvault.in.net
http://www.jordans.in.net
http://www.louis-vuitton.us.org
http://www.lebronjames-shoes.net
http://www.jordan4.net
http://www.raybansunglasses.uk
http://www.longchamp-outlet.name
http://oakley.hutoutlet.us.com
http://www.canada-gooseoutlet.cc
http://www.katespadeoutlet.in.net
http://rayban.hutoutlet.us.com
http://www.true-religionoutletstore.in.net
http://michaelkors.outlet-gaming.com
http://www.nikesb.uk
http://www.airjordan-pascher.fr
http://www.coachfactoryoutlet-online.eu.com
http://www.nike-rosherun.in.net
http://www.louisvuitton-handbags.com.co
http://www.burberry--outletonline.com
http://www.coach-factoryoutlet.com.co
http://www.polo-ralphlauren.cc
http://www.outlet-celine.com
http://www.jordanconcords.net
http://www.louisvuittonuk.me.uk
http://www.kobebryantshoes.name
http://www.uggoutlet.de.com
http://www.cheapjerseys-nfl.us.com
http://www.jordanretro.name
http://www.uggoutlet.qc.com
http://www.oakley-canada.ca
http://ugg.hutoutlet.us.com
http://www.uggboots.eu.com
http://www.michaelkorsoutletoff.in.net
http://www.louisvuitton-leatherbag.com
http://www.abercrombie-andfitch.in.net
http://www.toryburch-outlets.in.net
http://www.pradabags.in.net
http://www.airmax-nike.me.uk
http://www.poloralphlauren.com.co
http://toryburch.hutoutlet.us.com
http://www.poloralph-lauren.net.co
http://christianlouboutin.hutoutlet.us.com
http://www.nike-trainers.me.uk
http://www.rayban-sunglasses.com.co
http://www.canadagoose.com.co
http://www.fitflopssaleclearance.us.org
http://www.mcmoutlet.us
http://www.adidassuperstar.name
http://www.instylercurlingiron.com
http://www.cheapoakleysunglasses.net.co
http://www.cheaprolexwatches.name
http://www.coachfactory-outlet.in.net
http://www.christianlouboutinoff.us
http://www.hollisterclothing.me.uk
http://www.katespade-handbags.eu.com
http://www.katespadeoutletsale.in.net
http://www.rolex-watches.in.net
http://www.kevindurantshoes.name
http://www.canadagoosesupply.com
http://www.officialcoachfactoryoutlet.com.co
http://www.gucci-outlet.net.co
http://www.nike-freerun.org.uk
http://www.truereligion-jeans.us
http://www.nikeblazers.me.uk
http://www.sunglassesoakley.com.co
http://www.montblanc-pens.name
http://www.tomswedges.us
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.us.org
http://www.giuseppe-zanotti.us
http://www.michaelkors-outletonlinesale.eu.com
http://www.louboutinshoes.cc
http://www.todsoutlet.in.net
http://www.insanityworkout.cc
http://www.thenorthface.net.co
http://www.louisvuitton-handbags.name
http://www.coach--factoryoutletonline.com
http://www.louisvuitton-purses.com
http://www.michaelkors--outlet.us.org
http://www.cheapraybansunglasses.net.co
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.us.com
http://www.coachoutletmls.com
http://www.raybansunglasses.us.org
http://www.cheap-jordans.us.com
http://www.katespadebagsoutletsale.com
http://www.toms--shoes.com
http://www.raybansunglassesoutlet.eu.com
http://www.abercrombieaafandfitch.in.net
http://coach.outlet-gaming.com
http://www.michaelkorsoutletonline.us.org
http://www.toms-shoes.cc
http://www.marc--jacobs.com
http://www.michaelkors-outlet.com.co
http://www.pandorajewelry.name
http://www.pradauk.co.uk
http://www.rolexwatchesoutlet.us
http://www.michaelkorsonlineoutlet.us.com
http://www.ralphlauren-outlet.us.org
http://www.oakley-sunglasses.com.co
http://www.ralphlauren-outlet.net.co
http://www.christianlouboutinoutlet.com.co
http://www.kobeshoes.org
http://www.authenticlouisvuittonhandbags.net
http://www.rolexsubmariner.in.net
http://www.juicy-couture.us
http://www.nikerunningshoes.me.uk
http://www.lebronjames-shoes.name
http://www.uggboots.de.com
http://canadagoose.outlet-gaming.com
http://www.adidasuk.org.uk
http://www.guccioutlet.net.co
http://www.coachfactoryoutletonlineseller.com
http://www.louis-vuittonhandbags.us
http://www.louisvuittonoutlet.net.co
http://www.louis-vuittonhandbags.com
http://www.cartierwatches.in.net
http://www.monclerjackets.me.uk
http://www.edhardyclothing.in.net
http://www.louboutinfemme-pascher.fr
http://www.nikeairhuarache.me.uk
http://www.hollisterkids.net
http://oakley.outlet-gaming.com
http://www.coachoutletonlinestoreshopping.com
http://uggs.uggaustralia.qc.com
http://www.hollisterclothing.net
http://www.louis-vuittonhandbags.name
http://www.louisvuittonoutlet.name
http://www.abercrombieoutletstore.cc
http://www.tomsshoes.name
http://www.supra-shoes.net
http://www.louis-vuitton-outlet.us.com
http://www.coachoutletstoreonlineclearances.com.co
http://www.michael-kors-handbags.us.org
http://www.michael-korsuk.uk
http://www.michaelkorsoutlet-online.eu.com
http://www.canadagooseoutlet.cc
http://www.airmax90.me.uk
http://www.coachfactoryoutletonline.com.co
http://www.canadagooseoutlet.name
http://www.coachoutletshoppingmall.com
http://www.louis-vuittonoutlet.us.org
http://www.cheaplouisvuittonhandbags.org
http://www.replicawatches.name
http://www.nfljerseyswholesales.us
http://www.louisvuitton-inc.us.com
http://www.gucci.net.co
http://www.toms-outlet.name
http://www.louis-vuittonoutlet.name
http://www.ghdhairstraighteners.com.co
http://www.katespadehandbags.us.org
http://www.nikerosheruns.me.uk
http://www.louisvuitton-outletstores.org
http://www.vansshoes.name
http://www.true-religionjeans.in.net
http://www.michaelkors-bags.org.uk
http://www.michae-kors-outlet.ca
http://www.gucci-outlet.org
http://www.uggoutlet.eu.com
http://www.ray-bansunglassesdiscount.us.com
http://www.louis-vuitton-handbags.us.com
http://www.hollister-clothingstore.cc
http://www.jordansforsale.us
http://www.fitflops.org
http://www.coachoutletstoresshopping.com
http://www.christianlouboutinoutlet.com
http://www.jordan8.net
http://www.beatsbydrdresolo.us
http://ugg.outlet-gaming.com
http://www.nike-airmax.me.uk
http://rayban.outlet-gaming.com
http://www.cheapjordansshoes.in.net
http://www.coach-factory.us.org
http://www.michaelkors-handbags.com.co
http://timberland.officialfree.net
http://www.louisvuitton-lvoutlet.me
http://www.ralphlaurensale.eu.com
http://www.celine-outlet.us
http://www.pradahandbags.us
http://www.coachoutletstore.eu.com
http://www.montblanc.com.co
http://www.cheap--nfljerseys.us.com
http://www.coach-factory-outlet.us.org
http://www.michaelkorsoutlet--online.us.com
http://www.ralphlaurenpolo.in.net
http://www.michaelkorsoutletclearance.us.org
http://www.michaelkors-outlet.in.net
http://www.louisvuittonhandbags.net.co
http://www.hollisterclothingoutlet.us
http://www.tiffany-andco.in.net
http://www.michael-korsoutlet.net.co
http://www.ray-bansunglasses.in.net
http://www.louis-vuittonoutlet.us.com
http://www.michael-korshandbags.name
http://www.oakley-sunglasses.net.co
http://www.adidasshoes.name
http://www.nikeuk.me.uk
http://www.jordan3.net
http://www.michael-korsoutlet.name
http://www.rayban.me.uk
http://www.adidasoriginals.in.net


Имя:
E-mail:
Open-ID:
введите код с картинки:


Правила:
Разрешены тэги: <b>, <i>, <u>. Если хотите дать ссылку - пишите ее просто: http://... Все поля обязательны. Ваш email на странице отображаться не будет.


Смайлики:
:) :( ;) :D :lol: :eek: :mad: :weep:
Текст сообщения:


Я ознакомлен(а) и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности

Комментирование статей отключено

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / педагогическая психология / Интегрирование одаренности в социо - культурное пространство как психолого-педагогическая реальность
Еще в рубрике:

4
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений


1Заюнчковский Олег Сергеевич
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.


1Е.П. Кринчик
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого


2Е.П. Кринчик
Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем.


4Заюнчковский Олег Сергеевич
Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения


12Юрий Тукачёв
Опросник «Список компетенций педагогической деятельности»: предварительная проверка психометрических свойств


Р.В. Комаров
Психоаналитический механизм творческого развития в группе


69
Подсказки начинающему школьному психологу


17А.Ф. Коган
Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности


8А.Ф. Коган
Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания


7В.М. Симонов
Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза


12Н.В.Маркина
Интегрирование одаренности в социо — культурное пространство как психолого-педагогическая реальность


20Т. Ю. Осипова
Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза

Поиск