Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза

Автор: В.М. Симонов
Опубликовано: December 27, 2003, 12:00 am
Оценка посетителей сайта:  2.00  (проголосовало: 1)
Проблема, затрагиваемая нами в настоящей работе, заключается в обозначении главного условия, при наличии которого возникает и может проявиться интерес студента к учебе, а следовательно, и эффективность учебного процесса. Выражаясь конкретнее, речь идет о формировании интереса студента к учебной деятельности.

Понятие интереса — весьма сложное понятие, однако, в данном контексте целесообразно выделить некоторые его аспекты.

Интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива. Следовательно, с точки зрения субъекта деятельности, он процессуален. В нем есть уровни. Мы выделяем два уровня, каждый из которых определяет форму ориентации субъекта (в данном контексте — студента) на учебный процесс. Проблема в том, как сделать студента, выступающего как объект учебного процесса, субъектом этого процесса.

Выделяются два уровня интереса:
1) уровень ближайшего интереса;
2) уровень коренного интереса.
Различие между ними можно обозначить, например, в аспекте временного отношения: первый исходит из ценности данного момента в случайных обстоятельствах навязанного субъекту бытия, по сути, представляя из себя его (бытия) приспособительный момент; второй ориентирован на будущее, определяющее настоящее в форме связанных самим субъектом обстоятельств, находящихся в отношении к субъекту..

Зная условия и закономерности организации конкретного вида деятельности, можно наладить процесс управления этой деятельностью посредством интереса.

Важным является понимание того факта, что для субъекта ситуация должна выступать подчиненной (управляемой), где он может проявлять активность и сознательность в постановке и реализации целей, т.е. сознательно определять смысл деятельности, действовать в направлении реализации коренного интереса.

При соблюдении этого условия в системе «человек — среда» последняя, являясь обстоятельствами созданными человеческим субъектом, выступает как средство для свободного самовыражения индивидуальности субъекта. Субъект ощущает себя личностью, интерес которой представлен как процесс реализации его потребностей в подчиненной среде.

В условиях государственной собственности реализация субъектом коренного интереса как смысла его (субъекта) деятельности крайне затруднена. В образовательной сфере такая ситуация может быть результатом нескольких обстоятельств.

Первым в ряду обстоятельств, препятствующих реализации студентом смысла образовательной деятельности можно назвать бюрократический аппарат. Научно обоснованным является факт отношений антагонизма между интересом чиновника и интересом всего общества. История рассмотрения этого вопроса восходит к Гегелю, который «непосредственную нравственную и умственную культуру» противопоставлял «механическому характеру бюрократического знания и работы». «Человек в чиновнике должен ограждать чиновника от самого себя»1. Затем «К. Маркс приходит к обоснованному выводу, что бюрократия и культура несовместимы, не могут находиться в одной системе, потому что бюрократия всегда будет стремиться подчинить культуру, трансформируя ее согласно своей природе.»2 Так, К. Маркс показывает принципиальную враждебность бюрократии науке: «Действительная наука представляется бюрократу бессодержательной, как действительная жизнь — мертвой, ибо это мнимое знание и эта мнимая жизнь принимается им за самою сущность»3. Жизнь и знание бюрократа мнимы по той причине, что взяты им в отношении к реальности по форме иерархии власти, но не в отношении к реальности как таковой, т.е. по форме жизненного уклада. Б.Я. Замбровский интерпретирует это положение следующим образом: «а) цели и содержание научных исследований определяются правящей бюрократией; б) бюрократия определяет ценность научных открытий и самой деятельности ученого, то есть опосредует научную деятельность и ее результат. Поэтому в ее системе ученый не может непосредственно ориентироваться на науку; в) бюрократия создает ситуацию возможности административного решения научных проблем, подмены научного решения директивами сверху, проходящими по определенной инстанции; г) она определяет возможность реализации научных открытий. Все это означает, что наука не может развиваться, исходя из своей собственной сферы, — она должна быть во всех своих звеньях ориентирована на чуждую ей сферу бюрократической иерархии. В этом выражается форма отчуждения науки от общества и интересов людей.»4

Важно понимание того факта, что в вузе сфера науки является субстанцией образовательной деятельности, направленной, в свою очередь, на формирование своего субъекта. В абстрактном, теоретическом смысле продуктивным может быть назван процесс, в котором субъект и субстанция совпадают хотя бы в тенденции (8, с. 49). В нашем случае это означает учет интересов науки (как субстанции) и студента (как субъекта) при организации процесса образовательной деятельности, отчасти опосредующей их отношения.

Следующим из рассматриваемых нами обстоятельств является проблема профессионализма, взятая как момент целесообразности организации образовательной деятельности в рамках вуза. На определенном этапе жизнедеятельности для студентов основную роль играет учебная деятельность, деятельность профессионального становления. Естественно, что учебный интерес в условиях традиционной расстановки приоритетов личностью при вхождении ее в общество в качестве субъекта претерпевает ущерб, теряет свой первородный смысл — обретение знаний, актуальных в настоящей и будущей практике субъекта. В вузе эта практика преломляется через профессиональное отношение, формирующееся у будущего специалиста в процессе его обучения. Но это в идеале, а на деле противоречия государственной системы задают иной смысл учебной деятельности.

Это происходит по причине отсутствия в обществе ценности высшего образования с точки зрения его специализации, т.е. ценности профессиональных знаний как критерия эффективности профессиональной деятельности при трудоустройстве.

Такая ситуация вряд ли может быть поправима коренным образом в ближайшее время. Однако конкретные противоречия внутри этой ситуации можно попытаться разрешить. Тем более, что в ситуации смены общественно-экономической ориентации у студентов и преподавателей во многом появляется возможность самостоятельного определения условий учебной деятельности на различных уровнях обучения. В конкретных случаях появляется возможность формирования у студентов интереса к учебной деятельности, а следовательно, и профессионального интереса.

Для определения условий формирования такого интереса в первую очередь целесообразно повести разговор о характере тех проблем, которые стоят на пути успешности этого формирования. Здесь мы можем задать вопрос, в каких ситуациях, связанных с учебной деятельностью, студент может ощутить себя субъектом, т.е. проявить активность для воплощения ее смысла, пусть даже и заданного объективно извне.

За редким исключением таких ситуаций в вузовской деятельности обнаружить практически не удается. Существенным критерием, послужившим основой диагностики такой ситуации, является анализ причин приведших к возникновению проблемы отсутствия у студентов психологического отделения ФиПси ВГУ возможности анализа явления «психическое» с точки зрения его сущности. При возникновении такой необходимости студент предпочитает апеллировать к западным психологическим учениям. При этом не учитывается то обстоятельство, что, как правило, западные учения возникают в ответ на запросы практики в конкретных социально-исторических условиях, являются отражением позиции отдельно взятой личности в условиях развитых рыночных отношений, следовательно, связаны с жизненным укладом той общественной организации, в ответ на запросы которой они возникли. Мы не отрицаем наличие в западных психологических учениях позитивных моментов, важнейших научных открытий, однако, обращаем внимание на то, что они не проходят проверки по критериям сущностности, всеобщности и необходимости, например, в российских условиях бытия человека. Следовательно, не могут быть положены целиком в основу практики специалиста психолога в России. При столкновении с практикой в нашей стране обретенные знания часто теряют свою актуальность. Отчасти по причине соответствия следующей методике: преподаватель задает контекст (условия), в котором эти знания только и могут быть применимы. За пределами этого контекста они теряют смысл, а реальная социальная ситуация как раз обнаруживает себя для субъекта в своей противоречивости лишь за этими пределами.

В этой связи существует крайняя необходимость формирования конкретных и глубоко дифференцированных научных универсалий, позволяющих анализировать явление «психическое». Такой анализ возможен, во-первых, исходя из критериев, сформированных с теоретических позиций. Во-вторых, с учетом особенностей социальной системы в рамках которой функционирует психика.. Для этого, необходимо обратить внимание на то огромное наследие отечественной психологической мысли, которое на данный момент в рамках нашего вуза остается во многом невостребованным, значимость которого непростительно умаляется. Достаточно обратить внимание на содержание некоторых учебных дисциплин, и станет ясно, что в их курсе речь идет практически об одних и тех же фактологических единицах, т.е. учебные предметы перекрывают друг друга настолько, что разница между ними порой едва различима. Это, в свою очередь, может быть свидетельством несогласованности действий преподавателей при определении содержания и объемов теоретических и практических курсов и заданий. Следствием этой несогласованности, кроме уже указанных недостатков, является превышение учебной нагрузки студентов, которая в совокупности с отсутствием навыков и критериев избирательности при подходе к самостоятельному изучению предложенных литературных источников приводит к трагической ситуации. Видя ее безысходность, т.е. невозможность освоения предложенного для самостоятельного изучения количества информации, не всегда адекватной задачам курса, студент зачастую опускает руки, происходит потеря интереса к учебе, потеря веры в возможность обретения объективных знаний — основы дальнейшей профессиональной деятельности, безразличие к своей профессии.

Все это происходит в первую очередь вследствие отсутствия учета преподавателями субъективной позиции студента, реализации преподавателями собственных намерений без учета профессионального интереса будущего специалиста — психолога. Отсутствие интереса у студентов определяет их неспособность принимать участие в процессе собственного обучения, невозможность формировать обстоятельства собственной деятельности, связанной с учением, как практическая несостоятельность выбора (тематики курсовых работ, спецкурсов и т.д.). Отсутствие интереса к учению в студенческой среде в большей мере обусловлено отсутствием ситуации, призванной поддерживать и обеспечивать эту деятельность, а именно педагогической ситуации, как ситуации снятия противоречий между реальной практикой и теоретической подготовкой будущего специалиста в деятельности учения. По этим причинам интерес к учению зачастую возникает лишь косвенно, как связь мотивов жизненного самоопределения с закономерностями ситуации жизнедеятельности в ущерб, а зачастую и в обход учебной деятельности.

Несмотря на долгую историю, в силу отмеченных выше обстоятельств, проблема соответствия формы организации учебного процесса интересу студента (в данной ситуации объекта обучения) остается открытой не только в нашей стране, но и за рубежом. Направление позитивного решения определяет сама возможность его постановки в предлагаемом нами виде. А именно, при решении обозначенной здесь проблемы необходим учет двух обстоятельств. Во-первых, система образования должна быть организована как система, включающая в себя интерес объекта обучения в качестве одного из своих элементов, тем самым, на определенном этапе процесса обучения проявляя способность превращать объект обучения в субъект. Во-вторых, в определенный момент, в случае отсутствия возможности действовать с позиции субъекта в процессе обучения, объект обучения должен вынужденно возвращаться в систему, определяющую дальнейший процесс реализации образовательных задач. Иначе говоря, образовательная система должна быть построена по форме интереса, как элемента инверсии объекта обучения в субъект и наоборот.

Литература.

  1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  3. Замбровский Б.Я. Этика (Программа, планы семинарских занятий и методические указания к ним). — Воронеж: Изд. ВГПУ, 1996. — 103 с.
  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1993. — С. 94 — 231.
  6. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Изд-во «Прогресс», 1970. — 686 с.
  7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. перевод. с англ. Татлыбаевой А.М. — Спб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  8. От демократии — к социализму (к истории формирования марксизма): Учеб. пособие/ Б.Я. Замбровский; Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 1995г. — 72с.


1Маркс К. К критике гегелевской философии права.// Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд.. — Т. I., — С. 279.

2 От демократии — к социализму (к истории формирования марксизма): Учеб. пособие/ Б.Я. Замбровский; Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 1995г., — С. 48.

3 Маркс К. К критике гегелевской философии права.// Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд.. — Т. I., — С. 272.

4 От демократии — к социализму (к истории формирования марксизма): Учеб. пособие/ Б.Я. Замбровский; Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 1995г., — С. 49.


Статьи автора

Количество статей: 1

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: В.М. Симонов
Опубликовано: December 27, 2003, 12:00 am
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 (гость) 06.06.2004 17:46

по.моему, понятие "интерес" актуальнее заменить на понятие "мотивация"

2 (гость) 06.06.2004 17:46

интересна сама тема, и то что автор желает в ней разобраться. Есть интересные моменты, но явно не хватает знаний по современным достижениям в психологии, социологии и физике

3 Юлия (гость) 06.06.2004 17:46

пока нет таковых

4 Владимир (гость) 06.06.2004 17:46

Спасибо

5 дмитрий (гость) 06.06.2004 17:46

просто супер

6 Саид (гость) 25.10.2004 20:09

Целый час копался но ничего не нашёл.

7 tas (гость) 11.02.2005 10:51

Мне кажется, что статья написана больше в рамках философии, чем педагогической психологии


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / педагогическая психология / Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза
Еще в рубрике:

8
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений


1Заюнчковский Олег Сергеевич
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.


1Е.П. Кринчик
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого


6Е.П. Кринчик
Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем.


4Заюнчковский Олег Сергеевич
Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения


14Юрий Тукачёв
Опросник «Список компетенций педагогической деятельности»: предварительная проверка психометрических свойств


Р.В. Комаров
Психоаналитический механизм творческого развития в группе


68
Подсказки начинающему школьному психологу


17А.Ф. Коган
Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности


8А.Ф. Коган
Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания


7В.М. Симонов
Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза


14Н.В.Маркина
Интегрирование одаренности в социо — культурное пространство как психолого-педагогическая реальность


20Т. Ю. Осипова
Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза

Поиск