Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения

Автор: Заюнчковский Олег Сергеевич
Опубликовано: July 17, 2007, 4:47 pm
Оценка посетителей сайта:  7.25  (проголосовало: 4)
      Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед человеком новые проблемы. Неблагополучные социально-экономические и экологические факторы приводят к ухудшению здоровья и сильнее всего оказывают влияние на детей. Последние исследования показывают, что более 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. За время обучения в школе почти в 4 раза увеличивается количество психопатологических состояний. По данным Министерства Обороны Российской Федерации к моменту окончания школы лишь один из десяти подростков может удовлетворять требованиям к здоровью для прохождения воинской службы. И проблема не только в адаптивных возможностях организма ребенка. Здоровье подрастающего поколения, во многом, определяется существующей системой образования и так называемым «школьным фактором». Многие дети приступают к обучению в общеобразовательных учреждениях, будучи функционально незрелыми. Это негативно сказывается на результатах обучения и, как правило, является причиной школьной (а в последствии и социальной) дезадаптации.
Краеугольным камнем в формировании здоровой психической деятельности ребенка, и его успешного обучения является волевой компонент деятельности, произвольность Высших Психических Функций.

      Современные научные представления о феномене Высших психических функций (далее ВПФ) являются основой понимания динамики развития и структуры личности. ВПФ рассматриваются в контексте интеллектуального, эмоционального и волевого развития, что определяет социальное развитие индивида, формирование системы отношений с людьми, взаимодействия с окружающей действительностью. Каждый из элементов критически важен для функционирования здоровой личности, и дезинтеграция одного из них неизменно ведет к нарушению адекватной психической активности личности, нарушению адаптации и развития в социальной среде. Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка не идет обособленно и, при свойственной им гетерохронии, являются взаимообусловленными и взаимосвязанными. В связи с высокой степенью взаимозависимости сфер психики, любое нарушение в развитии одной из них, непосредственным образом сказывается на развитии двух других, при этом произвольность психической активности рассматривается как модулирующая все развитие, и ее вполне допустимо поставить на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер ребенка.

      Нарушения произвольности внимания, как динамической характеристики психических процессов, и волевого компонента деятельности в школе наиболее ярко заметны в младших классах, когда ребенок только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять своей деятельностью в стремлении к их достижению. Дети сразу привлекают внимание педагогов своей импульсивностью, невнимательностью, или же наоборот отрешенностью и не готовностью к выполнению поставленных педагогом задач, часто они выделяются на фоне своих сверстников трудностями в обучении и воспитании. На своевременность и динамику развития произвольности Высших Психических Функций могут влиять как стрессовые ситуации, так и индивидуальные особенности ребенка, часто у детей диагностируется Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью. Говоря о нарушении волевого компонента деятельности, стоит заострить внимание именно на этом синдроме. Ведь если проблемы в процессе развития произвольности, вызванные стрессовой ситуацией начала обучения являются временными, то вовремя не проведенная диагностика и коррекция нарушений произвольности при синдроме дефицита внимания может привести к полному выпадению ребенка из учебного процесса, нарушению социализации, стойким нарушениям формирования личности.

      В последнее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью все больше начал привлекать внимание специалистов. Ряд проведенных исследований показал вариабельность данных по его распространенности. В США гиперактивных детей 4-20%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10% (А.Л. Сиротюк., 2002).

      Многие исследования говорят о наличии гендерных различий. Так среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек (Заваденко Н.Н., 1999). М. Пассольт (2004) указывает на различия в 4-5 раз. А. Л. Сиротюк, не отрицая гендерной зависимости, говорит, что девочкам свойственна другая, особая, форма синдрома без гиперактивности (А.Л. Сиротюк., 2002). А по данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2001), полученным в ходе исследований 5300 детей старшей и подготовительной группы детских садов в 1997-1999 гг., распространенность синдрома составляет 20%, и различий по частоте заболеваний среди мальчиков и девочек не наблюдается вовсе.

      По результатам некоторых последних работ, частота проявлений синдрома СДВГ растет с каждым годом. Такого мнения придерживается доктор медицинских наук Ю. Шевченко (2002). «Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один — два, то сейчас их насчитывают десятки» — говорит он. Но есть основания полагать, что процент детей с СДВГ достаточно стабилен. Доктор медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии Российского государственного медицинского университета Н. Н. Заваденко склонен связывать тенденцию роста данных по частоте проявлений СДВГ с улучшением диагностики, и называет цифру в 5–7% от общего числа детей (в зависимости от популяции) (Статья еженедельника «Школьный психолог» N 04/2000).
      Можно с уверенностью говорить, что нарушение произвольности, свойственное детям младшего школьного возраста, часто связанно именно с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

      Одним из важнейших вопросов в изучении проблемы СДВГ и нарушений произвольной деятельности, является вопрос диагностики. Необходима комплексная работа и участие различных специалистов: неврологов, педагогов и, конечно, психологов. Очень большое значение имеет выбор средств, методов и момента начала коррекционного процесса.

      Одним из новых методов диагностики и коррекции произвольности высших психических функций стал метод биологической обратной связи. Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений. Данный метод базируется на современных представлениях о функционировании мозга.

      Суть метода заключается в том, что пациент, получая информацию о рабочей динамике какой-либо физиологической системы, реализующей протекание тренируемой функции, обучается контролировать не только свое психофизиологическое состояние, но и произвольно управлять функционированием данной системы. В контексте терапии методом БОС, патология рассматривается как нарушение в структуре управления функциональной системы какого-либо психофизиологического процесса. И не зависимо от причины возникшего нарушения протекания процесса позволяет внести элемент произвольного контроля над ним.
      Метод возник в 50-х годах 20-го столетия в США, и ознаменовался рядом исследований в сфере психофизиологических реакций человека. Данные исследования проводились по инициативе вооруженных сил и были направлены на повышение возможностей человека. В 70-90 годы общественный интерес в США к биологической обратной связи был крайне высок, ведь биологическая обратная связь аппаратным методом позволяла учиться оказывать влияние на свои физиологические реакции, которые не подвластны произвольному контролю или нарушены в результате заболевания или травмы.

      Биологическая обратная связь прочно заняла свое место в современной психотерапии и коррекции. Это не только метод, но и эффективный концептуальный подход к произвольной регуляции состояний и функций организма человека. Фактически, Биологическая Обратная Связь является дополнительным элементом между телом и мозгом человека. Новая «петля» Обратной Связи дополняющая основную «петлю» между телом и мозгом человека.

      Во время коррекции методом Биологической Обратной Связи человеку с помощью специальных технических устройств визуализируется непосредственное состояние той или иной функции его организма. При этом многочисленные исследования показывают, что человек учится этими функциями управлять, тогда как в обычных условиях управление ими не доступно. К таким функциям можно отнести частоту сердечных сокращений, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи, амплитуды и частоты ритмов ЭЭГ, ЭМГ непроизвольных мышц черепа и другие.

      Для коррекции произвольности высших психических функций в рамках образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка. Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, визуализирует на экране монитора частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения.
Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры. Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием, ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.

      Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком по методу биологической обратной связи, наблюдается на 8-10 занятие продолжительностью 30-40 минут на протяжении 10-14 дней. За это время ребенок, как правило, достигает высоких результатов в игре и показывает возросшие результаты при комплексном психологическом тестировании, направленном на диагностику произвольности ВПФ.
Научные достижения в сочетании с возможностями современных образовательных учреждений, предоставляют широкие возможности психологу и педагогу в помощи детям с нарушением произвольного компонента деятельности. При помощи Биологической Обратной Связи компьютерные классы могут стать не только местом получения знаний, но и местом, где ребенок будет учиться ставить цели и решать задачи, совершенствовать свою деятельность, и повышать общую учебную успеваемость.

«Произвольность высших психических функций. Возможность коррекции в рамках образовательного учреждения.» Заюнчковский Олег Сергеевич. Материалы III Национальной конференция «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты»

Литература



1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. – М., 1999.

2. Белопольская Н.Л. ред., Детская патопсихология. М.,
«Когито-центр», 2004

3. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств вниманияВ кн. Методы
психологической диагностики. Вып.1/ Под ред. В.Н. Дружинина, Галкиной
Т.В. — М., 1993.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка М., «Эксмо», 2004

5. Василевский Н. Н., Мигаловская Н. А., Никитина С. Б., Зингерман
А. М. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии
эффективности тренинга // Биоуправление-2: Теория и практика.
Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1993.

6. Квасовец С.В., Безносюк Е.В., Дмитриев С.П., Коробченко В.В.,
Мошкина М.В., Иванов А.В. Психотерапия пограничных психических и
психосоматических расстройств с использованием современных технических
психодиагностических и психокоррекционных средств. – М., 1997

7. Суворов Н. Б., Меницкий Д. Н., Фролова Н. Л. Знакопеременный
кардиотренинг: практика применения // Биоуправление-3: Теория и
практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1998.

8. Сиротюк А.Л. „Синдром дефицита внимания с гиперактивностью“.
Диагностика, коррекция, практические рекомендации родителям и педагогам.
Изд. Сфера, СПб., 2002г.

9. Mann, C., Lubar, L. F., Zimmerman, A. W., Miller, C. A., &
Muenchen, R. A. (1992). Quantitative analysis of EEG in boys with
Attention Deficit-Hyperactivity Disorder (ADHD): A controlled study with
clinical implications. Pediatric Neurology.

Статьи автора

Количество статей: 2

 Статьи

Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Блоггерам - код красивой ссылки для вставки в блог
Информация об авторе: Заюнчковский Олег Сергеевич
Опубликовано: July 17, 2007, 4:47 pm
 Еще для блоггеров: код красивой ссылки для вставки в блог

Комментарии

1 Елена (гость) 31.07.2007 00:43

Cекунду… какое это имеет отношение к детям? Детей не научишь контролировать свои биологические функции. Если же речь идёт о коррекции в более зрелом возрасте, то есть гораздо более безопасные методы.

2 Ольга (гость) 26.05.2009 23:19

Побойтесь Бога!
С помощью компьютерной игры да еще за 30-40 минут (это много!) в день можно лишить ребенка спокойного сна, достичь дезориентации — потери различия реалии и виртуалии, сосредоточить внимание ребенка исключительно на компьютерных играх, развить коплекс неполноценности при неудачах в достижении мнимых задач… При этом хватает нахальства называть метод ОБРАТНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОй СВЯЗИ! Скорее всего, допущена ошибка и метод следует назвать ОБРАТНЫМ биологическому. Что ж, и неудивительно! Собственное ученое бессилие перед человеческой проблемой привело к соблазну понадеяться на машины.
Кощунственно и бездарно. Родители не умеют быть родителями, воспитатели — воспитателями, врачи — врачами и т.д. Психологи ни научить — ни помочь не могут, волшебные игры изобретают. Стыдно должно быть за такую поверхностность и безответственность.

3 marina (гость) 23.10.2009 03:25

очень действенный метод который стоит попробовать прежде чем соглашаться на медикаментозное корректирование,возможны занятия в домашних условиях,это большой плюс когда ребенок плохо переносит смену обстановки.Среди моих учеников есть дети которым это реально помогло

4 serg1975 19.02.2011 19:43

А почему нельзя попробовать методы нейролингвистического программирования. Ведь это тоже часть психологии, и во многих случаях, более действенная чем большинство иных методов, в том числе, и психологических?


Автор запретил гостям комментировать статью

Хотите зарегистрироваться на сайте?
Тогда можно будет комментировать, не вводя код.

Спамить бесполезно, все ссылки в комментариях идут через редирект.
Флогистон / публикации / педагогическая психология / Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения
Еще в рубрике:

8
Обучение в массовой средней школе как фактор ухудшения детско-родительских отношений


1Заюнчковский Олег Сергеевич
Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде.


1Е.П. Кринчик
Место и роль общего практикума в профессиональной подготовке психолога : рефлексия студентов факультета психологии МГУ в свете модели контекстного обучения А.А.Вербицкого


6Е.П. Кринчик
Студент в учебном процессе: проблемы с сорокалетним стажем.


4Заюнчковский Олег Сергеевич
Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения


14Юрий Тукачёв
Опросник «Список компетенций педагогической деятельности»: предварительная проверка психометрических свойств


Р.В. Комаров
Психоаналитический механизм творческого развития в группе


68
Подсказки начинающему школьному психологу


17А.Ф. Коган
Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности


8А.Ф. Коган
Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания


7В.М. Симонов
Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза


14Н.В.Маркина
Интегрирование одаренности в социо — культурное пространство как психолого-педагогическая реальность


20Т. Ю. Осипова
Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза

Поиск