Приложение 4. Картинки, выбираемые одинаково часто "компьютерными" и "некомпьютерными" респондентами. Константин Ефимов

Универсальные картинки (выбирались практически поровну и «компьютерными» и «некомпьютерными» испытуемыми.). Из выборки исключены те картинки, мотивировка выбора которых индивидуальна, и допускает большой разброс.

:7

5

160 (маленький ребенок, грызущий мышь от компьютера)
Следует отметить, что интерпретация этой картинки различна в подвыборках.
«Некомпьютерные» мужчины ее выбирают достаточно редко.
У «компьютерных» мужчин в качестве мотивировки выборки присутствует идентификация с ребенком «Это я», «Я с такого же возраста знаю компьютеры», «На меня чем-то похож». У «компьютерных» женщин — кроме идентификации с ребенком (1), присутствует другая мотивировка, а именно желание иметь такого же ребенка:
«Может быть, у меня будет такой ребенок», «Поскольку все мои молодые люди были программистами, да и, наверное, будут, то я хочу иметь такого же ребенка».
У «некомпьютерных» женщин в мотивировке выбора преобладала любовь к детям. При этом на то, что ребенок грызет мышь, они не обращали внимания.
К сожалению, оригинальный набор, созданный Меламудом в 1997 году не имеет отдельного изображения маленького ребенка, а наличие изображения ребенка, но без мышки могло бы прояснить ситуацию.
Различие в мотивировке выбора показано достаточно ярко на примере этой картинки.

:6

5

30 (избушка в зимнем лесу)
Различий в группах по мотивам выбора этой картинки нет. Можно выделить следующие мотивы выбора:

  1. Любовь к природе, либо к отдыху: «уют», «снежная природа», «оно конечно красивое, но там внутри холодно», «избушка, люблю пейзажи»
  2. Национальная идентичность, ассоциирование пейзажа с русской деревней, русской зимой. «Место родное», «русская избушка зимой»
  3. Связь с детством. «я видел что-то похожее в книжке, которую читал ребенком»
Скорее всего, эта ценность универсальна.

:5

5

60 (библиотека)
Мотивировка выбора в обеих группах одинакова, испытуемые объясняют свой выбор любовью к книгам, чтению. Универсальная ценность.

:5

4

33 (Мужчина и женщина за красиво сервированным столом)
Как правило — мотивация выбора в обеих группах — это отношения с противоположным полом.
Сюда же следует отнести картинку

:4

2

142 (эротика)
Мотивировка выбора — парные отношения, любовь, у мужчин так же секс. Ценность также универсальна.

:4

5

98 (овцы)
Любовь к природе, уюту, животным.
«Некомпьютерные» испытуемые выбирают часто вместе с картинками, на которых изображены животные. «Компьютерные» — чаще в паре с избушкой. Т.е. есть разница в мотивировках выборов — «компьютерная» выборка тяготеет к природе вообще, «некомпьютерная» — к животным как части природы. Процент картинок с природой, и животными значительно больше в «некомпьютерной» выборке.

:4

3

158 (девушка на сноуборде)

Движение, скорость, любовь к спорту, в т.ч. и экстремальному (у «компьютерных»)
Скорее эта ценность имеет различный смысл у «компьютерных» и «некомпьютерных» респондентов, так как у «компьютерных» испытуемых картинка идет в комплекте с парапланом (49) и самолетом, и при этом совпадает мотивировка выбора (у «компьютерных» выбор мотивирован любовью к экстремальному спорту, риску, «некомпьютерные» чаще мотивируют выбор любовью к скорости, без упоминания о риске).


Мы можем предположить, что все эти выборы ценностей, одинаковые для «компьютерной» и «некомпьютерной» выборок, относятся к сферам жизнедеятельности, стиль жизни в которых у компьютерных и некомпьютерных не отличается: Единственным отличием является отношение «компьютерных» и «некомпьютерных» респондентов к природе и животным. «Некомпьютерные» респонденты более сентиментальны, и выбирают больший процент картинок с природой и животными, в то время как «компьютерные» при выборе больше тяготеют к пейзажам.
URL документа: http://flogiston.ru/pr4