Приложение 1. Различия по полу в выборках.. Константин Ефимов
Поскольку выборка в целом неоднородна, и мы имеем в выборке «компьютерных» респондентов 3-х женщин и 9 мужчин (поскольку традиционно профессии, связанные с активным использованием компьютера, считаются скорее мужскими, нежели женскими), а в выборке «некомпьютерных» респондентов, напротив, имеем 4-х мужчин и 8 женщин, целесообразно проверить, не являются полученные нами результаты искаженными вследствие смещении выборки по полу.
Нами были проанализированы те выборы испытуемых, которые ярко выявляли различия между «компьютерной» и «некомпьютерной» выборками. Остальные выборы нами не рассматривались.
Из наиболее значимых различий по полу в выборках, следует отметить выбор следующих картинок:
Выбирается только компьютерными женщинами, и одинаково часто компьютерными и некомпьютерными мужчинами. Как правило, выбор мотивируется тем, что это экстремальный вид спорта, респонденты хотят заниматься им или уже занимаются.
Ценность скорее мужская, т.е. здесь есть смещение. «Компьютерные» женщины в этом отношении тяготеют к мужчинам.
Выбирают только «некомпьютерные» женщины (4), и только «некомпьютерные» мужчины (1). Выбор картинки единственным некомпьютерным мужчиной обоснован как «просто красивая картинка», поэтому не может быть отнесен к той же группе выборов.
Возможно, что это женская некомпьютерная ценность (особенность женской некомпьютерной подвыборки). Опираясь на интерпретацию выбора испытуемых, можно предположить, что из женской выборки религиозность свойственна только «некомпьютерным» женщинам.
Только «некомпьютерные» женщины (4), иногда «компьютерные» мужчины (1).
Мотивировка выбора любовь к отдыху, любовь к плаванию, ощущение покоя. Скорее всего, в мужской выборке это непредпочитаемая картинка. Т.е. данный вид отдыха предпочитают только женщины, и только «некомпьютерные».
возможно, и «компьютерные», и «некомпьютерные» женщины (1 и 4).
«Некомпьютерные» мужчины (1).
Как правило, в обосновании выбора присутствуют идентификация себя с семьей, близкими людьми, атмосфера принятия и любви. В качестве примера мотивировки выбора можно привести следующее высказывание: «Семья это то, что должно быть у каждого человека. Они примут и поймут тебя, чтобы ты ни сделал». Следует так же отметить и то, что поскольку семья на картинке не полная, многие испытуемые «достраивают» остальных членов «Жалко, что на картинке нет дедушки и папы». В данном случае мы можем предположить искажение результатов, поскольку данная ценность выбирается женщинами и в «компьютерной» и «некомпьютерной» выборке. А поскольку среди «некомпьютерных» женщин больше, получаем, что ценность скорее некомпьютерная.
Можно предположить, что различие на подвыборках («компьютерных» и «некомпьютерных» женщин), вызвано более активным образом жизни «компьютерных» женщин, приближенным к образу жизни мужчины (они не выбирают церковь, а выбирают активные виды спорта).
Выбор «некомпьютерными» женщинами картинки 76 (бассейн, фонтан, отдыхающие люди), в принципе, может расцениваться как стремление к более спокойному отдыху, нежели экстремальные виды спорта.
Следует отметить, что как «компьютерные», так и «некомпьютерные» женщины выбирали картинку 78 (семья из 3-х человек: дочь, мама, бабушка), что показывает на достаточно высокую ценность семьи у женщин.
Искажение результатов, из-за несбалансированности выборки по полу мы можем наблюдать в случаях выбора картинки 78 (семья), которую в большинстве выбирают женщины, и 49 (параплан), которая популярна у мужской части выборки. Анализируя остальные различия в выборах, мы можем предположить, что несбалансированность выборки по полу на них не влияет.
URL документа: http://flogiston.ru/pr1