"Работа с глиняным полем"(Clay Field®) | Москва, 13-14 июня. disma



Совместный проект Межрегионального Центра обучения по Арт-терапии,Сэндплей терапии и Высшей школы психологии:

Программа обучения: «Работа с глиняным полем» — 20 час.

Автор метода: Профессор Хайнс Дойзер (Германия)

13-14 июня 2015 г. с 10.00 до 17.00


Программа идет с синхронным переводом


Об авторе


Профессор Хайнц Дойзер (Heinz Deuser)
С 1972 года – создание и развитие метода работы с глиняным полем;
С 1984 года – Президент ассоциации Institut für Haptische Gestaltbildung(Институт по работе с чувственным восприятием и формами) и международное обучение методу работы с глиняным полем ( http://www.tonfeld.de/ ) ;
С 1989 по 2005 гг. – профессор в Академии Арт-терапии при Университете Прикладных Наук в городе Нюртинген, Германия.


Программа обучения:

Содержание семинара


Основой семинара является тактильное восприятие.

Осязание – это способ взаимодействия, благодаря которому мы с помощью движений и чувств познаем себя и окружающий мир и находим в нем свое место. Органами осязания являются наши руки. Они взаимодействуют с глиной на основе ранее приобретенного личностного опыта.

Движения приобретают форму. В процессе создания форм мы формируемся свою собственную личность.

В терапии мы знакомимся со своими внутренними потребностями и на основе этого раскрываем и развиваем свою личность. Таким образом, тактильное восприятие открывает нам новые возможности познания самого себя. С помощью рук мы выражаем, рассказываем, сообщаем.

Глиняное поле в терапии становится нашим отражением, в котором мы можем увидеть самого себя. Оно дает возможность познакомиться с самим собой, принять себя и раскрыть свою личность.

Ограниченное пространство поля создает некие границы для рук, а его ровная поверхность дает свободу действий, что непременно ведет к трансформации.



Основные вопросы семинара


— Возможности и условия работы с материалом;
— Возможности и условия работы с тактильным восприятием;
— Работа с глиняным полем в педагогике и терапии;
— Равновесная ориентация, компенсация и центрирование в переносах (проекциях) и восприятии в них самого себя;
— Связь архитектуры тела с формами;
— Решения в процессе работы с чувственным восприятием, роль психотерапевта;
— Критерии создания форм;
— Деятельностная ситуация как ситуация развития.

Материалы для семинара


Наглядным материалом послужат работы самих участников семинара. Движения рук на глиняном поле будут записаны на видео, а затем прокомментированы в рамках программы семинара.

Метод работы с глиняным полем


В основу метода работы с глиняным полем легли исследования профессора Хайнса Дойзера, проведенные в 1971-1972 гг. Испытуемые выполняли упражнения на развитие тактильных ощущений. Они закрывали глаза и получали в руки окаменевшую морскую раковину. Задачей было определить предмет на ощупь.

При этом то, какие «предметы» узнавали в раковине испытуемые, будь то ручное рубило, полезное ископаемое или же драгоценный камень, зависело напрямую от того, каким образом они ощупывали эту раковину. От характера движений зависели образы, которые формировались у каждого испытуемого на основе его собственного приобретенного ранее опыта. Чувственное восприятие открыло совершенно новое измерение, позволив испытуемым вспомнить важнейшие происшествия из их персональной истории.

Решающую роль в становлении данной методики сыграли труды по аналитической психологии Карла Густава Юнга и его последователя Эриха Ноймана. В основе работы с материей и формами лежат архетипы, а также символы трансформации в процессе индивидуации.
Дальнейшему развитию метода работы с глиной послужили наблюдения самого профессора Дойзера. Из этих наблюдений следует, что с помощью рук мы проявляем себя на глиняном поле. Движение приобретает форму. Соприкосновение, движение и чувственное восприятие сливаются в едином процессе создания образа.
Для работы нам понадобится плоский деревянный ящик, заполненный глиной – так называемое глиняное поле, а также чаша с водой.
В данной терапии нет определенного порядка действий, ведь мы руководствуемся исключительно чувственным восприятием поля с помощью рук. Взрослые обычно работают с закрытыми глазами. Это помогает им абстрагироваться и сконцентрироваться лишь на своих тактильных ощущениях. Дети же, напротив, легко создают различные фигуры и образы с открытыми глазами.
И взрослые, и дети, воспринимают и познают глиняное поле через прикосновения. Глина – прекрасный материал, который принимает любое движение рук и дает безграничные возможности для работы с формами. Ограниченное пространство поля создает некие границы для рук, а его ровная поверхность дает свободу действий. Движения рук приобретают форму, оставляя на поле свои следы. Значительную роль играет и психотерапевт, который находится рядом и правильным образом направляет клиента, помогая ему воспринять и понять свои собственные движения.
Таким образом, данный метод предлагает работу с тремя основными элементами личностного развития. Глиняное поле – это мир, который мы воспринимаем и познаем. Руки – это жизненный потенциал, стремление к действию и соприкосновению. И наконец, само взаимодействие и, как следствие, развитие личности.
Глинотерапия уникальна тем, что позволяет работать с опытом, приобретенным как в сознательном возрасте, так и в довербальный период развития. Таким образом, данный метод подходит всем возрастным категориям: малышам, детям школьного возраста, подросткам и взрослым.

Работа с глиняным полем рекомендуется в первую очередь детям и подросткам, которые стремятся найти свое место в этом мире, взаимодействовать с окружающими, понимать и оценивать самого себя. Глинотерапия поможет ребенку развиваться в его собственном темпе, наверстав упущенные этапы его личностного развития. Подросткам данный метод позволит раскрыть и понять свои эмоциональные и социальные потребности.
Взрослым глинотерапия поможет разрешить внутренние конфликты, обусловленные опытом, приобретенным в детстве. Таким образом, у клиента появится новое осознавание самого себя и себя в окружающем мире.


Условия участия


— Стоимость обучения: 100 дол. и 7700 руб.
— Выдается сертификат об обучении профессора Хайнц Дойзера.

Подробная информация на сайте Высшей школы психологии ( http://vshpd.ru/cont5-207.html )

+7 (905) 768-76-87 Юлия Новгородова (руководитель проектов Межрегионального центра обучения арт-терапии и Сэндплей-терапии), jsnov@bk.ru

+7-968-843-74-71, vshp1990@yandex.ru



URL документа: http://flogiston.ru/news/education/glinynoempole