Введение в аналитическую работу с детской травмой у взрослых и детей | 6 семинаров с 18 ноября 2011, Москва. Пучкова Юлиана Олеговна



Учебно-практическая программа

Введение в аналитическую работу с детской травмой у взрослых и детей





Программа обучает терапевтической работе с травмой, дает представление о психоаналитических и юнгианских теориях травмы. На материале клинических случаев вы лучше представите себе специфическую феноменологию травматических расстройств:
* смешение реальности и фантазии,
* неспособность к установлению адекватного внутреннего контроля,
* проявление примитивных защит,
* садомазохистические тенденции,
* недостаток символизации и др.


* Семинар позволяет участникам разобраться с особенностями отношений при травме, помогает проанализировать особенности семейных сценариев, проследить динамику изменения и развития объектных отношений у клиентов разного возраста.

* Участники научатся отличать архетипические образы от личных переживаний и создавать индивидуальное внутреннее пространство совместно с пациентом в терапии. В интерактивном взаимодействии участники освоят способы формирования доверия и контакта в терапии, техники контейнирования и способы символизации травматического опыта.

Преподаватель:
Прилуцкая Мария Игоревна — детский психотерапевт, аналитический психолог, клинический психолог (МГУ им. М.В. Ломоносова); преподаватель МААП, ведущая обучающих программ по психотерапии детей и подростков, специалист Клинического центра аналитической психологии ( http://flogiston.ru//organizations/profile/maap_clinical_center_analytical_psy ) (КЦ МААП).

«Аналитическая работа с психической травмой» — небольшая статья М.Прилуцкой по этой теме. ( http://flogiston.ru/articles/therapy/analyticalpsy_priluckaja_travma )

*******

Программа курса по юнгианскому подходу к работе с психической травмой у детей и взрослых рассчитана на 22 часа:

1. Феноменология психической травмы. Последствия травматизации.
* Понятие психической травмы (Фрейд, Юнг, Ференци, Калшед). Психоаналитические и юнгианские теории травмы. Феноменология последствий детской травмы. Пограничные личностные расстройства.
* Симптомы повторения и блокирования травматического опыта. ПТСР, абъюз, насилие и депривация. Обнаружение травмы и аналитическая диагностика. Индикаторы насилия над детьми.

2. Объектные отношения и образ Другого у взрослых и детей, переживших детскую травму.
* Объектные отношения пациентов, переживших детскую травму. Травматический треугольник: жертва-насильник-спаситель. Образ отца. Образ матери. Архаическое Супер-Эго и особенности внутренних объектов (Розенфельд, Гротштейн, Нокс) в образах «Страшной мести» Н.В. Гоголя. Проблема зависимости.
* Я-Образ и самоидентичность у пациента с тяжелым личностным расстройством. Образы мертвой детской части. Анализ историй про вампиров и мертвецов и сказки с сюжетом убийства ребенка как иллюстрация девиации образа Я. Тело как мертвое. (МакДугалл, Пайнз). Образ «говорящих костей» в сказке о Златовласке. Виктимное поведение.

3. Психотерапевтическая работа с разными видами травм.
* Травма на разных стадиях психического развития ребенка. Младенческие травмы. Травма и подростковый кризис. Травматический развод и реакции на потери объекта. Материнские травмы. Роль травмы родителей в эмоциональном развитии детей. Различные травматические сценарии в зависимости от опыта травматизации.
* Мифологические и сказочные сюжеты о продаже души дьяволу и борьбе со злом (Фон Франц). «Очарованный странник» (Лесков) как пример травматического сценария.

4. Развитие способности к символизации в терапии: сновидения, фантазии и воспоминания.
* Нарушение символической реальности и блокировка трансцендентной функции. Разрушение области «как будто» в терапии и жизни, смешение прошлого и настоящего.
* Расщепление между Эго и Самостью. Расщепленный образ Бога (Калшед, Стайн, Юнг, Шварц-Салант). Метафоры нарциссического состояния души на материале повести Э.М.Ремарка «Жизнь взаймы». Жизнь и безжизненность. Особенности переживания времени у пациентов с травматическим опытом. Метафора поиска утраченного времени как метафора проработки травмы. Демон, смещающий время, как фигура внутреннего мира. Образы сновидений и разворачивание травматической истории. Фантазии и пассивное фантазирование – замещение внутренней жизни (Кристал, Винникот, Юнг).

5. Динамика переживания травмы.
* Феномен ретравматизации в жизненной истории. Разыгрывание(enactment) травмы (с партнером, в новых ситуациях, в динамике отношений) и отыгрывание (acting out) травмы как патологический сценарий. Ненависть и зависть (Шмидт, Шварц-Салант, Кейсмент, Винникот). Обнаружение и описание травматического сценария. Регресс и захваченность архетипами.
* Проблема сопротивления осознанию и трансформации. Диссоциация как защита. Магические убеждения пациентов. Слияние либидо и агрессии в переживании отношений. Садомазохизм.
Типы тревоги: страх контакта, ужас разоблачения, страх наказания. Вина и стыд.

6. Терапия травматического пациента.
* Воспроизведение травмы в терапии и работа с воспоминаниями. Динамика обесценивания, идеализации и расщепления. Особенности отношений переноса и контрпереноса в работе с пациентами. Сюжет Гоголевского «Вия» как символический образ отношений терапевта и клиента. Динамика переноса. Конкордантный и комплиментарный контрперенос (Ракер, Седжвик, Сигал).
* Работа с родителями детей, подвергшихся насилию. Техника сейфа. Техника картографии места травмы. Детская терапия травмы. Техники игровой и песочной терапии в исцелении травмы.
* Воссоздание личного мифа, персонального пространства, личной истории и поиски смысла травмы (Эстес, Юнг)Этапы терапии. Художественные образы в повестях Гоголя («Майская ночь или утопленница», «Ночь перед рождеством») как образы, описывающие исцеление души. Обретение и восстановление видения и осознания. Греческий миф о Персее и медузе Горгоне.

*******

На занятиях участники:
— освоят приемы работы с переносом и контрпереносом у данной группы клиентов,
— получат представления о наиболее эффективных стратегиях терапии,
— научатся техникам работы с травматическими воспоминаниями.

Особое внимание посвящено личному опыту участников как важному фактору работы с травмой:
— Участникам будут предложены специальные упражнения исследования личного опыта, который может мешать профессиональной работе с травматическими пациентами.
— Тренинг формирует навыки распознавания сложных ситуаций в терапии, ведущих к выгоранию психолога, и навыки преодоления такого выгорания.
— Работа с представленными на семинаре кейсами реальной работы даст возможность участникам выработать необходимые терапевтические навыки для работы с травмой.

Спецкурс является тренинговым. Приоритетное место отводится:
1) юнгианским методам анализа символического материала (с привлечением категорий коллективного бессознательного и архетипов),
2) юнгианским техникам психотерапии – активному воображению, анализу образов сновидений, а также образов русской литературной и мифопоэтической традиции.

У участников программы будет возможность познакомиться с реальной практикой работы с помощью изучения протоколов сессий и через анализ образно-фантазийного клиентского материала (сны, рисунки, сэндплей, активное воображение).

Курс сертифицирован.
Программа курса предполагает 6 еженедельных семинаров по пятницам с 18.00 до 21.30 (ст.м. «Китай-город»)
Первый семинар — 18 ноября.


Запись по телефону 8(963)711-25-31 или по почте lmacha@mail.ru
URL документа: http://flogiston.ru/news/education/analyticalpsy_priluckaja_travma_obuch_nov2011