Warning: file_get_contents(http://ulogin.ru/token.php?token=&host=flogiston.ru) [function.file-get-contents]: failed to open stream: Connection refused in /home/u14683/flogiston.ru/www/H_url.php on line 60
Юрий Владимирович Микадзе: "Нейропсихология: возможности и границы". Валентина Шевяхова, Анастасия Монамс

Юрий Владимирович Микадзе: "Нейропсихология: возможности и границы". Валентина Шевяхова, Анастасия Монамс

Микадзе Юрий Владимирович - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Международной ассоциации клинических психологов. Мы взяли у Юрия Владимировича обзорное интервью, в котором обсуждали различия между западной и отечественной нейропсихологией, границы и возможности, а также перспективы развития нейропсихологии.


Юрий Владимирович, давайте начнем с самого общего вопроса: что такое нейропсихология?

Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии - это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека. В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга. В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях. А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции. Так что луриевская нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции. Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это "свое" Лурия определил как "нейропсихологический фактор". Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.

В чем конкретно выражается разница между луриевской и западной нейропсихологией?

Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировались на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жесткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения. На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции.
Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома. Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта. Например, один больной сделал в данном тесте, скажем, две ошибки, а другой - пять, но и тот, и другой одинаково не справились с тестом. Тот факт, что первый делает мало ошибок, а второй - много, - говорит о степени выраженности конкретного нарушения. Поэтому нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии - это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. Так что луриевские методы обследования, - Лурия называют в этом смысле "романтиком нейропсихологии", - особняком стоят среди остальных нейропсихологических методов.

Что Вас привело в нейропсихологию, и как Вы при поступлении определяли для себя цель Вашего обучения?

Это так давно было!..:) Я уже не помню, какие конкретно мной двигали тогда мотивы, но могу сказать, что наиболее распространенный ответ абитуриентов на собеседовании - "Я хочу хорошо разбираться в людях". Тогда у меня, видимо, был интерес к психике, к человеку, к психике как феномену, поэтому я и выбрал нейропсихологию. А нейропсихология, как Вы знаете, и есть та самая естественнонаучная часть психологии в целом, (потому что психология - гуманитарная дисциплина с одной стороны и естественнонаучная - с другой), где основным является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику.

Возникали ли у Вас уже в процессе учебы сомнения в выборе будущей профессии?

Эти сомнения у всех возникают. В школе аналогов психологии нет. Представление о психологии у многих ребят складывается по различным публикациям, передачам, которые носят очень размытый, часто рекламный характер. В них акцентируются явления, природа которых еще неизвестна, так что гипотеза становится фактом.
В течение некоторого времени у ребят происходит переосмысление того, что за наука психология. Кризис может наступить оттого, что исходное представление о характере и степени возможностей психолога не оправдывается.
Если говорить о научной психологии, то это не парапсихология, не магия, а ведь в общественном сознании эти понятия сцепляются. Поэтому многие за словом "психология" видят налет романтизма и загадочности, а если взять психологию как науку - это такая же наука, как и другие, которая изучает различные явления и механизмы.

Какие факторы повлияли на Ваше профессиональное развитие?

Я могу сказать, что главным фактором, который влияет на профессиональное развитие каждого человека, - это лидер. Я имею в виду, научный лидер. Это тот человек, который привлек ваше внимание, работы которого интересны вам, увлекают вас. Когда я пришел в психологию, такие лидеры были. Это были Леонтьев, Гальперин, Лурия, естественно, а также ряд лиц, которые читали лекции в Институте Психологии: Мераб Мамардашвили и другие. Выбор осуществлялся из множества привлекательных альтернатив, т. к. в то время разрабатывалось много пионерских направлений.Если студенты находят такого научного лидера, можно считать, что проблема направления развития для них решена. Дальше все уже будет зависеть от них самих.

Что можно на сегодняшний день сказать состоянии нейропсихологии у нас на факультете?

Логика развития науки в целом такова: сначала происходит процесс синтезирования частей в одно целое, потом дифференциация целого на разные направления, потом опять синтез и так далее. Связано это с тем, что материал накапливается, осмысляется и требует дальнейшей дифференциации. Создание школы - это и есть объединение в целое. А работа школы заключается в дифференциации того, что было объединено лидером школы, и на мой взгляд, это как раз то, что происходит сейчас с нейропсихологией у нас на факультете.

Как специалист-нейропсихолог взаимодействует со специалистами смежных областей?
Нейропсихология находится на стыке медицины, а именно, нейрохирургии, неврологии, и психологии. Практика взаимодействия следующая: для того, чтобы получать фактологический материал, необходимо работать с больными.
Нейропсихолог может работать в любой клинике - и психиатрической, и соматической, и неврологической, и, конечно, нейрохирургической. Разные болезни вызывают изменение работы всего организма, в том числе, и мозга. В зависимости от того, какая болезнь, по-разному изменяется работа мозга.
Нейропсихолог может работать с нормой - со здоровыми детьми в школе, например. Индивидуальные различия в темпе созревания, развития психических функций и факторы, обусловливающие эти различия, - тоже предмет нейропсихологии. В принципе, нейропсихология нормы - это нейропсихология индивидуальных различий (имеются в виду индивидуальные различия в контексте нейропсихологии). Кроме диагностики, нейропсихологи занимаются и реабилитацией. Можно компенсировать нарушения памяти, движений, речи, для этого необходима специальная работа. Комплекс разрабатываемых мер опирается на теорию нейропсихологии.

Где начинаются границы нейропсихологии?

Человек - это организм, в то же время, человек - это личность. Изучая человека на уровне организма, можно выделить ряд подуровней. Так, на нейрофизиологическом уровне анализа исследуется биоэлектрическая активность различных участков мозга. Это уровень отдельных клеток и их функций. На этом уровне мы никогда не объясним причин нашего восприятия, того, "почему человек что-то видит или слышит". Для того, чтобы объяснить процессы восприятия, надо сделать предметом анализа популяции клеток, нейронные ансамбли, и это уже психофизиологический уровень.
На следующем, нейропсихологическом, уровне, мы изучаем целые мозговые структуры, сопоставляем поражение определенной структуры с характером нарушения, возникающим в этом случае.
Если же мы говорим о человеке как личности, а не совокупности неких психических проявлений, мы переходим к рассмотрению надындивидуальных категорий. С точки зрения изменений личности человека рассматривают патопсихология, психопатология, психиатрия. И, наконец, человек сам по себе, один, не может быть личностью. Личностью он становится только в общении, когда другие люди говорят о нем: он личность (или не личность). Это уже социальный уровень, на котором человек рассматривается как звено большой социальной структуры. Патология на этом уровне проявляется в отклоняющемся поведении.
Что касается границ нейропсихологии, то нейропсихология, естественно, не может изучать личность, потому что личность человека не сводится к психическим процессам. Оперируя в нейропсихологической диагностике такой категорией, как эмоционально-личностные нарушения, мы затрагиваем части сферы бытия человека: сознание, эмоции. Это попытка научного анализа: научный анализ может быть направлен на исследование частей целого; на основе исследования частей делаются попытки построения модели целого.

Так как мы очертили границы нейропсихологии, стоит задать и обратный вопрос: каковы возможности нейропсихологии?

Нейропсихология, как естественнонаучное направление психологии, способна проникать в любую сферу. Вся сфера медицины может быть объектом исследования. В этом смысле нейропсихология универсальна.
Любой здоровый и любой больной человек может быть объектом нейропсихологического исследования.
Если говорить о практических перспективах нейропсихологов, классический путь развития специалиста - работа в неврологической клинике, где можно проводить и практическую, и исследовательскую работу. В целом же нейропсихологические методы могут быть использованы в самой широкой сфере.
В нашей стране проблема заключается в том, что не развита соответствующая инфраструктура. В целом ряде клиник не предусмотрены должности психолога, или требуются узкоспециализированные психологи. Это наши отличия от западной действительности, где нейропсихологи составляют солидный отряд психологов в клиниках, где они работают бригадным методом, когда несколько специалистов разных направлений проводят работу с одним больным. Это совместная работа по диагностике и реабилитации. Таким образом, востребованность нейропсихологов на Западе больше, чем в нашей стране. Что же касается общепсихологического уровня подготовки нейропсихологов, который позволяет им работать в разных сферах, то нейропсихолог фактически должен знать все то же, что и "общий психолог", плюс к этому он имеет глубокие знания о формах и механизмах патологии. Поэтому у него имеются как бы "удвоенные знания" по отношению к выпускникам других кафедр.

Каковы достижения в области нейропсихологии в последние годы?

В рамках когнитивной нейропсихологии можно говорить о достижениях в области исследования памяти. В психологию памяти введен ряд новых понятий. Хранение в памяти разных типов материала связано с разными мозговыми структурами, и у амнестических больных по-разному нарушаются разные виды памяти - имплицитная, эксплицитная, семантическая, эпизодическая. Исследования памяти претерпели значительные изменения со времен Лурии, где основной акцент делался на то, что главный механизмы забывания - интерференция.
У нас на факультете сейчас идет исследование функций мозжечка. Оказалось, что мозжечок не только обеспечивает координацию движений: при его поражениях страдают и речь, и восприятие. Кроме того, в последние годы активно ведутся исследования в области нейропсихологии детского возраста.

Какими Вы видите перспективы развития нейропсихологии?

Идет экспансия нейропсихологии в самые разные области медицины. Самые последние исследования, которые проводятся западными, американскими нейропсихологами - это нейропсихологические исследования СПИДа и т.д. Изменения, которые происходят в психике человека вследствие самых различных болезней, становятся объектом исследования нейропсихолога.
Другое основное направление - это реабилитация. Любые заболевания, начиная от органических поражений мозга и кончая соматическими, могут повредить работе мозга, а если мозг работает неполноценно, это означает, что у человека наблюдается дефицит поведения. Работу нарушенных (в результате повреждения мозговых структур) психических функций не всегда можно восстановить до прежнего уровня, но можно пытаться это сделать за счет других мозговых структур. Детская нейропсихология - это тоже одно из перспективных направлений. Соответствующие исследования детей на каждом возрастном этапе позволяют строить структуры обучения с учетом нейропсихологических данных.
Наконец, социальная нейропсихология занимается социальной адаптацией людей. Возьмем, к примеру, человека, потерявшего память. Как ему адаптироваться к жизни? Разрабатывается ряд приемов: начиная от медальона, где написаны его имя и адрес, и заканчивая выработкой конкретных навыков запоминания. Сейчас очень активно ведутся исследования в области патологии памяти. Выясняется, что больные с так называемым Корсаковским синдромом могут заучивать, сохранять в памяти определенный материал. А раз так, значит, есть где-то та самая лазейка, через которую амнезиков можно восстанавливать.


URL документа: http://flogiston.ru/interview/mikadze