Активность или деятельность
Дата: February 27, 2007 09:44PM
Понятие деятельности широко используется в российской психологии, как и прежде – в советской психологии.
Мало известен тот факт, что создателем советской психологии был Г.И. Челпанов, основатель и дореволюционный директор Института психологии. Г.И.Челпанов показал, что марксистская перестройка психологии должна начинаться с включения психики в систему социальной деятельности.
Молодые психологи во главе с Л.С. Выготским воспользовались идеями Г.И. Челпанова и взяли понятие деятельности в качестве звена, соединяющего индивидуальные психические процессы с социальными. Они легко нашли подтверждение своим идеям в работах К. Маркса и Г.В.Ф. Гегеля.
Этот шаг был сделан в правильном направлении, но он не решал проблему создания целостной концепции активности, включающей индивида и общество.
Гегель основной упор сделал на процессах познания. Более того, Гегель постоянно использовал конструкции, фактически подобные понятию деятельности, не применяя соответствующего термина. К. Маркс исследовал социально-технические системы. В его анализе трудовой деятельности присутствовали процессы обмена, но они не рассматривались как общение, как самостоятельная форма активности. Отсюда, кстати, проистекает основная ошибка К. Маркса: он не заметил продуктивных свойств общения (и коммуникации, и обмена) как генератора стоимостей.
Параллельно с развитием понятия деятельности многие советские психологи опирались на понятие активности для описания целостной системы психических процессов. Прежде других следует упомянуть Дмитрия Николаевича Узнадзе, который, кстати, проходил подготовку в Германии. Н.А. Бернштейн, один из пионеров синтеза физиологических и психологических знаний на основе модельных представлений кибернетики, также разрабатывал понятие активности.
Развитие методологического фундамента советской психологии привело к тому, что понятие деятельности оказалось перегруженным новым содержанием, что неизбежно привело к внутренним противоречиям. Одновременно развивались новые направления: психология общения, психология познания, - которые плохо согласовывались с концепцией деятельности. Появились такие понятийные монстры как "деятельность общения", "деятельность познания". Какое же содержание оставалось для собственно деятельности?
Я обсуждал эти вопросы в моей монографии "Системные проблемы развития математической психологии" и показал внутреннюю противоречивость концепции деятельности А. Н. Леонтьева. Отсюда следовал вывод, что необходимо ввести обобщающее понятие активности, которое объединяет понятия деятельности, общения и познания. Понятие активности естественным образом ведет к формированию концепции активной системы. Соответственно понятие субъекта преобразуется в понятие Конструктора (не следует отождествлять Конструктора с индивидуальным или коллективным субъектом).
Концепция активной системы позволила по-новому взглянуть на всю историю развития представлений человечества о мире. Получили единое истолкование далекие (и в пространстве, и во времени) концепции мыслителей Древней Индии (Веды, Упанишады), Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и даже неоплатоников (Древний Рим), несмотря на их религиозную терминологию.
Концепция активной системы позволила наметить основные параметры двух новых наук: интернетики и интерномики, которые предназначены для описания процессов общения в социотехнических системах по аналогии с кибернетикой и эргономикой, направленных на процессы деятельности.
Каковы же специфические особенности активных систем?
Эти особенности вырисовываются из принципов активных систем. Приведу некоторые из них.
1. Принцип всеобщности.
Активная система – это универсум (это всё). Если Конструктор мыслит глобально, охватывая мысленным взором весь Космос, то активная система, содержащая этого Конструктора, совпадает сознаваемым Космосом.
2. Принцип активности.
Активная система является формой существования активности. Активность реализуется в формах деятельности, общения и познания. Общение, в свою очередь, присутствует в двух формах: коммуникация и обмен.
3. Принцип развития.
Активная система развивается на основе внутренней активности, которая реализуется в единстве статики, кинематики и динамики.
4. Принцип целостности и разбиения.
Допустимое разбиение активной системы на подсистемы предполагает, что каждая подсистема является активной. Из принципа целостности и разделения следует принцип размножения. Активная система воспроизводит себя (размножается) в окружающей среде.
5. Принцип материальности
фиксирует тот факт, что система существует в реальном мире. Из принципа материальности в сочетании с принципом целостности мы получаем как следствие принцип материального единства системы.
6. Принцип функциональности
означает, что активность в системе создается и существует ради выполнения одной или многих функций. Каждая функция принадлежит некоему Конструктору (творцу), который конструирует систему (или свою подсистему).
7. Принцип множественности - дополнительности.
Построение и выявление функции системы создает функциональную структуру, иначе - проекцию системы.
8. Принцип консолидирующей активности.
Кажущаяся произвольность выбора проекций активных систем снимается (преодолевается), когда системное описание само становится конструирующим, самопознающим и действенным.
9. Принцип относительности.
подчеркивает привязку описания к центру активности (ведущему Конструктору) системы. Принцип относительности позволяет применять понятия, феноменологически отчетливо различимые на одном уровне, к явлениям других уровней.
10. Системность системных принципов.
Единство системных принципов – необходимое условие их эффективности. В процессе развития каждый системный принцип уточняется и согласуется с другими системными принципами. Одновременно порождаются новые системные принципы.
Итак, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии, мы можем сказать, что понятие активности, входя составной частью в концепцию активных систем, открывает широкие возможности для исследования, проектирования и создания социотехнических систем. Более того, понятие активности оказывается ключевым для любых систем.