вот...из учебника...
Написано:
Tatiana
()
Дата: February 12, 2006 04:43PM
Да вот из учебника текст:
Еще раз напомню, что один из главных методов, с помощью которых может быть уменьшен диссонанс, возникающий после принятия решения, состоит в изменении привлекательности доступных альтернатив таким образом, чтобы различие в привлекательности между выбранной и отвер¬гнутой альтернативой по возможности увеличилось.
Оценить подобное изменение можно достаточно легко, по крайней мере в относительно простых ситуациях. Такого рода эксперимент, при¬званный проверить на практике теорию диссонанса, был разработан и проведен Бремом. Цель такого эксперимента была достаточно проста, а именно: предоставить субъекту возможность осуществления выбора меж¬ду двумя объектами и затем оценить изменение степени привлекатель¬ности для субъекта каждого из данных объектов до и после того, как им был сделан окончательный выбор. Процедура эксперимента состояла в следующем.
Испытуемым сообщалось, что они принимают участие в проекте по исследованию рынка с целью оценить привлекательность для покупате¬лей товаров массового потребления, изготовленных различными производителями. Фирмы-производители с помощью такого исследования хотели выяснить, каким образом потребители относятся к их товарам, и затем на основании полученной информации организовать широкие кам¬пании по продаже своих товаров с тем, чтобы увеличить свое присутствие на рынке. Каждой испытуемой (а все они были студентками первого кур¬са факультета психологии колледжа) сообщалось, что их группа являет¬ся только одной из многих принимающих участие в этом проекте. Экс¬периментатор извинялся перед студентками за то время, которое они потратят не на самообразование, а на проект по изучению рынка. В ка¬честве компенсации за затраченное личное время, по окончании экспери¬мента каждая из его участниц получит какой-либо подарок от одной из фирм, принимающих участие в этом проекте.
Эксперимент проводился следующим образом: экспериментатор расставлял перед испытуемыми восемь предметов бытового назначения, кратко характеризуя каждый из них. Стоимость каждого из них состав¬ляла приблизительно двадцать долларов. Это были предметы самого раз¬ного рода: тостер, кофеварка, радиоприемник, настольная лампа, картина-репродукция на шелке, будильник, книга по искусству и электрический гриль. Испытуемым предлагалось внимательно изучить каждый из них.
После того как испытуемые ознакомились с каждым из предметов, им был выдан опросный лист, в котором необходимо было оценить при¬влекательность каждого из предложенных изделий, учитывая различные его аспекты. Шкала для оценки состояла из восьми баллов, от 1 (совер¬шенно непривлекательное) до 8 (максимально привлекательное).
После этого испытуемым напоминали, что каждая из них получит в подарок в качестве благодарности за участие в исследовании одно из восьми изделий, оцениваемых ими. Была разработана следующая схема: каждой испытуемой предоставлялась возможность выбрать только одно из двух изделий, оцененных ею как привлекательные. Это делалось для того, чтобы, во-первых, исключить вероятность выбора одного и того же изделия несколькими испытуемыми (в таком случае их могло просто не хватить) и, во-вторых, гарантировать каждой испытуемой возможность выбора из достаточно широкого набора изделий (чтобы не могла воз¬никнуть ситуация, когда испытуемая была бы вынуждена выбирать из заведомо непривлекательных для нее изделий). После того как девушка делала свой выбор, ее подарок заворачивали в бумагу и отдавали ей, а ос¬тальные изделия упаковывались в картонные коробки.
После этого каждой из испытуемых давали прочейть отчет об иссле¬довании, проведенном независимой исследовательской организацией, кото¬рый был посвящен оценке четырех изделий, уже изученных испытуемой. Отчет содержал перечень положительных и отрицательных характеристик каждого из изделий. После прочтения девушек просили сообщить, что именно в данном отчете привлекло их наибольшее внимание.
Кроме сбора информации, касающейся тех аспектов отчета, которые привлекли наибольшее внимание испытуемых, этот этап эксперимента был необходим для того, чтобы прошел некоторый промежуток времени, перед тем как на следующем этапе эксперимента испытуемым будет предложе¬но еще раз оценить восемь товаров домашнего обихода.
В ходе следующего этапа эксперимента девушек просили еще раз оценить каждое изделие по той же шкале, что и прежде. Эксперимента¬тор объяснял испытуемым, что предыдущая оценка изделий была только предварительной, и теперь, имея в распоряжении большее количество вре¬мени, необходимо оценить эти изделия снова. Получив такие окончатель¬ные оценки, экспериментатор объяснял истинное содержание и цели экс¬перимента. Поскольку в то время Брем был всего лишь аспирантом с очень небольшими доходами, понятно, что испытуемые не могли получить данные предметы домашнего обихода в подарок. Студентки, прини¬мавшие участие в эксперименте, восприняли такой поворот событий с со¬чувствием и пониманием.
Эксперимент был построен таким образом, чтобы обеспечить воз¬можность варьировать число факторов, которые, по теории, должны были оказывать влияние на степень возникающего диссонанса. Два изделия, из числа которых студентка должна была выбрать себе «подарок», были ото¬браны экспериментатором с учетом того рейтинга привлекательности, который данная испытуемая уже сделала к этому моменту. В каждом случае одно из изделий, включаемых в пару для выбора, было расценено испытуемыми как достаточно привлекательное и имело оценку 5, 6 или 7 баллов. Второе изделие в паре для выбора было отобрано следующим образом: для половины группы испытуемых это изделие имело оценку на один балл ниже, чем первое изделие в паре (то есть 4, 5 или 6 баллов соответственно); для другой же половины группы второе изделие имело оценку в среднем на 2,5 балла ниже, чем первое изделие. Таким обра¬зом, условия выбора для первой половины группы испытуемых должны были, теоретически, вести к возникновению более сильного диссонанса, а для второй половины — к возникновению более слабого диссонанса.
Содержание отчетов, предоставленных студенткам для чтения, так¬же было различным. Для одной половины группы два из четырех отче-изделия для выбора, испытуемым в этой пятой подгруппе эксперимента¬тор просто вручал какое-либо изделие в качестве «подарка». Изделие, ото¬бранное экспериментатором, было таким, которое получило у членов этой подгруппы оценку 5, 6 или 7 баллов.
Результаты эксперимента, показывающие характер изменения оце¬ночных баллов, полученных изделиями в ходе каждого из этапов оценки, представлены в табл. 1.
Рассмотрим данные, представленные в этой таблице, с точки зрения теории диссонанса. Стремление к уменьшению диссонанса, возникающе¬го после принятия окончательного решения, должно проявиться в уве¬личении привлекательности выбранного объекта и уменьшении привле¬кательности отвергнутого объекта. Во всех случаях, где диссонанс был создан принятием окончательного решения (кроме условий, связанных с вручением «подарка»), имело место некоторое уменьшение диссонанса. Величина уменьшения диссонанса была значительной как в условиях высокой, так и низкой степени диссонанса в том случае, когда испытуе¬мой был предоставлен для чтения отчет, касающийся изделий, не входя¬щих в пару для выбора.
Согласно положениям теории диссонанса, чем большее количество когнитивных элементов соответствует положительным качествам от¬вергнутой альтернативы, тем большей будет степень возникающего диссо¬нанса и, следовательно, тем большим будет стремление к ее уменьшению.
Можно было бы ожидать, что в условиях высокой степени диссонан¬са, когда привлекательность отвергнутой альтернативы первоначально была выше, чем привлекательность выбранной альтернативы, стремление к уменьшению диссонанса будет более сильным, чем в условиях низкой сте¬пени диссонанса. Следовательно, при условии, что попытки к уменьшению диссонанса были эффективными, можно ожидать, что более сильное умень¬шение диссонанса будет проявляться в условиях более высокого диссонан¬са, по сравнению с условиями диссонанса более низкой степени.
Результаты выглядят одинаково как в условиях, когда испытуемым были предоставлены отчеты для чтения, так и в условиях без предостав¬ления такого отчета. В условиях, когда испытуемым были предоставле¬ны для чтения отчеты об исследованиях, посвященные изделиям, входя¬щим в пару для выбора, общее уменьшение степени диссонанса составляло только 0,11 для группы с небольшим диссонансом, а для груп¬пы с большим диссонансом это значение составляло 0,79; эти различия являются статистически значимыми.
Когда испытуемые читали отчеты об исследованиях, посвященных не тем изделиям, которые входили в пару для выбора, соответствующие изме¬нения степени диссонанса составляли 0,62 и 0,92 соответственно; различия в этом случае не достигают уровня статистической значимости, хотя направ¬ление этих изменений является таким же, как и в предыдущем случае.
Влияние чтения отчетов, касающихся изделий, входящих в пару для выбора, на уменьшение диссонанса выражено менее отчетливо. Предпола¬галось, что такого рода отчеты, предоставляя испытуемому возможность приобрести новые когнитивные элементы, упростят ему попытку умень¬шения степени диссонанса. Если это предположение является верным, то можно ожидать, что общее уменьшение степени диссонанса, так же как и различия между результатами в условиях высокого и низкого диссонан¬са, должно быть большим в тех условиях эксперимента, когда испытуе¬мые получали возможность изучить отчеты, касающиеся выбранных и от¬вергнутых в результате выбора изделий, чем в условиях, когда испытуемые не имели возможности ознакомиться с такого рода отчетами. Последнее из этих двух предположений подтверждено эмпирическими данными. Различие в суммарном значении уменьшения диссонанса в ус¬ловиях высокого и низкого диссонанса было большим и статистически значимым среди тех испытуемых, которые изучали отчеты, касающиеся выбранных или отвергнутых альтернатив. Для остальных групп испыту¬емых это различие было меньшим и не было статистически значимым.
В целом же в условиях предоставления отчета для чтения суммар¬ное значение уменьшения диссонанса было ниже, чем в условиях без пре¬доставления его. Такого рода результаты, по всей видимости, обусловлены конкретным содержанием предоставленных отчетов. Оно представляло собой чередование положительных и отрицательных утверждений отно¬сительно участвующих в выборе изделий. Например, относительно элек¬трического гриля отчет содержал такую информацию:
«Этот гриль универсален, применяется для приготовления гренок, бутербродов, хот-догов, замороженных вафель и т.д. Противни для приго¬товления вафель могут быть легко присоединены (шнур и специальные пластины для вафель не включены в комплект; их необходимо приобре¬тать за дополнительную плату). Не рекомендуется нагревать пласти¬ны гриля слишком долго при закрытой духовке (более 7—8 минут) — они могут быть повреждены. Индикатор температуры имеет большую по¬грешность и обычно показывает более низкую температуру. Материал внешней поверхности гриля устойчив к повреждениям, легко отмывается, не ржавеет».
Возможно, что отрицательные характеристики, упомянутые в этих отчетах, были настолько существенными, что после ознакомления с содер¬жанием отчетов для многих испытуемых уменьшение степени диссонанса было затруднительным. Тем самым в условиях высокого диссонанса сум¬марное значение уменьшения диссонанса было несколько уменьшено, в то время как в условиях низкого диссонанса эффект влияния подобных от¬рицательных характеристик, содержащихся в отчете, был настолько силь¬ным, что сделал совершенно невозможным какое-либо уменьшение степе¬ни возникшего диссонанса.
Вернемся теперь к обсуждению условий эксперимента, включавших вручение «подарка». Результаты его до сих пор не были проанализирова¬ны. Эти условия эксперимента задумывались как контрольные, поскольку существует по крайней мере один дополнительный достаточно правдопо¬добный способ объяснения некоторых результатов, которые ожидалось по¬лучить в эксперименте. Согласно анализу, представленному в последней главе исследования Брема, диссонанс возникает в результате принятия окончательного решения. Когнитивные элементы, соответствующие положительным характеристикам отвергнутой альтернативы, про¬тиворечили содержанию знания относительно предпринятого действия. Если в такой ситуации не существует какой-либо отклоненной альтернати¬вы, то в этом случае либо возникает очень небольшой диссонанс, либо дис¬сонанс полностью отсутствует. Если в организации эксперимента отсутству¬ют контрольные условия, то становится возможным утверждать, что увеличение степени привлекательности выбранной альтернативы является просто-напросто следствием обладания каким-либо предметом.
[%sig%]