Можно снять
Дата: September 03, 2005 02:15PM
Для начала обратимся к тому, что собой представляет сам тест. В полном смысле это тест измеряет следующее: прогрессивные матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Таким образом, отождествлять его с интеллектом затруднительно, особенно если вспомнить знаменитую фразу "интеллект - это то, что измеряет мой тест". Обратимся к гуру психологии интеллекта М.А. Холодной. Хотя максимальную нагрузку по фактору G (Спирмен) имеет тест Равена, однако он является одним из множества других. Здесь, по видимому, все таки ближе многофакторная теория интеллекта Л. Терстоуна, среди первичных умственных способностей в котором обнаруживаем Р - восприятие (способность детализировать зрительные образы), не забудем, что матрицы опираются на перцепцию, а также S - пространственный как способность мысленно оперировать пространственными отношениями (на это, кстати, можно проверить, если не ошибаюсь больше подойдет тест на технические способности, извините автора не вспомню). За образом в матрицах Равена стоит закономерность, но не абстрактная, а на уровне перцепции, в то время как за 4м лишним, стоит абстракт в виде сущностных свойств изображенных предметов, которые необходимо выделить и соотнести между собой. По многофакторной теории, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны не в единственном IQ показателе, а в терминах профиля развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. То же, видимо, можно сказать о противоречии с социальным интеллектом, если взять интеллект и социальный интеллект по Гилфорду.
Таким образом, противоречия здесь, на мой взгляд, как бы и нет. И если характеризовать девочку как примитив, то как раз и доминируют генетически ранние формы мышления, т. е. наглядно образные, мышление по аналогии, невербальные формы интеллекта, что достаточно хорошо описано в "Этюдах по истории поведения" Выготского-Лурии . А высшие формы, на которые ориентированы другие тесты интеллекта, измеряют уровень развития других операций мышления, соответственно возникает кажущееся противоречие.
ЗЫ: такова моя точка зрения на это противоречие. Если кто-то придерживается иной, прошу к дискуссии. Но сразу говорю, отвечать буду в том случае, если будет свободное время.