Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Коллеги! Психологи! Помогите разрешить противоречие!
Написано: Ольга ()
Дата: August 24, 2005 08:28PM

Работаю в приюте для детей и подростков. Столкнулась с противоречием. Мною была протестирована девочка-подросток:13 лет 4 мес. Использовались: Стандарт.прогресс.матрицы Равена и методика "4-й лишний" плюс личностные опросники.
Так вот, по СПМ Равена, которые измеряют невербальный интеллект, она набрала 60 баллов из 60 возможных (а методика рассчитана на людей 11-65 лет) при том, что девочка социально глупая. Эти 60 баллов, по идее, говорят о том. что у нее высокий уровень способностей к аналитико-синтетической дееятельности, прямо-таки зашкаливающий интеллект (разброс данных для данного возраста:31-51 балл, а у нее 60!!!).
По результатам методики "4 лишний" можно сказать, что категориальность ответов снижена. Там, где надо создавать группы по понятиям, абстрагироваться, она объединяет предметы по функциональным либо латентным, либо по конкретно-ситуативным признакам. И получается, что ее стиль мышления соответствует стилю мышления ребенка 10-11 лет. Но и по жизни она дура дурой: не очень умная, поверхностная девочка, легкомысленная и достаточно примитивная. Учится постольку поскольку. Знаний на подкорке ноль.Эти 60 баллов не дают мне покоя! Я бы не зацикливалась, но она щелкала задания СПМ Равена просто как семечки.Там, где я еще перепроверю и запнусь, она с лету и быстро называла правильный вариант ответа. Да, конечно, можно многое списать на педагогическую запущенность. Она действительно имеет место быть у всех наших детей. Но даже если с Катей (так ее зовут) бы занимались, мало что изменилось бы. Она генетически очень неглубокий человек. Ну объясните!!! Не понимаю!!!

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
Вы давно с ней работаете?
Написано: unita ()
Дата: August 25, 2005 11:30AM

Бывают же дети, которых постоянно берут психологи...
Может быть все совсем просто и этот тест до Вас ей давали уже не один раз?

Настройки: ОтветитьЦитировать
Уточнение терминов
Написано: Анастасия ()
Дата: August 25, 2005 07:25PM

Не могли бы Вы разъяснить, что значит "генетически глупая?".

Настройки: ОтветитьЦитировать
А зачем?
Написано: Киса ()
Дата: August 26, 2005 09:57AM

А почему не дает покоя? Не получается на 100% в "генетически глупые" записать? Не понимаю, зачем вы с ней работаете? Из Вашего текста очевидно, что Вы детей (и взрослых, возможно) не любите и не поддерживаете. Вы не на своем месте, коллега

Настройки: ОтветитьЦитировать
и
Дата: August 26, 2005 12:54PM

...генетически неглубокая.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Можно снять
Написано: viper ()
Дата: September 03, 2005 02:15PM

Для начала обратимся к тому, что собой представляет сам тест. В полном смысле это тест измеряет следующее: прогрессивные матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Таким образом, отождествлять его с интеллектом затруднительно, особенно если вспомнить знаменитую фразу "интеллект - это то, что измеряет мой тест". Обратимся к гуру психологии интеллекта М.А. Холодной. Хотя максимальную нагрузку по фактору G (Спирмен) имеет тест Равена, однако он является одним из множества других. Здесь, по видимому, все таки ближе многофакторная теория интеллекта Л. Терстоуна, среди первичных умственных способностей в котором обнаруживаем Р - восприятие (способность детализировать зрительные образы), не забудем, что матрицы опираются на перцепцию, а также S - пространственный как способность мысленно оперировать пространственными отношениями (на это, кстати, можно проверить, если не ошибаюсь больше подойдет тест на технические способности, извините автора не вспомню). За образом в матрицах Равена стоит закономерность, но не абстрактная, а на уровне перцепции, в то время как за 4м лишним, стоит абстракт в виде сущностных свойств изображенных предметов, которые необходимо выделить и соотнести между собой. По многофакторной теории, индивидуальные интеллектуальные способности должны быть описаны не в единственном IQ показателе, а в терминах профиля развития первичных умственных способностей, которые проявляются независимо одна от другой и отвечают за строго определенную группу интеллектуальных операций. То же, видимо, можно сказать о противоречии с социальным интеллектом, если взять интеллект и социальный интеллект по Гилфорду.
Таким образом, противоречия здесь, на мой взгляд, как бы и нет. И если характеризовать девочку как примитив, то как раз и доминируют генетически ранние формы мышления, т. е. наглядно образные, мышление по аналогии, невербальные формы интеллекта, что достаточно хорошо описано в "Этюдах по истории поведения" Выготского-Лурии . А высшие формы, на которые ориентированы другие тесты интеллекта, измеряют уровень развития других операций мышления, соответственно возникает кажущееся противоречие.

ЗЫ: такова моя точка зрения на это противоречие. Если кто-то придерживается иной, прошу к дискуссии. Но сразу говорю, отвечать буду в том случае, если будет свободное время.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Внимательней
Написано: Ksu ()
Дата: September 03, 2005 08:18PM

Психолог обязан помочь, а не оценивать. Стремление к оценке говорит о низком уровне профессионализма. Девочке надо помочь. А лучше проверить результат другими (несколькими) методиками и вопрос отпадет сам собой. Случайности бывают везде.

Настройки: ОтветитьЦитировать
большая просьба
Написано: kje ()
Дата: September 03, 2005 08:23PM

Психолог обязан помочь, а не оценивать. Стремление к оценке говорит о низком уровне профессионализма.
Пожалуйста, аргументируйте.

Настройки: ОтветитьЦитировать
ОТВЕТ
Написано: Ольга ()
Дата: September 18, 2005 05:11PM

Sorry. Была профессионально некорректна. Имелись ввиду ее личностные характеристики, не позволяющие ей, даже при наличии возможных способностей, эти способности реализовать. Ну, потрясающе некритичный подросток! Социально глупый, как уже отмечалось. Импульсивный свыше нормы. Агрессивный etc. Плюс сказывается отсутствие воспитания. Ноль целей, ноль понятия о нормах. Дистанция в общении с другими людьми отсутствует совершенно.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Уточняю
Написано: Ольга ()
Дата: September 18, 2005 05:15PM

Ребенок в приюте второй раз. Вне стен его, Катей никто не занимался. В школу не ходила. Была предоставлена сама себе. Так что, научение исключается.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Уважаемому коллеге
Написано: Ольга ()
Дата: September 18, 2005 05:23PM

Как раз-таки хотелось бы "записать" ее, как вы выражаетесь, к"чрезвычайно способным", но результаты других тестов не позволяют этого сделать. А на форум я обратилась за помощью, а не за осуждением. Вы, кажется, любите заочно выставлять оценки, коллега?

Настройки: ОтветитьЦитировать
Надо понять
Написано: Ольга ()
Дата: September 18, 2005 05:42PM

Чтобы помочь, надо понять. Понять-то я и пытаюсь. В том, что касается ее личностных характеристик - здесь как раз вопросов нет, и работа идет. Интересует интеллект. Специфика моей работы такова, что заставляет очень рано задумываться о профориентации ребенка. (Несмотря на то,что Кате скоро 14, учится она в 7 классе)

Настройки: ОтветитьЦитировать
Спасибо
Написано: Ольга ()
Дата: September 18, 2005 06:54PM

Спасибо большое. Эмпирическим путем я уже пришла к тому, о чем Вы говорите в отношении матриц Равена. Чем больше я с ними работаю и дублирую другими тестами, измеряющими интеллект, тем больше готова с Вами согласиться. Противоречие кажущееся. Но каковы в таком случае природой данные и загубленные условиями развития и воспитания способности этого ребенка! Пусть и односторонние. Даже если односторонние, если бы была востребованность этих способностей извне и вовремя... Был бы неплохой старт! А сейчас это сформированная личность с извращенными понятиями о жизни. Недолюбленный ребенок. Никто не нужен. Ничего не нужно.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss