> > которыми накормили нас еще в годы учебе в вузе? Я не хочу
> > сказать, что все эти требования неправильны. Они правильны,
> > но...
> Согласен, это получилось несколько императивно.
> Предложите свой вариант.
Вот ведь... Прямо классика конструктивного ответа на критику. :о)
Дело не в императивности. Дело в том, что берут людей у которых этих качеств нет (студентов-психологов), кормят их требованиями, создают образ Психолога. И студенты стараются этому образу соответствовать. Простейший (и наиболее частый, по моим наблюдениям) способ такого соответствования - вытеснение всего того, что в этот идеальный образ не укладывается. Клиент вызывает раздражение и агрессию - вытеснили, не помним. Опаздали на встречу с клиентом - плохо ходил транспорт. И т.д. и т.п. И на фоне всего этого - нетерпимость к любым отколонениям от Идеального Образа.
На мой взгляд нужно подходить с другой стороны. Будь каким хочешь - или каким можешь. Но! Должен быть необходимый минимум действий (действий, а не качеств!): клиентский опыт, практика, супервизия. Всё остальное придет само. Или человек сам уйдет из психотерапии.
>
> > Сама постановка вопроса: "жалуется - значит у
> > него проблемы" ведет к тому, что жаловаться психотерапевт не
> > будет. Он будет носить раздражение, гнев и т.п. в себе.
>
> Я имел в виду, что будучи в таком состоянии, терапевт должен
> запросить супервизию. Или пойти к своему личному терапевту.
> Жаловаться на это состояние, и ничего не делать - это в
> данной ситуации неконструктивно.
Думаю наши подходы к этой проблеме, различаются в том, откуда исходит мотивация: снаружи или изнутри. Можно пойти на супервизию, потому что так должен поступить Настоящий Психолог, а можно пойти, потому что чувствуешь в этом внутреннюю потребность.
> > это нормальные человеческие эмоции. Психотерапевт имеет право
> > быть загруженным (разозленным, раздраженным и т.п.) клиентом.
> > И имеет право сказать об этом!
>
> Я нигде не говорил, что терапевт не имеет права выражать свои
> эмоции. Однако, если терапевта эмоционально "цепляет" та или
> иная ситуация - то это повод для того, чтобы работать над
> тем, отчего это "цепляние" возникает.
Идеальный психотерапевт - это такой, которого ни чего не цепляет?!
>
> > А вот на счет парадигмы... Что вы имели в виду? К какой школе
> > психотерапии психотерапевт себя относит?
>
> Я имел ввиду, что терапевт может дать внятный ответ на вопрос
> клиента, как он работает, и кто из известных терапевтов ему
> близок по духу. Если хотите, можете считать это "школой".
Такой ответ на вопрос клиента предполагает, что клиент не хуже терапевта разбирается в школах и направлениях психотерапии.
По-моему, когда клиент задает вопрос о школе, хочет узнать что его ожидает. При этом исходит зачастую из устаревших или упрощенных знаний. Типа психоаналитик будет расспрашивать меня о детстве и рассказывать про эдипов комплекс. Дабы рассказать клиенту о том кто мне близок по духу и в чем именно уйдет уйма времени. Вряд ли стоит его так тратить.
> > "Настоящий терапевт понимает, что он тоже человек, и может
> > совершать ошибки. И очень хорошо, если у него будет мужество
> > их признать." Тогда к чему всё написанное о "настоящем
> > терапевте"? Этих двух предложений вполне хватает.
> Не согласен. Последние два предложения - скорее
> общечеловеческие, и для эффективной работы терапевта их явно
> мало.
Общечеловеческое, что да то да. Только если бы человечество этим пользовалось, то мы были бы не нужны.