Об обиде.
Написано:
Кот Сметанный
()
Дата: May 31, 2006 11:39AM
Правильно ли такое понимание?
Обида несомненно связана с агрессией. Во-первых, это мощная мотивация на агрессивное поведение. У некоторых людей - настолько мощная, что социальные нормы не соблюдаются.
Обида - особенно у таких людей - не сводима к желанию устранения помехи. Агрессия с желанием отыграть обиду часто продолжается и после устранения помехи.
Обида не связана с завистью. Зависть утихает после достижения успеха более серьезного, чем у Другого. Обида - нет.
Зато обида очень и очень сильно связана с мстительностью.
Во-вторых, состояние "обиженности" как бы наводит на мысль о несчастных жертвах садизма. Обидчивый человек иначе реагирует на неудачи, чем не-обидчивый. Например, обидчивый человек очень часто так и норовит приписать кому-то конкретному ответственность за неудачу. Похоже, что это получается так - сначала возникает безадресная, безобъектная обида, которая тут же сцепляется с тем или иным реальным человеком, на которого тем самым натягивается образ садиста-обидчика.
Теперь вспомним об объектных отношениях и Я-репрезентациях. Похоже, что тут речь о садистическом объектном отношении. Зверский садист и несчастная беззащитная жертва. Обида возникает, когда событие реальной жизни вытаскивает наружу это самое объектное отношение по типу "жертва садиста". Тут же возникает потребность в нахождении кого-то, на кого "натянуть" образ "садиста". Тут же возникает потребность отомстить, то есть поменять местами стороны этого же отношения, проидентифицировавшись с садистом самому.
Таким образом, у обидчивого человека это объектное отношение очень даже работает. Оттуда вывод - он сам способен к садизму в том или ином виде в той или иной ситуации.
Еще нюанс. В тусовках, где приняты силовые разборки, обижаться не принято. Даже получив по мордасам, обижаться нельзя. Вывод - "нельзя идентифицировать себя с жертвой". Также в этих же тусовках не принято садистически себя вести в адрес заведомо много более слабого (младше возрастом, или же явного чудовищного слабака аутичного вида). Значит, нельзя идентифицироваться и с садистом. То есть - нельзя вообще играть в это объектное отношение. Наводит на мысли о том, что это объектное отношение более примитивно, чем агрессивная конкуренция, преобладающая в таких тусовках.