профессор А.Н. Лебедев
...утверждает, что по данным электроэнцефалограммы может определить одаренность ребенка: [
schools.keldysh.ru]
В принципе, все бы ничего - у детей помладше - по тета-ритму, у постарше - по альфа-ритму; множественные линейные регрессионные уравнения, говорит, составляет, другие важные и значительные корреляты находит. Удивительно, что все так складно получается - а всяко ж получается.
Но.
Во-первых, критикуя тесты интеллекта за их необъективность, он, тем не менее, берет в качестве сравнительного критерия школьную успеваемость. Да, он критикует ее как недостаточный признак в случае изолированного рассмотрения. Но пользуется ею как внешним критерием.
Во-вторых, он вообще об "интеллектуальной одаренности" говорит как о том, что ребенок - потенциальный отличник.
Мне лично не довелось почитать или послушать расширенный вариант описания этих исследований. Я допускаю (и даже предполагаю), что чего-то не улавливаю. И вот с этим допущением интересуюсь: расцениваются ли показатели ЭЭГ как задатки или же способности?
Причем, хочу отметить, что в первом случае не срабатывает удачнейшая аналогия задатков с нормой реакции (генетич.) - пределом вариативности фенотипа, заложенного в генотипе. И вот почему: описывается случай девочки, по прогнозам Лебедева долженствующей быть четверочницей, а при этом круглой отличницы. Получается, она преодолела (пусть страшной ценой) уготованный "потолок" развития.
Вариант 2: ЭЭГ демонстрирует развившиеся способности. Тогда ошибки в прогнозах (описанный выше случай и еще один, обратный ему) вообще не понятны.
В общем, получается, что Артур Николаевич говорит-говорит об одаренности интеллектуальной, а сам в знаковых примерах все к достижениям и сводит.
Если кто-то может и хочет указать на мою полную неправоту или ошибку в рассуждении, прошу сделать это.
Спасибо.