<HTML>Тема действительно весьма интересная, и, к сожалению, в достаточной степени обойденная вниманием исследователей. Допускаю, что в исследователях говорит обыкновенная брезгливость, мешающая исследовать то, что считается низменным в социуме.
При этом данное явление, в отличие от криминала, проституции, наркомании и парафилий, на мой взгляд, как бы недостаточно низменно, чтобы вызвать к себе обостренный интерес. Тот самый интерес, который был описан чуть ниже, и который присущ далеко не только студентам физтеха, но и многим другим. Промискуитет не обмусоливают в желтой прессе, и, видимо, никому не приходит в голову исследовать его всерьез.
Практически не встречаются статьи с обсуждением этого явления, которое, заметим, имеет крайне мало общего с проституцией. Чуть ли не единственная виденная мною статья на сайте женщины-психолога Ольги Павловой (http://pavolga.narod.ru) была посвящена личностным расстройствам, и упоминание о промискуитете (конкретно о женском) встречалось только в связи с эмоциональным инфантилизмом и истерическим расстройством, которое якобы является сглаженной мягкой формой инфантилизма.
Что касается обсуждения здесь. В утверждении Валерия "...в промискуитете, самом по себе, нет ничего неестественного..." на мой взгляд, содержатся две вещи. Во-первых, оправдание промискуитета. Во-вторых, попытка свести психологические феномены к биологическим.
Что касается первой части, то тут не стоит говорить об оправдании или же осуждении. Есть явление, и его можно изучать, или же не изучать. Постановка же вопроса в духе "нормально ли это или это уже расстройство?" может быть оправдана, но такие вопросы решаются по принципу "мешает ли это жить самому человеку и его близким"?. А вот на это можно дать четкий ответ "да".
Как верно заметила Солло, склонность к рассматриваемому поведению может быть связана с внутренними проблемами, которые, как вариант, могут заключаться в неспособности к стойким моногамным отношениям по той или иной причине. Привыкание же возникает уже впоследствии, и усугубляет проблемы. Это привычный отказ от решения проблемы в пользу ее обхода сбоку. Причиной же промискуитета привыкание быть не может.
Таким образом, люди, склонные к промискуитету, могут иметь серьезные проблемы в моногамных отношениях, осложняющие жизнь им и их партнерам. Кроме того, это явление есть одна из главных причин распада браков, что опять же причиняет вред, в первую очередь детям в таком браке.
Кроме того, промискуитет в сочетании с проблемой в моногамных отношениях создает проблемы социальной адаптации. Дело не в моральном внутреннем конфликте из-за осуждения обществом, а в банальном одиночестве, посколько круг возможных партнеров сильно сужается до людей, тоже склонных к промискуитету. Это усугубляется неглубоким и временным характером партнерства.
Таким образом, промискуитет в сочетании с проблемой в моногамных отношениях (назовем это "патологический промискуитет"
является поведением, приносящим проблемы самому человеку и его окружению, а также поведением социально дезадаптивным. Этого вполне достаточно для проведения параллели между промискуитетом и расстройствами личности (см. статью О. Павловой), даже если принять то, что промискуитет "биологически нормален".
Кроме того. Люди, склонные к патологическому промискуитету, довольно часто демонстрируют эго-синтонность этой черты характера. Внутренние конфликты на моральной почве, снижение самооценки из-за самобвинения в социально осуждаемом поведении там редки. Попытки сокрыть эту черту характера также редки. Чаще она громко декларируется по принципу "это мое, и я живу как хочу". Это опять же может говорить о большей близости патологического промискуитета к личностным расстройствам, в отличие от расстройств невротических.
Теперь что касается биологии. Полемика с "этологами", сводящими психологию к науке о поведении животных, очевидно выходит за рамки этого текста. Тем не менее следует отметить, что "этологические" теории довольно неплохо объясняют мужской промискуитет и проституцию, но никак не объясняют женский, который явно противоречит "принципу незаменимости самки", являющемуся одной из аксиом в "этологических" теориях. Неспособность теории объяснить известный из опыта факт, безусловно, говорит о невалидности теории.
В попытке найти объяснение промискуитету стоит обратить внимание на такую сопутствующую ему черту, как деперсонализация сексуального объекта. По утверждению, сделанному психиатром г-ном Ткаченко в его труде о парафилиях (к сожалению, не помню ссылку, но найти его на Интернете несложно), деперсонализация сексуального объекта является неразвитостью психосексуальной сферы и задержкой ее развития на одном из детских уровней. Кроме того, г-н Ткаченко рассматривал такое явление, как фетишизм, который, по его мнению, легко объясним именно с этологической точки зрения как действие релизера по Н. Тинбергену, а также является безусловным указанием на неразвитость психосексуальной сферы.
Женщина-психолог Светлана Ильина (http://www.psychology.ru/siliina), исследовавшая явление проституции, обращала внимание на некоторые черты мужчин, постоянно пользующихся услугами секс-работниц. Безусловно, тут есть общее с мужчинами, склонными к промискуитету. Из результатов ее исследований видно, что такие мужчины вовсе не являются "средними", что они сильно отличаются от референтной группы по некоторым чертам характера. С. Ильина обращала внимание на повышенную потребность в доминировании над партнершей у таких мужчин, равно как и повышенный интерес к нарочито сексуальному, вызывающему стилю женской одежды, обуви и макияжа. Для мужчины из референтной группы эти моменты внешнего облика женщины либо маловажны, либо же играют и вовсе отрицательную роль в ее привлекательности. Для постоянного же клиента интим-услуг эти моменты являются мощным усилителем сексуальной привлекательности женщины.
Безусловно, речь о фетишах в том или ином виде. Еще одно указание на связь мужского промискуитета с фетишизмом. Либидо переносится с конкретной личности противоположного пола сначала на любую женщину, обвешанную релизерами по принципу "чем больше, тем лучше", а в более глубоком случае - и на сами эти релизеры, независимо от женщины.
Кроме того, фетишизм объясним не только этологически, но и по З. Фрейду. Этология не объясняет факта преимущественной встречаемости фетишизма у мужчин, равно как и типичного выбора предметов в качестве фетишей. Фрейдовская теория же объясняет и то, и другое. Таким образом, деперсонализация сексуального объекта и фетишизм может свидетельствовать о наличии серьезных внутренних конфликтов эдипального или даже до-эдипального уровня.
Что касается исторического отношения к промискуитету. В античных обществах практически не осуждался мужской промискуитет, но часто сильно осуждался женский. Например, в Риме мужчина не наказывался за измену, единственным юридическим последствием была возможность жены потребовать развода. Женщина же, по крайней мере в раннем Риме времен кодекса 12 Таблиц, сурово наказывалась за измену.
Как верно заметил "Celtic Frost", это может быть связано с невозможностью установления отцовства.
Теперь рассмотрим вопрос, какие именно внутренние конфликты могут заблокировать моногамное отношение к партнеру/партнерше и привести к деперсонализации сексуального объекта.
Известно такое явление, как скрытая мизогиния. Явно декларируемая мизогиния встречается очень редко, и такие люди часто пользуются репутацией психически нездоровых в их же микросреде. Возможно, это параноидная черта. Заметна ее корелляция с антисемитизмом, но этот вопросы выходит за рамки данного текста.
Скрытая же мизогиния - на уровне установок о подлости, алчности, лживости, безответственности, трусости, эгоизме женщин (и женского начала вообще) и склонности их к манипуляциям - встречается очень часто, и уже стала частью общечеловеческой культуры через труды основателей христианства, осуждавших сексуальные отношения, в частности, по этой причине. Такая же установка встречалась и у знаменитых юристов Рима. В Риме к женщине, не состоящей под властью ни отца, ни мужа, назначался специальный опекун. Эту же установку пропагандируют и "этологи", объясняя ее якобы существующем "принципом незаменимости самки".
По всей видимости, корни этой установки лежат в эдипальном периоде. Кроме того, она может получить мощное подтверждение в подростковом возрасте посредством неудачной влюбленности в манипуляторшу.
Другую черту тут верно подметил "Celtic Frost". Для мужчины, придерживающегося классической мужской гендерной роли, сомнение в его мужественности есть серьезная травма. Мужчине ее нанести довольно сложно, даже проигрыш в агрессивном конфликте может быть обставлен достойно и не нанести такую травму по принципу - "ты сильнее меня, но я все равно мужик!". Женщина же, отвергшая ухаживания, ее наносит, или же способна нанести. Вполне можно предположить, что у таких мужчин развивается что-то вроде страха перед женщиной по этой причине. От страха же идет защита - обесцениванием женщины.
Косвенным подтверждением этому служит такой факт. Среди агрессивных и брутальных подростков (часто называемых "урлой" или "гопниками"
- классические мужские качества являются чуть ли не единственной святыней. И заметно, что эти люди довольно-таки трепетно относятся к женщине. Например, малознакомую девушку называют на "вы", мужчину же - на "ты" (вызов на легкий агрессивный конфликт). Это напоминает уважение к официальному руководству, тоже присутствующее у этих людей при личном общении с его представителями. "За спиной" же часто наблюдается обесценивание как женщин, так и руководства. Логично предположить, что общим между женщинами и руководством является именно эта зависимость от женского подтверждения или неподтверждения своей мужественности.
Это вторая причина обесценивания женщин. За обесцениванием же может последовать отказ от личностного общения с ней, деперсонализация сексуального объекта и выход на поверхность таких примитивных механизмов, как фетиши.
Довольно заметно, что донжуаны более или менее разделяются на брутально-агрессивных и нет. Можно предположить у первых преобладание второго механизма обесценивания женщин, а у вторых - первого (скрытой мизогинии, возможно, с травмами в виде неудачной влюбленности в юности). Склонность к броской женской одежде (см. статью С. Ильиной) у малоагрессивных донжуанов довольно сильно заметна. Потребность же в доминировании над женщиной, описанная в той же статье, может объясняться вторым механизмом - страха перед тем, что будет поставлена под вопрос мужественность.
Что касается женского промискуитета. "Celtic Frost" по сути описал тут "фаллическую женщину" по Фрейду. У нее можно ожидать отказ от признания классической женской - подчиненной - роли и склонность к конкуренции с мужчинами на равных. Возможно, что конфликтом является боязнь доминирования мужчины над собой, это легко предотвратить в случайной связи (особенно путем подбора мужчины много младше или ниже по социальному статусу), но может оказаться сложным в моногамии, которая обесценивается. Кроме того, у такой женщины может возникнуть еще и конфликт между сексуальным предпочтением мужчин послабее, и рассудочным пониманием того, что такие связи не одобряются обществом. Заметно также и обесценивание мужественности.
Движение феминисток, хотя и пропагандирует именно эти идеалы, имеют к этому весьма малое отношение и иную суть. Впрочем, этот вопрос выходит за рамки текста.
Второй вариант, как заметила О. Павлова, может возникать у истерических и инфантильных женщин. Потребность в получении внимания окружающих и хвастовством перед ними настолько сильна, что может привести к вступлению в случайную связь ради ее удовлетворения.
Что касается осуждения. Заметно, что другие женщины осуждают склонность к промискуитету много сильнее, чем мужчины. У мужчин идет легкое неуважение и отказ от моногамных отношений, у других же женщин - открытая агрессия. Причиной этого может быть, например, повышенная у истерических женщин (см. статью О. Павловой) склонность к конкуренции с другими женщинами, которые дают ей отпор. Кроме того, может возникать ощущение "нечестной конкуренции на низком, примитивном уровне". Эта ситуация прекрасно показана в фильме "Чучело" - мощная, явно выходящая за принятые рамки агрессия нескольких лидерш в адрес неуважаемой девушки, из-за ее вступления в случайную связь.
Готов привести и другие примеры всему выше сказанному.</HTML>