Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий. Юрий Тукачёв

На правах рукописи

УДК 377:159.923

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тукачев Ю.А.
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

В последние годы центр научных исследований смещается в сторону использования психолого-педагогических возможностей компьютера, локальных сетей, а также глобальной сети Internet (1) в системе образования (на всех ее уровнях). Это обусловлено одновременным ростом надежд и опасений по поводу буквально неограниченных возможностей информационных технологий (ИТ). Рассматривая психолого-педагогические возможности современных ИТ именно с этих позиций, можно выработать эффективные варианты их включения в процесс обучения.

В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы (с когнитивной на личностно ориентированную), что, в свою очередь, означает поиск новых форм, средств и методов обучения, адекватных обновленному содержанию образования. Появляются новые психолого-педагогические понятия и термины: личностно ориентированное обучение, инновационные, педагогические и психологические технологии, мониторинг профессионального развития, организация учебно-пространственной среды и др. Под личностно ориентированным образованием понимается особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при этом должны быть созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя. При этом личностно ориентированные технологии профессионального обучения стали актуальной областью инноваций в образовании на фоне ведения активных разработок в направлении психологического сопровождения профессионального образования.

В личностно ориентированном образовании большое значение придается организации учебно-пространственной среды. Одним из факторов, влияющих на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика той учебно-пространственной среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проникновение в этот процесс ИТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИТ, можно определить как специфическую среду, включающая компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса, который может происходить в нескольких географически разнесенных учебных группах с участием нескольких преподавателей, возможно из разных университетов. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к психологическим аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИТ.

Адекватной основой проектирования учебно-пространственной среды с применением ИТ, на наш взгляд, является личностно ориентированная парадигма в образовании. Однако существует мнение, что включение компьютера в обучение ставит его на один уровень с преподавателем, с неизбежными последствиями для этого: попытками вытеснить его из образовательного процесса, заменить автоматическими системами обучения, что не совместимо с идеями личностно ориентированного образования, поскольку в таком режиме можно обучать каким-то производственным навыкам, а не развивать человека как личность. Описанная ситуация больше подходит к внедрению ИТ в традиционные модели обучения (когнитивно ориентированные), что имеет свои негативные стороны: еще большая формализация учебного процесса; уменьшение степени общения в учебных коллективах, как следствие, усиление социальной изоляции; усложнение деятельности преподавателя, который разрывается между обучаемыми и компьютерами. Все это обусловлено тем, что компьютер реализует не свои специфические функции, а функции преподавателя (контроль и репетиторство). Личность – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияния среды. При этом внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через процесс активного взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде, то включение ИТ в учебно-пространственную среду существенно изменяют деятельность обучаемых, их взаимодействие друг с другом и с преподавателем.

Важным условием при проектировании учебно-пространственной среды в рамках личностно ориентированного образования является ее открытость и постоянное расширение. Применение ИТ как раз и позволяет выполнить это условие, а также:

Организованная на основе современных ИТ учебно-пространственная среда позволит эффективнее достичь цели личностно ориентированного образования – содействие развитию личности обучаемого, формирование у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных, учебно-профессиональных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности за свои действия.

Актуальным становится решение проблемы формирования готовности преподавателя к организации личностно ориентированного обучения в компьютерной учебно-пространственной среде. Для этого необходимо создавать теоретические модели организации деятельности субъектов профессионально-образовательного процесса в компьютерной учебно-пространственной среде.

Подчеркнем, что одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИТ в личностно ориентированном образовании является перспективным направлением. Достаточно полное и подчиненное интересам практики раскрытие этой темы еще потребует настойчивой работы исследовательской мысли.

---------------------
(1) Internet представляет собой наиболее динамично развивающуюся среду вещания в истории челове-чества. Зародившись еще в 60-х годах, Internet стал дружественен обычному пользователю лишь в 1992 году, когда была разработана концепция World Wide Web (WWW — всемирная паутина, один из сервисов (услуг) Internet, дающий возможность передачи и получения графики, гипертекстовой ин-формации и т.п. К другим сервисам Internet относятся электронная почта (E-mail), группы новостей, конференции и т.д.). Именно с этого времени начался стремительный приток в сеть все более широ-кого круга пользователей, а Internet из развлечения постепенно переходит в практическую плоскость как источник практически неограниченных информационных ресурсов.


URL документа: http://flogiston.ru/blog/inflopo