В психологии для исследования социальных установок и стереотипов в большинстве случаев применялись
методы прямого опроса (
http://flogiston.ru/stat/click.php?http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81 ) и
психосемантические методы (
http://flogiston.ru/shavsh3 ), использующие либо самооценку, либо
экспертные оценки (
http://ht.ru/on-line/dictionary/dictionary.php?term=221 ) – т.е. методы, опирающиеся на использование осознаваемой информации о себе и о других людях.
Такие методы получили название
эксплицитные. Например, эксплицитными методами можно назвать такие, в основе которых лежит такой методический приём как
оценка (
http://ht.ru/on-line/dictionary/dictionary.php?term=355 ) степени выраженности качеств (или свойств), выбор из списка качеств (свойств) и приписывание их определенным объектам (явлениям, субъектам и т.п.). К экплицитным методам можно отнести
метод семантического дифференциала (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB ) с биполярными шкалами.
В последние годы при проведении психологических исследований социальных установок/стереотипов учёные-психологи обращаются к применению особой подгруппы косвенных методов измерения – так называемых
имплицитных методов. С 80-х гг. прошлого века социальный психолог из Гарвардского университета
Банаджи (Banaji) (
http://www.fas.harvard.edu/%7Emrbworks/ ) и
Гринвальд (Greenwald) (
http://faculty.washington.edu/agg/ ) из Вашингтонского университета занимаются изучением неосознаваемых психологических установок и их влиянием на подсознательные социально значимые реакции. Они создали первый тест на скрытую ассоциацию (
Implicit Association Test, IAT).