Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В.М.Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины: 1. Изменяется ощущение тела.
Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, их «мягкости» до возможности ощутить свое тело… бестелесным «сгустком энергии».
2. Изменяется восприятие времени.
Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние «биологические часы» продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее «запрограммировать» время своего пребывания в состоянии транса.
3. Изменяется восприятие окружающего пространства.
Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела ничего, кроме моего собственного „Я“, как центра Вселенной»), то расширяться до бесконечности («мое „Я“ лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, «выпадает» из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и в большой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение.
4. Изменяется восприятие собственной личности.
Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя добиться личностной трансформации.
Итак, мы подробно рассмотрели измененные состояния сознания, представляющие собой неспецифический, универсальный инструмент психотерапии. Независимо от терапевтического метода и специфики создания измененных состояний созанния, которые могут иметь различную продолжительность от минут (психоанализ, гештальт, психодрама и др. методы, в которых основная коммуникация психотерапевта с пациентом проходит в обыденном созаннии) до часов (напр., сеансы холотропной терапии по Грофу), сам эффект психокоррекции, интеграции сознания и подсознания, обучения на подсознательном уровне происходит именно в измененом состоянии, так как только в нем, в отличие от обыденного состояния, такие изменения возможны. Можно сказать, что измененное состояние сознания (и только оно) является ничем иным, как способом разрешения противоречий и внешних, творческих (имея в виду творчество в широком смысле, в любых ситуациях, требующих нестандартных решений), и внутренних, личностных (лежащих в основе главного механизма психологических проблем внутрипсихического конфликта). Как убедился читатель, основой этих состояний, их главным механизмом является физиологическая возрастная регрессия, или своеобразный «возврат в детство» не только и не столько психологический, но и физиологический. Именно он обеспечивает возможность по-новому взглянуть на проблему, отказаться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или новый способ поведения, открывающие выход из психологического тупика, дающие возможность примирения с помощью подсознательной перестройки враждующих с сознанием подсознательных структур (юнговских и адлеровских "комплексов, «субличностей» в психосинтезе, «внутренних частей» в НЛП, «подавленных целостностей» в трансперсональной терапии или «незавершенных гештальтов» в гештальт-терапии, «Родителя» и «Ребенка» в трансактном анализе и др.). Тем самым, по сути, все методы психотерапии начиная с классического гипноза (в котором гипнотизер играет роль «властного родителя», а пациент «покорного ребенка») и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним «ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика, использующие работу с «субличностью», или подсознательноыми частями представляющими собой «детские» части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личности через «детскую» речь, работа с образами (напр., символдрама, направленное воображение и др.) также основаны на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. В «разговорных» методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат в детство происходит в краткие «моменты истины». Целенаправленное создание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первую очередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основе физиологически-ориентированного подхода в психотерапии (из числа конкретных методик упомянем в частности метод Ретри).
Информация об авторе. Сандомирский Марк Евгеньевич, кандидат медицинских наук (2001), тема диссертации: «Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками» (выполнена на кафедре психотерапии РМАПО). Окончил лечебный факультет Башгосмедуниверситета в 1986 году, интернатуру по неврологии в 1987 году. Работал врачом-неврологом, занимался инструментальной диагностикой и применением метода биологичекой обратной связи в неврологии. С 1990 г. работает психотерапевтом. Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, имеет Европейский сертификат психотерапевта (2002 г.)
Автор книг: "Как справиться со стрессом " (М.: 1995; Воронеж, 2000), «Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности» (Уфа: 2000), «Защита от стресса» (М.: 2001).
Профессиональные интересы: психотерапевтическое консультирование. обучение методам психологической саморегуляции в рамках физиологически-ориентированного подхода в психотерапии. Взаимосвязь стрессоустойчивости и личностно-типологических характеристик по Юнгу. Измененные состояния сознания и компьютерные технологии в психокоррекции.
E-mail:
Страница в Интернете: http://marks.on.ufanet.ru/PSYHELP.HTM ( http://marks.on.ufanet.ru/PSYHELP.HTM )
URL документа: http://flogiston.ru/articles/therapy/marks