Суицидальные тенденции подростков субкультуры "эмо". Надежда Майсак

МАЙСАК Н.В., ПОТАПЕНКО О.В.

 

г. Астрахань, Астраханский государственный университет

Все больше современных подростков во всех странах мира примыкают к неформальным группам. Попав в ту или иную субкультуру, подросток становится с ней единым целым: принимает все порядки и законы нового сообщества, у него меняются взгляды и система ценностей.

Как отмечает М.В. Осорина [8], детская субкультура выполняет те же функции, что и любая культура взрослых: она помогает решать значимые возрастные проблемы развития, благодаря познанию себя, самостоятельному «изобретению» форм освоения окружающего пространства в результате интуитивного открытия способов удовлетворения своих познавательных потребностей. В рамках традиций детской субкультуры от поколения к поколению детей и в готовом виде передаются способы освоения окружающего мира с опорой на официальную педагогику и традиции народного воспитания. При этом сходство задач развития, независимо от эпохи и культуры, порождает сходство решений, возникающих у участников этого процесса, как в одиночку, так и в компании сверстников. Для получения необходимого опыта каждый ребенок должен прожить тот набор трудных ситуаций столкновения с миром и людьми, который позволит ему достичь нужной степени уверенности. Поэтому в детской субкультуре присутствует желание не быть поднадзорной, противодействовать миру взрослых, отделиться, сохранить в тайне наиболее важное. Культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе, кристаллизуется в двух основных формах: в виде текстов детского фольклора и в виде устойчивых моделей ритуализированного поведения.

Среди причин создания особых субкультур и вхождения подростков и юношей в различные неформальные группы ученые выделяют [2,3,4,8]:

1)психологические: потребность в друзьях и эмоциональных впечатлениях, «несчастная любовь», стремление познать необычное; интерес к современному западному искусству, оригинальность впечатлений, получаемых в рамках субкультуры; равнодушие к учебе; внутренняя свобода среди членов неформальной группы на фоне чувства одиночества; протест против формализма взрослых, поиск смысла существования и пр.

2)социально-педагогические: конфликты дома или в школе, неуспеваемость, отчуждение от детей класса; бездеятельность, безнадзорность, заброшенность, беззащитность; отсутствие в школе индивидуального подхода к таким подросткам, невнимание к ним членов семьи и т.д.

И.В. Настин [7] отмечает, что первопричиной объединения подростков в неформальные группы является лиминальное состояние их личности в кризисный, переломный этап ее развития. Лиминальность (от лат. limen– порог) – это промежуточная, переходная социальная ситуация развития личности в системе общественных отношений, характеризующаяся потерей прежнего социального положения и обретения новой статусно-ролевой позиции в условиях невступления в новую социальную роль. И.В. Настин считает, что для качественного развития личности необходимо погрузиться в лиминальность, подвергнуться фрустрации, пережить состояния «умирания» и «взрыва», а общими формами и процессами в лиминальных состояниях являются инициации, возрастные кризисы и суицидальность. Ученый подчеркивает, что взрослый индивид для качественного перерождения уже развил какие-то компенсаторные механизмы, позволяющие пристойно пережить очередную «психологическую линьку», а подростку необходимо погрузиться в антиповедение, в антикультуру, иначе он не сможет родиться как личность. Психика подростка помимо его воли должна провести его через переживание смерти-и-воскрешения, поэтому он так легко наносит себе вред, приобщается к наркотикам, совершает антиобщественные проступки, попадает в экстремальные ситуации. При этом любое погружение в антимир отражается на внешности, речи, действиях подростка, что психоаналитики считают проявлением трикстерства[1] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftn1 ), ролевыми формами которого выступают шуты, скоморохи, ряженые, юродивые, участники карнавалов и мистерий. Следовательно, причастность подростков к неформальным объединениям можно рассматривать как попытку «родиться заново в обновленном виде».

Цивилизованное общество лишено института подростковой инициации. К тому же в современной России отсутствует стержневая групповая идея, вокруг которой могло бы объединяться молодое поколение. Поэтому в переходный период подростки все чаще находят себя в субкультурах, которые обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся (так называемое маргинальное поведение). Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования специфических символов и отличающихся от всех внешнего вида, стиля одежды, поведения, моральных и/или политических убеждений.

Например, как справедливо замечает психолог-консультант Ядвига Монич [1], слишком увлекшиеся панковским стилем музыки молодые и ранимые подростки «заигрались в несчастного одинокого ребенка», возвели в культ страдания и душевную боль, а теперь проявляют аутодеструктивное поведение и даже решаются на самоубийство. Так, выражение депрессивных эмоций стало главным правилом для представителей молодежной субкультуры «эмо», образовавшейся из поклонников одноименного музыкального стиля.

«Эмо» (как сокращение от «эмоциональный») - это сленговое определение достаточно популярной субкультуры [10], возникшей в середине 80-х в Вашингтоне (США), а с 2000 года охватившей практически все города России. Представители эмо хорошо известны своим стилем, который довольно четко излагается в соответствующей хардкор-музыке, основанной на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной музыке. Манера вокала включает в себя скрим (с английского - «крик»), визг, стоны, шепот, рев. Тексты песен носят личностный (редко – политический) характер, описывают глубокие переживания героя.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и таких эмоциональных состояний, как грусть, тоска, романтическая любовь. Девиз неформального движения «эмо» звучит так: «Плачь всегда и везде, где есть люди. Если будешь плакать в одиночестве, кто станет тебя жалеть? Уткнись в коленки и подвывай: «Меня никто не любит!», «Меня все ненавидят!», «Я никому не нужен!», «Пожалейте меня, люди!». Подростки-эмо должны строго придерживаться правил своей субкультуры: «Закатывай истерики не реже, чем раз в три дня. Носи обувь на размер меньше, чтобы всегда иметь несчастный вид». В одном из правил поведения «эмо» записано: «надо включить песню, сесть на пол, заплакать, подумать о том, как все плохо, пострадать юношеским максимализмом, взять бритву и слегка процарапать себе запястье, чтобы создать ощущение попытки суицида. Пока будут идти капли крови - руку обязательно сфотографировать».

Эмо-дети [11] отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе эмо преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Часто он сочетается с розовым – это своеобразный вызов общей мрачности, отрицание связи с готической субкультурой и приближение к панк-року, надежда на любовь, романтику и нежность.

Таким образом, быть эмо - означает находиться в печали, депрессии, писать стихи в стиле «потока сознания», с простой рифмой (или «белый стих»), с обращением к телу, особенно к сердцу, с использованием мрачных прилагательных в порядке нагнетания, мотивов быстротечности времени и возвышенной любви [10].

Эмо-киды[2] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftn2 ) делают пирсинг, проколы, «тоннели», в целом ряде случаев решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на себя и свои проблемы. Специалисты считают, что представители эмо причиняют себе боль физическую, чтобы заглушить боль душевную, и, таким образом, протестуют против бездушья, безразличия, жестокости взрослых. При этом установлена возможность трансформации самодеструктивных и суицидальных тенденций от относительно безобидных случаев самоагрессии к опасным для жизни продуманным суицидальным попыткам, а также возможность тяжелых последствий и даже смертельных исходов при демонстративных суицидальных попытках у детей и подростков [3]. На основе исследований Мартина Грехема (2006) журналисты Интерфакса подчеркивают, что хоть эмо-культура и лишена «агрессивного мачизма», но эти «плаксивые девочки и мальчики», в отличие от ненавидящих всех панков и готов, ненавидят себя и романтизируют смерть [11]. Поэтому не случайно специалисты бьют тревогу по поводу суицидальной направленности и виктимности подростков-эмо.

Виктимность (виктимогенность) - это приобретенные человеком физические, психические, социальные черты и признаки, которые предрасполагают к превращению его в жертву (Г.И. Шнайдер, 1994). Как отмечают ученые (О.С. Ваханский, А.И. Наумов, 2000), мотивация жертвы имеет в своей основе удовлетворение потребности в безопасности, уважении, обеспечении покоя. Основными социально-психологическими индикаторами виктимной личности Ю.А. Клейберг (2004) отмечает следующие [4]:

Данные проявления виктимности имеют место среди представителей эмо-культуры. Следует особо отметить, что противники эмо-культуры намерены бороться с ее распространением также из-за пропаганды депрессии и детского суицида.

Суицид – это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Суицидальные тенденции – это внутренняя активная форма суицидального поведения, включающая суицидальные замыслы и самопроизвольные поступки по планированию и подготовке суицидальных действий, непосредственно предшествующих их осуществлению. Принятие суицидального решения приводит к совершению суицидальных действий. В целом, суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности в мыслях о самоубийстве, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках и покушениях на собственную жизнь [2; 9].

При изучении суицидального поведения, ученые различают следующие его типы:

Суицидальные мысли и поведенческие тенденции могут являться следствием нарушений в когнитивной сфере - так называемой иррациональной «катастрофической» установки (Ю.А. Клейберг, 2004), при которой происходящие в жизни отдельные события оцениваются как катастрофические, что проявляется в таких высказываниях, как «ужасно», «невыносимо» и п.т. Избавление от дискомфортного состояния идет по пути интенсификации форм поведения, отклоняющихся от социокультурного статуса [4].

Дж. Бартер отмечает [2, с. 147], что до 13 лет попытки суицида чрезвычайно редки. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15 и достигает максимума в 16-19 лет. При этом 32% попыток приходится на 17-летних, 31% - на 16-летних, 21% - на 15-летних, 12% - на 14-легних и 4% - на 12-13 лет.

Как отмечает А.Г. Амбрумова [2, с. 146-147] суицидальное поведение среди детей и подростков носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано не с самим желанием умереть, а со стремлений избежать стрессовых ситуаций или наказания. Так, частота законченных суицидов среди подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий, которые в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер: шантаж, крик о помощи (А.Е. Личко), бравада и обряд «братания» (Б.Н. Алмазов). А.Е. Личко, А.А. Александров пришли к выводу, что 49% суицидальных действий совершается на фоне острой аффективной реакции после ссоры со сверстниками, родителями, педагогами.

Е.В. Змановская отмечает, что большинство эксцессов совершаются из-за психических расстройств, например подростковой депрессии, которая усугубляется чувством скуки и усталости, фиксацией внимания на мелочах, склонностью к бунту и непослушанию, злоупотреблением наркотиками и алкоголем. Признаками депрессивного состояния у подростка являются: сниженная способность к сосредоточению внимания; сниженная самооценка и чувство неуверенности; идея виновности и уничижения; мрачное и пессимистическое видение будущего; нарушенный сон и аппетит [2].

Ю.Л.Вагин считает, что надвигающийся суицид можно определить у лиц сверхкритичных к себе; страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированных несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающих от болезней; покинутых окружением [2; 9].

Сложные жизненные обстоятельства, занятость родителей, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих, культ насилия, утвердившийся в современной жизни, состояние социальной аномии, плохая организация досуга и прочие факторы могут повлиять на многих детей, при этом не все поставленные в эти условия дети принадлежат к маргинальным субкультурам, становятся «слепыми фанатами», проявляют суицидальные тенденции. Следовательно, причины суицидального поведения необходимо искать и в особенностях личности подростков, которые, в соответствии с ними, разделяют интересы определенных неформальных групп.

Поскольку суицидальное поведение среди подростков - представителей эмо - изучено недостаточно, а проблема актуальна для российской действительности, ее изучение своевременно для современной психолого-педагогической науки и практики. Поэтому нами среди 20 подростков 14-17 лет (12 мальчиков и 8 девочек) – представителей неформального движения «эмо» - было проведено пилотажное исследование суицидальных тенденций.Диагностика проводилась как в непосредственном общении с подростками, так и опосредованно: через форумы, блоги, социальные сетии электронную почту.

Для выявления суицидальных тенденций использовались такие методы, как:

Следует заметить, что пока материалы анкетирования находятся в стадии обработки и интерпретации, поэтому здесь мы решили представить лишь некоторые полученные эмпирическим путем данные.

Таблица 1

Результаты пилотажного исследования

Имя подростка

 

Ник-нейм

(имя в сети)

Кол-во лет

Методика «Ассоциации»

(«Три буквы – три слова»)

1)      ЛОК

2)      МПС

Наличие суицидальных мыслей или деструктивных

Тенденций

1

Тома А. - трешёвая[6] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftn6 ) эмо

«Нет солнца»

17

Листик, осень, канализация

Море, прах, слеза

Выявлены

2

Лена

«Гроза»

16

Лезвия, обида, крест

Муха, печенька, свеча

Ярко выражены

3

Наталья

«Ябида»

14

Лев, овен, козерог

Моль, подвеска, сыр

Не выявлены

4

Лана

«Снежок»

14

Лев, отдых, комар

Мама, птичка, снег

Не выявлены

5

Катя

«Просто не хочу жить»

15

Любовь, орать, кричать

Мороз, прокол, сволочь

Ярко выражены

6

Света

«Смертная»

14

Люди, очки, кино

Мотня, паника, смерть

Ярко выражены

7

Стася

«Противно слышать тишину»

14

Лень, огонь, клубок

Молния, паркур спички

Выявлены

8

Девочка с форума

«NoName»

15

Любимая, очень, кресты

Мертвец, покойник, симпла

Ярко выражены

9

Александр

«Слеза»

15

Лицо, остановка, конфликт

Машина, плач, слеза

Выявлены

10

Влад К-в

«Мёртвый кай»

13

Любовь, осень, комар

Месть, почки, скелет

Ярко выражены

11

Дима

«Плохой»

13

Лох, олень, кровь

Метла, прическа, соль

Выявлены

12

Денис

«Злой человек»

13

Люк, окно, катафалка

Мозг, пропасть, слепой

Ярко выражены

13

Женька

«Оставь надежду»

15

Лебануться, офигеть, крест

Месяц, поезд, сумерки

Ярко выражены

14

Макс

«Ненавижу жизнь»

14

Лимон, ответ, кот

Мусор, пирсинг, смерть

Ярко выражены

15

Леонид

«Лёнька Эмо»

15

Луч, осень, калибр

Мерзость, печаль, сон

Ярко выражены

16

Тёма

Арррррр

15

Лёд, овца, Кощей

Мех, привет, сова

Выявлены

17

Саша

«Люблю тебя, прощай»

13

Лети, одиночество, крылья

Мыло, паутина, соловей

Ярко выражены

18

Мальчик с форума

«Героиновый рай»

15

Ливень, остров, корабль

Мама, пожар, сигарета

Ярко выражены

19

Мишель

«Чёкнутый Пьеро»

14

Лжец, около, кастрат

Мальвина, Пьеро, слизь

Выявлены

20

Шурик

«Эмо-бойчик», «Невидимка»

16

Любовь, одиночество, клятва

Морг, плесень, сорт

Ярко выражены

 

Анализ представленных данных позволяет полагать, что у 18-ти из 20-ти подростков (90%) имеют место суицидальные мысли и установки, а у 12 подростков (8 мальчиков и 4 девочки) суицидальные тенденции ярко выражены (66,7%). У двух девочек-«эмо» с помощью данных методов самодеструктивные и суицидальные мысли не выявлены. При этом их имидж ярко отражает стиль эмо. Возможно, что это – дань моде, проявление демонстративных тенденций. Мы считаем, что далее надо обязательно изучать «эмо-стаж», то есть количество лет, проведенных подростками в эмо-культуре. Ведь вместе со следованием определенному стилю в одежде и макияже, особому музыкальному стилю, подростки «примеривают» депрессивные маски, усваивают самодеструктивные и суицидальные установки. Следовательно, среди таких подростков – представителей субкультуры эмо - нужно проводить своевременную психокоррекционную, психопрофилактическую и социально-педагогическую деятельность, а среди их родителей и педагогов вести целенаправленную психопросветительскую, разъяснительную и пропедевтическую работу.

Использованная литература:

1.                  Дети эмо: игра или игра со смертью? /http://interfax.by/article/39699 ( http://interfax.by/article/39699 )

2.                  Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

3.                  Иовчук, Н.М. Депрессии у детей с подростков / Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова // Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2008. – С. 91-119.

4.                  Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

5.                  Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности / Парламентские слушания в Госдуме РФ 2 июня 2008 г.

6.                  Лемеш, Юлия. Как убить эмо. – М., 2008.

7.                  Настин, И.В. Этика мифа лиминального состояния личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2009. - №3(12). – Июль-сентябрь. – С. 3-10.

8.                  Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 275-279.

9.                  Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

10.              Эмо/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо )

11.              Эмо-киды/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо-киды ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо-киды )



[1] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref1 )Trickster– мифологическая фигура с ее любовью к озорным шуткам и злым проказам; полуживотное-полубожество, выставляющее напоказ лишения и мучения как приближение к фигуре Спасителя. Несмотря на свою глупость или благодаря ей, Трикстер достигает того, чего другим не удается достичь никаким усилием («мудрый» Дурак). Психологически К.Г. Юнг рассматривал фигуру Трикстера как эквивалент «тени» - «тёмной» стороны личности, суммы всех низменных черт характера индивида. Сознательно Я отвергает эти спрятанные или бессознательные аспекты личности. Так, в психологической структуре личности ребенка бессознательно присутствуют, например, образы Лешего или Гномика, которые и виноваты в его плохих поступках. Эти отрицательные качества, которые человек не признает своими, не приемлет в других людях, и не может избавиться о них сам, имеют возможность внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Т.о., Трикстер – не только мифологическая фигура, но и часть внутреннего психического опыта личности.

[2] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref2 )Эмо-киды (в разговорном английском «kid» - малыш) - это эмо-дети, девочки (emo-girl) и мальчики (emo-boy).

[3] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref3 )Олотимия – (от греч. «holos» - весь, целый и «thymos» - настроение, чувство) – форма отказа человеку в теплых чувствах; душевная холодность, бессердечие.

[4] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref4 )Никнейм (nickname) - сетевое имя или псевдоним, используемый в Интернете - в чате, блоге, на форуме – для идентификации пользователя.

[5] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref5 )Аватара (или аватар, avatar, userpic) - небольшая картинка или фотография, олицетворяющая пользователя в определенном сетевом сервисе. Цель использования аватара – отразить какие-либо специфические черты характера пользователя и помочь создать максимально правильное первое впечатление у собеседника.

[6] ( http://flogiston.ru/articles/social/emo/print#_ftnref6 )Треш – «клёвый», главный, выглядящий на все 100% в соответствии с эмо-стилем.


URL документа: http://flogiston.ru/articles/social/emo