Методы анализа текстов. В. Ю. Меновщиков

Традиции психологического исследования речи восходят к Аристотелю, Гиппократу, Дарвину (Ч. Дарвин, 1986) и Спенсеру (Спенсер Г., 1898). При исследовании устной речи диагностическими характериcтиками являются темп, паузация, модуляция голоса, громкость и т.п. (Леонтьев А.А., Носенко Э.Л., 1973, Бажин и др., 1975; MurrayD.C., 1971; Русалов В.М., 1997). Другие подходы обращают большее внимание на анализ структурно-грамматических и семантических особенностей языка, таких как: нарушения в конструкции предложений, опущение части слова, неологизмы и парафразии, семантически нерелевантные слова в предложении (MahlG.F.,1959, 1963). Также изучается изменение лексического состава предложения, разнообразие речи, сложность слов, наличие стереотипических выражений (Витт Н.В., 1971; PittengerR.E.,1957).

Следующую группу методик объединяет подход, основанный на анализе содержательных характеристик речи. Здесь диагностическими категориями служат частота встречаемости тех или иных тематических категорий и семантические особенности высказывания (DollardJ., MowrerO.H., 1974; DibnerA.S., 1956).

Особое место занимает качественно-количествнный анализ речи, так называемый, контент-анализ. Среди методов контент-анализа широко известны методы разработанные в рамках психоанализа. Начиная с 70-х годов ХХ века появилось большое количество методов, структурирующих психотерапевтические тексты. На данный момент существует несколько методов выявления из транскриптов (протоколов) психоаналитических сессий не только очевидного содержания, но и латентного, неосознаваемого: Метод выявления Центральной конфликтной темы отношений CCRT (CoreConflictualRelationshipThememethod), разработанный Лестером и ЭленЛюборски (1976); Метод диагностического плана (Weissetal., 1977); Конфигурационный анализ (M.Horowitz, 1979); Переживание пациентом отношений с терапевтом (Gill & Hoffman, 1982); Циклические дезадаптивные паттерны (Schacht, Binder & Strupp, 1984); Метод рамок (фреймов) (Teller & Dahl, 1981); Метод выявления Центральной конфликтной темы отношений (CCRT) посредством контент-анализа (Gill M.M., Hoffman I.S., 1982).

Кроме того, другими направлениями предложены методы, одновременно имеющие как диагностическую, так и терапевтическую ценность. Дж. Гриндер и Р.Бэндлер (1975, 1976) создали модель изучения и изменения моделей мира пациентов (метамодель). Метамодель, созданная путем адаптации трансформационной модели языка (Н. Хомский, 1957, 1965) дает психотерапевту эксплицитный метод понимания и изменения обедненных моделей пациентов. В Метамодели выделяется некоторое подмножество правильных предложений, которые правильны также в психотерапевтическом отношении. Это множество включает в себя предложения, в которых: (1) Нет отклонений от грамматической правильности по нормам языка; (2) Нет ни трансформационных опущений, ни неисследованных опущений в той части модели, в которой пациент испытывает отсутствие выбора; (3) Нет номинализаций (процесс-событие); (4) Нет ни слов, ни словосочетаний без референтных индексов; (5) Нет недостаточно конкретных глаголов; (6) Нет неисследованных пресуппозиций в той части модели, в которой пациент испытывает отсутствие выбора; (7) Нет предложений, в которых нарушается условие семантической правильности.

К числу методов контент-анализа, пришедших из клинической практики можно отнести метод Готтшалка-Глезер (GottshalkL.A., GleserG.C., 1969). Обобщая, полученные в многочисленных исследованиях данные, Готшалк создает систему кодификации тематических категорий, состоящую из ряда шкал. Первоначально были разработаны шкалы тревоги и агрессии, впоследствии к ним добавились шкалы социальной дезадаптации, когнитивных нарушений и шкала надежды.

Э. Мергенталер ведет исследования по выявлению в речи клиентов паттернов «эмоция-абстракция». Специально для исследований в области психотерапии им была создана компьютерная программа TAS\C (1993).

В отечественной науке имеются единичные попытки изучения речевых проявлений, дискурса клиента: В.К. Лосева, А.И. Луньков - синтаксический анализ речи пациента (1995); Градовская Н.И. – измерение выраженности тревоги в речи методом контент-анализа Готтшалка-Глезер (2002); А.О. Преображенская (2006) - рассмотрение категории «автора» и «героя» в автобиографическом нарративе и др.

Таким образом, в зарубежной и отечественной науке создана группа методов, которые могут быть применены к исследованию дискурсадезадаптированной личности при осуществлении консультативно-терапевтической переписки. При этом в отечественной науке количество исследований недостаточно, а в мировой науке и практике практически неизученной остается тема дискурса клиента в киберпространстве. Отчасти это связано и с возникновением новых этических вопросов.



к оглавлению книги

В.Ю. Меновщиков «Психологическая помощь в интернет»



загрузить PDF-версию



URL документа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/m_10