Интернет-консультирование: техники и процесс. В. Ю. Меновщиков

Интернет-консультирование: техники и процесс[1]

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большое внимание к ситуации и личностным ресурсам.[2] 

Нам представляется, что именно психологическое консультирование как особый, самостоятельный метод психологической помощи должно занять ведущие позиции в работе с клиентами в сети интернет. При этом мы не исключаем применение различных психотерапевтических теорий и практик, но все же считаем их использование более сложным и не всегда адекватным психологической помощи на дистанции.

Стадии психологического консультирования

Как известно, психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Основным методом психологического консультирования является интервью. И именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса.

В литературе обычно приводится пятишаговая модель процесса консультативного интервью:

1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу.

2 этап - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем проблема».

3 этап - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».

4 этап - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема.

Р.Мэй пишет:

"Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования."[3]

Следующую главу книги Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования - трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса».[4] Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим 4 стадии консультативного процесса:

1. Установление контакта с клиентом (раппорт)

2. Исповедь

3. Толкование

4. Трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и представитель австралийской школы телефонного консультирования Г.Хэмбли:

«Первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия ... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы ... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия»[5].

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем такие стадии:

  1. Установление отношений доверия (возникновение раппорта, чувства близости путем выслушивания и рефлексии)
  2. Исследование (анализ чувств и прояснение проблемы)
  3. Решение о соответствующем действии (вывод).

Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные подходы в единой таблице, дополнив их собственным взглядом на процесс консультирования, опирающимся на общепсихологические закономерности:

Г.Хэмбли

Р.Мэй

Г.С.Абрамова

В.Ю.Меновщиков

Установление отношений доверия (раппорт и близость

Установление контакта (раппорта)

Установление контакта

Установление контакта (первичная диагностика)

Исследование

Чтение характера

Сбор информации

Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика)

Решение (вывод)

Исповедь

Осознание желаемого результата

Перебор гипотез

Решение (вывод)

Толкование

Выработка альтернативных решений

Решение и выход из контакта

Решение (вывод)

Трансформация личности

Обобщение-резюме, переход от обучения к действию

Решение и выход из контакта

Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее описание консультативного процесса 4-мя стадиями.

Возникает закономерный вопрос – А соблюдается ли подобная стадийность процесса психологического консультирования на дистанции? В частности, наблюдаются ли выше перечисленные стадии при ведении консультативной переписки по обычной почте и в сети интернет?

Наш опыт и опыт наших коллег подсказывает – да, соблюдается! Однако, процесс, как правило, растягивается не только в пространстве, но и во времени. Имеется в виду то, что прохождение стадий чаще занимает не один обмен письменными сообщениями, а пересылку ряда сообщений, что, естественно, может несколько усложнять и затруднять весь процесс психологического консультирования. В отдельных случаях переписка прерывается уже на первой стадии. Что, впрочем, возможно и в телефонном консультировании и в беседе «лицом к лицу».

В Приложение 2 приводится текст консультативной переписки, иллюстрирующий прохождение стадий психологического консультирования в нескольких письмах.

Общий обзор психологоконсультативных приемов и методов.

«Для человека несведующего консультативная беседа мало отличается от разговора двух людей о жизни, о любви, о страдании... Однако ткань этой "беседы" соткана из ряда вполне определенных приемов консультирования. Эти приемы выработаны практикой управления [И.Атватер], психологического тренинга [М.Форверг, Н.Ю.Хрящева, С.И.Макшанов], телефонного консультирования [Г.Хэмбли, А Моховиков, Л.Гунати и др.]» - эта цитата из моей самой первой работы о психологическом консультировании не теряет актуальность и по отношению к консультативной переписке[6]. Далее я привожу несколько классификаций приемов психологического консультирования.

1. Классификация по И. Атватеру:

"Нерефлексивное слушание является, по-существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Подчас нерефлексивное слушание становится единственной возможностью поддержания беседы, поскольку абонент (клиент) бывает настолько возбужден, что его мало интересует наше мнение, он хочет, чтобы его кто-то выслушал. "Да!", "Это как?", "Понимаю Вас", "Конечно", - такие ответы приглашают абонента (клиента) высказываться свободно и непринужденно. Наше одобрение, интерес и понимание выражают и другие фразы: "Продолжайте, это интересно", "Вы чем-то встревожены?", "Что-то случилось?", "У Вас грустный голос", "Приятно слышать", "Можно подробнее об этом?" и т.д. С другой стороны есть фразы, которые, напротив, являются помехой в общении: "Кто Вам такое сказал?", "Это почему же?", "Ну, не может быть, чтобы так уж плохо!", "Давайте быстрее", "Говорите, я слушаю" и т.п. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональный кризис, часто ищут в нас "резонатора", а не советчика. Тем не менее этого приема бывает недостаточно, когда абонент (клиент) стремится получить руководство к действию, когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым. В этих случаях используются другие приемы.

При ведении консультативной переписки во многих случаях нам не приходится занимать позицию «нерефлексивного слушателя», поскольку клиент, как правило, сам подробно письменно излагает суть проблемы. Однако, бывают и случаи когда немногословного клиента приходится стимулировать к более подробному изложению, по сути теми же вопросами-просьбами: «Расскажите, пожалуйста, поподробнее».

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего и служит критерием точности восприятия услышанного ( а в случае переписки – прочитанного). Этот прием помогает клиенту наиболее полно выразить свои чувства. Уметь слушать (читать) рефлексивно - значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение. Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего (пишущего), понять то, что он хочет сообщить. Многие клиенты испытывают трудности в открытом самовыражении, они часто «пробуют воду» перед тем как погрузиться в темы с большим эмоциональным зарядом. Чем меньше уверенности в себе, тем больше ходит человек вокруг да около, пока не перейдет к главному. Кстати, мы уже упоминали о том, что высочайшая анонимность переписки через интернет облегчает быстрое самораскрытие и обсуждение различных «стыдных» тем.

Теперь кратко коснемся приемов рефлексивного слушания, которыми должен обязательно владеть консультант.

Выяснение. Это обращение к говорящему (пишущему) за уточнениями: "Пожалуйста, объясните это", "В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?", "Не повторите ли Вы еще раз?", "Я не понял, что Вы имеете в виду" и др.

Перефразирование. Состоит в том, что консультант выражает мысль клиента другими словами. Цель перефразирования - самому сформулировать сообщение говорящего (пишущего) для проверки его точности. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со следующих слов: "Как я понял Вас...", "Если я правильно понимаю, Вы говорите...", "По Вашему мнению...", "Вы думаете...", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, я понял...", "Другими словами, Вы считаете..." и др. При перефразировании нас должна интересовать мысль или идея, а не установка собеседника или его чувства. Нужно уметь выразить чужую мысль своими словами, так как буквальное повторение может обидеть клиента и тем самым послужить помехой в общении.

Отражение. Отражая чувства, мы показываем, что понимаем состояние говорящего (пишущего), а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние. Вступительные фразы могут быть такими: "Мне кажется, что Вы чувствуете...", "Вероятно, Вы чувствуете...", "Не чувствуете ли Вы себя несколько..." и др. Иногда следует учитывать интенсивность чувств: "Вы несколько (очень, немного) расстроены".

Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах (при получении большого плохо структурированного текста), с целью привести фрагменты разговора (текста) в смысловое единство. Резюмировать - значит подытожить основные идеи и чувства говорящего (пишущего). Это можно сделать с помощью следующих фраз: "Как я понимаю, Вашей основной идеей является...", "Если теперь подытожить сказанное Вами...", "То, что Вы в данный момент сказали (написали), может означать..." и т.д. Резюмировать уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов и решении проблем."[7]

2. Классификация Института Тренинга (Санкт-Петербург):

В социально-психологическом тренинге, различные направления которого успешно развиваются в нашей стране, применимы следующие приемы активного слушания:

•        Уточнение: Слушающий просит дополнения разъяснения, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера.

•        Пересказ того, что сказал собеседник своими словами; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. В случае неправильного или неточного понимания со стороны говорящего возможны коррекция и дополнения. После особенно длинной реплики собеседника уместно подведение итогов.

•        Дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла. В противном случае это переходит в игнорирование.

•        Сообщение о восприятии партнера: Сообщаю партнеру, как я воспринимаю его в данной ситуации, какое впечатление он на меня произвел. Например: " Видимо, эта тема Вас очень волнует", "Мне кажется, Вы чем-то обрадованы".

•        Сообщение о восприятии самого себя: Я сообщаю партнеру о своем состоянии в данной ситуации. Например: "Мне было очень приятно услышать это", "Меня беспокоит, что мы с Вами..."

•        Замечания о ходе беседы. Например: "Пора приступать к предмету разговора", "Я думаю, мы с Вами нашли решение проблемы" и т.д.[8]

Эти приемы сходны с вышеописанными и, естественно, и здесь можно было бы заменить «услышать» на «прочитать» и т.п.

3. Классификация Линии жизни (Австралия)

За свою 40-летнюю историю телефонное консультирование также успело выработать ряд "технических" приемов, применимых в общении с клиентами Линии жизни и других подобных организаций.

4. Классификация приемов консультативной переписки (В.Ю. Меновщиков, 1994 г.)

Накопленный опыт переписки с клиентом по обычной почте позволил выделить несколько конкретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку.

1) Пересказ—цитирование того, что было написано клиентом.

2) Уточнение—обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду». Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели (НЛП), типа: «Как?», «Что именно?» и т.п. Скажем, клиент сообщает: «Я не могу рассердиться». Метавопросами здесь могут быть следующие варианты: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что случится, если Вы рассердитесь?»

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника—письменное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...».

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены (обижены, рассержены и т.д. и т.п.)».

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами...».

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

Не остается сомнений в том, что названные приемы, используемые в различных направлениях психологической практики, во многом совпадают по содержанию. Многие из них применимы на разных стадиях консультативного процесса. Однако частота их встречаемости на каждом этапе консультирования различна.

Следующая таблица иллюстрирует применение разных приемов на отдельных стадиях консультативного процесса.

Стадия

Техники слушания

1-я. Установление контакта

уточнение, перефразирование (пересказ)

2-я. Сбор информации и осознание желаемого результата (поиск "задачи")

выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование

3-я. Перебор гипотез решающих "задачу", и выработка альтернативных решений

дальнейшее развитие мыслей, конфронтация, интерпретация, информирование

4-я. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение "задачи") и выход из контакта

резюмирование

Напомню, что прием - инструмент, без которого любой консультант, будь он "ремесленник" или "художник", работать просто не может. Однако не всё консультирование сводится к мастерскому оперированию вышеназванными техниками.

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Стадия установления контакта

Как ни парадоксально это может звучать, но консультирование и психотерапия начинаются, как правило, еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре (психотерапевтической клинике) или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента ("мифом о помощи"). Уже от того, как называется центр - "Белая магия", "Эскулап" или как-то иначе - во многом будет зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса.

В своих ранних работах посвященных психологическому консультированию, я выделял внешние факторы, которые влияют на консультативный процесс (не рассматривая внутренние - личные факторы, касающиеся и клиента и консультанта):

Во-первых, представление центра (консультанта) средствами массовой информации.

Во-вторых, информация, распространяемая бывшими клиентами центра.

В-третьих, порядок записи на консультацию (люди ведущие запись, их социально-психологические характеристики, уровень умений активного слушания и т.п.).

В-четвертых, местоположение центра, вид здания, внутреннее расположение консультативных кабинетов, окраска стен, наличие удобной мебели и т.п.

В-пятых, можно говорить и об иных внешних факторах более высокого порядка, таких как время года, географическое местоположение.[10]

Какие внешние факторы из перечисленных нами играют значение при консультировании в киберпространстве?

В каком-то смысле, интернет-портал, предлагающий услуги по консультированию или психотерапии в сети сам играет роль средства массовой информации, сам себя представляет. Как правило, и зарубежные и отечественные сайты дают информацию о том кто представляет данный проект, чем является помощь в киберпространстве (как консультации онлайн помогают, об истории проекта и \ или метода вообще, о том, как регистрироваться (если это предусмотрено на сайте), как написать письмо, как оплатить консультацию и т.п.[11] Если сайт предусматривает наличие форума, то человек, впервые посещающий интернет-портал, может прочитать письма-запросы других посетителей сайта и ответы на них таких же, как он людей или профессиональных психологов. На многих зарубежных и отчасти отечественных сайтах можно получить конкретную информацию о психологе (психотерапевте) консультирующем в сети, о его профессиональной подготовке, сертификатах, регалиях и т.п. То есть, по сути дела, в интернете действуют сходные факторы, только представленные иным соответствующим интернет пространству способом.

Перейдем теперь непосредственно к началу консультативного процесса, точнее, к началу встречи клиента и консультанта.

В своих работах по очному консультированию мы писали: «Нет сомнения в том, что первым моментом установления контакта является контакт визуальный. Смотря другому человеку прямо в глаза, вы как бы устанавливаете связь с ним. После кратковременного визуального контакта, как правило, следует приветствие. Если клиент произносит его первым, вероятно, стоит присоединиться к избранной им форме приветствия. В противном случае скорее следует ограничиться нейтральным: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста»... вместо, скажем, «Добрый день, как я рад вас видеть...». Ибо в ответ вполне можно получить что-нибудь вроде: «А для меня это самый несчастный день в моей жизни и радости я никакой не испытываю...».[12]

В некоторых формах интернет-консультирования (например, при использовании видеоконференций) все вышеописанное может протекать практически по тому же сюжету. Однако в большинстве случаев ведения консультативной переписки визуальный контакт полностью исключен. Многими противниками консультирования и психотерапии онлайн это рассматривается как наиболее значимый фактор исключающий саму возможность консультирования и особенно психотерапии. Но так ли это?

Естественно, что пространственная организация консультирования в сети коренным образом отличается от очного консультирования. Вместо того чтобы встретиться в отдельном кабинете или ином искусственно ограниченном пространстве люди, вступающие в консультативную переписку, располагаются, как правило, у себя дома (на работе) за персональным компьютером. И большее значение здесь приобретают технические составляющие - тип компьютера, удобство печати, разрешающая способность монитора и т.п. Особое значение приобретают и чисто технические навыки – скорость печати, знание элементарных программ и т.д. Ибо трудно себе представить человека, который еле печатает одним пальцем и не умеет сохранить написанное, при этом вступая в очень интенсивный по эмоциональному накалу консультативный контакт. Хотя встреча происходит и не в отдельном кабинете продолжают иметь значение сходные факторы – возможность уединиться, сосредоточиться на своих мыслях и переживаниях, а также вероятная невозможность разделить эти мысли и переживания с кем-то другим помимо консультанта, ведущего переписку в сети интернет.

Естественно, что в ситуации консультативной переписки клиент представляется первым. В этом случае он сам задает тон взаимодействия, определяет свою позицию. "Меня зовут Иван Иванович" или "Называйте меня Леночка" - фразы, достаточно ясно репрезентирующие то, к какой позиции подводит консультанта клиент. Иногда полезно спросить клиента, как бы он хотел называть консультанта. И эти моменты полностью совпадают с тем, что происходит при консультировании «лицом к лицу». При этом я считаю, что частота употребления не своего личного имени, а псевдонима в сети увеличивается.

Как правило, так же как и в очном (телефонном) консультировании клиент мало представляет, чем ему может помочь интернет-консультант. Кроме того, он абсолютно не представляет консультанта, за исключением тех редких, на мой взгляд, случаев, когда он пишет определенному лицу, чье резюме и фото представлены на сайте консультативной службы.[13]

Соответственно, психологу, отвечающему на письмо клиента необходимо представиться, как-то позиционировать себя. Например, как правило, я называю свое имя (псевдоним) и обозначаю в нескольких словах свою профессию и профессиональный опыт. Возможно, при ведении переписки через интернет у некоторых коллег может возникнуть соблазн представиться совсем не тем, кто ты есть. Теоретически в интернете возможно все – сменить не только профессию, но и пол…Однако, не говоря уже о этических моментах такой подмены, вызывает большое сомнение конгруэнтность консультанта самому себе. Такое «раздвоение личности» вряд ли будет способствовать продуктивной психологической работе с клиентом. Что касается вопроса использования псевдонима и подробности представления личной (прежде всего профессиональной) биографии, то вопрос, на мой взгляд, является спорным. Многие современные интернет-консультанты ратуют за полноту представления информации о «враче», которая в обязательном порядке должна включать сведения об образовании и сертификатах. Однако существует и традиция, прежде всего дистантного – телефонного консультирования, в которой принято использовать псевдоним и всячески ограничивать дачу информации о себе (особенно личного плана) дающей возможность точной идентификации консультанта. Последнее связано с обеспечением безопасности консультанта[14], а также с установлением равных, партнерских отношений, оставляющих как за клиентом, так и за консультантом право особой конфиденциальности, когда мы не видим друг друга и не знаем ни точного имени, фамилии, ни места проживания и т.п. Это кстати, признается частью клиентов как несомненное достоинство дистантной помощи.

В ряде случаев уже в первом письме клиент достаточно подробно описывает то, что с ним происходит. Я даже думаю, что для многих клиентов это первое письмо, рассказ о своем страдании является сам по себе целительным и зачастую не требующим продолжения контакта с психологом. Другие же клиенты в первом письме лишь осторожно «пробуют воду», задавая вопросы типа: «А могу ли я вам задать вопрос? Сможете ли вы мне пояснить…?» и т.п.

Соответственно такому клиенту нужно помочь, дать ему возможность убедиться в том, что он не зря написал, мы с ним готовы работать, взаимодействовать, в нем заинтересованы и т.п.

Как и в очном консультировании, принцип адекватности словаря психолога-консультанта должен распространяться на все стадии консультирования. Употребление фраз, например: "Что Вас беспокоит?", "Что с Вами произошло?" - носит оценочный характер. Еще более нежелательным является применение научной терминологии: "Что Вы хотите скорректировать?", "У вас психологическая проблема?".

Вместо невербального поведения консультанта, которое в очном консультировании должно быть конгруэнтно (соответственно) ситуации консультирования (например, неуместная улыбка или, напротив, отстраненность, полная неэмоциональность могут разрушить консультативную ситуацию, формирование "рабочего альянса") особое значение играют отдельные фразы. Неоднозначно толкуемые слова должны быть дополнительно объяснены. Бедность невербальной составляющей, например, жесты открытые, показывающие положительное отношение к собеседнику необходимо корректировать вербальными, описательными средствами, а также возможностями письменных символов (выделением, большими буквами, смайликами и т.п.)..

В работах по нейро-лингвистическому программированию много внимания уделяется подстройке, в том числе приcоединению к жестам клиента, позе тела, интонации голоса и т.д. В интернет-консультировании мы также можем присоединяться к языку клиента, как и к его невербальному поведению в очном консультировании. И также как в той ситуации следует заметить, что искусственное копирование фраз партнера по диалогу может разрушить диалог.

Способствует контакту и в конечном итоге установлению «рабочего альянса» эмпатия. В письменном диалоге она также присутствует и может быть выражена!

В работах современных американских психологов, рабочий альянс (также называемый рабочими отношениями терапевтическим альянсом) определяется как чувство того, что оба участника процесса помощи работают один для другого, и что они могут и будут продуктивно двигаться по направлению к разделяемой обоими цели.

Соответственно рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать 3 компонента:

1. Общая цель

2. Единые задачи

3. Развитие личной связи (bond) между клиентом и консультантом.

Для оценки этих компонентов даже предлагается специальный опросник WAI (Woking Alliace Inventory), включающий 2 набора по 30 вопросов для клиента и консультанта.[15] Все эти компоненты присущи и дистантному консультированию.

Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на 1-ой стадии консультирования, - это первичная психодиагностика, то, что Р.Мэй называет «чтение характера». Он пишет, что «отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела».[16]

Можем ли мы что-либо подобное уловить через текст? Ответ однозначен – Да, можем!

Хотя ясно, что оценка индивидуальности является трудной задачей, Suler (1998) предложил измененный (модифицированный) метод оценки при выяснении особенностей людей с другой стороны экрана. Он отметил, что навязчивые люди (обсессивные, compulsiveindividuals) будут бороться за хорошо-организованные и логически построенные сообщения. Истерические личности с театральным талантом (histrionicflair) представляют драматическое письменное изложение, играя выразительным использованием интервала, заглавных букв, и языка. Содержательное и краткое письмо могло лучше всего определить шизоидные тенденции, в то время как дезорганизованые, бросающие вызов проверке правописания сообщения с эмоциональными выдвинутыми на первый план фразами укажут на компульсивного человека (compulsiveindividual). Самовлюбленная нарциссическая личность, вероятно, произведет блоки длинного непрерывного текста для по-видимому бесконечных многоречивых описаний того, что автор думает и чувствует. Автор замечает, что наблюдение таких стилей письма не является окончательным для определения индивидуальности (постановки диагноза), а скорее должно настраивать клинициста относительно тенденций характера, которые преобладают в любом из нас.[17]

Следует отметить, что достаточно часто то, что заявлено клиентом вербально в самом начале консультации, может ясно сказать: зачем клиент к вам пришел. В качестве примера приведем несколько высказываний наших клиенток: "Я знаю, Вы мне все равно не поможете..."; "Я хочу только рассказать кому-нибудь..."; "Я хочу разобраться в том, что происходит...". Эти фразы достаточно ясно говорят об ориентации клиента и во многом предопределяют то, как будет протекать консультативный процесс на следующих стадиях.

 

В очном консультировании со стороны консультанта первую фазу составляет прежде всего выслушивание - слушание - внимательное, эмпатическое, принимающее...При этом умение держать паузу является одним из основных умений консультанта наряду с рядом других умений (например, говорить вовремя и то, что следует сказать именно в данный момент и т.п.).

Естественно, что в случае скрибо или е-терапии нам не приходится молчаливо слушать, мы получаем готовый фрагмент текста, составленный без нашего участия и вмешательства. Искусство терапевта, например, в интернет-консультировании заключается в том, чтобы правильно понять, уволить суть написанного, не имея непосредственно наблюдаемых невербальных проявлений клиента, а также в том, чтобы суметь прояснить неясное, вызывающее сомнение. К тому же сделать это так, чтобы клиент не пропал неизвестно куда, а написал ответ. Правда, на мой взгляд, некоторые клиентские обращения и не требуют разворачивания длительной переписки. Возможно, достаточно и обмена всего лишь парой писем: вопрос клиента – ответ консультанта.

На первой стадии консультирования важны так называемые «способствующие высказывания» консультанта.

В очном консультировании роль "способствующих высказываний" часто играет и невербальное поведение консультанта: уместный кивок головой, улыбка или сочувствие, выражаемое глазами, мимикой ... наклон тела вперед, приcоединение к некоторым движениям... При ведении переписки мы можем лишь подтвердить, что мы понимаем клиента, ему сочувствуем. Мы можем дать ему понять, что мы готовы к дальнейшей работе с ним, просто прямо написав ему об этом.

Стадия сбора информации и осознания желаемого результата

Стадия 2, условно называемая нами «исследование (сбор информации) и осознание проблемы», собственно делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р.Мэй называет "исповедь и толкование", а Г.Хэмбли - "выслушивание и рефлексия".

Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию, какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

По мнению В.В.Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

1. Локус жалобы, который делится на:

а) субъектный (на кого жалуется)

б) объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются 4 основных вида жалоб (или их комбинаций):

1) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...)

2) на семейную ситуацию в целом (в семье "все плохо", "все не так")

3) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения (“нет взаимопонимания, любви” и т.д.)

4) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.)

5) на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

1) на нарушение психического или соматического здоровья, или поведения (энурез, страхи, навязчивости)

2) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.

3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например: нормам умственного развития ребенка)

4) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, "безволие" и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга)

5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания)

6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).[18]

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

1) "Злая воля" - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающего причиной нарушений или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их.

2) "Психическая аномалия" - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным.

3) "Органический дефект" - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного.

4) "Генетическая запрограммированность" - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения)

5) "Индивидуальное своеобразие" - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации)

6) "Собственные неверные действия" - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга)

7) "Собственная личностная недостаточность" - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение

8) «Влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом

9) «Неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.

10) «Направление»(«Меня к Вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Тем же автором называются следующие наиболее распространенные проблемы:

1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.)

2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.)

3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.)

4) Не знаю, что делать, хочу знать (принять, наказывать, лечить, уйти и т.п.)

5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.)

6) Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы

7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

Кроме того, возможны и глобальные формулировки: «Все плохо, что делать, как жить дальше?»[19]

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т.п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т.п.)

4. Запрос - это конкретизация формы, ожидаемой клиентом помощи от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то, запрос скорее всего будет – «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы.

Можно выделить следующие виды запросов:

1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»)

2) Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»)

3) Просьба об информации («Что известно об этом?»)

4) Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»)

5) Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»)

6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»)

7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).

Спонтанно излагаемая жалоба имеет определенный сюжет, то есть, последовательность изложения жизненных коллизий.[20]

Явное и скрытое содержание жалобы может анализироваться по одним и тем же вышеописанным параметрам. Иногда скрытого содержания в жалобе нет. Когда оно есть, то оно не совпадает с явным. Несовпадение может быть по локусу. Например: локус жалобы - ребенок и его поведение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

Рассогласование может быть и по самодиагнозу. Например: в тексте звучит объяснение нарушений собственными неверными действиями, а скрытое содержание, передаваемое интонацией, мимикой, пантомимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вмешательство третьих лиц, которые и обусловили эти неверные действия).

Несовпадение может касаться проблемы. Например, открыто заявляется: «Не знаю, хочу знать». При этом скрытое содержание: «Не умею, хочу уметь».

И наконец, расхождение наблюдается при анализе запроса. Например, явное содержание запроса - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать».

Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание.

Тактически правильно делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы.) Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт.

Я решился еще раз так подробно повторить давно сказанное Столиным и процитированное мною еще в работе по введению в психологическое консультирование (1996 г.), лишь потому, что практически вся приведенная выше структура касается и консультативно-психотерапевтической переписки. В конце 90-х студентами-психологами, работавшими под моим руководством, было изучено 36 писем – первичных обращений клиентов в Областной центр социально-психологической помощи населению за 1994–1996 гг.

Проанализировав все письма клиентов по стандартной схеме, нам удалось выявить процентное соотношение встречаемости в письмах каждой выделенной категории.

Так, внутри общей категории 1. (локус жалобы) категория 1.а. составляет 3,65% от всех встречающихся в письмах локусов жалоб. (Всего встречается 82 локуса жалоб);

Категория 1.б. (на взрослых детей – 6,1%

Категория 1.в. (на семейную ситуацию в целом) – 4,9%

Категория 1.г. (на супруга и супружеские отношения) – 3,165%

Категория 1.д. (на самого себя) – 50%

Категория 1.е. (на родителей) – 6,1%

Категория 1.ж. (на друзей, знакомых) – 3,65%

Категория 1.з. (на коллег) – 1,21%

Категория 1.и. (на родственников) – 0%

Категория 1. к. (на объективные обстоятельства) – 18,3%

Категория 1. л. (локус жалобы отсутствует) – 2,44%

Это говорит о том, что к помощи психолога чаще обращаются люди испытывающие чувство одиночества, недовольство собой (своим здоровьем, поведением, личностными особенностями), внутреннюю неудовлетворенность, отягощенные тяжелыми жизненными обстоятельствами.

Проанализировав общую категорию, 2. (самодиагноз), мы выявили, что категория 2.а. (собственная личностная недостаточность) составляет 20% от всех встречающихся в письмах самодиагнозов (всего встречается 40 самодиагнозов);

Категория 2.б. (собственные неверные действия) – 7,5%.

Категория 2.в. (неблагоприятная ситуация) – 12,5%

Категория 2.г. (влияние третьих лиц) – 12,5%

Категория 2.д. («генетическая запрограммированность») – 2,5%

Категория 2.е. («злая воля») – 5%

Категория 2.ж. (квалификация лица как психически больного) – 0%

Категория 2.з. («судьба») – 5%

Категория 2.и. самодиагноз отсутствует – 35%

По видимому, многие клиенты не склонны давать объяснения причинам своих проблем, неудач, а многие видят причины проблемных ситуаций себя, свои личные качества и свои неверные действия.

Проанализировав общую категорию 3. (проблема) мы выявили, что категория 3.а. (не уверен, хочу быть уверенным) составляет – 3,8% от всех встречающихся в письмах проблем (всего встречается 79 проблем).

Категория 3.б. (не умею, хочу научиться) – 10,1%

Категория 3.в. (не понимаю, хочу понять) – 7,6%

Категория 3.г. (не знаю что делать, хочу знать) – 29,2%

Категория 3.д. (не имею, хочу иметь) – 21,5%

Категория 3.е. (знаю как надо, но не могу сделать) – 3,8%

Категория 3.ж. (не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию) – 13,9%

Категория 3.з. (не знаю, хочу знать) – 10,1%

Категория 3.и. (проблема отсутствует) – 0%

Это может свидетельствовать о том, что существенная часть клиентов не видит выхода из сложившейся ситуации, не могут решить свои проблемы или не знают как (т.к. преобладают безысходные формулировки проблем: не знаю, что делать, хочу знать, не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию).

Проанализировав встречаемость в общей категории 4. (запрос), мы выявили такое процентное соотношение категорий:

Категория 4.а. (просьба об эмоциональной и моральной поддержке) составляет 32, 7% от всех встречающихся в письмах запросов (всего встречается 52 запроса).

Категория 4.б. (просьба о содействии в анализе) – 9,6%

Категория 4.в. (просьба об информации) – 38,5%

Категория 4.г. (просьба об обучении навыкам) – 5,8%

Категория 4.д. (просьба о помощи в выработке позиции) – 7,7%

Категория 4.е. (просьба о материальной поддержке) – 3,8%

Категория 4.ж. (просьба об оказании влиянии) – 1,9;

Категория 4.з. (запрос отсутствует) – 0%

 

Здесь мы видим явное преобладание категорий 4.а. и 4.в.; отсюда мы можем выделить два ведущих типа клиентов: это клиенты, просящие о психологической поддержке и клиенты, желающие получить конкретную информацию, справку.

Таким образом, содержание этой фазы контакта «лицом к лицу» и контакта посредством переписки вполне сопоставимо.

На второй стадии консультирования используются такие технические приемы как «уточнение» («Вы имели ввиду, что ...») и «пересказ» («Если я вас правильно понял, ваш муж ...»), то есть и в очном консультировании и в интернет-консультировании от нерефлексивного «слушания» консультант время от времени должен переходить к «слушанию» рефлексивному - отражать содержание услышанного и чувства клиента (Например, «Вы огорчены тем, что ...»).

То же самое происходит и в заочном консультировании. Однако риск ошибиться в интерпретации высказывания здесь выше. И, вероятно, стоит задавать подобные вопросы в альтернативно-вопросительной форме («Вы огорчены тем, что ...или я вас не совсем правильно понял?»).

Вторая фаза второй стадии консультирования может быть очень короткой, когда клиент в процессе «исповеди» сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует запрос к консультанту, а у последнего данные высказывания не вызывают никаких сомнений. Другими словами, консультант уверен в адекватности ориентации клиента, в правильном понимании им сути происходящего и ему остается только резюмировать сказанное или предоставить это клиенту.

Однако столь легкий, идеальный путь к окончанию второй стадии консультирования - явление не столь частое.

Даже если клиент и адекватно настроен на решение проблемы, и не нуждается в более глубокой психотерапии (из-за изменений в развитии личности, либо негативных эмоциональных реакций и других явлений, которые делают невозможным гладкое протекание консультативного процесса), он может не осознавать ряда ошибок в предъявляемой им модели проблемной ситуации. Об этом подробно говориться в работах по нейролингвистическому программированию (см. соответствующий раздел и приложение 4).

Наконец, когда проблема и запрос сформулированы однозначно, наступает момент перехода к третьей стадии консультативного процесса - перебору вариантов решения проблемной ситуации.

Перебор гипотез (выработка альтернативных решений)

На третьей стадии консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Возникает и ряд особых феноменов, которые препятствуют окончательному принятию решения.

Обсуждая с клиентом разные варианты решения проблемы, психолог-консультант должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.[21]

Если вопрос профессиональной позиции консультанта хоть как-то освещен в отечественной и зарубежной литературе, то конкретные технологии работы с клиентом над перебором и оценкой гипотез представлены слабо.

Итак, каким образом выдвигаются и перебираются гипотезы?

Решение (в психологии) - формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решения.

Типичная структура поведения человека в ходе решения - разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения.[22]

Разберем этап выдвижения и перебора гипотез на примере из нашей консультативной практики:

Клиентка А. Девушка, 20 лет. Формулирует проблемную ситуацию следующим образом: «Мы расстались, хочу с ним встретиться, но не могу».

Первоначальных альтернативных гипотез здесь две: 1) встретиться; 2) не встречаться.

Причем альтернатива возникает в том случае, если после второй стадии консультирования не возникает инсайт-решения типа: «Я все поняла, мне нужно с ним встретиться, рассказать ему о своих чувствах ...» и т.п.

Выдвижение гипотез требуется тогда, когда клиент говорит: «Не знаю, что делать ... Не представляю ... Не могу решиться ...».

В таком случае консультант, подведя итог (резюме), обобщив сказанное или написанное клиентом (например, «Насколько я понял, Вы хотите возобновить отношения с ним, но не знаете (сомневаетесь) стоит ли это делать?»), может задать вопрос: «А что будет, если Вы встретитесь с ним? А если не встретитесь?».

В том случае, если первоначальные варианты решения проблемной ситуации не столь очевидны, можно предложить клиенту назвать возможные для него пути решения ситуации. Другой пример: клиентка Б. Женщина, 40 лет. Не устраивают взаимоотношения с мужем - груб, употребляет алкоголь, подозревается в супружеской неверности. Б. заявляет: «Хочу прекратить такую жизнь».

В данном случае закономерен вопрос: «Как Вы можете это сделать?».

И клиентка начинает размышлять, выдвигая возможные гипотетические варианты решения проблемы: развод; лечение мужа от алкоголизма; приглашение его на консультацию к психологу, чтобы тот научил его общаться с женой и т.п.

Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо решение, а целую программу взаимосвязанных действий. Следует также учесть, что первичные гипотезы часто могут иметь продолжение в виде подгипотез (гипотез 2-го уровня). Как гипотезы 1-го, так и гипотезы 2-го уровня оцениваются клиентом с точки зрения приемлемости для него. Происходит выбор варианта решения, удовлетворяющего по большинству параметров.

Консультирование в интернет сети может использовать абсолютно те же приемы. Однако обсуждение гипотез из-за отдаленности и разорванности контакта может затягиваться. И, к сожалению, в некоторых случаях может прерваться.

Следует так же заметить, что такой алгоритмизированный, простейший путь решения проблемной ситуации распространяется далеко не на все случаи консультирования. Достаточно типичен иной вариант развития событий, при котором клиент заявляет: «Нет, не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет» и т.п.

От клиента с игровой ориентацией на данной фазе консультирования можно услышать резюме типа: «Я так и знала, Вы мне не помогли» или «Я и без вас все это знал».

От субъектов же с рентной ориентацией: «Дайте конкретный совет, ведь Вы же психолог».

Если события развиваются по одному из этих вариантов, психолог-консультант вынужден прибегнуть к ряду специальных техник, которые во многом приближают консультирование к психотерапии, и собственно и делают консультирование начальным «облегченным» вариантом последней. Речь идет о том, что неоднократно цитируемые нами авторы называют «конфронтация» (Г.Хэмбли), или «трансформация личности» (Р.Мэй) Хотя, естественно, последний термин куда более широк.

Доктор Д.О.Вильямс, основавший Центр Линий жизни в Окленде, определяет конфронтацию как «Я - язык заботы». Имеется в виду, что консультант принимает полную ответственность за утверждение или замечание, и что оно используется, чтобы прояснить ситуацию и помочь.

Г.Хэмбли считает, что конфронтация может быть выражена на двух основных уровнях:

1) Конфронтация с внутренней реальностью состоит в фиксировании и осознании консультантом смысла высказываний абонента, который может и не выражаться словами как таковыми. Например: «В то время как Вы говорите, что Вам безразлично, уйдет он или нет, мне кажется, что Вы не сознаете, какую боль причинит Вам его возможный уход».

2) Конфронтация с внешней реальностью - это выражение консультантом своего, понимания фактов, изложенных клиентом. Например: «Я испытываю неловкость из-за того, что Вы сейчас сказали».[23]

То, что мешает клиенту принять решение, может интерпретироваться в терминах психоанализа как сопротивление.

Кстати, в психоанализе существует и термин «конфронтация», означающий демонстрацию сопротивления.

Так, например, Р.Гринсон описывает одну леди, которая сначала на несколько минут опоздала на сеанс, затем замолчала, а после этого заявила, что она забыла сновидение, которое должно было стать предметом анализа. Поняв, что леди «сопротивляется», психоаналитик «конфронтирует» ее с внешней реальностью: «Кажется, вы избегаете чего-то. Вы немного опоздали, затем вы замолкали, и теперь вы говорите, что забыли свое сновидение».[24]

Разберем варианты «конфронтационных» стратегий по отношению к клиентам с тремя основными ориентациями.

1. Деловая ориентация.

Причиной непринятия решения, вероятнее всего, является принадлежность к психастеническому, астено-невротическому типам личности (характера), для которых, как известно, характерна нерешительность, неуверенность в себе и т.п.

Основные усилия консультанта в данном случае должны быть направлены на психологическую поддержку клиента, внушение уверенности в себя, в свои силы.

2. Рентная ориентация.

Причиной непринятия решения является неадекватные самооценка и оценка консультативной ситуации. Возможна акцентуация по паранояльному, гипертимному типам. Следовательно, необходимо конфронтировать клиента с внутренней и внешней реальностью.

3. Игровая ориентация.

Решение не принимается, так как для клиентов характерно нахождение «вторичной выгоды» в проблемной ситуации, а также выбор путей «наименьшего сопротивления».

Вероятна акцентуация по истероидному (демонстративному) типу.

Примеры возможных конфронтирующих фраз, предлагаемых клиентам разных ориентаций представим в таблице:

№ п/п

Ориентация клиента

Высказывание клиента

Конфронтирующее высказывание консультанта

1.

Деловая

"Не могу решиться,... выбрать..."

"А что Вам мешает принять решение? ... Может быть Вам не хватает уверенности в себе?"

2.

Рентная

"Дайте конкретный совет, ведь Вы же психолог"

"Я уже давал Вам совет, но видимо, Вам необходима опора на собственное решение..."

3.

Игровая

"Я так и знала. Вы мне не помогли."

"Да, я Вам не помог... Вы можете помочь себе только сами."

В том случае, если «конфронтация» на третьей стадии консультирования оказывается неуспешной, необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической. И в этом смысле скрибо и е-терапия, на мой взгляд, имеют существенные ограничения. Мы можем применять отдельные психотерапевтические приемы в переписке с клиентом. Об этом еще пойдет речь в следующих разделах. Однако, если мы уже столкнулись с сопротивлением клиента, если конфронтация на вербальном уровне неуспешна, нам не удасться использовать все богатство психотерапевтических техник: от «горячего стула» до телесной терапии. Ибо в киберпоространстве это пока нам недоступно. И, в этом случае, мы действительно не сможем контролировать когнитивно-эмоциональный процесс в необходимой для этого мере. Таким образом, в подобных случаях, мы считаем необходимым рекомендовать клиенту очную-индивидуальную или групповую терапию. А у него есть реальная возможность скорее не согласиться, а просто уйти из контакта, не ответив на ваше письмо с подобным предложением!

Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.

При благоприятном течении консультативного процесса психолог-консультант и клиент переходят к четвертой, заключительной стадии консультирования.

На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию. Важным также является выход из контакта с клиентом. Как показывает опыт, полный консультативный цикл может пройти и в течение одной встречи консультанта и клиента (в течение одного телефонного разговора или при обмене парой писем при переписке, если речь идет о дистантном консультировании).

Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность одной консультативной беседы на Телефоне Доверия колебалась от 5 минут до 6 часов. В среднем оптимальным временем одной очной консультации можно считать 1 - 1,5 часа. Как правило, за это время консультирование проходит все 4 стадии. Хотя иногда возможны и повторные консультации. Это происходит в нескольких случаях:

а) На первой консультации были пройдены только 1,2 стадии консультативного процесса (а то и только первая!)

б) Оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле и начал открываться только на 2 - 3-ей консультации.

в) Стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.).

Что касается переписки, независимо от того велась ли она через обычную почту или интернет, то здесь все может ограничить всего одним письмом клиента. Ему достаточно высказаться, излить душу и он вовсе не рассчитывает на длительный контакт и психотерапию. Этим, вероятно, объясняется и популярность форумов. Забросив туда свой запрос, клиент затем лишь читает отклики на него. Что далее происходит с ним, к сожалению, в большинстве случаев остается для нас «тайной за семью печатями». Более понятный, иногда оптимальный вариант – 3 письма: Запрос клиента, ответ консультанта, резюме клиента. Хотя, как я уже упоминал, зачастую все ограничивается двумя письмами. Консультант не получает заключительной обратной связи и вынужден только догадываться о том, что решил клиент. Этому, на мой взгляд, способствует и платность психологической помощи через интернет. Далеко не каждый пользователь Интернета готов платить за то, чтобы сказать что-то в заключении консультанту – будь то «вы мне не помогли» или «спасибо за помощь».

Существуют и иные причины ряда повторных консультаций:

а) Клиент упорно «сопротивляется»;

б) Начинает «играть» с консультантом, а последний втягивается в «игру», не замечая этого;

в) Развивается положительный перенос (часто эротический). Клиент «липнет» к консультанту;

г) Клиент является «пограничным» (или настоящим «психотиком»), а консультант питает иллюзии о том, что сможет ему помочь как адекватной личности. Последние случаи требуют супервизорского вмешательства.

Переписка здесь не обладает никакой выраженной спецификой. Разве что, в интернете проще играть и в те игры, которые затруднительны в очном консультировании, например, представляться совсем не тем человеком, выдумать, не только рассказываемую историю, но и изменить возраст и пол и т.п.

Как конкретно подвести итог консультированию?

Единого рецепта, набора стандартных фраз не существует. Мы считаем, что целесообразно резюмировать, то есть кратко повторить к чему, к какому решению пришел клиент. Иногда стоит сказать (написать) и несколько поддерживающих, ободряющих фраз: «Я уверен, что Вы с этим справитесь...» и т.п.

Следует заметить, что иногда эти слова могут оказаться и лишними, «размывающими ситуацию».

Возникает еще один практический вопрос: как проститься с клиентом, как выйти из контакта с ним?

Некоторые американские психотерапевты, прощаясь с клиентом, дарят ему видеокассету, на которой был заснят весь сеанс психотерапии. Но вряд ли наши консультанты могут себе это позволить, исходя из чисто финансовых соображений, не говоря уже о профессиональной стороне дела. Гораздо проще сказать клиенту: «До свидания», - и проводить его до дверей кабинета, но вряд ли стоит идти с ним дальше. В киберпространстве происходит то же самое. Однако чаще сказав «До свидания», мы не получим ничего в ответ.

Несколько серьезных вопросов связаны с тем, что может происходить, после того как консультирование окончено, и клиент расстался с консультантом.

1. Возвращение к консультанту с благодарностью, подарками.

2. Возвращение с негативными чувствами, обвинениями в адрес консультанта.

3. Случайная встреча (клиент избегает консультанта, так как боится нарушить конфиденциальность ситуации или снова начинает консультироваться прямо на улице и др.)

4. Получение обратной связи (например, телефонный звонок, письмо и т.п.).

И все же более распространенным является случай, когда клиент никаким образом не возратился к консультанту, не дал о себе знать.

Для думающего и рефлексирующего консультанта вполне закономерен вопрос: "А помогла ли клиенту проведенная консультация?" Некоторые зарубежные авторы указывают на то, что они просят своих клиентов позвонить им или звонят сами. Бывают и случаи спонтанной посылки клиентами открыток или писем в адрес консультанта, где они сообщают о том, как протекает их дальнейшая жизнь.

Вероятно, однозначные рекомендации консультанту в этом случае давать не следует. Завершая обсуждение процесса консультирования, заметим, что психолог-консультант, как и психотерапевт, должен учиться «мужеству быть несовершенным»[25] и удовлетворяться надеждой, что работа его была проведена не зря. В скрибо- и е-терапии этот вопрос гораздо более актуален, чем в очном f2f консультировании.



[1] В содержании раздела использованы материалы книги В.Ю. Меновщиков Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

[2] Психология: Словарь. М., 1990, с. 172.

[3] Р.Мэй. Искусство психологического консультирования. М.,1994. С.79

[4] Р.Мэй. Указ. соч. С.92

[5] Г.Хэмбли. Телефонная помощь. Одесса,1992. С.14-22

[6] В.Ю. Меновщиков Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

[7] Л.Гунати. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия//Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995. С.63-65.

[8] Н.Ю.Хрящева, С.И.Макшанов. Материалы к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993.

[9] Г.Хэмбли. Указ. соч. С.20-21.

[10] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

[11]См., например, Рrof-consultant.ruи PsyOnline.ru.

[12] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

[13] См, например, PsyOnline.ru.

[14] В практике телефонного консультирования есть случаи нападения на консультантов психически нездоровыми людьми или преследования из сексуальных побуждений.

[15] Woking Alliance in the Early Phase of Counseling//Journal of Counseling Psychology. Volume 37, Number 1, January 1990. Anna M.Kokotovie; Terence J.Tracey.- p.16-22.

[16] Р.Мэй, Указ. соч., С66-78

[17]Therapy over the Internet? Theory, Research & FinancesJ. Vicky Laszlo, MSW, Gail Esterman, MSW & Sherri Zabko, MA, MSWCopyright May, 1999

[18] В. Столин., А. Бодалев Семья в психологической консультации. М., 1989. С.43

[19] В.Столин. Указ. соч. С.44-45

[20] В.Столин.Указ. соч. С.45-46

[21] Г.С.Абрамова. Указ. соч. С.161

[22] Психологический словарь. С. 343-344

[23] Г.Хэмбли.Указ. соч. С.27

[24] Р.Гринсон.Указ. соч. С.126

[25] Р.Мэй. Указ. соч. С.



к оглавлению книги

В.Ю. Меновщиков «Психологическая помощь в интернет»



загрузить PDF-версию



URL документа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/m_08