Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы. Львова А. И., Рязанцева И.А.

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чаще переводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие, социально — психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится все более актуальной.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны они представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов и потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.

Доступность и популярность интернет-технологий позволяют психологическим службам расширять формы их работы, тем самым, увеличивая возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, интернет-технологии не достаточно используются для психотерапевтической практики. Отметим, что психологическое интернет-консультирование в том или ином виде уже присутствует в интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование). Нами же был поставлен вопрос, возможно ли в условиях интернета осуществить групповую психологическую работу, которую мы назвали интернет-тренинг. Для ответа на этот вопрос мы выполнили ряд задач:

1) создали сайт, т. е. разработали структуру и написали техническое задание для его изготовление
2) разработали психологическое содержание итернет-тренинга;
3) определили алгоритм взаимодействия участников интернет-тренинга и ведущего;
4) осуществили апробацию интернет-тренинга;
5) провели комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга.

В основу разработанного нами интернет-тренинга были положены коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. Исходя из анализа запросов пользователей в поисковых системах, для работы интернет-тренинга мы выбрали тему виртуального общения в интернете, а именно его начальный этап, процесс виртуального знакомства. В связи с эти, мы определили цель интернет-тренинга, как построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении.

Для достижения данной цели, мы посчитали необходимым выполнение следующих задач:
1. Изучение участниками итернет-тренинга особенностей собственного позиционирования при виртуальном общении.
2. Изучение участниками интернет-тренинга особенностей позиционирования другими участниками себя при виртуальном общении.
3. Сопоставление участниками интернет-тренинга собственных представлений о своем позиционировании с представлениями о нем других участников.
4. Анализ участниками особенностей сложившихся коммуникаций в процессе интернет-тренинга.

Для решения поставленных перед интернет-тренингом задач нами для работы была выбрана личностно-ориентированная парадигма и в ее рамках были разработаны восемь заданий для участников и определены подходы к ведению группы для ведущего.

С учетом временных и организационных особенностей виртуального общения в интернете нами был выбран пошаговый алгоритм виртуального взаимодействия ведущего и участников интернет-тренинга. Данный алгоритм включает в себя девять шагов, где каждый из восьми шагов состоит из задания ведущего и выполнения этого задания участниками интернет-тренинга. Девятый шаг представляет собой подведение итогов работы интернет-тренинга, которые формулирует ведущий.

Ведущий и участники интрнет-тренинга встречались на созданном нами сайте в фиксированное время с заданной периодичностью. В нашем случае виртуальные встречи происходили каждый рабочий день в одно и тоже время. Таким образом, на выполнение задания ведущего у участников были сутки. И сутки были у ведущего на осмысление полученных от участников ответов. Общая длительность интернет-тренинга составила девять рабочих дней.

Для места виртуальных встреч на сайте нами был выбран «форум», т. е. специально организованное общепринятое в интернете виртуальное пространство для общения. Разработанный нами интернет-тренинг рассчитан на группу до 16 человек.
Набор участников для интернет-тренинга происходил с помощью размещенной на этом же сайте текстовой информации. Условиями для участия в интернет-тренинге является наличие у участников ежедневного доступа в интернет и их готовность участвовать в работе интернет-тренига в течение заданного периода времени и выполнять все задания ведущего.

Апробация интернет-тренинга проходила два раза: первый раз участвовали два человека и второй раз восемь человек.
Анализируя проделанную работу и полученные в ходе интернет-тренига результаты, мы сделали ряд выводов.

1. Технические возможности современных интернет-технологий позволяют осуществлять групповую психологическую работу в интернете..
2. Интернет-тренинг, проведенный в рамках личностно-ориентированной парадигмы в условиях виртуального взаимодействия, достиг поставленной цели, путем последовательного выполнения поставленных задач. Данный вывод сделан на основании проведенного контент-анализа по текстовым материалам интернет-тренинга и отзывам участников. Важным показателем эффективности работы интернет-тренинга, на наш взгляд, является зафиксированный нами переход участников от виртуального общения к реальному в каждой из групп.
3. Выбранный нами пошаговый алгоритм проведения интернет-тренинга соответствует техническим возможностям интернет-технологий и позволяет реализовывать групповую психологическую работу в интернете.
4. Апробация интернет-тренинга позволила выявить мелкие упущения в организационном плане. Показала, что работа интернет-тренинга возможна при составе участников в количестве от 2 до 16 человек. Апробация также подтвердила оптимальность заданного периода времени на выполнение задания участниками и на осмысление ответов ведущим интернет-тренинга.
5. Комплексный анализ результатов работы интернет-тренинга позволяет сделать однозначное заключение о том, что на сегодняшний день возможно проведение групповой психологической работы в интернете при следующих условиях: наличие специально организованного сайта, наличие технической поддержки во время работы интернет-тренинга, определенный уровень компьютерной грамотности у участников интернет-тренинга, высокий уровень профессионализма ведущего в области практической работы.

Становление дистанционных форм психологической работы в интернете находится в самом начале. Полученные нами первые результаты по проведению интернет-трнингов позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию групповой психологической работы в интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами возникает проблема теоретического осмысления интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в интернете, таких как интернет-консультирование и интернет-тренинги.


URL документа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_training