Социально-психологические исследования в области промышленности имеют глубокую историю. Известно, что промышленное производство являлось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования (Андреева Г.М.). Такие исследования в области промышленности проводились социологом Максом Вебером (конец XIX в.), Чикагской школой социологии и социальной психологии (США, Элтон Мейо), в России – В.А. Ядовым, А.Г. Здравомысловым (1967 – «Человек и его работа»). Психологи проводили серии социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, адаптации молодых специалистов, формирования резерва на выдвижение, оптимизации СПК, разработки программ стабилизации трудовых коллективов и т.д. Структурным подразделением в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения проблем организационного развития и кадровой работы может быть психологическая служба, которая комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда.
Таким образом, актуальной является задача разработки общей модели психологической службы промышленного предприятия. Реализация данной задачи предполагает разработку вопроса о концептуальных основах такой модели: определение общих принципов ее организации (для всех отраслей промышленного производства, для любых типов предприятий), определения направлений ее деятельности, разработка рекомендаций относительно структуры, а также постановка задач и подбор адекватных методов деятельности такой службы.
На наш взгляд, концептуальными основами психологической службы могут стать: