К вопросу о психологической службе промышленного предприятия. Юрий Тукачёв

Современная ситуация характеризуется тем, что происходящие социально-экономические изменения еще в большей степени востребовали разработку комплексной системы психологического обеспечения промышленного производства. Перед психологией, наряду с углублением знаний о психических особенностях людей, занятых в сфере индустрии и организациях различного типа, поставлена главная задача – разработка концептуальных подходов и поиск методов и средств организации психологической службы.

Социально-психологические исследования в области промышленности имеют глубокую историю. Известно, что промышленное производство являлось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования (Андреева Г.М.). Такие исследования в области промышленности проводились социологом Максом Вебером (конец XIX в.), Чикагской школой социологии и социальной психологии (США, Элтон Мейо), в России – В.А. Ядовым, А.Г. Здравомысловым (1967 – «Человек и его работа»). Психологи проводили серии социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, адаптации молодых специалистов, формирования резерва на выдвижение, оптимизации СПК, разработки программ стабилизации трудовых коллективов и т.д. Структурным подразделением в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения проблем организационного развития и кадровой работы может быть психологическая служба, которая комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда.

Таким образом, актуальной является задача разработки общей модели психологической службы промышленного предприятия. Реализация данной задачи предполагает разработку вопроса о концептуальных основах такой модели: определение общих принципов ее организации (для всех отраслей промышленного производства, для любых типов предприятий), определения направлений ее деятельности, разработка рекомендаций относительно структуры, а также постановка задач и подбор адекватных методов деятельности такой службы.

На наш взгляд, концептуальными основами психологической службы могут стать:


Психологическое обеспечение промышленного производства путем создания психологической службы (на основе разработанной модели) позволит реализовать возможность многомерного движения личности работника в пространстве профессионального труда, создания оптимальных условий для такого движения, формирования конкурентоспособности и развития кадрового потенциала предприятия.
URL документа: http://flogiston.ru/articles/labour/psyslujba