Подсказки начинающему школьному психологу. Array
Вы решили работать в школе. С чего же начать?
1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.
- Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
- Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
- Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
- Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
- Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
- Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
Ссылки на ресурсы по теме:
3. Твой основной помощник в работе газета «Школьный психолог» ( http://www.psy.1september.ru ). Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» ( http://www.voppsy.ru ) и «Психологическая наука и образование» ( http://www.psyedu.ru )
4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе» ( http://www.ozon.ru/?context=detail&id=943941&partner=flogiston )
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.
б) «Работа психолога в начальной школе» ( http://www.ozon.ru/?context=detail&id=1014396&partner=flogiston )
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.
5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
- Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
- Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).
6. Основные направления деятельности:
- Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.
- Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.
- Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу
7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):
- Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
- Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
- Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
- Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
- Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
- Тематика родительских собраний на год.
- План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
- План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
- Различные приказы, инструкции.
б) Журналы
- Планы работы на неделю, четверть.
- Журнал консультаций.
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.
- Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание
- Папки с результатами обследований.
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.
- Папки с методическими материалами.
ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон» ( http://www.imaton.com ). Доверяю издательствам «Речь» ( http://www.rech.spb.ru/ ), «Генезис» ( http://www.genesis.ru/index.html ), «Смысл» ( http://publishing.smysl.ru/personal.php ).
В арсенале у меня есть:
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
- Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
- Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
- Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)
9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.
б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.
в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.
Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии» ( http://www.voppsy.ru ):
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь ( http://www.voppsy.ru/J87_93.htm ), а также с главной страницы сайта журнала)
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 011 с.47
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 011 с.97
- Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 012 с.131
- Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 014 с.91
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 015 с.19
- Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 015 с.80
- Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 016 с.66
- Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 016 с.133
- Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 016 с.136
- Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 921 с.74
- Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 921 с.168
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 931 с.114
- Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 933 с.119
- Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 934 с.73
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 942 с.99
- Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 943 с.108
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 945 с.37
- Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 973 с.22
- Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 973 с.40
- Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 974 с.58
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 975 с.28
- Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 002 с.79
- Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 004 с.120
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 011 с.47
- Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 013 с.117
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 015 с.19
- Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 991 с.13
- Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 003 с.14
2. Сайт Служба практической психологии образования РФ ( http://psyinfo.ru )
3. См. вложения (архивы файлов) к этой статье (тематика родительских собраний ( http://flogiston.ru/files/sobranie.rar ) и план работы психолога ( http://flogiston.ru/files/plan.rar )).
4. Описание профессии «школьный психолог» ( http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/1_school.html ) в рамках проекта «Психология как профессия» ( http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ ) (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).
C вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться на e-mail автора статьи
URL документа: http://flogiston.ru/articles/educational/psy_s/com/1