В данной работе описаны некоторые эмпирические факты, выявленные в рамках экологического подхода к развитию и реализации одаренности. Методологическим основанием эмпирического анализа проблемы является концепция «экология творчества» (Грязева В.Г., Петровский В.А.), выделившая из многообразия проблем психологии одаренности проблему формирования самосозидающегося типа личности и проблему вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое является «экологической нишей» для одаренного ребенка.
В качестве теоретического конструкта для исследования составляющих ситуаций интеграции одаренности выступают понятия «персональное пространство» и «надперсональное пространство» «Персональное пространство» рассматривается как создаваемое личностью пространство людей, «где она интегрирована как творческая индивидуальность». «Надперсональное пространство творчества» -это явления природной, социальной, культурной среды, «которые аккумулируют и индуцируют творчество» (Грязева В.Г.). Надперсональным пространством, обеспечивающим создание экологической ниши для творческой личности, являются образовательное пространство учреждения дополнительного образования и инновационная образовательная структура открытый лицей «Экология творчества». Участниками открытого лицея являются дети, занимающиеся в коллективах системы дополнительного образования (Дворец творчества учащейся молодежи, г.Челябинск), имеющие высокий творческий и интеллектуальный потенциал (IQ = 130 б и более, Gr не менее 120 б) и продуктивные результаты в выбранном виде деятельности. Открытый лицейпредполагает определенную организацию учебного процесса через систему авторских лабораторий «педагог ребенок», которые формируют персональное и надперсональное пространство творческой личности, позволяют педагогу и ребенку персонализироваться, быть продолженным друг в друге, предполагают определение таких целей совместной деятельности, продвижение к которым порождает состояние неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата.
В результате анализа нами были зафиксированы следующие факты.
Среди детей, занимающихся в системе дополнительного образования деятельностью по своему выбору наблюдается смещение показателей уровня развития интеллектуальных способностей, выявленных на основе применения методик Амтхауэра структуры интеллекта тест (ASIT) и шкал интеллекта Векслера (WIST), в сторону наиболее высоких значений (х(среднее) = 109 б, норма 100 б).
Выявлена тенденция к развитию интеллектуальных способностей у 77% детей обнаружена положительная динамика интеллекта или стабильность показателей на уровне выше возрастной нормы, у 40% детей выявлена положительная динамика способностей к логическому мышлению и способностей к пространственному мышлению. Обращает на себя внимание следующий факт у 100% детей наблюдается положительная динамика способности к абстрактному мышлению.
Отмечается взаимосвязь изменения структуры интеллекта (индивидуальная положительная динамика) с изменениями личностных особенностей учащихся (гармонизация эмоционально -волевой сферы).
С целью формирования у педагога установки на личностно ориентированный подход к работе с одаренными детьми была использована система тренингов (тренинг рефлексии партнерского взаимодействия и совместный тренинг педагогов и детей, тренинг сензитивности и эмпатии, тренинг личностного роста, видеотренинг «Взаимодействие индивидуальности педагога и ребенка»).
Формирование у педагога установки на личностно ориентированный подход способствовало появлению устойчивой мотивации на профессиональный рост, а также осознание и коррекция педагогами особенностей своего педагогического стиля, обозначение и снятие некоторых личностных проблем детей, препятствующих развертыванию творческого потенциала.
Использование в работе системы тренингов ( тренинг поддержки и развития надситуативности, тренинг партнерского общения, использование природного и историко-культурный ландшафт Аркаима для тренинга развития сензитивности и эмпатии, тренинг гармонизации эмоционально волевой сферы личности, тренинг личностного роста) позволило закрепить эффективные навыки общения, расширить возможности понимания своего поведения и возможности экспериментирования со своим поведением, продемонстрировало продемонстрировало моменты персонализации педагогов и детей друг в друге, достижение ими субъективно значимой цели, вербализация значимых элементов на пути самопонимания и прогнозирование дальнейшего саморазвития. Для детей, занимающихся художественным творчеством выявилась необходимость проведения тренинга, активизирующего левополушарные процессы.
Эффектом надперсонального пространства лицея можно считать расширение спектра исследовательской деятельности педагогов.