Интегрирование одаренности в социо - культурное пространство как психолого-педагогическая реальность. Н.В.Маркина

Актуальность проблемы интегрирования одаренности в социо-культурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы и феномен неполной реализации в силу внешних неблагоприятных условий
(Грязева В.Г., 1993 г.).

В данной работе описаны некоторые эмпирические факты, выявленные в рамках экологического подхода к развитию и реализации одаренности. Методологическим основанием эмпирического анализа проблемы является концепция «экология творчества» (Грязева В.Г., Петровский В.А.), выделившая из многообразия проблем психологии одаренности проблему формирования самосозидающегося типа личности и проблему вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое является «экологической нишей» для одаренного ребенка.

В качестве теоретического конструкта для исследования составляющих ситуаций интеграции одаренности выступают понятия «персональное пространство» и «надперсональное пространство» «Персональное пространство» рассматривается как создаваемое личностью пространство людей, «где она интегрирована как творческая индивидуальность». «Надперсональное пространство творчества» -это явления природной, социальной, культурной среды, «которые аккумулируют и индуцируют творчество» (Грязева В.Г.). Надперсональным пространством, обеспечивающим создание экологической ниши для творческой личности, являются образовательное пространство учреждения дополнительного образования и инновационная образовательная структура — открытый лицей «Экология творчества». Участниками открытого лицея являются дети, занимающиеся в коллективах системы дополнительного образования (Дворец творчества учащейся молодежи, г.Челябинск), имеющие высокий творческий и интеллектуальный потенциал (IQ = 130 б и более, Gr не менее 120 б) и продуктивные результаты в выбранном виде деятельности. Открытый лицейпредполагает определенную организацию учебного процесса через систему авторских лабораторий «педагог — ребенок», которые формируют персональное и надперсональное пространство творческой личности, позволяют педагогу и ребенку персонализироваться, быть продолженным друг в друге, предполагают определение таких целей совместной деятельности, продвижение к которым порождает состояние неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата.

В результате анализа нами были зафиксированы следующие факты.

Среди детей, занимающихся в системе дополнительного образования деятельностью по своему выбору наблюдается смещение показателей уровня развития интеллектуальных способностей, выявленных на основе применения методик Амтхауэра структуры интеллекта тест (ASIT) и шкал интеллекта Векслера (WIST), в сторону наиболее высоких значений (х(среднее) = 109 б, норма — 100 б).

Выявлена тенденция к развитию интеллектуальных способностей — у 77% детей обнаружена положительная динамика интеллекта или стабильность показателей на уровне выше возрастной нормы, у 40% детей выявлена положительная динамика способностей к логическому мышлению и способностей к пространственному мышлению. Обращает на себя внимание следующий факт — у 100% детей наблюдается положительная динамика способности к абстрактному мышлению.

Отмечается взаимосвязь изменения структуры интеллекта (индивидуальная положительная динамика) с изменениями личностных особенностей учащихся (гармонизация эмоционально -волевой сферы).

С целью формирования у педагога установки на личностно — ориентированный подход к работе с одаренными детьми была использована система тренингов (тренинг рефлексии партнерского взаимодействия и совместный тренинг педагогов и детей, тренинг сензитивности и эмпатии, тренинг личностного роста, видеотренинг «Взаимодействие индивидуальности педагога и ребенка»).

Формирование у педагога установки на личностно ориентированный подход способствовало появлению устойчивой мотивации на профессиональный рост, а также осознание и коррекция педагогами особенностей своего педагогического стиля, обозначение и снятие некоторых личностных проблем детей, препятствующих развертыванию творческого потенциала.

Использование в работе системы тренингов ( тренинг поддержки и развития надситуативности, тренинг партнерского общения, использование природного и историко-культурный ландшафт Аркаима для тренинга развития сензитивности и эмпатии, тренинг гармонизации эмоционально — волевой сферы личности, тренинг личностного роста) позволило закрепить эффективные навыки общения, расширить возможности понимания своего поведения и возможности экспериментирования со своим поведением, продемонстрировало продемонстрировало моменты персонализации педагогов и детей друг в друге, достижение ими субъективно значимой цели, вербализация значимых элементов на пути самопонимания и прогнозирование дальнейшего саморазвития. Для детей, занимающихся художественным творчеством выявилась необходимость проведения тренинга, активизирующего левополушарные процессы.

Эффектом надперсонального пространства лицея можно считать расширение спектра исследовательской деятельности педагогов.


URL документа: http://flogiston.ru/articles/educational/markina