Произвольность высших психических функций. Возможности коррекции в рамках образовательного учреждения. Заюнчковский Олег Сергеевич
Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед человеком новые проблемы. Неблагополучные социально-экономические и экологические факторы приводят к ухудшению здоровья и сильнее всего оказывают влияние на детей. Последние исследования показывают, что более 90% детей имеют отклонения в психическом и физическом развитии. За время обучения в школе почти в 4 раза увеличивается количество психопатологических состояний. По данным Министерства Обороны Российской Федерации к моменту окончания школы лишь один из десяти подростков может удовлетворять требованиям к здоровью для прохождения воинской службы. И проблема не только в адаптивных возможностях организма ребенка. Здоровье подрастающего поколения, во многом, определяется существующей системой образования и так называемым «школьным фактором». Многие дети приступают к обучению в общеобразовательных учреждениях, будучи функционально незрелыми. Это негативно сказывается на результатах обучения и, как правило, является причиной школьной (а в последствии и социальной) дезадаптации.
Краеугольным камнем в формировании здоровой психической деятельности ребенка, и его успешного обучения является волевой компонент деятельности, произвольность Высших Психических Функций.
Современные научные представления о феномене Высших психических функций (далее ВПФ) являются основой понимания динамики развития и структуры личности. ВПФ рассматриваются в контексте интеллектуального, эмоционального и волевого развития, что определяет социальное развитие индивида, формирование системы отношений с людьми, взаимодействия с окружающей действительностью. Каждый из элементов критически важен для функционирования здоровой личности, и дезинтеграция одного из них неизменно ведет к нарушению адекватной психической активности личности, нарушению адаптации и развития в социальной среде. Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер ребенка не идет обособленно и, при свойственной им гетерохронии, являются взаимообусловленными и взаимосвязанными. В связи с высокой степенью взаимозависимости сфер психики, любое нарушение в развитии одной из них, непосредственным образом сказывается на развитии двух других, при этом произвольность психической активности рассматривается как модулирующая все развитие, и ее вполне допустимо поставить на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер ребенка.
Нарушения произвольности внимания, как динамической характеристики психических процессов, и волевого компонента деятельности в школе наиболее ярко заметны в младших классах, когда ребенок только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять своей деятельностью в стремлении к их достижению. Дети сразу привлекают внимание педагогов своей импульсивностью, невнимательностью, или же наоборот отрешенностью и не готовностью к выполнению поставленных педагогом задач, часто они выделяются на фоне своих сверстников трудностями в обучении и воспитании. На своевременность и динамику развития произвольности Высших Психических Функций могут влиять как стрессовые ситуации, так и индивидуальные особенности ребенка, часто у детей диагностируется Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью. Говоря о нарушении волевого компонента деятельности, стоит заострить внимание именно на этом синдроме. Ведь если проблемы в процессе развития произвольности, вызванные стрессовой ситуацией начала обучения являются временными, то вовремя не проведенная диагностика и коррекция нарушений произвольности при синдроме дефицита внимания может привести к полному выпадению ребенка из учебного процесса, нарушению социализации, стойким нарушениям формирования личности.
В последнее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью все больше начал привлекать внимание специалистов. Ряд проведенных исследований показал вариабельность данных по его распространенности. В США гиперактивных детей 4-20%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10% (А.Л. Сиротюк., 2002).
Многие исследования говорят о наличии гендерных различий. Так среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек (Заваденко Н.Н., 1999). М. Пассольт (2004) указывает на различия в 4-5 раз. А. Л. Сиротюк, не отрицая гендерной зависимости, говорит, что девочкам свойственна другая, особая, форма синдрома без гиперактивности (А.Л. Сиротюк., 2002). А по данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2001), полученным в ходе исследований 5300 детей старшей и подготовительной группы детских садов в 1997-1999 гг., распространенность синдрома составляет 20%, и различий по частоте заболеваний среди мальчиков и девочек не наблюдается вовсе.
По результатам некоторых последних работ, частота проявлений синдрома СДВГ растет с каждым годом. Такого мнения придерживается доктор медицинских наук Ю. Шевченко (2002). «Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один — два, то сейчас их насчитывают десятки» говорит он. Но есть основания полагать, что процент детей с СДВГ достаточно стабилен. Доктор медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии Российского государственного медицинского университета Н. Н. Заваденко склонен связывать тенденцию роста данных по частоте проявлений СДВГ с улучшением диагностики, и называет цифру в 5–7% от общего числа детей (в зависимости от популяции) (Статья еженедельника «Школьный психолог» N 04/2000).
Можно с уверенностью говорить, что нарушение произвольности, свойственное детям младшего школьного возраста, часто связанно именно с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Одним из важнейших вопросов в изучении проблемы СДВГ и нарушений произвольной деятельности, является вопрос диагностики. Необходима комплексная работа и участие различных специалистов: неврологов, педагогов и, конечно, психологов. Очень большое значение имеет выбор средств, методов и момента начала коррекционного процесса.
Одним из новых методов диагностики и коррекции произвольности высших психических функций стал метод биологической обратной связи. Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений. Данный метод базируется на современных представлениях о функционировании мозга.
Суть метода заключается в том, что пациент, получая информацию о рабочей динамике какой-либо физиологической системы, реализующей протекание тренируемой функции, обучается контролировать не только свое психофизиологическое состояние, но и произвольно управлять функционированием данной системы. В контексте терапии методом БОС, патология рассматривается как нарушение в структуре управления функциональной системы какого-либо психофизиологического процесса. И не зависимо от причины возникшего нарушения протекания процесса позволяет внести элемент произвольного контроля над ним.
Метод возник в 50-х годах 20-го столетия в США, и ознаменовался рядом исследований в сфере психофизиологических реакций человека. Данные исследования проводились по инициативе вооруженных сил и были направлены на повышение возможностей человека. В 70-90 годы общественный интерес в США к биологической обратной связи был крайне высок, ведь биологическая обратная связь аппаратным методом позволяла учиться оказывать влияние на свои физиологические реакции, которые не подвластны произвольному контролю или нарушены в результате заболевания или травмы.
Биологическая обратная связь прочно заняла свое место в современной психотерапии и коррекции. Это не только метод, но и эффективный концептуальный подход к произвольной регуляции состояний и функций организма человека. Фактически, Биологическая Обратная Связь является дополнительным элементом между телом и мозгом человека. Новая «петля» Обратной Связи дополняющая основную «петлю» между телом и мозгом человека.
Во время коррекции методом Биологической Обратной Связи человеку с помощью специальных технических устройств визуализируется непосредственное состояние той или иной функции его организма. При этом многочисленные исследования показывают, что человек учится этими функциями управлять, тогда как в обычных условиях управление ими не доступно. К таким функциям можно отнести частоту сердечных сокращений, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи, амплитуды и частоты ритмов ЭЭГ, ЭМГ непроизвольных мышц черепа и другие.
Для коррекции произвольности высших психических функций в рамках образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка. Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, визуализирует на экране монитора частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения.
Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры. Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием, ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.
Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком по методу биологической обратной связи, наблюдается на 8-10 занятие продолжительностью 30-40 минут на протяжении 10-14 дней. За это время ребенок, как правило, достигает высоких результатов в игре и показывает возросшие результаты при комплексном психологическом тестировании, направленном на диагностику произвольности ВПФ.
Научные достижения в сочетании с возможностями современных образовательных учреждений, предоставляют широкие возможности психологу и педагогу в помощи детям с нарушением произвольного компонента деятельности. При помощи Биологической Обратной Связи компьютерные классы могут стать не только местом получения знаний, но и местом, где ребенок будет учиться ставить цели и решать задачи, совершенствовать свою деятельность, и повышать общую учебную успеваемость.
«Произвольность высших психических функций. Возможность коррекции в рамках образовательного учреждения.» Заюнчковский Олег Сергеевич. Материалы III Национальной конференция «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты»
Литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. – М., 1999.
2. Белопольская Н.Л. ред., Детская патопсихология. М.,
«Когито-центр», 2004
3. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств вниманияВ кн. Методы
психологической диагностики. Вып.1/ Под ред. В.Н. Дружинина, Галкиной
Т.В. М., 1993.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка М., «Эксмо», 2004
5. Василевский Н. Н., Мигаловская Н. А., Никитина С. Б., Зингерман
А. М. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии
эффективности тренинга // Биоуправление-2: Теория и практика.
Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1993.
6. Квасовец С.В., Безносюк Е.В., Дмитриев С.П., Коробченко В.В.,
Мошкина М.В., Иванов А.В. Психотерапия пограничных психических и
психосоматических расстройств с использованием современных технических
психодиагностических и психокоррекционных средств. – М., 1997
7. Суворов Н. Б., Меницкий Д. Н., Фролова Н. Л. Знакопеременный
кардиотренинг: практика применения // Биоуправление-3: Теория и
практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1998.
8. Сиротюк А.Л. „Синдром дефицита внимания с гиперактивностью“.
Диагностика, коррекция, практические рекомендации родителям и педагогам.
Изд. Сфера, СПб., 2002г.
9. Mann, C., Lubar, L. F., Zimmerman, A. W., Miller, C. A., &
Muenchen, R. A. (1992). Quantitative analysis of EEG in boys with
Attention Deficit-Hyperactivity Disorder (ADHD): A controlled study with
clinical implications. Pediatric Neurology.
URL документа: http://flogiston.ru/articles/educational/bos_vpf