Июнь 2000.. Константин Ефимов

Новости

26 июня в раздел «Публикации» ( http://flogiston.ru//articles ) добавлена статья Вадима Нестерова, известного нашим посетителям по статьям «Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов» ( http://flogiston.ru//projects/articles/nesterov.shtml ) и «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете.» ( http://flogiston.ru//projects/articles/netemotions.shtml ) Новая статья называется «Что выплавляют из „тонн словесной руды“, или попытка реабилитации чатов» ( http://flogiston.ru//projects/articles/chat.shtml ). Эта статья — своеобразное обобщение двух предыдущих работ Вадима Нестерова, однако целое, как всегда, не равно сумме частей — статья содержит много интересной и новой по сравнению с двумя первыми публикациями информации. Работа уникальна: не говоря о том, что психологических работ, посвященных общению в чатах, в принципе мало, — ну, не может себе позволить научное сообщество проводить много времени в чатах, а без этого — никак , — она содержит еще и обоснование психологических отличий чатов от других сред общения в Интернете. Чаты описываются как среда, наиболее свободная и наиболее располагающая к творчеству:
"….творчество начинается еще на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой список: «О без Янь», «С± равно де Бержерак», «Свиной творог», «Козе Байан», «Наемный самоубийца», «Застегнутый Врасплох», «Святой Врааль», «Приватьnick», «Замоченная скважина», «Виртрезвитель», «Обмороченная наворочка», «Самородина», «Брюз Вылез», «Мел с Гипсом», «Джон 3 вольта», «Похмелеон», «Хэ Мин Гуэй», «Экологическая Ницша», «Бедная Виза», «Клацающая Клава», «Статус Ква», «Летальный Исходец», «болгарин Рулон Обоев. „
Это не все. Статья содержит еще и великолепные примеры реальных диалогов в чатах.

Мы продолжаем публиковать студенческие работы, посвященные психологии Интернет. ( http://flogiston.ru//articles ) Еще одна работа в этой серии — “Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет» ( http://flogiston.ru//projects/articles/int_gender.shtml ) — принадлежит Алене Мышенковой, студентке факультета психологии Белорусского государственного университета . В работе излагаются результаты эмпирического исследования представлений об Интернет-коммуникации и роли компьютеров в целом. Также описываются различия в использовании Интернета представителями разных полов и разных поколений. Основные установленные в исследовании различия касаются социально-демографических данных (возраст, образование, семейное положение), восприятия компьютера и его роли в личной жизни и жизни общества, и, наконец, взглядов на женщину за компьютером.

Помимо изложения гендерных и возрастных различий, работа содержит интересные и не так уж часто встречающиеся в научных работах данные относительно профессиональной принадлежности испытуемых, возраста «приобщения» к компьютеру и других социологических особенностей пользователей. При чтении такого рода работ почему-то всегда вспоминается тезис Кеннета Гергена о том, что социальная психология — это не что иное, как история, ( http://ftp.nsu.ru/psych/internet/bits/gergen1_1.htm ) — не успеешь провести исследование, как оказывается, что социальная реальность уже изменилась… Результаты относительно новые, исследование проведено летом 1999 года…. в Интернете уже много гуманитариев, уже относительно мало программистов, а женщины считают роль компьютера в обществе значительно большей, чем мужчины… Постарайтесь успеть прочитать, пока социальная реальность не изменилась опять, и результаты не утратили актуальность.



13 июня в разделе «Общение» ( http://flogiston.ru//talk/talk.shtml ) выделены подразделы «Конференции» ( http://flogiston.ru//talk/conf.shtml ) и «Летние психологические школы». ( http://flogiston.ru//talk/sumschools.shtml )

В разделе «Летние психологические школы» ( http://flogiston.ru//talk/sumschools.shtml ) публикуется информация о школе «Интегральная психология личности: вопросы теории и практики» ( http://flogiston.ru//talk/kemerovo.shtml ). Место и время проведения — г. Кемерово, 1-15 июля. Сроки подачи заявок — до 20 июня. Информация об этой летней школе прислана организатором школы Еленой Баронской.

В этом же разделе ( http://flogiston.ru//talk/sumschools.shtml ) публикуется информация о летних школах по психологии, социологии, гендерным и междисциплинарным исследования, организуемых при поддержке института «Открытое общество». ( http://flogiston.ru//talk/soroschools.shtml ) Благодарим за предоставление нам этой информации Елену Павловну Белинскую.



6 июня в разделе «Публикации» ( http://flogiston.ru//articles ) начата публикация студенческих работ, посвященных психологии Интернет.
Первая публикация в этой серии — курсовая работа студентки 4 курса д.о. факультета психологии МГУ Екатерины Блохиной «Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником» ( http://flogiston.ru//projects/articles/blohina.shtml ). В работе был исследован процесс восприятия посетителем web-сайта виртуального консультанта. В функции виртуального консультанта входит отвечать на вопросы посетителей сайта, предлагать сетевые ресурсы, а также предлагать помощь, когда это необходимо. Таким образом, web-страница рассматривается как виртуальный офис, где предлагаемые услуги и посетители являются реальными, а сотрудники и консультанты виртуальными. Были выделены факторы, влияющие на продуктивность и удовлетворенность общением с виртуальным собеседником. Было установлено, что такие факторы как пол, возраст, внешность не играют определяющей роли в формировании образа виртуального консультанта: для пользователя прежде всего важны его деловые качества. При восприятии виртуального консультанта главными являются факторы активности, снисходительности и компетентности.
Поздравляем Екатерину Блохину с успешной защитой этой курсовой работы.

Вторая публикация, посвященная психологии Интернет — это курсовая работа студентки 4 курса в.о. факультета психологии МГУ Виктории Голованевской «Особенности Я -концепции как фактор формирования аддиктивного поведения» ( http://flogiston.ru//projects/articles/int_addiction.shtml ).
Работа содержит эмпирическое исследование особенностей Я-концепции, способствующих возникновению Интернет-зависимости. В работе сравнивались Я-концепция (особенности Идеального Я и Возможного Я, представление о возможности реализации своего Идеального Я) Интернет-аддиктов и неаддиктов. .Было установлено, что существуют значительные различия в соотношении компонентов Идеальное Я и Возможное Я у аддиктов и неаддиктов. Более конкретно, у аддиктов Идеальное Я обладает высокой значимостью как основание самокатегоризации, а Возможное Я — низкой значимостью, тогда как у неаддиктов Идеальное Я и Возможное являются средне значимыми по сравнению с другими компонентами, имеющими существенный вес. Также установлено, что стремление к самоизменению свойственно неаддиктам в значительно большей степени, по сравнению с аддиктами.

В разделе «Фольклор и юмор» ( http://flogiston.ru//articles ) публикуется очередная ритуальная песнь студентов психфака МГУ ( http://flogiston.ru//projects/offtopic/zemfira.shtml ). Главный шаман второго курса и один из авторов песни Jennifer CvMor утверждает, что ее исполнение помогает пережить — и даже успешно сдать — летнюю сессию второго курса. Сохраняет ли эта песня свои магические свойства за пределами МГУ, нам неизвестно. Можете проверить на себе. Только потом не жалуйтесь, что в голове все время вертятся — на мотив одной из песен Земфиры — основные положения теории деятельности…


URL документа: http://flogiston.ru/archive/06_2000