В большинстве своем выбирается, по объяснениям испытуемых, для иллюстрации религиозных чувств, и в этом случае часто выбирается также картинка 23 (собор). Выбор обеих картинок «некомпьютерные» объясняют собственной религиозностью.
Как уже говорилось ранее, эту картинку выбирают только «некомпьютерные» женщины (4), и только «некомпьютерные» мужчины(1).
Скорее всего, это женская некомпьютерная ценность, поскольку выбор специфичен для некомпьютерных женщин выбор картинки единственным «некомпьютерным» мужчиной обоснован следующим образом: «просто красивая картинка». Отсюда можно предположить, что выбор картинки обусловлен религиозностью «некомпьютерных» испытуемых женского пола.
Как правило, выбирается как еда.
Мотивируется тем, что это: «вкусные овощи и фрукты», «люблю готовить», «люблю вкусно поесть», «здоровая пища», и т.п. 1 раз выбрано некомпьютерным испытуемым как «яркая, солнечная картинка». В мотивировке выбора картинки нет различий между двумя группами испытуемых, но в «некомпьютерной» выборке она выбирается значительно чаще. Однако, следует отметить, что в «компьютерной» выборке отсутствует мотивировка «люблю готовить». Скорее всего, ценность «некомпьютерная». Овощи не являются полуфабрикатом, который можно приготовить и съесть сравнительно быстро, а напротив, требуют времени на приготовление, являясь традиционным видом пищи.
| |
|
Выбирается как символ поп-культуры. Следует отметить, что на 3 положительные идентификации с этим образом пришлась одна отрицательная, т.е. человек прямо указал на то, что он не согласен с тем, какой вред приносит поп-культура. Так же, можно заметить, что данный образ является сравнительно старым (так как фильмы с участием Шварценнегера появились достаточно давно ), и достаточно однозначным (все герои которых он играл в основном однотипны). Можно считать эту картинку традиционным, ориентированным скорее в прошлое, символом поп-культуры.
Как правило, идентификация себя с семьей, близкими людьми, атмосфера принятия и любви. Поскольку семья не полная, многие испытуемые «достраивают» остальных членов. Ценность, как будет показано ниже, скорее женская, чем мужская (ее выбирают и «компьютерные», и «некомпьютерные» женщины) .
Мотивировка выбора в обеих группах любовь к цветам (не обязательно красным), любовь к природе.
В целом, сама картинка достаточно сентиментальна (выражение глаз детеныша тюленя вызывает жалость).
Практически всегда, в обеих группах это любовь к животным:
«красивые глаза», «глаза, которые могут меня растрогать», «лапочка», «он очень красивый», «их беспощадно истребляют, а осталось их очень мало».
Картинка выбиралась практически всеми некомпьютерными мужчинами (3 из 4 против 2 из 9 у «компьютерных») и чаще некомпьютерными женщинами (4 из 8 против 1 из 3 у «компьютерных»), так что эта ценность скорее некомпьютерная.
Следует отметить, что очень часто картинка выбиралась в паре с другими картинками, изображающими животных 6 (жирафы) и 98 (овцы), но картинки 6 и 98 встречаются почти равноценно в выборах обоих групп, и их выбор мотивируется любовью к животным и природе. Так же часто идет в паре с картинкой 2 (цирк с тиграми) у «некомпьютерных» испытуемых, и мотивируется опять же любовью к животным. Вообще, любовь к животным и к природе ярче выражена у «некомпьютерной» выборки, они выбирают больше картинок, объединенных этой темой. У «компьютерной» выборки доминирует любовь к природе, они менее сентиментальны.
У большинства испытуемых (2 из 3х) отмечена ассоциация с процессами, происходящими глубоко внутри них самих, невозможность их контроля и описания.
Мотивировки выбора: комфорт, сидеть удобно, красивая мебель. 1 раз связь с прошлым, предками.
Выбирается чаще из-за личных предпочтений, («просто нравится»), чем из-за личных ассоциаций (1 испытуемый)
Мотивировка любовь к природе. Так же один раз как ассоциация с отдыхом.
В основном выбирается из любви к животным, природе. Реже из любви к цирку (1 раз у «некомпьютерных» мужчин).
Выбирается как символ античности, близкий по духу, а так же как произведение искусства.
Мотивировка выбора любовь к отдыху, любовь к плаванию и активным видам отдыха. Как уже говорилось, скорее всего, в мужской выборке это непредпочитаемая картинка. Данный вид отдыха предпочитают только женщины, и только «некомпьютерные». Это особенности подвыборки «некомпьютерных» женщин.
Примеры мотивировок:
«мне нравится хорошее вино», «нравится вино с фруктами», «я могу себе позволить вино», «я выбираю эту картинку, так как это праздничная атмосфера». Компьютерные специалисты, как правило, выбирают не только картинку с вином, но так же и пиво (картинка 75).
Здесь возможны варианты выбирали из-за положительного отношения к Москве «Москва она и есть Москва», «люблю Москву»; красивый салют, Кремль, любовь к родине, победа (в основном «некомпьютерные»). Или же как просто визуально красивый вечерний пейзаж (3 из 4-х «компьютерных»). Различия в мотивировке между группами есть, но они достаточно слабо выражены. Можно предположить, что восприятие этой картинки у «компьютерных» испытуемых как «красивого вечернего городского пейзажа» отчасти обусловлено мотивом эмиграции (выбор картинки 26).