Курс повышения квалификации «Экстренная психологическая помощь и консультирование» / Астрахань, 11-17 апреля 2011 года. Оксана Елдышова

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
и
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

проводят краткосрочный курс повышения квалификации

«ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»


Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в обучении специалистов служб экстренной психологической помощи – пройти краткосрочный курс повышения квалификации «Экстренная психологическая помощь и консультирование».

В основе организации курса лежит принцип «через себя»: важно, чтобы психолог-консультант получал знания не в готовом виде (теоретический лекционный материал), а приходил к этим знаниям и их пониманию через собственный опыт, через осмысление своих взглядов, особенностей.
Основным инструментом консультанта является он сам, его личность; простое знание технологий и умение их использовать не приносит эффективного результата, особенно в экстренном телефонном консультировании. Поэтому программа курса построена так, что в ходе занятий консультанты, супервизоры, руководители служб экстренной психологической помощи смогут осознать свои личностные, мировоззренческие, профессиональные особенности, влияющие на процесс консультирования, на использование консультативных технологий. А осознав эти особенности и их влияние на процесс телефонного консультирования, специалисты смогут осознанно использовать их, а при необходимости – скорректировать.

Занятия курса по форме представляют собой преимущественно тренинг профессиональных умений телефонного консультанта и включают:
• дискуссии, «мозговой штурм», деловые и ролевые игры по проблемам экстренной психологической помощи и консультирования по телефону;
• работу с раздаточными и наглядными материалами различного характера;
• изучение и анализ описания отдельных конкретных случаев экстренного телефонного консультирования;
• моделирование ситуаций консультативного взаимодействия «абонент-консультант», которые записываются на видео, а затем рефлексируются и анализируются совместно участниками группы;
• возможность прохождения групповой супервизии, индивидуальных консультаций (методических, психологических, супервизионных).

Содержание курса
Раздел I. Теоретико-методологические основы психологической помощи

Тема 1. Общие вопросы психологической помощи и консультирования
Содержание и специфика психологической помощи на современном этапе развития. Цели и задачи оказания психологической помощи по телефону. Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической помощи. Виды психологической помощи, их взаимосвязь. Основные принципы и правила психологической помощи. Специфика ситуации обращения клиента к психологу и особенности первой встречи/разговора с обратившимся клиентом/абонентом.

Тема 2. Специфика и трудности психологической помощи и консультирования по телефону
История развития служб экстренной психологической помощи по телефону. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи по телефону. Профессионально значимые качества консультантов «Телефона Доверия». Взаимодействие «Телефона Доверия» с другими организациями и учреждениями. Кодификатор и навыки работы с ним. Навыки формирование отчётности. Случаи информационных запросов, отказа от разговора консультантом или абонентом. «Молчащие звонки». Розыгрыши: проблемные и игровые. Манипулятивные обращения. Сексуальные звонки. Угрозы. Нарушение конфиденциальности абонентов и консультантов. Неадекватные обращения.

Тема 3. Теория консультирования и направления психологического консультирования
Теория консультирования: компоненты, функции, ограничения, способы изучения. Направления психологического консультирования: психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое, когнитивно-поведенческое. Теоретическая ориентация консультанта: приверженность одной теории, эклектизм, интеграция. Мировоззрение, культурная и половая принадлежность консультанта и клиента, их роль в психологическом консультировании. Выбор консультантом теоретической ориентации и направления консультирования.

Тема 4. Предупреждение и преодоление профессионального «выгорания» телефонного консультанта
Профессиональное выгорание: понятие, причины, симптомы. Способы психологической профилактики профессионального «выгорания». Способы преодоления профессионального «выгорания». Практическая отработка навыков предупреждения и преодоления профессионального «выгорания».

Раздел II. Практика психологического консультирования по телефону

Тема 5. Универсальные техники психологического консультирования
в работе телефонного консультанта
Понятие о процессе психологического консультирования и соотношении этапов и техник телефонного консультирования. Универсальные техники консультирования в работе телефонного консультанта: базовые техники и техники воздействия. Методика самоанализа проведённой по телефону консультации.

Тема 6. Особенности прохождения этапов психологического консультирования в работе телефонного консультанта
Создание доверительной атмосферы. Сбор информации по проблеме абонента. Позиции абонента. Определение психологической проблемы абонента. Направление к другому специалисту. Пятишаговая модель интервью: взаимопонимание и структурирование; союз с клиентом, психологический комфорт; выяснение цели; выработка альтернативных решений.

Тема 7. Работа с защитными механизмами, сопротивлением и переносом
в телефонном консультировании
Виды защитных механизмов и особенности их проявления в телефонном консультировании. Работа консультанта с защитными механизмами абонента. Сопротивление изменениям: сущность, причины, проявления, способы работы. Перенос в психологическом консультировании: сущность, типы, причины, проявления. Расшифровка и интерпретация переноса. Этапы и способы работы с переносом. Случаи, когда не рекомендуется акцентировать внимание на переносе клиента. Контрперенос и его роль в телефонном консультировании.

Раздел III. Теория и практика кризисной психологической помощи и консультирования

Тема 8. Общие вопросы психологической работы в кризисных ситуациях и состояниях
Понятие кризисной (экстремальной) ситуации. Типы и классификация экстремальных ситуаций. Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальной ситуации. Психогении в экстремальных ситуациях. Организация экстренной психологической помощи. Технологии психологического сопровождения в кризисных ситуациях. Экстренная психологическая помощь как профилактика развития ПТСР.

Тема 9. Особенности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях
Эмоциональное, физическое и сексуальное насилие над детьми, его последствия. Консультирование детей жертв насилия. Суициды: общие понятия, виды суицидального поведения. Факторы и индикаторы (ситуационные, поведенческие, коммуникативные, когнитивные и эмоциональные) суицидального риска. Консультирование суицидальных клиентов. Различные подходы к процессу утраты и горя. Общая характеристика и возрастные особенности переживания детьми горя. Консультирование детей, переживших горе.

Тема 10. Особенности психологического консультирования по телефону
детей разных возрастов и их родителей
Специфика консультативной телефонной помощи детям разного возраста: особенности обращения, принципы, правила и технологии работы. Консультативная работа по телефону с родителями детей разного возраста: особенности, трудности, технологии. Рефлексивная работа группы по обобщению полученного во время занятий опыта.

Обучение проводят специалисты, имеющие опыт практической работы в области оказания экстренной психологической помощи, супервизиии, подготовки консультантов (в частности, служб экстренной психологической помощи).

Обучение на курсах повышения квалификации в объеме 72 часов будет производиться в группах не более 25 человек в течение 7 рабочих дней с 11 по 17 апреля 2011 г. (время может быть скорректировано по запросу группы):

Режим занятий: 10 академических часов групповой аудиторной работы и 1–4 академических часа индивидуальной работы в день.
По итогам обучения слушателям будет выдано Удостоверение государственного образца о прохождении краткосрочного курса повышения квалификации по программе «Экстренная психологическая помощь и консультирование».
Для получения Удостоверения слушателям ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо иметь при себе в первый день курсов: 1) ксерокопию паспорта, 2) ксерокопию документа о высшем образовании, 3) фотографию 3x4 – 1 шт. (чёрно-белую или цветную).

С целью организации обучения просим в кратчайшие сроки направить заявку на обучение специалистов согласно следующей форме:

Заявка на участие в краткосрочном курсе обучения «Экстренная психологическая помощь»

Период оказания образовательных услуг по обучению
дд.мм..гг–дд.мм.гг.
Фамилия, имя, отчество слушателя
Место работы слушателя и занимаемая им должность
Образование
Контактные данные специалиста (адрес, тел.)
Необходимость бронирования мест в гостинице (да/нет, дата заезда и отъезда)
Необходимость заказа питания (да/нет, дата, вид)

Заявки необходимо оформить по ДАННОЙ ФОРМЕ и отправить по адресу электронной почты eldyshova@mail.ru

Стоимость курса – 7000 рублей (в стоимость входит участие в курсах (групповая и индивидуальная работа) и раздаточный материал).

Проезд, питание и проживание не входят в стоимость курса и осуществляются за счет командирующей стороны.

Для проживания слушателей могут быть при необходимости забронированы места в отеле «АЗИМУТ», расположенном в центре города Астрахань на набережной реки Волги (ул. Кремлевская, 4) http://www.azimuthotels.ru/ru/hotels/astrahan/about_hotel. Стоимость проживания в двухместном номере отеля специально для участников курсов снижена на 70 % и составляет 600 руб./сут. за 1 человека; завтрак: шведский стол – 300 руб., обычный – 50 руб.; обед – 100 руб.; ужин – 150 руб. Питание нужно заказать заранее. Расчётный час 12.00.

Информацию по всем вопросам обучения и проживания можно получить у организаторов в Астрахани:
Елдышова Оксана Александровна – тел.: +7 909 3750860, e-mail: eldyshova@mail.ru,
Гончарова Людмила Григорьевна – тел.: +79086206090, e-mail: goncharova-lg@yandex.

Группы участников курсов формируются по предварительным заявкам, сроки проведения курса могут быть скорректированы по запросу участников. Возможны выезды в регионы.
URL документа: http://flogiston.ru/news/education/telefon_doveriay