Курс повышения квалификации "Индивидуальное психологическое консультирование" / Астрахань, 21 марта - 16 июня 2011 года. Оксана Елдышова

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
и
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
проводят

10 21 марта – 16 июня 2011 года
В группу можно прийти в течение первых трёх недель с момента начала занятий


курс повышения квалификации

«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»


Современная консультативная практика насчитывает около 800 различных консультативных теорий, ка-ждая из которых имеет свою специфику и зачастую почти полностью не похожа на другие. Несмотря на такое многообразие подходов, существуют некоторые общие универсальные компоненты психологической теории, методологии и практики. Знание и владение данными компонентами позволяют психологу-консультанту само-стоятельно осваивать любой из существующих подходов и быть эффективным специалистом.

Целью данного курса является развитие базовых универсальных умений и навыков индивидуальной пси-хоконсультативной работы с различными типами и категориями клиентов.
В ходе курса решаются следующие задачи:
• формирование и развитие целостного, ясного представления о важнейших понятиях индивидуального психологического консультирования и их практическом опыте применения;
• формирование и развитие профессионального самосознания психолога-консультанта;
• формирование и развитие умений использовать универсальные техники психологического консульти-рования в индивидуальной работе с различными типами клиентов;
• формирование и развитие умений построения консультативного процесса.

Данный курс стремится не только помочь обучающимся выбрать наиболее подходящий способ консуль-тирования, но и изложить главные причины того, почему им следовало бы консультировать именно таким об-разом, а также способствует развитию индивидуального стиля консультирования каждого участника группы.

Занятия курса по форме представляют собой преимущественно (80 часов из 120) тренинг профессио-нальных умений психолога-консультанта и включают:
• дискуссии, «мозговой штурм», деловые и ролевые игры по проблемам индивидуального психологиче-ского консультирования;
• работу с раздаточными и наглядными материалами различного характера;
• изучение и анализ описания отдельных конкретных случаев консультирования;
• моделирование ситуаций консультативного взаимодействия «клиент-консультант», которые записыва-ются на аудио и видео, а затем рефлексируются и анализируются совместно участниками группы;
• возможность прохождения групповой супервизии для работающих специалистов.

В завершении обучения участники группы выполняют дипломный проект и готовят эссе об индивидуальных итогах курса.
Программа адресована как специалистам в области помогающих отношений (психологам, врачам, педа-гогам, социальным работникам), так и любознательным и заинтересованным в благополучии семьи, близких и коллег.

Продолжительность обучения: 120 часов; по окончании курса выдается документ государственного образца — Свидетельство о повышении квалификации. Стоимость курса — 15000 рублей (возможно внесение оплаты за обучение частями: по 5 000 рубл., первая выплата — до начала обучения, последняя — за 2 недели до окончания обучения).

Ведущие программы: Гончарова Людмила Григорьевна, Бессонова Лилия Михайловна, психологи-консультанты, преподаватели факультета психологии Астраханского государственного университета.

Занятия проводятся с 21 марта по 16 июня 2011 г.
каждый понедельник, с 17.00 до 20.00
(время может быть скорректировано по запросу группы)

Первая организационная встреча – 21 марта 2011 г. в 18.30

Дополнительная информация и запись в группу по телефонам:
8-908-620-60-90, 8-927-564-92-28

Приглашаем всех, кто готов расширить диапазон своих профессиональных возможностей

Содержание курса

Раздел I. Теория индивидуального психологического консультирования
Тема 1. Общие вопросы психологического консультирования
Понятие о «психологическом консультировании»: определения, цели, задачи. Соотношение понятий «психологическое консультирование», «психотерапия», «психокоррекция», «психологическая помощь», «психологическое сопровождение». Принципы и правила психологического консультирования. Этические и правовые вопросы в консультировании. Специфика ситуации обращения клиента к психологу-консультанту.

Тема 2. Направления и теории психологического консультирования
Теория консультирования: компоненты, функции, ограничения, способы изучения.
Направления психологического консультирования: психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое, когнитивно-поведенческое. Теоретическая ориентация консультанта: приверженность одной теории, эклектизм, интеграция. Мировоззрение, культурная и половая принадлежность консультанта и клиента, их роль в психологическом консультировании. Выбор консультантом теоретической ориентации и направления консультирования.

Тема 3. Пространство консультативных отношений
Построение отношений консультирования. Качество психоконсультационных отношений: эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность. Разделение профессиональной и личной позиции в консультировании.
Умение эффективно использовать невербальные средства общения. Умение наблюдать. Умение давать и принимать обратную связь.

Раздел II. Практика индивидуального психологического консультирования
Тема 4. Процесс и техники психологического консультирования
Понятие психоконсультативного процесса. Структура психоконсультативного процесса (интегративная модель).
Универсальные техники консультирования: базовые техники и техники воздействия. Методика самоанализа психологической консультации.

Тема 5. Начальные этапы психологического консультирования
Создание доверительной атмосферы. Сбор информации по проблеме клиента. Позиции клиентов: «заказчик», «собственно клиент», «гость». Определение психологической проблемы клиента. Направление к другому специалисту.
Прояснение запроса. Типы запросов. Консультирование клиента, который не знает, чего он хочет. Составление контракта. Переформулировка и углубление запроса. Уточнение контракта. Неприемлемые контракты.

Тема 6. Середина психоконсультативного процесса
Середина сессии. Фокус на эмоциях клиента. Техники работы с чувствами клиента. Техника конфронтации. Самораскрытие консультанта.
Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы). Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему). Совет. Фокус на поведении клиента. Информирование.

Тема 7. Окончание псхихоконсультативного процесса
Окончание первой и последующей встречи. Окончание последней встречи.
Завершение консультативных отношений с клиентом. Проблемы, связанные с завершением отдельных сессий, отношений консультирования.
Постконсультационное сопровождение.

Тема 8. Работа с сопротивлением и переносом в психологическом консультировании
Сопротивление изменениям. Сущность сопротивления. Причины сопротивления. Виды сопротивления. Проявления сопротивления. Сопротивление консультанта. Принципы, этапы и способы работы консультанта с сопротивлением клиента.
Перенос в психологическом консультировании: сущность, типы, причины, проявления. Расшифровка переноса. Интерпретация переноса. Этапы и способы работы с переносом. Случаи, когда не рекомендуется акцентировать внимание на переносе клиента.

Раздел III. Психолог-консультант в процессе индивидуального психологического консультирования
Тема 9. Личностный и профессиональный рост консультанта
Роль консультанта в процессе психологического консультирования. Квалифицированный и неквалифицированный консультант.
Становление консультанта. Самопознание консультанта. Решение собственных проблем. Консультативная практика как форма профессионального роста консультанта. Супервизия. Самосупервизия.

Тема 10. Ошибки консультирования
Типичные ошибки в работе психолога-консультанта, способы их предупреждения и преодоления. Виды некорректного поведения консультанта. Контрперенос.
Манипуляции в психологической консультации, способы распознавания и работы с ними. Ловушки консультирования: «Последняя надежда», «Чудотворец», «Красные флажки».
«Драматический треугольник»: Спасатель, Преследователь, Жертва. Спасательство в психологическом консультировании, способы его преодоления.
Рефлексивная работа группы по обобщению полученного во время занятий опыта.
URL документа: http://flogiston.ru/news/education/psy_kons