Содержание выпусков журнала «МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ» за 2006–2007 гг.. Константин Ефимов

«МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

НОВЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Издается с 2006 года



Журнал «Методология и история психологии» выходит в год четырьмя выпусками (в 2006 г. – два выпуска):
Выпуск 1 – методологический, посвящен конкретной теме (2006 г. – предмет психологии; 2007 г. – метод психологии; 2008 г. – объяснение в психологии и т.д.);
Выпуск 2 – история психологии, формируется на основе предоставленных авторами статей;
Выпуск 3 – методология психологии, формируется на основе предоставленных авторами статей;
Выпуск 4 – имеет подзаголовок «Направления и школы в психологии», в ближайшем выпуске (2007 г.) будут освещены школы: петербургская; культурно-историческая; школа А. Н. Леонтьева; школа С. Л. Рубинштейна.

Содержание журнала соответствует курсу «Философия и история науки» по психологии.

Редакционная коллегия журнала: В. Ф. Петренко (гл. ред., Москва), В. М. Аллахвердов (зам. гл. ред., Санкт-Петербург), А. В. Юревич (зам. гл. ред., Москва), И. Н. Карицкий (зам. гл. ред., отв. ред. вып. 1, Москва), В. А. Мазилов (отв. ред. вып. 2, Ярославль), А. Г. Лидерс (отв. ред. вып. 3, Москва), Е. Е. Соколова (отв. ред. вып. 4, Москва).

Редакционный совет: Г. В. Акопов (Самара), В. А. Барабанщиков (Москва), В. В. Большакова (Нижний Новгород), И. Е. Гарбер (Саратов), А. Н. Ждан (Москва), А. М. Зимичев (Санкт-Петербург), В. П. Зинченко (Москва), Ю. П. Зинченко (Москва), В. В. Знаков (Москва), А. В. Карпов (Ярославль), В. В. Козлов (Ярославль), Е. В. Левченко (Пермь), И. А. Мироненко (Санкт-Петербург), В. Г. Морогин (Томск), С. Д. Смирнов (Москва), Д. А. Теплых (Магнитогорск), В. В. Умрихин (Москва), Н. И. Чуприкова (Москва), А. И. Юрьев (Санкт-Петербург), В. А. Янчук (Минск).

Подписка по каталогу Агентства «Роспечать» во всех почтовых отделениях России, подписной индекс: 36048.

Те, кто опоздал подписаться на журнал в рамках основных сроков подписки, может подписаться через редакцию или другие агентства в соответствии с их условиями:

Через редакцию: необходимо выслать 400 руб. (на полугодие, два номера) или 800 руб. (на год, четыре номера) на адрес: Москва 119261, а.я. 54, Лидерсу Александру Георгиевичу.
Справки: по электронному адресу редакции: ;
по тел.: 8*(495) 379-0465 (И.Н. Карицкий), 8*(495) 134-4428 (А.Г. Лидерс).

Агентства:
1. Агентство «Артос-ГАЛ»:
тел. в Москве 160-5847, 160-5848, 160-5856,
эл. адрес:


2. ООО «Красносельское Агентство «Союзпечать»»:
тел./факс в Москве: 707-1288, 707-1289,
тел. в Москве: 707-1658, 783-2960,
ICQ: 260-133-826,
эл. адрес:

3. ООО «Агентство «Коммерсант-Курьер»»:
почтовый адрес: 127137, Москва, а/я 35,
тел./факс в Москве: 614-2505 (склад),
тел. в Казани: 8*(843) 291-0982,
эл. адрес:


4. Агентство «Мир прессы»:
тел./факс в Москве: 787-34-15 (Е.П. Морозова)
эл. адрес:


Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к сотрудничеству.
Справки: по электронному адресу редакции:
по тел.: 8*(495) 379-0465 (И.Н. Карицкий).


Содержание выпусков журнала «Методология и история психологии»за 2006–2007 гг.
 
 

2006. ТОМ 1. ВЫПУСК 1. Тематический: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Ожурнале «Методология и история психологии»........................................................................... 3
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
А.Н. Ждан. Развитие взглядов на предмет психологии.................................................................... 8
В.К. Шабельников. Предметность и субъектность детерминирующегомира в концепциях
психологии......................................................................................................................................23
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Б.А. Еремеев. Основные понятия психологии (из опытапрофессиональной рефлексии) .......... 41
В.А. Мазилов. О предмете психологии............................................................................................55
С.Д. Смирнов. Чем грозит психологии отсутствие общепринятогоопределения
еепредмета?.....................................................................................................................................73
Д.А. Теплых. Концепции предметности психологии в контекстетипов научной
рациональности................................................................................................................................85
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ
В.М. Аллахвердов. Вечно зеленеющий предмет психологии на фонесухой теории .................... 100
И.Н. Карицкий. Экспликация предмета психологии................................................................... 105
МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
И.Е. Гарбер. Нормативный и дескриптивный подходы копределению предмета
психологии....................................................................................................................................119
В.В. Козлов. Интегративная психология – возврат к предметупсихологии ............................... 132
С.В. Маланов. Онтология психических явлений: механизмыпереработки информации
илиориентировочно-исследовательская активность?................................................................ 147
И.А. Мироненко. О концепции предмета психологической науки.............................................. 160
Н.И. Чуприкова. Теория отражения, психическая реальность ипсихологическая наука ........... 174
В.А. Янчук. Постмодернистский социокультурныйинтердетерминистский диалогизм
какперспектива позиционирования в предмете психологии..................................................... 193
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
В.П. Зинченко. Сознание как предмет и дело психологии........................................................... 207
А.А. Пископпель. Гуманистический принцип личности и предметпсихологии .......................... 232
СОБЫТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Прогресспсихологической науки: основные проявления и критерии....................................... 251
4-йЯрославский методологический семинар: Объяснение в психологии................................. 258
Сведения об авторах .......................................................................................................................272
 

2006. ТОМ 1. ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Отредакции.......................................................................................................................................3
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Б.Д. Парыгин. История отечественной социальной психологии.................................................... 5
С.А. Богданчиков. Основные направления и течения в отечественнойпсихологии
1920-хгодов .....................................................................................................................................21
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОТЕХНИКИ И ПЕДОЛОГИИ
О.Г. Носкова. Московская школа индустриальной психотехники
(к115-летию И.Н. Шпильрейна и 110-летию С.Г. Геллерштейна)............................................... 31
А.А. Пископпель. Педология и психотехника: исторический опытметодологического
оформленияи обоснования комплексных научно-технических дисциплин............................... 47
ИСТОРИЯ ИДЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
А.Г. Лидерс. Развитие представлений об ориентировке иориентировочной деятельности
вистории отечественной психологии............................................................................................57
Н.А. Логинова. Некоторые итоги развития биографическогометода в психологии
вXX веке..........................................................................................................................................67
ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В.В. Большакова. И.И. Лапшин о психологии мистического познания
и«вселенского чувства»..................................................................................................................82
А.В. Лариков. Психологические воззрения А.И. Галича вприменении к судебной практике
российскойюриспруденции XIX века............................................................................................94
К 85-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.С. РОГОВИНА
Г.В. Залевский. О научном наследии М.С. Роговина..................................................................... 99
В.А. Мазилов. Михаил Семенович Роговин – методологпсихологии ........................................ 103
К 150-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ З. ФРЕЙДА
М.И. Турецкий. Шломо Зигмунд Фрейд.......................................................................................113
Е.В. Левченко. Психоанализ и психологическое знание: динамикаотображений
психоанализав отечественных учебниках психологии............................................................... 128
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ПСИХОЛОГИИ
В.Е. Еремеев. Древнекитайское учение о структуре психики...................................................... 138
СОБЫТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Историяотечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое,
пониматьнастоящее, предвидеть будущее...................................................................................151
110лет клинической психологии.................................................................................................160
К.М.Гуревичу – 100 лет!...............................................................................................................164
В.П.Зинченко – 75 лет!................................................................................................................168
В.М.Аллахвердову – 60!...............................................................................................................186
А.В.Петровский.........................................................................................................................189
Сведения об авторах .......................................................................................................................196
 

2007. ТОМ 2. ВЫПУСК 1. Тематический: МЕТОД ПСИХОЛОГИИ

Проблемаметода психологии...........................................................................................................3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И МЕТОД ПСИХОЛОГИИ
В.Е. Клочко. Закономерности движения психологическогопознания
ипроблема метода науки..................................................................................................................5
В.И. Олешкевич. Некоторые подходы к методологии психологии................................................ 20
А.А. Пископпель. Проблема интеграции психологии: метод и подход........................................... 37
Н.И. Чуприкова. Методы и методология психологической науки................................................. 51
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
В.А. Мазилов. Становление метода психологии: страницыистории
(методинтроспекции).....................................................................................................................61
В.А. Барабанщиков. Системный подход в структуре психологическогопознания ....................... 86
В.К. Шабельников. Социальная детерминация психики ипроизвольность
экспериментаторав методе поэтапного формирования умственных действий
П.Я.Гальперина.............................................................................................................................100
И.Е. Гарбер. Оппозиция метода и технологии в психологии....................................................... 106
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
А.Ю. Чернов. Методологическое введение в проблему качественныхметодов .......................... 118
Содержание выпусков журнала «Методология и история психологии»за 2006–2007 гг.
А.М. Улановский. Феноменологический метод в психологии,психиатрии
ипсихотерапии ..............................................................................................................................130
Г.М. Кучинский. М.М. Бахтин и феноменологический методисследования личности ............. 151
В ПОИСКАХ МЕТОДА ПСИХОЛОГИИ
В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко. Медитация как неопосредствованноепознание ..................... 164
В.Б. Хозиев. К вопросу о месте консультативного методаисследования
вгрядущей парадигме психологии...............................................................................................190
В.А. Янчук. Постмодернистскаясоциокультурно-интердетерминистская
диалогическаяперспектива метода психологического исследования........................................ 207
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Введениев рубрику .......................................................................................................................227
Принциппростоты........................................................................................................................230
Сведения об авторах .......................................................................................................................247
 

2007. ТОМ 2. ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
В.А. Мазилов. О становлении психологии как самостоятельнойнауки .......................................... 3
Т.Д. Марцинковская. Проблемы истории психологии в трудах Г.Г.Шпета ................................... 21
В.И. Олешкевич. История психологии как история психотехники............................................... 32
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Б.Д. Парыгин. История отечественной социальной психологии.................................................. 40
Е.В. Левченко. История интроспекции в России (конец XIX –начало XX вв.) ............................ 54
С.А. Богданчиков. От Л.С. Выготского к Г.И. Челпанову и обратно.............................................. 68
В.В. Аншакова. Проблема личности и ее проявлений вотечественной
психологическоймысли конца XIX – начала XX столетий ...........................................................79
А.А. Пископпель. Педология и психотехника: исторический опытметодологического
оформленияи обоснования комплексных научно-технических дисциплин............................... 94
СУДЬБА УЧЕНОГО
Р.А. Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено........................................................................... 107
М.И. Турецкий. Орел из пригорода (к 70-летию со дня смерти А.Адлера) ................................. 122
Н.В. Золотова. Научное наследие и жизненный путь Б.В.Зейгарник ....................................... 135
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Принципидеализации..................................................................................................................147
СОБЫТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Естественно-научнаяи гуманитарная парадигмы в психологии: конфронтация или … ? ........ 163
ПятыйЯрославский методологический семинар: Система категорий психологии.................. 170
Сведения об авторах .......................................................................................................................175
 

2007. ТОМ 2. ВЫПУСК 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПАРАДИГМЫ В ПСИХОЛОГИИ
А.В. Юревич. Парадигмальные дебаты.............................................................................................3
Т.В. Зеленкова. О сетевой парадигме в психологии....................................................................... 18
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Б.А. Еремеев. Основные понятия психологического исследования.............................................. 29
ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Г.В. Акопов. Проблема сознания в современной психологии........................................................ 43
В.В. Знаков. Самосознание, самопонимание и понимающее себябытие .................................... 65
Содержание выпусков журнала «Методология и история психологии»за 2006–2007 гг.
А.В. Косов. Ментальность как мировоззренческая система икомпонента
мифосознания.................................................................................................................................75
ПРОГРЕСС ПСИХОЛОГИИ
Введениев проблему.......................................................................................................................91
И.А. Мироненко. Об источниках сомнений в прогрессе психологии............................................ 94
М.С. Гусельцева. Понятие прогресса и модели развитияпсихологической науки ..................... 107
Т.В. Корнилова. Означает ли свободная конкуренция идей отказот критериев
научностив психологии................................................................................................................120
ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ В ПСИХОЛОГИИ
В.Л. Данилова. Методологические семинары в психологии:заметки к ненаписанной
истории..........................................................................................................................................130
Г.П. Щедровицкий. Методологическая организация сферы психологии.................................... 133
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Принциппроверяемости..............................................................................................................152
СОБЫТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ПерваяВсероссийская конференция «Психология сознания: современное состояние
иперспективы»..............................................................................................................................164
ШестойЯрославский методологический семинар: Сознание и бессознательное..................... 173
Сведения об авторах .......................................................................................................................174
 

2007. ТОМ 2. ВЫПУСК 4. НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГИИ

Проблеманаучной школы в психологии.........................................................................................3
В.В. Умрихин. Историко-методологические проблемы анализанаучных школ
впсихологии......................................................................................................................................5
ШКОЛА Л.С. ВЫГОТСКОГО: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Е.Ю. Завершнева. К публикации заметок Л.С. Выготского.......................................................... 15
А.В. Сурмава. Диалектическая психология: драма становления................................................... 25
О.А. Карабанова. Понятие «социальная ситуация развития» всовременной
психологии......................................................................................................................................40
Т.В. Ахутина. Роль Л.С. Выготского в развитиинейропсихологии .............................................. 57
ШКОЛА С.Л. РУБИНШТЕЙНА: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ
А.Н. Ждан. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна.............................................................. 69
А.Г. Чеснокова. Детерминизм, историзм и принцип восхождения отабстрактного
кконкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна..................................................... 83
А.С. Арсеньев. От субъекта к личности (Полемика о творческойсудьбе С.Л. Рубинштейна).
ЧастьI..............................................................................................................................................99
ШКОЛА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
В.Ф. Петренко. Школа А.Н. Леонтьева в семантическомпространстве психологической
мысли.............................................................................................................................................138
Н.Ф. Талызина. Сущность деятельностного подхода в психологии............................................ 157
Е.Е. Соколова. К проблеме методологии построенияобщепсихологической теории
вшколе А.Н. Леонтьева ................................................................................................................163
С.П. Сенющенков. О понятии «внутренняя деятельность» в теорииА.Н. Леонтьева .................. 179
ПамятиК.М. Гуревича ..................................................................................................................193
Содержание выпусков журнала «Методология и история психологии»за 2006–2007 гг. .............. 196
Сведения об авторах .......................................................................................................................200
 

URL документа: http://flogiston.ru/magazine/metodology_and_history_of_psychology