«Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [Н. A. Murray, 1938, р. 83].Завязывание и поддержание отношений с другими людьми могут преследовать весьма различные цели, такие, как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получить или оказывать помощь». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумеваем определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.
"Представляется правомерным утверждение, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.По мнению этих авторов, индивидуальный профиль мотива аффилиации определяется исключительно складывающимися в опыте обобщенными ожиданиями положительного и отрицательного подкрепления (вознаграждения или наказания), так что в конечном счете для объяснения индивидуальных различий соответствующей мотивации привлекательность результата оказывается излишней. Ибо она представляет собой либо константу, либо эквивалентную ожиданию переменную, причем в последнем случае привлекательность принимает то же значение, что и ожидание.
Люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми мотивами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеждением в том, что будущие ситуации межличностного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в- третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий»
[р. 34—35].
«Тема аффилиации... присутствует в тех случаях, когда один или несколько персонажей рассказа явно озабочены установлением, поддержанием или восстановлением положительных аффективных отношений с другими людьми. Озабоченность такого рода непосредственно проявляется в случаях, когда само отношение описывается как дружба»Количество баллов, набранных экспериментальной группой, почти по всем категориям значимо превзошло показатели контрольной группы. Однако по отдельным категориям различие было обнаружено только в позитивных, но не в негативных высказываниях (поэтому в суммарном показателе последние не учитывались). Авторы рассматриваемого исследования не пытались сделать следующий шаг в различении внутри мотива аффилиации тенденций поиска и избегания (к тому же они не создали необходимых для этого противоположных условий актуализации мотивации). Они, скорее, пришли к тому же выводу, что Шипли и Верофф: мотив аффилиации состоит из одной только тенденции поиска, независимо от того, возбуждается ли эта тенденция через страх отвержения или через надежду на общение. Подтверждением этого служит, с точки зрения авторов работы, корреляция мотива аффилиации с рядом социометрически выявленных личностных свойств—стремлением к одобрению, уверенностью и самоутверждением. Была обнаружена также корреляция с эгоизмом, что плохо вписывается в общую картину. Аткинсон и его соавторы оставили без внимания вопрос о том, не оказывают ли надежда на аффилиацию и страх отвержения—даже если то и другое вносит свой вклад в тенденцию поиска— различное действие на поведение. Результаты в целом не дают определенного ответа на этот вопрос. Мотив аффилиации актуализовался в рассматриваемом исследовании только негативно (т. е. порождением сомнения в успехе аффилиации), но не позитивно. Увеличение (по сравнению с нейтральной ситуацией) позитивных показателей в результате подобного рода негативного побуждения мотива может объясняться просто тем, что навязываемое испытуемым сомнение противоречит свойственным части из них обобщенным ожиданиям успеха и тем самым побуждает актуализацию содержаний, связанных с уверенностью в возможности аффилиации. Для проверки этой гипотетической зависимости представляется необходимым предварительное измерение изучаемого мотива в нейтральных условиях. Что касается применявшихся для анализа содержания рассказов ТАТ ключевых категорий [подробно описаны в работе: R. W. Heyns, J. Veroff, J. W. Atkinson, 1958], то они так и не были изменены, хотя требуют доработки в соответствии с теоретически обоснованными критериями валидности. позволяющими развести избегание отвержения и стремление к аффилиации. Наконец, авторы дают столь широкое определение темы аффилиации, что оно охватывает весь неструктурированный конгломерат возможных социальных мотивов, в том числе таких, как стремления к одобрению, признанию или доминированию. В последующие годы были предприняты попытки углубить экспериментальный анализ в двух направлениях:
[J. W. Atkinson, R. W. Heyns, J. Veroff, 1954, р.97].
Испытуемые ( количество) |
Показатели ТАТ | ||
мотив | НА | СО | |
Всего — N = 80 | 0,22* | 0,20 | 0,10 |
Со специфическими аффилиативными ожиданиями: | |||
Низкими — N = 40 | -20,02 | -0,19 | 0,24 |
Высокими — М = 40 | 0,46** | 0,58** | 0,16 |
![]() |
Рис. 1 Kоличество студенток с различным соотношением мотивов, отозвавшихся, и не отозвавшихся на провоцировавшую мотивационный конфликт просьбу [E.L. Walker R.W. Heyns 1962]. |
![]() |
Рис. 2 Количество студентов с высокой и низкой мотивацией аффилиации, получивших высокие и низкие оценки по курсам, в зависимости от аффилиативной структуры привлекательности. [W.J. McKeachie 1961 p.128] |
![]() |
Рис. 3 Среднее число обработанных символов для четырех групп испытуемых с разными отношениями мотивов достижения и афффилиации. Одна половина испытуемых каждой группы [N=15], работала с экспериментатором-мужчиной, вторая с экспериментатором-женщиной. Обозначения: Oy - ориентированные на успех (НУ>СН), Он –ориентированные на неудачу (НУ<СН), Оа – ориентированные на аффилиацию (НА>СО), Оо –ориентированные на отвержение (НА<СО) [U.J. Jopt, 1974, p. 323] |
«...относящиеся к тенденции аффилиации данные свидетельствуют, что лица, у которых она доминирует, воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Им нравятся те, кто их окружает, и они пользуются у них ответной симпатией и популярностью. То, что в социальных ситуациях они чаще используют позитивные межличностные признаки, побуждает незнакомых людей на позитивное общение. Так возникает цикл позитивных общений, порождающий при взаимодействии с незнакомым человеком ощущение доверия и комфорта» [A. Mehrabian, S. Ksionzky, 1974, р. 142].Для ориентированных на отверже-ние испытуемых (авторы называют их «более чувствительными людьми») результаты выглядят следующим образом:
«...данные, характеризующие восприятие и реальное поведение более чувствительных людей, а также впечатления, о которых они сообщают, не совсем совпадают с тем, что ожидалось. Например, вопреки ожиданиям, их поведение оказалось не менее аффилиативным, а в их отчетах негативные межличностные отношения упоминались не чаще, чем у испытуемых другой категории. Однако в ситуации общения с незнакомыми людьми они чувствовали себя менее уверенно, были напряжены, тревожны и обеспокоены и вызывали напряженность и ощущение дискомфорта у своих партнеров. Они вызывали к себе более негативные чувства и оценивали себя как менее популярных и более одиноких. Таким образом, чувствительность к отвержению измеряет неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденцию попадать в безвыходный круг общения, закрепляющий чувство неадекватности и неспособности справляться с межличностными отношениями» [ibid., p. 143].Из приведенных данных следует, что лица, ориентированные на отвержение, не есть простая противоположность тем, кто ориентирован на аффилиацию. Иначе говоря, от представителей первой группы их отличает не избегание аффилиации. Для обеих групп поиск аффилиации и ее достижение являются первостепенной целью. Они различаются, таким образом, не столько по привлекательности аффилиации, сколько по ожиданию успеха, по умению осуществить направленное на аффилиацию поведение, а также по реальному успеху у партнера. Вот почему это исследование практически не подтвердило ковариации ожидания и привлекательности. Ибо, невзирая на страх (ожидание неудачи) отвержения (негативная привлекательность), мотивированные им испытуемые стремятся к аффилиацйи. Несмотря на накопленный ими опыт, аффилиация, по-видимому, обладает такой позитивной ценностью, требующей своей реализации, что страх отвержения приходится победить.
Факторы и переменные Знак нагрузки на фактор | |
Фактор I: аффилиация |
|
1. Общее количество высказываний (за 1 мин) | + |
2. Количество положительных высказываний (за 1 мин) | + |
3. Количество вопросов (за 1 мин) | + |
4. Длительность речи испытуемого (в% ко всему времени) | + |
5. Длительность речи партнера (в % ко всему времени) | + |
6. Длительность контакта глаз с партнером (в % ко всему времени) | + |
7. Количество кивков (за 1 мин) | + |
8. Дружелюбное выражение лица | + |
9. Количество словесных согласий (за 1 мин) | + |
10. Позитивное содержание высказываний | + |
11. Количество жестов рук (за1 мин) | + |
12. Позитивная окраска голоса | + |
Фактор II: активность | |
1. Общая (позитивная плюс негативная) речевая активность | + |
2. Громкость речи | + |
3. Скорость речи | + |
Фактор III: отсутствие напряженности | |
1. Количество движений ног (за 1 мин) | — |
2. Количество покачиваний корпуса (за 1 мин) | — |
3. Наклонное положение корпуса | + |
Фактор IV: интимность (доверительность) | |
1. Положение плеч по отношению к партнеру (отличное от фронтального) | + |
2. Расстояние до партнера | — |
Фактор V: замешательство | |
1. Длительность хождения туда-сюда (в% ко всему времени) | + |
Упорядоченные с помощью факторного анализа переменные аффилиативного поведения в ситуации совместного ожидания с незнакомым человеком (переменные выделены по аудиовизуальной записи) [A. Mehrabian, 1971, р. 130] |
  Ситуация< | Мотив Аффилиации | Мотив отвержения | |
Высокий | низкий | ||
  Стрессовая | Высокий Низкий | 0,07 0,01 | 0,41 -0,14 |
  Нейтральная | Высокий Низкий | 0,07 -0,31 | -0,14 -0,04 |