Исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа.. Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х.

Можно ли себе представить две более разные вещи, чем компьютер и пациент?

«…Знаете ли, почему-то я подумала опять о счете и об оплате. (Вы не должны мне предъявлять счет.) М-м-м… я думала, что мне (не надо бы от вас получать счета) хорошо бы вас спросить, как вы бы отнеслись к тому, чтобы не предъявлять мне счета. То есть, я обычно к (к концу месяца и так знаю, сколько там набежало), то есть, я сразу же подумала, что можно против этого возразить, но я предложила, что я буду просто сама подсчитывать количество часов и давать вам в конце месяца чек…»

Вы, наверное, не поверите, но это не дословный протокол психоаналитического сеанса, а текст, сочиненный компьютерной программой, которую написал Клиппингер (Clippinger J., 1977). И в самом деле, текст, полученный с помощью этой программы, почти не отличается от отрывка из того реального психоаналитического сеанса, который Клиппингер изначально использовал для концептуализации вероятных когнитивных процессов у пациентки, которые могли протекать в ее „черном ящике“ и привести к подобной вербализации. Тот факт, что программа выдала такой текст, может служить доказательством того, что когнитивная теория, на которой программа основывалась, является адекватной моделью для большей части действующих в данном случае когнитивных процессов. Техника компьютерной симуляции с целью проверки теорий (в данном случае психологических) — одна из прикладных областей быстро развивающейся науки об искусственном интеллекте (ИИ). С нашей точки зрения, такой подход к проверке сложных психологических теорий может быть полезен и для психоанализа. Модели, выводимые из теорий ИИ, отчасти оттого, что они проверяются методом компьютерной симуляции, весьма точны, последовательны и терминологически ясны. Кроме того, они в гораздо большей степени, чем психоаналитические концепции, учитывают современные данные других дисциплин, например, нейрофизиологии, исследований мозга и структур памяти. В этом одна из причин, по которым мы обратились к теории когнитивных процессов на основе моделей компьютерной симуляции для исследования этих процессов у психоаналитических пациентов. При эмпирическом изучении психоаналитических процессов заимствование модели ИИ также должно помочь избежать опасностей „круговой поруки“, то есть использования психоаналитической модели для подтверждения самой себя. Теория когнитивных процессов Клиппингера показалась нам убедительной, так как она точно так же, как структурная теория психоанализа, включает понятие конфликтных процессов, протекающих внутри „черного ящика“. То есть она концептуализирует когнитивные процессы как определяемые взаимодействием отдельных когнитивных модулей. Процессы (программы), идущие в одном модуле, могут дополнять, изменять или тормозить и прерывать те, что идут в другом модуле. Кроме всего прочего, это приводит к формированию характерных структур во взаимодействии различных модулей и специфичных способов восприятия и переработки информации.

<...> Целью нашего эмпирического исследования было -описать и проанализировать изменения в когнитивных процессах решения задач у пяти пациентов, проходящих долговременный курс психоанализа. Мы исследовали, как изменяется способ описания пациентами их снов во время аналитических сеансов. Мы сконцентрировались на этом вопросе потому, что одна из основных целей психоанализа — это превращение бессознательных конфликтов в сознательные, что является предпосылкой достижения внешних целей: способности работать, любить и наслаждаться жизнью. Пациентам нужно научиться распознавать бессознательные конфликты, чтобы последние не мешали удовлетворению желаний и исполнению долга. Предполагается, что данная форма психотерапии развивает особые стратегии решения проблем, связанных с бессознательными конфликтами… Поэтому одной из основных задач нашего исследования стала разработка критериев успешности психоаналитического лечения через когнитивные процессы решения проблем. Эти когнитивные процессы мы анализировали в связи с интерпретацией сновидений потому, что это хороший пример взаимодействия пациента с бессознательным материалом — своими снами <...>
На первом этапе нашей работы <...> мы используем очень широкое определение когнитивных процессов. Мы понимаем их как внутренние процессы восприятия и переработки информации, которые всегда связаны с физиологическими и эмоциональными процессами и не могут изучаться отдельно от них… В качестве методов мы использовали теоретически ориентированный контент-анализ с помощью комплексных оценок и компьютеризованные виды контент-анализа <...>

Сеанс 617. У меня был сон: магазин, я стою у прилавка с чулками, но не могу ничего выбрать. Ухожу из магазина. У меня еще есть три четверти часа до начала аналитического сеанса. Тут сцена меняется. Я просыпаюсь и вижу, что пропустил сеанс. Я должен позвонить аналитику и сказать ей, а то она будет волноваться. Но что-то мне мешает это сделать. Однако, пропустив один сеанс, я не должен пропустить и второй. Он должен состояться в X. Если я возьму велосипед, как раз поспею. Я еду туда и вдруг оказываюсь на горной дороге, на ней трудно удержаться, трудно ехать. Ситуация пугающая. В маленькой хижине молодой человек с длинными волосами. Он должен как-то помочь с плохой дорогой. Времени уже мало, и хотя я вижу X. на горизонте, я уже не успеваю. Я ужасно тревожусь, все тело ноет. Я смотрю, как этот чудак работает, и думаю, что нужно найти велосипед, который я где-то в горах потерял… Ассоциации: Я не только до своего аналитика-женщины не могу добраться, я вообще ни до какой женщины не могу добраться. Я не могу по-настоящему открыться, я только притворяюсь, что еду в X. Интересно, я ее предал? Может ли быть, что анализ из-за этого неуспешен? Во сне я пропустил два сеанса, наяву я ни одного не пропустил. Связано ли это со страхом, что меня больше не любят? Что же о мужчинах: хочу ли я наблюдать за ними и подражать им? Что это может быть? Вчера я понял, что имела в виду аналитик, когда сказала, что ощущается желание подражать другому человеку, но это очень трудно. Большая часть мужчин, которых я знаю, испытывает много трудностей, мало чему у них можно было бы подражать, по крайней мере, что касается моих технических способностей. Я всегда умел очень хорошо наблюдать и внимательно смотрел, как что действует. Однако есть области, где я не так хорошо могу наблюдать. Что означает X.? Похоже, что я на пороге открытия какой-то новой части своих интересов — вчера я говорил с шефом о возможности поделить с кем-нибудь обязанности социального работника. Мне пришла в голову эта мысль несколько дней назад. Я даже ее обсуждал с приятелем, однако это уже не относится ко сну.

<...> Так какие же гипотезы мы оцениваем? <...> Когнитивные процессы решения проблем двух успешно анализирующихся пациентов в конце их анализа можно охарактеризовать как в высокой степени гибкие, широкие по когнитивному охвату, как опирающиеся на ассоциативный и „гештальтный“ способ мышления и способность к функциональному и реалистичному решению задач. Разнородная информация может восприниматься и перерабатываться одновременно, что ведет к генерации и проверке конкурирующих противоречивых гипотез, которые модифицируют друг друга. Когнитивные диссонансы распознаются, обдумываются и, наряду со всем остальным, влияют на принятие решений. Отрицательные аффекты несут важную функцию сигнализации о когнитивных процессах, на которые необходимо обратить внимание в процессе принятия решений. В рамках нашей модели мы обнаружили: 1) увеличение объема когнитивных и аффективных знаний, функционально используемых в различных модулях, 2) хорошо срабатывающие и лучше отвечающие реальности программы прерывания и 3) беспрепятственное взаимодействие когнитивных процессов в разных модулях. Два пациента, результаты лечения которых признаны удовлетворительными, показали те же тенденции, но не в такой явной форме. К данному моменту лечения у пациента, анализ которого оценен как неуспешный, описываемых изменений не обнаружилось.

<...> Самым впечатляющим результатом исследования явилось то, что и оценки четырех судей по достаточно большому количеству теоретически ориентированных переменных, и данные компьютеризованного контент-анализа различались для всех трех категорий успешности психоанализа. Конечно, пять единичных случаев — это не очень большая эмпирическая база, но большое число показателей, по которым различаются три категории успешности, могут быть использованы в качестве специфических прогнозов при дальнейших исследованиях других случаев.
_____________________________________________________
Лейцингер-Болебер М., Кэхеле Х. От Кальвина до Фрейда: исследование когнитивных изменений в ходе психоанализа. // Моск. психотерапевт. жур. — 1997. — №4. — С.161-172


URL документа: http://flogiston.ru/library/cognitive_psychoanalisys