Светлана Кривцова: "Чтобы жизнь была хорошей, даже в школе". Валентина Шевяхова, Виктория Ерёменко

Светлана Васильевна Кривцова - преподаватель кафедры психологии личностифакультета психологии МГУ и научный руководитель Центрасоциально-психологической адаптации детей и подростков "Генезис". "Генезис" существует с 1996 года,и за это короткое время успел завоевать несомненную популярность среди педагогов и практических психологов образования,предлагая уникальную систему психолого-педагогической работы с детьми и подростками. В основе этой работы лежитидея о необходимости обучения детей способам решения жизненных задач их возраста.

Каковы современные тенденции и проблемы в практической психологии?
В практической психологии существует разделение на психологическое консультирование и психотерапию. С точки зрения психотерапевтического образования в России сейчас тенденция хорошая, мне она нравится. Десять-пятнадцать лет назад Россия была захлестнута первопроходцами, имеющими второстепенное значение на Западе, а сейчас на российский рынок начали выходить более серьезные западные организации. Что касается практической психологии в целом, то сейчас актуальна проблема взаимоотношения психотерапевтов и практических психологов без психотерапевтического образования, и она существует не только у нас в стране.

Что это за проблема?
На государственном уровне немедицинская психотерапия по-прежнему является нелегальной деятельностью. Лицензии выдаются только психиатрам, а без лицензии оказание психотерапевтических услуг нелегально.

Можно ли этот закон как-то обойти?
Ну, конечно, люди же все равно это делают. Существует огромное количество психологических центров, которые консультируют и оказывают немедицинскую психотерапевтическую помощь.

Но у этих центров официально иной статус?
Да. Медицинские психотерапевты наконец поняли, какой они кусок хлеба с маслом потеряли, и настаивают на том, чтобы никаких немедицинских психотерапий не было, а была только их, медицинская... Проблема опять же, кого допускать, кого не допускать к этому рынку.

Разница между медицинской и немедицинской психотерапией в дипломе психиатра?
Да. Психотерапевт - это психиатр, который прошел ординатуру в течение трех лет по специальности "медицинская психотерапия", то есть получил восьмилетнее медицинское образование. И естественно, что психологический факультет его не дает.

А без диплома психиатра психотерапия считается неквалифицированной?
В том-то и дело, что нет. Поэтому наши ребята решили эту проблему, предъявляя сертификаты европейских институтов, которые признаются в Европе. Дело в том, что у нас психотерапия всегда была частью медицины, получали её в медицинских институтах, а на факультете психологии готовили академических исследователей. Ведь психологический факультет вырос с философского факультета. После того как открылись социальная, медицинская кафедра, стали появляться другие специалисты практической ориентации. Когда мы заканчивали факультет, психологи могли работать только в психиатрических больницах, где занимались более тонкой дифференцированной диагностикой клинической картины, или на заводе. А больше нигде психологов не было, поэтому о какой психотерапии может идти речь? На Западе же практическая психология или психотерапия - это второе высшее образование, которое дают людям с любым высшим образованием и которое длится 7 лет. Поэтому европейский диплом немедицинского психотерапевта (хотя в Европе слова "немедицинский" нет) считается здесь достаточным для того, чтобы консультировать.

Какая деятельность относится к разделу консультирования?
К разделу психологического консультирования относится довольно широкая область, в том числе, и практическая психология образования, потому что это фактически единственный государственный сектор, где работают психологи. Кроме того, в фирмах (но это уже частный сектор), есть так называемые оргконсультанты, которые занимаются консультированием организаций. С точки зрения денег, это наиболее хорошо оплачиваемая работа, но она имеет свою специфику - ярко выраженный негуманистический характер. Поэтому обычно в фирмах работают люди прагматически ориентированные, так как в оргконсультировании психолог, как правило, выполняет заказ руководства - организации, которая ему платит деньги.

Например, какого рода могут быть заказы?
Все заказы примерно одни и те же: организация хочет, чтобы люди, которым она платит деньги, отрабатывали их, не щадя себя. Этот принцип - "Результат любой ценой" - вполне характерен для бизнеса и отличает бизнес-организации от организаций, где имеет значение уважение друг к другу, саморазвитие личности.

Какие цели Вы преследовали, открывая "Генезис"?
"Генезис" начинался как непсихотерапевтический центр, который работал на образовательный процесс. Про образование я знаю больше, чем про другие области и про практическую психологию образования могу говорить ответственно. "Генезис" был создан для того, чтобы доучивать школьных психологов; например, мы организовали тренинг-центр, где школьных психологов переподготавливали на тренеров, которые могли бы работать с подростками, а позднее - и с детьми из начальной школы.

Какова специфика работы тренинг-центра?
Мы учим, используя принципы западной подготовки - через самопознание; это означает, что 9 месяцев люди участвуют в группах и заодно учатся эти группы вести. Факт в том, что систематическая психологическая работа в школе должна быть. Мы считаем, что в школе с первого класса важно решать проблемы агрессии, самоуважения или родительского развода, например. Поэтому цель центра - научить школьного психолога самому создавать сценарий под любую проблему. Это предполагает развитие особого психотехнического мышления, когда ты понимаешь, что нужно этому человеку, и у тебя есть ассортимент методик - как ему помочь.

Какие школьные проблемы позволяет решать Ваша программа?
художник Омар ГодинесВ школе есть свои сложности. К сожалению, школьная ставка - это один психолог на 500 учеников. А если в школе (как обычно и бывает в московских школах), например, 900 учеников, то все равно двух психологов не положено. Вот один психолог там и работает, и с такой большой нагрузкой он не может быть ни терапевтом, ни даже консультантом - он просто всех не переконсультирует. Поэтому мы придумали превентивные, предупредительные программы - одновременно и с образовательным, и с терапевтическим уклоном. Это программа предусматривает и теорию поддержку, и повышение самоуважения, и позитивное переформулирование. Когда этому сначала научаются школьные психологи, которые потом, в свою очередь, учат этому детей, получается очень неплохой результат. Его можно сравнить, скорее, с витаминной профилактикой, а не с лечением болезни, но подавляющему большинству детей в школе этого вполне достаточно для того, чтобы получить силы справляться со своими проблемами.

Насколько программа, которой обучает Ваш тренинг-центр, сейчас распространена в школах?
"Генезис", конечно, известен в каждой школе в Москве, во всех управления образования. Это центр, куда действительно можно послать и получить там конкретную помощь. Что и делают Министерство Образования и Комитет Образования. Кроме того, у нас очень много единомышленников в разных городах. Тренинг-центр - наш самый большой проект, мы выпускаем около 100 человек в год. Представляете, сколько человек уже выучилось в Москве на тренеров! Мне кажется, что это значительно изменило картину того, что происходит в школах.

Разрабатываете ли Вы какие-либо программы обучения психологии в школе?
Я и группа авторов сейчас написали учебник - "Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе". Это необычные уроки, с психотерапевтическим креном, а на вопрос, нужна ли психотерапия в школе, пока нет ясного ответа. Сама логика обучения в школе, логика трансляции знаний перпендикулярна логике саморазвития, психотерапии. Поэтому непонятно, например, как в школе учитывать эмоции? И, тем не менее, вокруг эмоций в школе завязано очень много проблем - проблемы мотивации, плохого поведения, адаптации, вообще идиосинкразии к школе в итоге. Почему-то решили, что, если психолог появился, он все эти проблемы самим фактом своего существования решит. На самом деле, конечно, не так. Но все-таки что-то сделать можно, например, введя такие, особые, уроки психологии, которые будут рассказывать про логику чувств, про способы решения жизненных задач, про некоторые жизненные навыки. Этот учебник, среди многих других учебников про психологию, безусловно, стоит особняком: он менее педагогический, более психотерапевтический. Мы опробовали эту систему в 20-ти школах в Москве, получился очень хороший, на мой взгляд, результат. Пока мы издаем учебник только для первого класса, но, возможно, выпустим учебники для всех одиннадцати лет обучения.

Насколько нам известно, издательство "Генезис", кроме большого объема литературы для практических психологов образования, также издает журнал "Педология: новый век". Имеет ли Ваш журнал какое-либо отношение к той "Педологии", которая издавалась отечественными психологами еще в тридцатые годы?
Да, у нас была идея о продолжении связи с той "Педологией", которую насильственно запретили в 36 году. Мы решили организовать новый век этого журнала, хотя слово, конечно, противное, и все вокруг проецируют на него, у кого что болит. Помимо этого, как написала еще в первом номере Людмила Филипповна Обухова, "педология" - в соответствии с международным реестром, раздел науки о почвах; но, тем не менее, был момент, когда комплекс наук вокруг проблемы детства, воспитания, обучения получил в России именно такое научное название. Журнал "Педология: новый век", я считаю, очень талантливо делает редактор, Ирина Умнова. Я думаю, что этот журнал в конце концов "продавит" общественное мнение. Мы уже выпустили шесть номеров, а такие вещи, как особое явление культуры, проникают в общественное сознание постепенно.

Кроме тренинг-центра, в "Генезисе" также действует и консультация. Есть ли какие-либо типичные запросы, с которыми обращаются в консультацию?
Консультация заявлена как родительская, и приходят к нам с родительскими проблемами: недовольством своими детьми, непониманием своих детей. Когда у нас консультация была бесплатная, шло много не очень образованных родителей, и их проблемы, как правило, звучали так: "Мне нужен детский психиатр, потому что мой ребенок меня не слушается". Сейчас консультация стала платной, и, хотя это небольшие деньги, но уже пошел другой контингент родителей. Многие из них, тем не менее, абсолютно беспомощны и не знают, что делать со своими детьми. Обычно они приходят с конфликтом "ребенок-школа-родитель". И, поскольку консультант всегда стоит на стороне ребенка, диалог с родителем не всегда приятен.

Меняются ли запросы в зависимости от экономической, социально-политической, возможно, культурной обстановки в стране?
Времена изменились, в самом деле, за последние десять лет, и родители очень серьезно начинают относиться к образованию своих детей. Это значит, что для них принципиально важно отдать детей в хорошую, престижную школу, где к ученикам предъявляются высокие требования уже с первого класса. Усложненная начальная школа для озабоченных родителей становится светом в окне, в то время как ребенок в семь лет далеко не всегда соответствует высоким требованиям своих родителей. В результате, появляется огромное количество невротизированных детей, на которых давит не столько школа, сколько родители. И они же давят на школу. Хорошие школы плачут и стонут от того, что родители безумно агрессивны; сначала они с большим трудом туда рвутся, но потом всем недовольны, а тараном становится ребенок. Вот мы и пытаемся решать эти конфликты. У нас есть игровые группы, где маленькие дети получают эмоциональную подпитку. Вообразите, игровые группы, за деньги! Дома детям не разрешают играть, им же надо делать уроки.

Кажется, учителя в школе также не особенно настроены на то, чтобы предоставлять ученикам возможность игры.
Да. 99,9% учителей начальной школы не считают правильным, что дети должны играть в школе и им должно нравиться там. Как это нравиться? У детей должно быть чувство долга и воля. Мы же считаем, что школа должна нравиться, и наша программа "Жизненные навыки" про это. Наши уроки психологии в первом классе опасны, как бомба замедленного действия. Мы говорим о том, что в школе должно быть тепло, должно появляться что-то привлекательное, что необязательно должно идти из содержания предмета, а, например, из атмосферы. Атмосфера же в педагогике - это, как правило, искусство, которым владеют жрецы, разработчики авторских школ, и атмосфера - это их товарный знак. Мы пытаемся разработать технологию создания атмосферы, используя гуманистические и экзистенциальные принципы. Чтобы жизнь была хорошей, даже в школе.


URL документа: http://flogiston.ru/interview/krivzova