ответ
Дата: November 11, 2006 04:33PM
У. Бронфенбреннер в своей книге «Экология человечес¬кого развития» представил экологическую среду как систе¬му из четырех концентрических структур (13). Микросис¬тема — структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. То есть даже применительно к двум близнецам мы не можем ут¬верждать идентичность среды развития, потому что к ним предъявляются разные требования, разные ожидания, по¬тому что один из них неминуемо назначается старшим, а другой — младшим. Мезосистема — структура взаимоотно¬шения двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников). Так, если брат и сестра ходят в одну школу, но сестре разрешают приводить домой подруг, а брату — нет, мезосистема их жизнедеятельности будет различаться. Экзосистема — среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения). Так, дети могут ходить в одну и ту же школу, но при этом круг одноклассников может быть значимым для одного и безразличным для другого, все важные жизненные события которого проис¬ходят, например, в драмкружке. И, наконец, макросисте¬ма — субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек). У. Бронфенбреннер полагал, что макро¬система играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе всё «внутренние» системы. Так, понятно, что если в стране не поощряется рождаемость и не предостав¬ляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях материнской депривадив, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это ком¬пенсировать. С другой стороны, независимо от частных вне¬шних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре.
По мнению У. Бронфенбреянера, среда содержит два ос¬новных измерения: это виды деятельности, в которые вов¬лечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собствен¬ной активности в формировании среды постоянно увеличи¬вается.