Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
письмо
Написано: Евгения ()
Дата: February 24, 2005 09:36PM

Всем привет! Пишу дипломную работу: Взаимосвязь агрессивности и упорства в подростковом возрасте. По обработанным результатам получила 30-высоко агрессивных и 15-низко агрессивных. Теперь мне надо посмотреть есть ли связь м/у агрессивностью и упорством в двух группах. Но тут возникла проблема, не могу пользоваться статистикой!
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЙЛУСТА ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ!

Настройки: ОтветитьЦитировать
Передавайте привет руководителю Вашей дипломной работы
Написано: Максим Соколовский ()
Дата: February 25, 2005 03:43AM

А что тут ещё скажешь?
Разговоров про статистику в этом форуме было много, так что какие-то общие рекомендации найдете по списку тем форума.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Общие рекомендации.
Написано: Евгения ()
Дата: February 25, 2005 09:00PM

Да сказать можно многое, было бы желание!
Уважаемый Максим привет я же конечно передам.
Все общие рекомендации я просмотрела, еще, перед тем как написать свое письмо. Но того, что мне нужно не нашла.
С уважением Евгения.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Если конкретнее
Написано: Максим :^)) ()
Дата: February 27, 2005 08:12AM

Вы уже определились, какими статистическими методами собираетесь пользоваться? Есть ли у Вас какая-то статистическая программа на компьютере (ну кроме "экселя"winking smiley?

Если на компе SPSS или STATISTICA - могу прописать алгоритм - "на что жать" )))).
Если не определились с методами - перечислите, какие шкалы у Вас задействованы в эксперименте, в каких результат качественный (номинальная шкала), в каких - сырые баллы. Стены и преждевременное разделение на "высокий-средний-низкий" НЕНАВИЖУ!!!! )))))))

Настройки: ОтветитьЦитировать
ещё об исходных данных
Написано: Максим :^)) ()
Дата: February 27, 2005 08:19AM

А "по обработанным результатам" "средне-агрессивных" просто выкинула? Может, рановато?
Да, и постарайся при обработке разделить испытуемых (если была смешанная выборка) на юношей и девушек. Или можно давать объявление "ищу романтическую встречу, пол не имеет значения".

Успехов! )))))).

Настройки: ОтветитьЦитировать
ответ
Написано: ЕВГЕНИЯ ()
Дата: February 27, 2005 08:14PM

На счет алгоритма, то буду Вам очень благодарна!!! У меня есть STATISTICA 6.0. А вот с методами определенности нет.
Моя задача - выявить есть ли взаимосвязь м/у агрессивностью и уровнем упорства в двух группах. Средне - агрессивные в исследовании не участвуют.
Кстати пол значение имеет, и ни только в исследовании! Испытуемые у меня были разделены по половому признаку: 19 мальчиков, 26 девочек.
Кстати слово "НЕНАВИЖУ!!!! )))))))" к чему, а может быть к кому, относиться?
С уважением Евгения.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Алгоритм
Написано: Максим :^)) ()
Дата: March 01, 2005 01:35AM

Здравствуйте, Евгения.
По всей видимости, Вам нужно просто сравнить достоверность отличий двух групп испытуемых, например, с высокой и низкой агрессивностью по уровню упорства, посчитав различия отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.
Выборки получились маленькие, но попробовать стоит

Сначала потребуется импортировать из формата MS Excel таблицу в программу STATISTICA 6.0,

Возможный алгоритм выполнения.
I. подготовьте таблицу в «Экселе» для импорта в «Статистику»:
· если данные для нескольких сравниваемых групп находятся в разных таблицах – объедините их в одну «Экселевскую», просто в новой таблице отведите для обозначения этих групп отдельные столбики, например, если сравниваются разные школьные классы – добавьте столбик «класс», куда записывайте номер класса: 9, 10, или другой. Если вам нужно различать эти классы по буквам (а, б, в) добавь те столбик «буква». Обязательно учитывается пол испытуемых и добавляем столбик «пол» и т.п.
· Объединив разрозненные таблицы в одну, убедитесь, что одна импортируемая таблица занимает один рабочий лист «Экселя»,
· таблица расположена точно в верхнем левом углу листа «Экселя»,
· для названий столбцов (переменных) отведена только первая верхняя строка таблицы,
· имена (коды) испытуемых находятся только в первом левом столбце таблицы,
· таблица содержит только первичные тестовые данные испытуемых. То есть в нижней части столбцов, содержащих значения обследованных респондентов, отсутствуют значения средних и других показателей.
· на всякий случай очистите форматы в таблице «Экселя» (команды меню: Правка – Очистить – Форматы),
· убедитесь, что рабочий лист «Экселя» содержит только импортируемую в статистику таблицу.
· сохраните файл и закройте его на время импорта в «Статистику», чтобы избежать одновременного доступа к одному файлу двух разных программ.

II.
· импортируйте в «Статистику» рабочий лист «Экселя», для этого просто откройте его в «Статистике».
o Например, запустив программу STATISTICA 6.0, выбираем пункты меню: File – Open. Появляется диалоговое окно:

o В котором выбираем тип файлов Data Files:
o
o это позволит программе «увидеть» ваш «экселевский» файл
o далее находите при помощи этого диалогового окна Ваш файл на компьютере и выбираете «открыть».
o Появляется диалоговое окно, в котором программа спрашивает, какие рабочие листы «Экселя» Вам нужны.
o
o обычно я выбираю “Import selected sheet to a Spreadsheet” – импортировать отдельный лист в виде файла данных.
o Далее программа спрашивает:
o какой именно рабочий лист берется для работы. Выбираем…
o Затем спрашивается, есть ли там названия строк в первом столбце (первый квадратик), названия переменных в первой строке (второй квадратик), и нужно ли сохранять оформление шрифтов (нижний квадратик):
o жмем «ОК» и получаем результат.
o При этом фамилии (коды испытуемых), оказались за пределами поля таблицы – на сером фоне справа. Названия переменных (характеристик) также оказались на сером фоне сверху.

Затем считаем U-критерий:
U-критерий Манна-Уитни используется для оценки достоверности различий между средними двух независимых выборок (групп).

Сначала о том, как «вообще» это делается:
Для того, чтобы рассчитать этот критерий при помощи статистических программ, в исходной таблице данных должен быть столбец (группирующая переменная), в котором для каждого испытуемого указано, к какой из сравниваемых групп он принадлежит. Например, если определяется достоверность различий между юношами и девушками, в таблице должен быть столбик «пол», с обозначениями, допустим, «м» и «ж».

Выбираем нужный метод: меню “Statistics – Nonparametrics (непараметрические методы). Открывается диалоговое окно.

Поскольку U-критерий применяется для сравнения независимых выборок, выбираем «Сравнение двух независимых групп» (Comparing two independent...):

и жмём ОК.

В появившемся диалоговом окне жмём Variables (переменные), чтобы указать программе, что именно обрабатывать.
Появляется диалоговое окошко со списком переменных:

в этой версии «Статистики» группирующую переменную (одну!) нужно выбрать в списке переменных справа. Если мы сравниваем юношей и девушек, то такой группирующей переменной будет ПОЛ.
Затем в списке слева выбираем количественные переменные, по которым ищем достоверные различия между ними. Обычно это делается при помощи мышки: прижав правую кнопку мышки на первой нужной переменной в списке она протягивается черех весь нужный диапазон. Прижимая клавишу ”CTRL” (Control) можно «щелкать» по обозначениям нужных переменных, добавляя или убирая их из списка для обработки. Можно просто внести номера переменных в строку снизу. Выбрав переменные жмем ОК.

В программе стоит ограничение на число переменных одновременно обрабатывающихся за один раз непараметрическими методами (чуть больше 20-ти). Поэтому поводу программа может выдать сообщение ... и придется сократитьчисло переменных в списке слева.
Жмем ОК.

Появляется исходное диалоговое окно, в котором программа сама старается распознать градации группирующей переменной:
т.е.Codes for Group 1 & Group 2.

Если градаций группирующей переменной больше двух (и Вы все же хотите воспользоваться этим критерием) или программа запуталась с кодами, можно пощёлкать мышкой по белому прямоугольничку с кодом для группы и в выпавшем списке выбрать его самостоятельно.

Когда все параметры установлены, жмем мышкой кнопку “M-W U test” или “Mann-Whitney U test” и наслаждаемся результатом ))).

Для большинства статистических критериев, в компьютерном варианте, психологу достаточно найти в итоговых таблицах волшебное p-level. За небольшим исключением – это вероятность нулевой гипотезы. Она же вероятность ошибки нашего утверждения о том, что две сравниваемые между собой выборки отличаются достоверно. Для гуманитарных наук и биомедицины, чтобы доказать достоверность отличий между выборками (альтернативную гипотезу) достаточно, чтобы p была меньше или равна 0,05, или, выражаясь в «уровнях значимости», уровень значимости нулевой гипотезы a был меньше или равен 5%.
Иногда статистические пакеты прописывают несколько вероятностей нулевой гипотезы. Это примерно те же результаты, но с учетом разного рода поправок. Для непараметрических критериев это, как правило, поправки на повторяющиеся ранги (значения). (Как тут не вспомнить понятия «гомоморфизм» и «изоморфизм» из репрезентационной теории измерения?)
Обычно разница столь незначительна, что можно выбрать любой понравившийся столбик.

Обратите внимание, что для установок по умолчанию STATISTACA 6.0 компонует результаты в рабочую книгу, подобно тому, как это давно уже делает программа SPSS.
В левой части окна рабочей книги есть древо отображаемых в ней результатов. Можно щелкать мышкой по элементам его структуры, переходя от одних итоговых таблиц или графиков к другим.

Теперь мы знаем, по каким признакам группы отличаются достоверно. Как незначительную недоработку разработчиков статистических пакетов можно указать отсутствие в итоговых таблицах хоть каких-нибудь средних для сравниваемых групп. По таблице не особенно видно, в какой именно группе показатели выше, а в какой – ниже.

Так что средние можно посмотреть отдельно. Но сейчас писать об этом не буду.

Для Вашей работы имеет смысл сравнить высоко агрессивных девушек и высокоагрессивных юношей, низкоагрессивных девушек и низкоагрессивных юношей, затем высокоагрессивных и низкоагрессивных, отдельно юношей и отдельно девушек.

Для этого можно воспользоваться кнопочкой “Select cases”, в просторечье именуемой «фильтром». Она есть почти во всех диалоговых окнах.
Щелкаем по ней и в появившемся диалоговом окне активируем фильтр, выставив флажки: “Enable Selection Conditions”, “Specific, selected by”, затем указываем, какие строки брать программе для работы.
Смотрим, например, номер столбца, в котором указано «высокоагрессивные» или «низкоагрессивные». Пощелкав несколько раз по его названию (на сером поле) в выпадающем меню выбираем ”Text labels” и смотрим, какие цифровые обозначения присвоила им система.
Допустим, качественные градации агрессивности оказались во втором столбце, а высокоагрессивным программа приписала число 101, тогда в поле “Specific, selected by” пишем v2=101 и компьютер возьмет для обработки только высокоагрессивных и можно будет сравнить, например, высокоагрессивных юношей и высокоагрессивных девушек.


Максим Соколовский.

P.S. "Ненавижу" относится к часто встречающейся тенденции "стандартизировать" первичные данные как бог на душу пошлет и переводя баллы в "стены" сокращать число градаций измеряемого признака там, где без этого можно прекрасно обойтись.

Вас, как заинтересованную студентку, уважаю, а по организации эксперимента дипломной работы, конечно же, есть вопросы, но понятно, что это, скорее, не к Вам, а к руководителю Ващей дипломной...

Настройки: ОтветитьЦитировать
Попыталась сделать
Написано: ЕВГЕНИЯ ()
Дата: March 03, 2005 12:04AM

Здравствуйте, Максим. Спосибо за алгоритм. Попыталась сделать и вот что получилось:
Rank Sum Rank Sum U Z p-level Z p-level Valid N Valid N 2*1sided
выс сред adjusted выс сред exact p
ФИЗ.А 130,0000 221,0000 75,00000 -0,263523 0,792148 -0,280590 0,779025 10 16 0,815935
КОС.А 142,5000 208,5000 72,50000 0,395285 0,692633 0,405827 0,684870 10 16 0,697882
РАЗДР. 122,5000 228,5000 67,50000 -0,658808 0,510020 -0,675892 0,499110 10 16 0,516940
НЕГАТ. 149,0000 202,0000 66,00000 0,737865 0,460597 0,774913 0,438392 10 16 0,483794
ОБИДА 138,5000 212,5000 76,50000 0,184466 0,853648 0,187869 0,850979 10 16 0,856355
ПОДОЗ. 123,5000 227,5000 68,50000 -0,606103 0,544447 -0,620371 0,535014 10 16 0,551193
ВЕРБ.А 151,5000 199,5000 63,50000 0,869626 0,384505 0,886454 0,375373 10 16 0,391367
Ч.ВИНЫ 132,5000 218,5000 77,50000 -0,131762 0,895173 -0,132926 0,894252 10 16 0,897126
ИЗЛИШ.АГ. 148,0000 203,0000 67,00000 0,685160 0,493243 0,746508 0,455361 10 16 0,516940
А.ЕСТЬ 163,0000 188,0000 52,00000 1,475730 0,140017 1,750000 0,080119 10 16 0,149647
Там где Variables, я выделила справа все кроме упорства, а слева выделила только упорство. И мне кажется, что я где-то напортачила!
P.S. По совету своего научного руководителя сделала Спирмена, и никакой корреляции я там не обнаружила!
Ну ладно буду бидться дальше над своей работой!
Если есть мысли и желание помочь, то пишите. Буду очень рада.
С уважением Евгения.

Настройки: ОтветитьЦитировать
На вскидку - всё правильно
Написано: Максим :^)) ()
Дата: March 11, 2005 07:24AM

Только у вас были выставлены коды для групп "выс" и "сред" - высокий и средний, а вы собирались сравнивать группу с высокими и группу с низкими показателями.
Судя по уровню значимости нулевой гипотезы, достоверно эти группы ни по одному из признаков не отличаются. Чтобы они отличались достоверно, p-level должен быть меньше 0,05.
По этой табличке, к сожалению, не выставляются средние, поэтому, если для групп с высокими и низкими показателями вы эти различия найдете, средние потом можно будет посчитать через меню "Статистикс - бэйсик статистикс - дескриптив статистикс", только выставлять там фильтр для разных групп.
По английски Mean - средняя арифметическая.

Может быть полезным "погонять" корреляции отдельно для сравниваемых групп,
оценить разницу между средними девушек и юношей, принадлежащих разным группам

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss