Здравствуйте!
Ситуация такая: я сейчас пишу курсовую по анализу ЭЭГ - будучи студентом кафедры биофизики физфака МГУ. Пишем дошкольников. В ходе работы столкнулся с описанным случаем:
--------------------
Недавно пришел в класс за ребенком. Беру список, подхожу к преподавателю: кого у Вас можно забрать с занятий?
- А кто нужен?
- Да в общем-то все равно, у нас еще почти никого из этой группы не было (речь идет о дошкольниках)
- Тогда вот.. ну, **** например.
Выходит девочка. Я спрашиваю:
- Ты у нас уже была? (скорее для проформы, у меня в списке отмечены те кто был - а часть я сам видел)
Молчание.
- Ты с дошкольного отделения?
Молчание.
- А какой у вас предмет?
Молчание.
- Математика?
Молчание.
- А какой урок тебе больше всего нравится?
Тут мне становится малость не по себе. Обычно с детишками я говорю постоянно - а тут вообще никакого ответа. Немая?! Да не может быть, меня бы предупредили... на мгновенье становится стыдно - ребенок говорить может не умеет - а я пристаю...
- Тебя зовут как?
Молчание.
- Ты не любишь говорить?
Молчание. И даже никаких кивков. Ну все - вляпались по уши - в ходе задания ведь надо говорить какой из предъявляемых кругов был больше! А если что не в порядке? Может у нее клаустрофобия - ведь не скажет! Да мало ли что - это тебе не железки и даже не мыши - дети все-таки... стремаюсь я в таких случаях.
- А зовут тебя?
Где-то на второй или третьей попытке получаю ответ:
- Василисой (это я так, условно)
Гора с плеч. Не немая. Захожу в лабораторию.
- ****, вот человек молчит как партизан!
Передаю ребенка и иду в угол с железками: я предпочитаю большую часть времени обеспечивать стабильную работу древнего усилителя и двух компов: трешки и двушки ;-), по мне лучше разобраться с подключенным к усилку антиквариатом (недавно нашел ведущие в разные потайные углы кабели, на их концах нашлись висящие разъемы и доисторические агрегаты Юрского периода с непонятным назначением - прямо затерянный мир какой-то!) чем столкнуться с таким вот случаем...
Прилепили электроды. Пишем фон - вроде бы ничего необычного не видно (некоторые дети генерят альфа-ритм почем зря - на экране чистый синус с частотой 8-10 Гц и амплитудой больше всяких других сигналов). Фон с открытыми глазами. Инструкция. Наконец - первая картинка и я нервно жму Enter - побежала ЭЭГ по экрану...
- Какой кружок был больше?
Спрашивает ***а - у нее лучше получается.
...ну...
- правый...
Фуффф.... наконец-то! Снова Enter, пошла вторая картинка...
- правый.
Enter.
- правый.
Короче - эксперимент прошел успешно. Но... вот что странно: девочка так и не вышла из состояния установки. То есть всю контрольную серию она видела один круг большим - иллюзия сохранялась необычно долго.
Что это значит - понятия не имею. Помимо задания она все время молчала - единственным словом было "Василиса" - ответ на тот мой вопрос по пути. И говорила она довольно чисто - никаких признаков заикания или плохой дикции - нормальный детский голос..
---------------------------
Может описание излишне художественное - но вроде никаких деталей не забыл. Где пишу - говорить не буду (нет санкции научного руководителя, это сообщение - моя собственная идея), но вопрос остается:
- Стоит ли о подобном случае сообщать психологу? Возможность есть...
- Может ли такое состояние быть признаком какой-то патологии или свидетельством травмы?
- Мне сказали что старшие братья/сестры говорят еще меньше - но чистота речи наводит на мысль что вряд ли это просто поздно заговорила.
...короче - что делать?
---------------------------------------------
Алексей Д.Тимошенко,
Free Researcher,
[
freeresearcher.narod.ru]
МГУ, физфак, 403 группа - кафедра биофизики.
Область интересов: neuroscience, в психологии - когнитивная психология, NLP-практик (прошел курс в 2003 году в центре "ИмаДжин"
----------------------------------------------
С уважением,
Алексей