Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Ребенок молчит
Дата: March 17, 2004 12:51AM

Здравствуйте!

Ситуация такая: я сейчас пишу курсовую по анализу ЭЭГ - будучи студентом кафедры биофизики физфака МГУ. Пишем дошкольников. В ходе работы столкнулся с описанным случаем:
--------------------
Недавно пришел в класс за ребенком. Беру список, подхожу к преподавателю: кого у Вас можно забрать с занятий?
- А кто нужен?
- Да в общем-то все равно, у нас еще почти никого из этой группы не было (речь идет о дошкольниках)
- Тогда вот.. ну, **** например.
Выходит девочка. Я спрашиваю:
- Ты у нас уже была? (скорее для проформы, у меня в списке отмечены те кто был - а часть я сам видел)
Молчание.
- Ты с дошкольного отделения?
Молчание.
- А какой у вас предмет?
Молчание.
- Математика?
Молчание.
- А какой урок тебе больше всего нравится?

Тут мне становится малость не по себе. Обычно с детишками я говорю постоянно - а тут вообще никакого ответа. Немая?! Да не может быть, меня бы предупредили... на мгновенье становится стыдно - ребенок говорить может не умеет - а я пристаю...

- Тебя зовут как?
Молчание.
- Ты не любишь говорить?
Молчание. И даже никаких кивков. Ну все - вляпались по уши - в ходе задания ведь надо говорить какой из предъявляемых кругов был больше! А если что не в порядке? Может у нее клаустрофобия - ведь не скажет! Да мало ли что - это тебе не железки и даже не мыши - дети все-таки... стремаюсь я в таких случаях.
- А зовут тебя?
Где-то на второй или третьей попытке получаю ответ:
- Василисой (это я так, условно)
Гора с плеч. Не немая. Захожу в лабораторию.
- ****, вот человек молчит как партизан!
Передаю ребенка и иду в угол с железками: я предпочитаю большую часть времени обеспечивать стабильную работу древнего усилителя и двух компов: трешки и двушки ;-), по мне лучше разобраться с подключенным к усилку антиквариатом (недавно нашел ведущие в разные потайные углы кабели, на их концах нашлись висящие разъемы и доисторические агрегаты Юрского периода с непонятным назначением - прямо затерянный мир какой-то!) чем столкнуться с таким вот случаем...
Прилепили электроды. Пишем фон - вроде бы ничего необычного не видно (некоторые дети генерят альфа-ритм почем зря - на экране чистый синус с частотой 8-10 Гц и амплитудой больше всяких других сигналов). Фон с открытыми глазами. Инструкция. Наконец - первая картинка и я нервно жму Enter - побежала ЭЭГ по экрану...
- Какой кружок был больше?
Спрашивает ***а - у нее лучше получается.
...ну...
- правый...
Фуффф.... наконец-то! Снова Enter, пошла вторая картинка...
- правый.
Enter.
- правый.
Короче - эксперимент прошел успешно. Но... вот что странно: девочка так и не вышла из состояния установки. То есть всю контрольную серию она видела один круг большим - иллюзия сохранялась необычно долго.

Что это значит - понятия не имею. Помимо задания она все время молчала - единственным словом было "Василиса" - ответ на тот мой вопрос по пути. И говорила она довольно чисто - никаких признаков заикания или плохой дикции - нормальный детский голос..
---------------------------

Может описание излишне художественное - но вроде никаких деталей не забыл. Где пишу - говорить не буду (нет санкции научного руководителя, это сообщение - моя собственная идея), но вопрос остается:

- Стоит ли о подобном случае сообщать психологу? Возможность есть...

- Может ли такое состояние быть признаком какой-то патологии или свидетельством травмы?

- Мне сказали что старшие братья/сестры говорят еще меньше - но чистота речи наводит на мысль что вряд ли это просто поздно заговорила.

...короче - что делать?
---------------------------------------------
Алексей Д.Тимошенко,
Free Researcher,
[freeresearcher.narod.ru]
МГУ, физфак, 403 группа - кафедра биофизики.

Область интересов: neuroscience, в психологии - когнитивная психология, NLP-практик (прошел курс в 2003 году в центре "ИмаДжин"winking smiley
----------------------------------------------
С уважением,
Алексей

Настройки: ОтветитьЦитировать
Ребенок молчит
Написано: Ольга ()
Дата: March 20, 2004 01:06AM

Ну у меня как психолога есть несколько вариантов гипотез произошедшего с вами. А также несколько вопросов к вам, Алексей. Несколько цинично, может быть, но непонятно, почему вас так сильно обеспокоил произошедший случай и реакция девочки? Похоже, что она сильно не вписывалась в обычное поведение детей, приходящих к вам на обследование? может быть было что-то еще в ее поведении, кроме молчания, что показалось вам необычным?
А гипотезы примерно такие: 1 - куча различных вариантов причин, которые могут вызвать подобную реакцию в данной ситуации. Что было с девочкой до этого в течение дня? Какие ее обычные реакции на общение с незнакомыми? может быть ее напугал одноклассник, рассказав какой-нибудь ужас про ситуацию обследования? Может быть она боится врачей? может ее хорошо научили боятся незнакомых людей? Может она была сильно чем-нибудь расстроена и это ее обычная поведение в таком состоянии? и т.д. и т.п. 2 - что у девочки сильно интровертированный характер, что в ситуации стресса дало такую реакцию. 3 - что у ребенка действительно проблемы с общением, но тут опять размножение вариантов причин и действий. Все зависит от сопутствующего впечатления.

Я тут вспомнила похожий случай. У меня была практика в больнице (соматической), а так как я семейный психолог, и там лежали детки с родителями и родственниками, то на прием мы приглашали по возможности с мамами и бабушками. Так вот, пришла бабушка с 5-ти летней девочкой, а им пришлось подождать некотрое время в коридоре - у меня уже шла консультация. И девочка капризничала и нервничала, плакала. так вот, она полностью отказалась говорить со мной, кое-как косвенно повзаимодействовать нам удалось только через игрушки. В жизни девочка хорошо говорит и взаимодействует со взрослыми - по словам бабушки. Это такой пример ситуативного поведения. Понятно, что потребность в психологической работе была, но отказ от общения был нехарактерен и вызван ситуацией.

По-моему, вам не стоит сильно волноваться о этой девочке. А если у вас есть возможность и желание - можете порекомендовать им (учителям или родителям через учителей) психолога для консультации, объяснив причину вашей тревоги. может быть, нейропсихолога.
Если это не очень серьезные, не органические нарушения - а за это кроме молчания в вашем рассказе ничего не говорит, то в большинстве случаев проблемы могут откорректироваться в течение жизни и развития.

Настройки: ОтветитьЦитировать
спасибо за ответ
Дата: March 20, 2004 01:05PM

Ольга, спасибо Вам за ответ.
Ситуация меня обеспокоила потому, что моего опыта попросту не хватает на то, чтобы понять насколько стоит беспокоится. А пропустить что-то серьезное не хотелось бы: все-таки не с мышами или железками (типичные для биофизиков объекты) работаю.

Такого не было раньше - поэтому насторожился. В принципе это школа от академии педнаук и там помимо нас работают и психологи, я думаю что наилучшим вариантом будет просто сказать о этом случае им - тем более что они имеют дело с теми же группами...

Настройки: ОтветитьЦитировать
знакомый случай
Написано: надя ()
Дата: April 02, 2004 05:17AM

Знаете, Алексей, у меня был оч похожий случай, когда первоклассница молчала со мной как рыба. А главное, что это продолжалось не 1 день, а гораздо больше. При этом с мое подругой - коллегой она худа-бедно по 1 слову все таки говорила. Мне ваш случай очень напомнил этот, мой. Тут мне кажется важно не заострять внимания на этом моменте, что ребёнок молчит, а просто что-то с ним дальше делать, в ходе деятельности "моя" девочка и начала хоть чуть-чуть говорить с коллего, а я вот пыталась, как и вы, все спросить у нее ,почему же она молчит, и этим, как мне сейчас кажется, делала ситуацию для неё ещё напряженее. А по поводу причин, на мой взгляд, это конечно же просто психологические какаие-то проблемы, скорее всего в семье, и тут, конечно, надо работать психологу с таким ребёнком. Я вот впоследствии узнала, что эта девочка была из мягко говоря неблагополучной семьи алкоголиков, где её били, поэтому понятна такая реакция на незнакомого взрослого. Поэтому если у вас есть возможность, то конечно, надо чтоб с этим ребёнком общался психолог. smiling smiley счастливо

Настройки: ОтветитьЦитировать
ребенок молчит
Написано: drongo ()
Дата: April 30, 2004 11:05PM

её оттолкнула ваша первая фраза - "Ты у нас уже была?"
В этой фразе - и безразличие к личности, и противопоставление ты-мы, которое может откровенно напугать. Вобщем, учитесь ставить себя на место другого человека, вам многое станет понятным. У дошкольника еще не может быть большого интеллекта, но чувство, интуиция уже есть.

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss