Причина, как всегда, выше шеи.
Написано:
Мэри Кэй
()
Дата: January 13, 2004 12:39AM
Одна из моих подружек время от времени подрабатывает фотографом в сетевой фирме, торгующей косметикой. Знающий человек поймёт из моего ника – в какой. ;о) Она называет тамошнюю публику не иначе, как “анонимные алкоголики”. Непременные и постоянные “хэппининги”, плохо скрываемая алчность, рассказы о том, как “мне было плохо до того и как хорошо теперь”, “чувство локтя”, поочерёдные выступления перед “товарищами”, обязательное присутствие “гуру”, всё это сближает сетевиков с “бывшими” алкоголиками. Надеюсь, что немногие станут спорить с кавычками вокруг слова бывшие.
Человека приводит в сетевую структуру не только желание заработать, так же как стремление пить горькую или быть анонимным алкоголиком проистекает не только и не столько из физиологической потребности. Куда более мощная мотивация состоит в потребности признания обществом, вовлечённости в социум. То есть, потребность в принадлежности к сети состоит в принадлежности к ней... Цель и средства совпадают. “Я пью, потому что мне стыдно, а стыдно мне потому что я пью...” Что может быть сильнее?
Такая зацикленность -- одна из психологических причин устойчивости сетевого маркетинга.
Сметанный Кот упомянул претензии сетевиков на “продвинутость”. Действительно, они ставят себе это в заслугу, утверждают, что им принадлежит будущее. В связи с этим, мне припомнилась передача одного немецкого телеканала, посвящённая жизни свингеров. Герои передачи рассказывали о себе и о своей... хм, философии, что ли. При этом они утверждали, что за их образом жизни будущее, что они настолько продвинутые, что смогли побороть в себе могущественные животные инстинкты. Параллельно с ними выступал сексолог, рассказывающий о сексуальной жизни шимпанзе. Видеоряд был подобран настолько удачно... что спустя годы, когда кто-то рассказывает о продвинутости, я всегда вспоминаю с усмешкой эту, в общем-то, крайне несерьёзную передачу.
Та же беда с сетевиками, которые под видом продвинутого бизнеса воскрешают архаичные, дорыночные методы хозяйствования. Всё новое – хорошо забытое старое. В деятельности сетевиков товарно-денежные отношения ущербны, вместо торговли господствует натуральный обмен и взымание оброка. Заработная плата выплачивается только сторонним, привлекаемым работникам, вроде моей подружки, да и с ней всё время норовят расплатиться косметикой, а не живыми деньгами. Фактически, в сетевом “бизнесе” царят феодальные и даже более примитивные, родоплеменные отношения. Звания дистрибьюторов нередко тождественны феодальным, что-то на подобии герцога Уэльского или князя Лыткаринского. Отношения между рангами строятся по принципу сеньор-вассал, то есть, на основе личной преданности и территориальной принадлежности, а не на основе экономической выгоды. Основной источник благостояния – души. Причём, случаются даже мёртвые души, когда сетевик приписывает себе мнимых дистрибьюторов, идя при этом на покупку товара, который не сможет реализовать по подходящей для него цене, но всё потом окупится, потому что с прибавлением душ он перейдёт на следующий уровень феодальной иерархии с более широкими привелегиями (возможностью “покупать” товар по более низкой цене). Место купить нельзя (за разумные деньги), до него можно только дослужиться. В сетевой структуре обязательно присутствует свой тотем – тот самый товар, который они продают. Проводятся совместные “богослужения”.
Вместе с типом хозяйствования воскрешается из небытия дух феодального времени, особый, общинный, цеховой дух. Корпоративная солидарность сетевиков выше всех похвал. Что, кстати, не мешает “общинникам” чмарить друг дружку по-чёрному. Это тоже характерно для феодализма. Как сказал тов. Некрасов:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда --
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Зато корпоративная солидарность очень мешает правоохранительным органам. Наиболее уязвимое перед законом среднее звено прикрывается подельниками. Гоняться за рядовыми распространителями (пусть хотя бы и наркотиков) крайне накладно, высшее звено – недоступно, у них всё чисто, а со средним общается только нижшее и высшее, которые помалкивают.
Сетевики не уникальны на путях реставрации ушедших социальных укладов, профессиональные спортивные клубы, например, от них не отстают. Никто и ухом не ведёт, когда слышит, что футболиста такого-то продали за столько-то, хотя... торговля людьми вроде как запрещена. И сетевики тоже торгуют клиентами, хотя предпочитают обмен. “Я тебе дам десять в Выхино, а ты мне десять в Черёмушках.”
Ответ на вопрос почему люди идут в такие структуры, на мой взгляд, нужно искать в семье. Разрушение своих собственных родовых связей заставляет человека искать им замену на стороне. Феодальные, родоплеменные отношения как никакие другие подходят для замены. В этом смысле, современный уклад городской жизни, создающий основу капитализма, задним числом... восстанавливает прошлое. Мобильность населения порождает бизнес, разрушает семьи из многих поколений и производит сетевой “бизнес”. За что боролись...
Что с этим делать – не знаю, но сдаётся мне, что разговоры о грядущем новом средневековье совсем не беспочвенны.
И ещё одно о стабильности. Мрачные переспективы низового звена могут быть развеяны только перемещением на более высокое место в табели о рангах... А такое перемещение возможно только через привлечение новых вассалов. То есть, часть напуганных уходит, а оставшиеся нанимают новых. Чем выше уровень страха, тем больше людей уходит, и тем более интенсивно оставшиеся вербуют новых, и тем шире у них рынок сбыта. Так система поддерживает собственное существование. Страх играет стабилизирующую роль, а потому, от его уровня численность системы не зависит. Так что... пугай не пугай – всё одно.
Подытожу свои бредни. На психологическом уровне сеть поддерживают:
1)Зависимость;
2)Вовлечённость;
3)Страх.