Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Красное - красивое
Написано: Владимир Иванов ()
Дата: December 23, 2003 07:07PM

Любая, даже легкая царапина сопровождается кровотечением. Следовательно, вид крови всегда ассоциируется с травмирующей ситуацией, что, возможно, и делает красный цвет красивым.
Следующий лексический ряд, похоже, подтверждает эту закономерность:

чёрный - в смысле страшный, опасный;
кровь;
чермный - красный (старославянский);
червонный - красный;
красный;
красивый.

Слова расположены в порядке возрастания привлекательности. Однако, в каждой из групп слов с родственной корневой основой имеются пары с противоположными по смыслу словами: чёрный - червонный, кровь - красивый. Слово "чермный" созвучное слову "чёрный" связано сходством значения с группой слов, родственных слову "красный".
Смысл во всём этом может быть такой: этимологическая связь слов, обозначающих противоположные по знаку эмоциональные состояния, собственно, и показывает причинно-следственную связь этих эмоциональных состояний.
Два полюса просматриваются и в англоязычном варианте:

black - чёрный;
blood - кровь;
blood curding - страшный, ужасный;
blaze - блеск, великолепие;
bliss - блаженство;
beauty - красота.

-------------------------
Это выдержка из моей статьи: "Психология, сновидения, рефлексы"
[psy.tom.ru]
в которой на примерах показывается, что положительная эмоция, если она возникает, является следствием отрицательной эмоции (на той же предметной основе).

Предлагаю обсудить и другие темы, затронутые в статье.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
звуковой символизм
Написано: Psyling ()
Дата: December 24, 2003 04:47PM

затронутая вами тема попадает в разряд тем под названием sound symbolism.
[www.conknet.com]
[www.trismegistos.com]
основное возражение против этого: слишком много произвола.
в отличие от этого программа ВААЛ www.vaal.ru , к примеру, оперирует более верифицируемыми данными в отношении слов и звуков. а этимологию всегда можно найти такую, которая подтвердит почти любую аллюзию.
река - река, дом - дым, МасЛО - МОЛОкО, КОШка - КОШмар, кошМАР - коМАР, и т.д. и т.л.
и потом это очень напоминает конструкти Келли. Ваши конструкты Келли.
Мерри Кристмас - Мерзкий Кристал - Мертвый Крест - Морковный Краситель

Настройки: ОтветитьЦитировать
Дополнительный факт
Написано: Владимир Иванов ()
Дата: December 25, 2003 09:27AM

Результаты экспериментальных исследований тоже могут быть подогнаны под "нужные" выводы или искажены артефактами. А в данном случае, согласен (и имел это в виду), наилучшим подтверждением любой психологической гипотезы могут быть только результаты исследования самого человека, его психики. То есть правильнее было бы, наоборот, лексическую гипотезу (когда объект исследования "размыт"winking smiley подтверждать, если бы появилась такая необходимость, биологическими, психологическими исследованиями. Естественно, при достаточно высоком уровне соответствующих исследований.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
подогнаны?
Написано: Psyling ()
Дата: December 25, 2003 03:31PM

%Результаты экспериментальных исследований тоже могут быть подогнаны под "нужные" выводы%
Под какой вывод можно подогнать:
какого цвета буква А в русском языке?
насколько приятно звучит русское слово ХРОМОСОМА или английское JEOPARDISE?
я к тому, что эксперимент для того и делается, чтобы гипотезу или подтвердить или опровергнуть. Если она есть. А если ее нет, то подогнать нельзя!

Настройки: ОтветитьЦитировать
Лишь дополнительное подтверждение
Написано: Владимир Иванов ()
Дата: December 26, 2003 11:22AM

Говоря о подгонке и артефактах, имел в виду проблемы исследования собственно психики (то есть в поисках доказательств можно сделать достаточно ошибок и без обращения к лексике).
Вы приводите примеры возможного (при наличии надёжной теории) исследования психики лексическими (косвенными) методами. Это совсем не то, что исследование в лексике, чтобы доказать какую-то закономерность в работе психики (как в моём примере из статьи). И так как данная предполагаемая лексическая закономерность трудно доказуема (методами этимологии), то, повторюсь, её можно воспринимать лишь как дополнительный факт (наряду с другими) в подтверждение гипотезы возникновения положительной эмоции на основе отрицательной.

"я к тому, что эксперимент для того и делается, чтобы гипотезу или подтвердить или опровергнуть. Если она есть. А если ее нет, то подогнать нельзя!"

А если современными методами невозможно подтвердить гипотезу?
А если эксперимент ошибочен?

"а этимологию всегда можно найти такую, которая подтвердит почти любую аллюзию."

То есть возможна и подгонка результатов под гипотезу, которой фактически нет (ошибочна).

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
Сине-голубой
Написано: Владимир Иванов ()
Дата: January 03, 2004 10:13AM

Аналогичные результаты даёт анализ восприятия и синего (холодного) цвета. Скорее всего, это ассоциация на посинение (цианоз) кожи при переохлаждении. Цианоз (синяк) также возникает и в результате механической травмы. Следовательно, сине-голубой цвет тоже ассоциируется с травмирующей ситуацией.
Рассмотрим лексический ряд:

black - чёрный;
bleak - холодный, пустынный;
blue - голубой, синий;
blaze - блеск, великолепие;
bliss - блаженство.

Здесь тоже наблюдаются два полюса эмоциональных реакций. То есть неосознанное стремление к преодолению неприятных переживаний также делает сине-голубой цвет привлекательным и распространённым. Например, голубизна в одежде и других деталях внешности, как и наличие оттенков красного, особенно подчёркивают женскую красоту.
Насыщение этими цветами усиливает эмоциональность любого образа. Сложившиеся популярные (сказочные) персонажи выглядят именно так: бело-голубая одежда Снегурочки, красная шуба Деда Мороза, голубоватый образ Мальвины и др.
Эмоционально активными также являются оттенки сиреневого и фиолетового цветов.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
Люшер
Написано: Psyling ()
Дата: January 07, 2004 03:20PM

%сине-голубой цвет тоже ассоциируется с травмирующей ситуацией.%
синий по Люшеру - спокойствие

Настройки: ОтветитьЦитировать
Влияние обстановки
Написано: Владимир Иванов ()
Дата: January 07, 2004 07:40PM

"синий по Люшеру - спокойствие"

В том-то и дело. Например, отдыхать можно и в лесу, который таит в себе опасность (а где ещё можно отдохнуть в дикой природе?).
Противоречивость эмоциональных реакций на синий цвет (как и на красный) можно объяснить преодолением страха, вызываемого травмирующими ситуациями. А ещё важно, какая обстановка: голубой цвет неба - это одна реакция, голубой в образе человека - уже другая реакция.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss