Уважаемые психологи!
За время работы с разнообразными опросами (в основном по методам многомерного шкалирования) мне приходилось сталкиваться с разнообразными погрешностями, возникающими из-за массы причин.
Самыми характерными являются, по моим наблюдениям, такие:
- непредсказуемые распределения - отнюдь не всегда оказывающиеся равномерными или точечными! - при несоответствии шкалы оцениваемому объекту (напр. оценка зелёного объекта по шкале «синий-красный» не будет равномерной и не зафиксируется на нуле, т.к. особенности человеческого глаза таковы, что он различает красный цвет лучше, чем синий и зелёный, и все зелёные объекты покажутся ему «более синими», хотя на самом деле ни в синем, ни в красном цвете нет зелёной составляющей);
- влияние вопросов друг на друга, когда предыдущий вопрос может вызвать неправильное понимание последующего (такие случаи описаны, при желании брошу ссылки);
- смещение ответов в сторону одного из полюсов шкал благодаря некоторой инерции в ответах испытуемых при одинаковой «полярности» шкал по условным направлениям «хорошо-плохо»;
- разница в ответах разных групп испытуемых из-за непредставительности (нерепрезентативности) выборки (ну, про то, что большинство исследований производятся на студентах одного профиля, хорошо известно).
Наверняка у многих присутствующих есть ещё какие-то наблюдения подобного рода. Думаю, самое время их высказать и по возможности разобрать подробнее.
Верится, что эти погрешности достали не только меня
Предлагаю попробовать рассмотреть здесь самые характерные «ляпы», «баги» и «сопли» в части постановки опросов и попытаться ответить на два вопроса:
а) Как выявить такие погрешности?
б) Как поставить опрос, чтобы их избежать или минимизировать?