Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Психологический закон Ома.
Написано: Леонтьев В.О. ()
Дата: October 14, 2003 09:03PM

Здесь раньше был разговор о том, с чего начинать учебник по психологии, чтобы он был понятен современному технически образованному человеку с развитым абстрактным мышлением. Я не хочу сказать, что это единственно правильный подход. Есть люди с другими типами мышления и для них нужно излагать психологию совершенно по другому.
Итак...очень сжато.

Человек и животное представляют из себя биологический механизм с генетическими программами самообеспечения и самовоспроизведения.Поведением человека и животного назовем любую последовательность движений тела. Встроенный механизм управления поведением назовем психикой. Информация из внешнего мира поступает через органы чувств. На основе внешней информации и информации извлекаемой из памяти принимаются решения о дальнейшем поведении. Внешние воздействия и память о предыдущих воздействиях влияют на значения набора параметров, описывающих психику. Набор таких параметров называется состоянием психики. Главная трудность психологии заключается в формальном математическом описании внешнего воздействия V , состояния S и поведения Р. Предположим, что удалось найти подходящие классы математических объектов (например. функции от времени) описывающие V,S.P. Тогда одной из основных задач психологии яваляется отыскание зависимости Р = F(V,S), которую можно рассматривать как вариант формулы К.Левина.
Т.е. психику можно рассматривать как черный ящик , на вход которого подается сигнал V, на выходе наблюдается сигнал Р, внутреннее состояние описывается набором параметров S(t) , которые могут быстро меняться со временем. Сложность заключается в том, что в настоящее время нет возможности непосредственно измерять параметры S. Поэтому приходится строить гипотетические схемы устройства психики.
Бихевиоризм не учитывал зависимость Р от S. Сейчас s понимается как набор параметров. При более подробном конструировании психики s будет включать в себя понятия сознания, цели, когнитивной карты и т.п.

Простейшей физической аналогией зависимости Р = F(V,S) является закон Ома. Если в качестве черного ящика взять проводник, состояние описывать его электрическим сопротивлением S=R, внешнее воздействие описывать величиной поданного напряжения V=U, поведение описывать величиной тока P=I, то зависимость F ,будет иметь вид I=U/R. В физике можно зафиксировать условия и проводить эксперимент по проверке этого закона при неизвестном R. В психологии это невозможно.

Рассмотрим простейшую подобную ситуацию в психологии. В качестве внешнего воздействия возьмем внезапное движение, например. взмах руки рядом стоящего человека. Интенсивность воздействия будем характеризовать скоростью движения V (при прочих равных условиях). Предположим, что это движение было оценено как опасность. Тогда реакцией будет удаление от опасности или просто отшатывание. Интенсивность поведения т.е. удаления можно характеризовать начальной скоростью движеният Р. Естественно ожидать. что чем интенсивнее воздействие V, тем интенсивнее реакция Р. Но это верно лишь до определенного предела. При слишком интенсивном воздействии человек может не успеть среагировать или испугаться от неожиданности до такой степени. что это вызовет ступор, т.е. замирание и полное отсутствие внешней реакции. Т.е. при слишком сильных внешних воздействиях V интенсивность реакции Р начинает убывать вплоть до полного исчезновения. Если это изобразить графически в виде зависимости P=F(V), то эта кривая сначала возрастает и достигнув максимума начинает убывать. Подобная зависимость в психологии называется кривой Йеркса-Додсона.

В этом мысленном эксперименте считалось психическое состояние S человека одно и то же при различных V. Если рассмотреть только возрастающую часть кривой и заменить ее приближенно линейной зависимостью, то тангенс угла наклона к вертикальной оси будет аналогичен величине R в законе Ома.

Если попытаться проверить этот закон экспериментально с помощью обычных статистических методов, то ничего не получится. Действительно, если большое число испытуемых подвергнуть одному и тому же воздействию, то получатся совершенно разные реакции. Это объясняется тем, что у разных людей их кривые Йеркса-Додсона. которые лучше называть рабочими характеристиками (РХ), очень сильно отличаются. Это то же самое, что проверять закон Ома, в каждом измерении используя проводники из различных материалов с разными неизвестными сопротивлениями.
Можно поступить иначе и проводить эксперименты на одном человеке, подвергая его разным по силе воздействиям и фиксируя реакцию. Но этот способ тоже не приведет к результату, т.к. каждое измерение меняет состояние человека и второе измерение уже не будет неожиданностью, что сильно ослабит реакцию. Это можно объяснить изменением вида РХ.

Выше предпологалось, что реакцией на воздействие будет эмоция страха, которая ведет к удалению от опасности. Однако, реакцией может быть эмоция гнева, если воздействие будет оценено как агрессия и вызовет ответную агрессию. В этом случае. человек будет не удаляться, а приближаться и, например, пытаться остановить воздействие. В этом случае можно фиксировать интенсивность приближения Р и получить аналогичную РХ, но уже с другими параметрами.
Воздействие может вызвать и другие реакции, например. эмоцию обиды, если воздействие будет расценено человеком как попытка близкого знакомого подшутить над ним. Рабочей характеристикой эмоции обиды будет аналогичная кривая, но уже с другими параметрами.
Психика характеризуется большим числом подобных РХ, в зависимомсти от вида воздействия и вида реакции. Параметры этих РХ определяют состояние S (точка максимума и его величина) меняются во времени и с помощью обычных статистических методов их невозможно измерить.

Как электротехника начинается с закона Ома, так психология может начинаться с психологического закона Ома, т.е. закона Йеркса-Додсона в различных ситуациях.

Настройки: ОтветитьЦитировать
А такая книжка уже есть.
Написано: Глафира ()
Дата: October 15, 2003 10:02AM

Написана в середине 70-х, обкатана как курс лекций для студентов технических вузов, если верно помню предисловие.

Называется "Курс общей психологии". Ительсон Лев Борисович (сейчас она есть в книжных магазинах). Один из отцов-основателей кибернетического подхода в психологии.

Когда-то именно эта книга поразила меня как технаря цельностью изложения. + Поразительная структурность, детализация, мельчайшая детализация, последовательность вывода от простого/простейшего к сложному без пропусков и дыр в изложении... Поразительная логичность вывода.
И еще очень интересно подобран материал. Много примеров, делающих изложение ярким и увлекательным, запоминающимся.

И вот сейчас, прочитав ваш мессадж, В.О., поняла, что и примеры, и трактовки примеров, и подход к трактовкам примеров, и та небольшая философская начинка, которая необходимо должна присутствовать во всяком серьезном учебнике по психологии была "повернута лицом" к технарю.

Позже, столкнувшись (наскоком) с настоящей психологической литературой поняла насколько она "другая" и насколько без подготовки, полученной у Ительсона, мне бы было сложно воспринять и понять, принять написанное там. А так у меня уже был готовый стержень для. Могла не читать все подряд, а спокойно ориентироваться в нужном.

Так что, господа технари, настоятельно рекомендую.smiling smiley

Ительсон Лев Борисович "Основы общей психологии". И... светлая память этому талантливому умному человеку.

Настройки: ОтветитьЦитировать
А Жак Годфруа, похоже, старался для правополушарников..smiling smiley)
Написано: D,Este ()
Дата: October 15, 2003 10:35AM

Уважаемому Леонтьеву В.О удалось даже мне (!), не технарю, объяснить
закон Ома.

Если попытаетесь еще объяснить и для искусствоведов, то буду признательна....

Настройки: ОтветитьЦитировать
студенты хотят закон Ома!
Написано: Cerera ()
Дата: October 15, 2003 12:55PM

Вы знаете , у нас половина студентов ( у которых высшее техническое) просят , чтобы им чертили схемы и таблицы на лекциях по психотерапии. Материал, поданный в живой " гуманитарной" форме они не усваивают. При том, что преподаватель- супер!
Но! Что меня не радует...Вместо того, чтобы как-то работать со своей механистичностью мышления и попытаться настроиться на другой способ восприятия реальности , они обиженно предъявляют претензии. Может, потому что студенты платные?:-)))

Настройки: ОтветитьЦитировать
против механизации психологии
Написано: Absent73 ()
Дата: October 15, 2003 01:12PM

Стоп-стоп, господа студенты. Если попытаться перевести психологию на технический язык, то теряется научность, ведь одинаковые термины несут разную нагрузку в разных областях знания. Тогда объем и даже смысл передаваемых знаний могут сильно менятся, поэтому проще заниматься популяризацией психологии, а вот это уже беда. Многие понимают слово популяризация как синоним слова профанация, хотя это разные термины. И беда в том, что психологи не желают учиться доносить свои знания до окружающих, а, чаще всего, отпугивают их своим заумным языком.

Настройки: ОтветитьЦитировать
доносить знания
Написано: Psyling ()
Дата: October 15, 2003 05:24PM

%И беда в том, что психологи не желают учиться доносить свои знания до окружающих, %
а некоторая психология и не должна доносить знания. она должна сделать вид, что это очень серьезная наука. и вылечиться можно только, если обратишься к специалисту. немного тумана даже наоборот полезно. а то если все станут знающими, то кто к специалистам пойдет?
и, кстати, зачем людям с техническим образованием, знание психологии??

Настройки: ОтветитьЦитировать
Не поняла...
Написано: Cerera ()
Дата: October 16, 2003 02:23AM

Вот никогда , с детства ,то есть, не могла понять значения слова " заумный". Так дети во дворе говорили. Мне казалось, что либо умный , либо глупый, либо - книжки почитай . А говорили так те, кто учиться не хотел и читать не любил. Может, сейчас что-то изменилось? :-)))

Настройки: ОтветитьЦитировать
Студенты это , студенты!
Написано: Cerera ()
Дата: October 16, 2003 02:26AM

Psyling :"зачем людям с техническим образованием, знание психологии??"
Учатся они. Второе высшее получают. Ну и , как я понимаю, хотят, чтобы все , как в первом высшем было!

Настройки: ОтветитьЦитировать
Можно и для искусствоведов
Написано: Леонтьев В.О. ()
Дата: October 16, 2003 11:27PM

но это уже по отдельной договоренности.
А если серьезно, то мой личный опыт наблюдения за общением левополушарников с правополушарниками приводит к печальным выводам.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Отнюдь, не всегда печальным, если повнимательнее присмотреться
Написано: D,Este ()
Дата: October 17, 2003 12:41AM

(Благодарю вас за отклик.)
-----------------
Многих выручает природный юмор, а вас?
smiling smiley))
Юмор воспринимается при самой запущенной ситуации, как катализатор для будущего взаимодействия.
Чаще - это позитивное партнерство при кажущихся, на первый взгляд, весьма отдаленных интересах.

Любопытно, а какое полушарие лучше отвечает за парадоксальное мышление? Юмор? Находчивость? Или это черты характера?

Вот отсутствия юмора - это уже диагноз...ну, полная безнадега...smiling smiley))

Настройки: ОтветитьЦитировать
Да, юмор
Написано: Леонтьев В.О. ()
Дата: October 17, 2003 08:48PM

помогает. Фрейд что-то писал на эту тему.
В интернете шутить опасно. Все нюансы передать невозможно, потому, не все адекватно понимают.

Настройки: ОтветитьЦитировать
так вы против или за?
Написано: D,Este ()
Дата: October 19, 2003 12:28PM

Уважаемый Absent73 .
При прочтении вашего послания можно обнаружить парочку противоречий...smiling smiley))

1. Заглавие сообщает нам, что ВЫ будто бы:

"против механизации психологии" или все же "ЗА"?
Автор: Absent73 (---.afps.chel.su)
Дата: 15-10-03 13:12"

Или нет? Это не утверждение, а вопрос? С одной стороны.
А с другой стороны,Ваше предложение - сообщение типа: неплохо бы понаучнеее перевести на спец.язык.

2. Кому проще заниматься популяризацией?
Самим психологам (не желающим учиться)?
Учиться тогда необходимо..... ЧЕМУ и КОМУ? Самим психологам?
Тогда, при популяризации, чтобы тете Глаше было сразу понятно...smiling smiley)),
Надо еще кропотливее учиться, чтобы незаумно, но популярно.
Простота изложения - ЭТО ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ.

3. При прочтении книги "Искусство психологического консультирования", автор
Ролло Мэй (род. в 1909г. - крупный американский психолог и психотерапевт. классик экзистенциально-гуманистической психологии),

мы узнаЕм:

"мужество быть несовершенным" - принять проявления своей профессиональной и человеческой несостоятельности как часть жизни и часть себя - на это могут уйти годы.. И не одна ли из таких "ловушек" - нынешнее бурное увлечение "беспроигрышными" техниками в психотерапии и консультировании?
такой вывод делает Екатерина Михайлова, автор предисловия книги.

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss