Да, вполне может оказаться. что в конкретной ситуации или даже в эксперименте воля взрослого направляла действия ребенка. Это называется властью. Но при желании этот фактор несложно исключить. Все зависит от того как давать инструкции ребенку, строго или доброжелательно, безразлично или угрожающе. В этом и состоит искусство и внутренняя честность экспериментатора. К сожалению, А.Н. Леонтьев ничего не говорит об этом факторе, но в принципе, этот фактор можно исключить.
Вы сформулировали еще несколько контраргументов к экспериментам А.Н. Леонтьева. Они не рассматриваются в статье, но нужно помнить, что статья это всего лишь "домашняя лекция". Я знаю. что есть экспериментальные исследования воли, проводившиеся в последние годы. Например, книга Шапкина С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., Смысл, 1997. [
psychol.ras.ru]
Но саму книгу мне видеть не приходилось, и насколько точны и чисты эти эксперименты я не знаю. Хотя очень интересно.
Останется ли интрапсихический процесс, называемый волей, если тщательно исключить все внешние влияния? Если я правильно понял, то Вы утверждаете, что нет. Это нужно доказывать только экспериментально.
Надеюсь со временем продолжить это и подобные обсуждения. Приятно встретиться с умным и понимающим человеком.
С уважением, Леонтьев В.О.Robert сказал(а) :
>
> Ну что ВЫ! Он не был забыт, даже наоборот, мое непроизвольное
> внимание сразу переключилось
> на слово эмоции.
>
> В присутствии взрослого воля процесс "интерпсихологический".
> Взрослый и есть та "воля", которая
> направляет действия ребенка. Ребенок один в комнате -
> поведение респондентное: стимул-реакция.
> О чем это говорит? О том, что итрапсихический процесс, высшая
> психическая функция еще не сформирована.
> Натуральные функции есть и они "адекватны" той конкретной
> ситуации, в которую включен ребенок
> здесь и сейчас. "Зачем застилать постель, если вечером ее
> снова надо расстилать?" - спрашивает
> малыш и он, по своему, прав. Он разумен в своем контексте и
> "безволен" в глазах взрослого.
> Конфета привлекательней нудной игрушки. Что может взрослого,
> скажем, автора книги о эмоциях,
> заниматься не эмоционально привлекательным делом, а тем, что
> безразлично или даже связано с
> отрицательными эмоциональными переживаниями? Может быть страх
> потерять любовь и внимание, а может
> быть как раз желание их получить после? Это знают опытные
> мамы, которые награждают своего ребенка
> только после того как он сделал необходимое. Опять внешняя
> воля.
>
> Думаю, Вы все таки согласитесь, что воля это исключительно
> ВПФ и формироваться может лишь
> в социальном взаимодействии, а не вызревать, как это было
> принято до Л.С. Выготского в отношении
> психических функций. Вне взаимодействия с другими субъектами
> просто бессмысленно говорить о воле.
> Это понятие тогда вполне можно исключить, как лишнее и ничего
> не добавляющее к пониманию проблемы.
> Аналогичная ситуация с моралью. Природное не знает морали.
> Мораль зарождается в интерпсихических,
> субъект-субъектных взаимодействиях, позволяющих отдельному
> индивиду выйти за свои природные пределы
> и даже встать в оппозицию к ним.
>
> "Почему К. Левин и А.Н. Леонтьев многие эксперименты и
> наблюдения проводили на детях?" Я бы добавил,
> и Л.С. Выготский. Не уверен насчет К. Левина, а Л.С.
> Выготский и А.н. Леонтьев об этом достаточно
> четко и часто оповещали. Потому что они изучали процесс
> становления ВПФ, человеческой психики, ее
> трансформацию из натуральной. И как раз они и предупреждали о
> недопустимости пренебрежительного
> отношения к психике ребенка. Она не проще и не однообразнее,
> она несколько иная, неокультуренная,
> содержащая в себе многочисленные потенции и возможности,
> которые, кстати, культура использует далеко
> не на 100%.