А вот и текст
Написано:
Кот Сметанный
()
Дата: April 10, 2003 02:55AM
Искренне надеюсь, что не нарушу правила таким длинным письмом.
________________________________________________________
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
ВВЕДЕНИЕ
«Психология учит нас, что в душе, в известном смысле, нет ничего старого, нет ничего, что действительно могло бы отмереть», - писал Карл-Густав Юнг.
Однако, «тот, кто защищается от нового, чужого и отступает к прошлому, находится в таком же невротическом состоянии, как и тот, кто, отождествляя себя с новым, бежит от прошлого. Единственное различие между ними состоит в том, что один отчуждает от себя прошлое, а другой - будущее. Принципиально оба делают одно и то же: они сохраняют узость своего сознания вместо того, чтобы разорвать ее через противопоставление противоположностей и тем самым добиться более широкого и высокого состояния сознания.»
Достижения, полезность и т.д. являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем. Они являются путеводными звездами для расширения и упрочения нашего физического бытия, для нашего укоренения в мире, но не для дальнейшего развития человеческого сознания, то есть того, что называют культурой. Для молодого возраста это решение является вполне нормальным, и оно, во всяком случае, лучше, чем застревание исключительно на своих проблемах.
Большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. Если они однажды покажутся нам разрешенными, то это будет идти нам только в ущерб. По-видимому , смысл и цель существования таких проблем заключаются не в их разрешении, а в том, чтобы мы беспрестанно над ними работали. Одно это оберегает нас от отупения и закостенения (по К.Роджерсу человек – непрестанно развивающееся существо, все внутренние психологические проблемы которого возникают при условия остановки развития личности). Так же и разрешение проблем молодого возраста путем ограничения себя доступным является лишь временно. Во всяком случае, стать социальным существом и преобразовать свою первоначальную природу так, чтобы она более или менее отвечала этой форме существования, - это значительное достижение. Эту внутреннюю и внешнюю борьбу можно сравнить с борьбой детского возраста за существование «Я». Правда, эта борьба протекает для нас в основном впотьмах, но по тому, с каким упорством удерживаются в дальнейшем детские иллюзии, представления, эгоистические привычки и т.д., мы можем судить, сколько же усилий было на них затрачено. И то же самое происходит теперь с идеалами, убеждениями, установками, направляющими идеями, которые вводят нас в жизнь в молодом возрасте, ради
которых мы боремся, страдаем и побеждаем: они срастаются с нашей сущностью, мы, по всей видимости, превращаемся в них и поэтому продолжаем их по своему желанию с той же естественностью, с какой молодой человек волей-неволей выставляет по отношению к миру или самому себе собственное «Я».
Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, то они незыблемы, и появляется
желание навсегда за них зацепиться. При этом, однако, остается без внимания
тот существенный факт, что утверждение социальной цели происходит за счет цельности линочсти. Многое, слишком многое – жизнь, которая могла бы быть прожита иначе, - остается лежать в чуланах покрытых пылью воспоминаний, порою даже оказываясь раскаленными углями.
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС
То же такое кризис в жизни взрослого человека?
В жизни человека имеют место два наиболее серьезных кризиса, во время которых происходит как психлогическая перестройка личности, так и физиологическая перестройка человека, это: кризис подростковго возраста
и кризис середины жизни.
К сожалению, само слово «кризис» несет на себе груз очень неприятных ассоциаций – падение, развал и т.п. Однако, если углубиться в этимологию
слова «кризис», то выясняется, что оно происходит от греческого глагола «crisis» (поворотный пункт, исход) со множеством значений, среди которых есть так же:разделять, отделять, различать, выделять и т.д. Вот еще однокоренные слова, давно освоенные нашим языком и сознанием: критика, критерий, эндокринный (здесь «эндо» значит «внутри»).
В соответствии с трактовкой психологического словаря возрастной кризис – это условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного возрастного состояния к другому.
Чтобы было полностью ясно, о чем идет речь , позволим себе привести такую метафору. Вообразим себе человека в виде существа, окруженного панцирем: в виде улитки, например. Улитка растет, и в какой-то момент оказывается, что в своем панцире она уже не помещается. Она взламывает панцирь, некоторое время живет без твердой оболочки, затем обрастает новой.
В соответствии с нашей метафорой процесс, происходящий в человеке от момента «взламывания оболоки» до появления новой, и называется кризисом.
Поскольку темой нашего реферата является кризис среднего возраста, вернемся к тому ,что проиходит в человеке именно в это время. Условно
время кризиса среднего возраста приходится на 35-42 года.
ИЗМЕНЕНИЯ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ
СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗМА
Скажем несколько слов о физиологических переменах в организме.
В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы.
Уменьшение жизненных сил основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. У определенных органов – глаза, уши или эндокринные железы – продолжительность жизни
можно точно измерить, поэтому она известна достатоно точно. О продолжительности жизни других органов, например, системы обмена веществ или нервной системы, существуют достаточно различные мнения.
Самое известное явление старения – это затвердение тканей линзы глаза, влияющей на аккомодацию, это означает: теперь нельзя больше читать без очков.
В течение сороковых годов каждый, кто должен выполнять точные работы, нуждается в очках.
Каждый знает так же, что легочная ткань становится менее эластичной, это отчетливо проявляется, когда после быстрого бега за отъезжающим трамваем или автобусом человек дольше, чем прежде, не может восстановить дыхание.
Вся мускулатура также теряет эластичность. Это приводит к тому, что
пожилой человек для одной и той же работы тратит больше энергии. Это изменение происходит постепенно. Чаще всего его обнаруживают вдруг в определенной ситуации, где оно становится явным.
Однако самое важное и самое известное изменение – это изменений эндокринных желез. У мужчины и женщины перестают функционировать половые железы, но этот процесс протекает у представителей обоих полов по-разному.
Известный американский гинеколог Элизабет Паркер в своей книге «Семь возрастов женщины» описала жизнь женщины с связи с физической линией жизни. При этом она привлекает психическое и духовное развитие, что редко встречатеся в такого рода книгах. Она описывает разнообразные формы менопаузы в трех фазах: до-менопаузу, менопаузу и после-менопаузу.
В период до-менопаузы жалобы женщины звучит часто так: «Я не знаю ,что со мною происходит. Собственно говоря, просто я чувствую себя плохо. Я нервна и раздражительна, моя семья страдает из-за меня. Мелочи могут вывести меня из себя, я все время плачу. Я совершенно потеряла способсность радоваться жизни, меня беспокоит мое состояние».
У других женщин жалобы на физическое недомогание, которое не дает им уснуть: окаменевшая спина, тянущие боли в руках и ногах. У них головная боль, которой раньше не было, или распухшие суставы, особенно пальцев. Некоторые женщины боятся, что у них что-то с сердцем, потому что у них вдруг начинается сильное сердцебиение (удивительно, что такой приступ сердцебиения может служить симптомом явления, подобного менопаузе, и у мужчины, но только он наблюдается на 10 лет позже).
Такие явления являются следствием переключения гормонального равновесия эндокринных желез. Функция яичников ослабевает, менструация становится нерегулярной, она либо ослабевает, либо наоборот усиливается. Продукт выделения женского полового гормона (эстрогена) вызывает повышенную активность гипофиза, что снова оказывает влияние на щитовидную железу и надпоченые железы – словом, все старое равновесие нарушено, и пройдет еще несколько лет, пока не наступит новое равновесие. Но как только оно установится, исчезнут все жалобы менопаузы, женщина почувствует себя рожденной заново и разовьет новые, иногда неукротимые жизненные силы.
Мужская менопауза проходит иначе. Возросшие сексуальные потребности мужины, проявляющиеся ,как правило, в середине сороковых годов, могут рассматриваться как явления периода до-менопаузы. Наряду с этим эта гормональная перестройка вызывает и психическсое беспокойство. Но обычно подобие менопаузы проходит у мужин намного медленнее: предполагают даже, то сам процесс инволюции протекает только во второй половине пятидесятых годов. Физические явления шагают рука об руку с душевной лабильностью. У мужины вдруг появляются слезы на глазах или комок застревает в горле, если какие-то обстоятельства задевают его душу. Кроме того, он склонен к приступам сердцебиения (тахикардия), которые могут продолжаться от нескольких минут до четверти часа. Они могут внушить мужине большой ужас, потому что появляются у него обычно днем, во время работы, и производят впечатление опасности для жизни (что на самом деле не так). Но так как в период между 45 и 60 годами процент сердечных инфарктов действительно очень высок, приступ тахикардии производит, понятно, большое впечатление на этого человека и его окружение.
Конечно, после такого приступа правильно на всякий случай произвести обследование сердца.
Подлинная гормональная инволюция может продолжаться после этой до-менопаузы от десяти до двадцати лет. Одно из ее последствий – «болезнь всех старых мужчин», гипертрофия простаты, которая появляется с ослаблением мужских половых желез. Другое неприятное побочное явление, что пожилые мужины в ходе персональной гормональной инволюции половых желез иногда предаются сексуальным фантазиям, которые приходят прежде всего в полусне и могут стать манией, если тот пытается отогнать их из соображения морали. Об этой проблеме мужины говорят лишь в очень доверительных беседах. К счастью, для этого есть быстродействующие медикаменты.
Отвлекшись темой мужского аналога менопаузы, мы затронули проблематику более позднего этапа жизни. Вероятно, стало ясно, то в сороковые годы у мужины можно говорить только о явлении, подобном до-менопаузе, и то в эти годы проблема у мужчины проявляется больше в психической, прежде всего в духовной сфере.
Поэтому скажем несколько слов общих слов о психическом ходе жизни и духовной биографии, после чего прейдем к их более детальному описанию.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ХОДА ЖИЗНИ
Жизненно-душевный импульс следует биологическому ходу жизни, духовно-душевные же функции, напротив, все больше отделяются от биологической линии жизни, они даже могут достичь кульминации в тот момент, когда биологические функции уже значительно уменьшились. Таким образом,
можно провести для психического развития прямую линию, обозначенную хронотипически. В первые двадцать лет (понимаемые здесь как приблизительное значение) биологические и психические функции происходят в значительной степени параллельно, позже они все больше оказывают друг на друга взаимное влияние (особенно в средней фазе жизни человек является совершенно очевидно психосоматическим единством). В сороковые же годы наступает момент, когда жизненно-душевные функции уменьшаются. Уменьшается жизненная жажда активности, действительного отношения к жизни. Стоит все больше усилий сохранять все ту же производительность труда, что и раньше. Ощущают угрозу со стороны приходящего на смену поколения, которое обладает жизненной силой. Только если в фазе детства были пробуждены духовно-душевные функции, они могут заменить жизненно-душевные функции в тот момент, когда последние исчезают. Так в течение сороковых годов закладываются две типичных возможности дальнейшего развития (причем мыслимы всевозможные нюансы между двумя крайними вариантами): либо обходятся в самооценке тем, чего к этому времени достигли внешне – тогда вступают в кризис, либо получают чувство самооценки из факта, то можешь жить для других – в таком случае наступает новая, социальная фаза, в которую можно передать полученный опыт. Профессиональная жизнь в этот период характеризуется постепенным отходом от непосредственных требований работы, благодаря этому можно увидеть собственную деятельность в больших взаимосвязях. Люди, находящиеся на руководящих постах, отходят в этом период от такого стиля руководства, когда все организуют сами, и переходят к тому, чтобы наметить рамки, в которые другие могут вливать свои силы.
ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ
Духовное развитие человека совершается в начале жизни с осознания своего «Я», которое начинается в детском возрасте, затем переживается в школьном возрасте и завершается стремлением к реализации «Я» в юности. Осознание «Я», переживание «Я» и осуществление «Я» могут пройти в средней фазе жизни дальнейшее развитие, которое внешне выражается в духовно-душевных устремлениях человека. В нахождении норм, в образе жизни согласно нормам и использовании их в человеческих отношениях, в работе и в отношении друг к труду. Они проявляются также в способности находить область интересов и вне чистой необходимости, это значит подняться над чистой ситуацией реакции на раздражение, характеризующий жизненно-душевный импульс.
Кто в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке,
природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, кто хотел все делать сам, исходил только из себя, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом.
Если печатью биологического ритма развития более всего отмечен период наступления взрослости, психичесское отчетливее всего проявляется в своем разнообразии в средней фазе жизни, то духовное развитие является решающим для последней фазы жизни.
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
Кое в чем мы похожи на некоторых ракообразных. Омар растет и развивается, сбрасывая целый ряд защитных панцирей. Он освобождается от наружного панциря, как только тот начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным до тех пор, пока не нарастет новый панцирь.
Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Он становится ранимым и чувствительным как эмбрион, но преобретает новую защиту и ее способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствияи обретаем чувство равновесия.
Кризис середины жизни характерен тем, что , выражаясь метафорически,
после длительной езды по накатанной удобной дороге, дорога делает поворот,
а за поворотом уже становится виден ее конец.
В этом случае совершенно очевидной становится необходимость психологической перестройки. На фоне физиологических изменений в организме, совпадающих с психологическим кризисом, данная перестройка
легкой быть не обещает. Ситуация во многом напоминает ту, когда человек встал с одного стула, чтобы пересесть на другой, но, пока еще не пересев, находится в состоянии «между двумя стульями».
Очень важно в данный период задуматься: «Во что я реально верю?»
Провести переоценку наших ресурсов, подумать «Почему я это делаю?»
(о том, чем человек занимается в жизни на данный момент). Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас это рвется наружу.
Принимая наши подавленные и даже нежеланные чувства, мы готовимся ко внутренней реинтеграции линости, которая является нашей и только нашей –
это не какая-то искусственная форма, составленная для того, чтобы ублажить культурные традиции или наших друзей. В начале это темный переход. Но анализируя свои действия, мы вдруг замечаем лучик света и начинаем собирать все заново.
Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте 35 лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может оказаться ее «последним шансом», и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что многое предстоит сделать.
Мужины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом больше заботится о своей карьере. Это «мой последний шанс» вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостатоно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом, который имеет высокое жалование и хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль.
В период этой интенсивной концентрации на внешних успехах мужина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед. Самоанализ, которым человек пренебрег в 35 лет, является решающим в 40. Каковы бы ни были его достижения, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, отягощенность заботами и считает, что его недооценили. Он беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?» Он может отказаться от хорошо налаженных структур, включая брак. Все больше мужчин ищут в середине жизни новое дело. Некоторые ломаются. Многие чувствуют, что произошли изменения в направленности энергии, которая до сих расходовалась лишь на достижение успеха. В мужчинах просыпается более нежная, чувственная сторона. У них появляется потребность в развитии этической грани личности.
Мужчина, особенно после 40 лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе – умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении.
Исследователи творчества отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности: лишь после 40 лет создал свои знаменитые пьесы Генрик Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным художником…Есть даже часто описываемая закономерность, что выдающиеся люди проявляются, как бы освобождаясь от своей непосредственности, после 40 лет.
Однако существует и масса примеров, когда кризис середины жизни
не был положительно разрешен для себя многими великими людьми.
Свою смерть на рубеже кризиса середины жизни нашел А.С.Пушкин , В.Высоцкий и многие другие, недаром «сороковые» названы «роковыми».
Психологи, занимающиеся проблемами межличностного общения, неоднократно в ходе разлиных исследований получали результаты, говорящие о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.
Будем помнить о том, что к концу периода зрелости неуверенность мужчины в себе резко возрастает. Мудрые женщины к этому времени уже называют хозяина дома уважительными словами («он», «сам», «хозяин» и т.п.)
Ян Пандаровский в «Алхимии слова» писал: «Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. Оно невидимый представитель вещей, воспринимаемых пятью чувствами. По заклинанию появляются люди, предметы, далекие или несуществующие вовсе. А близкие и присутствующие делаются по-настоящему реальными лишь будучи названными. Адам только тогда стал властелином мира, доверенного ему Богом, когда каждую вещь обозначил особым названием».
Как уже было замечено ранее в период кризиса середины жизни в человеке
часто просыпаются дремавшие до этого черты. В мужчинах зачастую проявляется желание иметь более глубокие личные связи с людьми, большая чувствительность, стремление к соблюдению некотрых этических норм. Женщины часто преобретают некоторые мужские черты. Это выражается даже во внешности. У женщин в этот период иногда начинает расти борода, усы.
«Мужское и женское начала вместе с их душевными особенностями можно было бы, к примеру, сравнить с особым запасом субстанций, которые в первую половину расходуются неодинаково. Мужчина расходует свой большой запас мужской субстанции, и у него остается лишь небольшая сумма женской, которой он и начинает пользоваться. И наоборот. Женщина теперь пускает в ход не использованный ею раньше запас мужественности», - писал К.-Г.Юнг.
«Самое плохое во всем этом то, что умные и образованные люди живут, даже не подозревая о возможности таких изменений. Они вступают во вторую половину жизни совершенно неподготовленными», - замечал он далее.
Переход через кризис середины жизни может быть положительным и
имеющим неблагоприятные для личности последствия.
В случае, если человек открывает в себе направление большей духовности, он во многом может быть наставником для молодежи. В противном случае представители идущего следом поколения будут восприниматься исключительно в свете конкуренции.
Старшая медсестра зрелого возраста в медицинском учереждении может быть как доброй наставницей своим подчиненным, так и агрессивной, жесткой, безаппеляционно отдающей приказания.
Время кризиса середины жизни часто бывает временем больших перемен.
Женщины, пережившие развод в 30-летнем возрасте, в 40 часто выходят замуж,
пребывающие в браке – разводятся и используют полученную свободу
как «последний шанс» разобраться со своей карьерой.
Ценности, которые должны найти люди заново, это ценности существования.
Это значит, что мы можем не только признавать их как теорию или развивать их как «приверженцы» , но и сами «являемся» одновременно этими ценностями, реализуя их в нашем личном существовании.
В поисках высшего «Я» человек попадает в мир духовных реальностей, где все психические качества становятся силами, с помощью которых можно завоевать или победить духовную действительность. С каждым духовным шагом открывается, выражаясь феноменологически, новый ландшафт, с новыми встречами, которые , однако, в начале фазы не всегда могут быть только положительными.
Психически, как уже неоднократно говорилось, фаза кризиса середины жизни характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступать короткие мгновения ощущения счастья. В духовном плане эти годы означают борьбу с пустотой:
кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую.
Этот процесс идет рука об руку с новым ощущением времени. До сорокалетия перед человеком только будущее. Все еще возможно, настоящее придет. Теперь будущее получает горизонт, границу, до пенсии еще 25 лет, а что потом? Время бежит все быстрее, в то время, как прошлое становится все продолжительнее. Волевой импульс становится слабее (требуется больше давления, чтобы иметь возможность сделать то же самое), прежде всего в работе с быстро меняющимся содержанием. Теперь больше интересуются работами, в которых играют роль знания, жизненный опыт и компетентность. В последние годы этой фазы ищут
прежде всего творческой деятельности или большой работы комплексной духовной природы. Это относится ко всем профессиональным уровням.
Процесс, который Юнг называл «освобождением из плена «Я», Марта Мерс описывает следующим образом: «Слишком привязанный к «я», стимулируемый желанием к власти, ориентированный на аспект полезности человек незадолго до приближающейся старости вступает в кризис переломного пункта своей жизни. Если он его преодолел, он должен наконец решиться, каким образом он будет двигаться навтречу концу своей жизни.
Именно люди с духовным задачами, например, художники или политические деятели, по-настоящему могут развернуть бурную деятельность, они переживают пятидесятые годы как начало действительно творческой фазы. Леман называет поэтому годы после кризиса эпохой больших руководящих личностей. Особенно для людей, кто по работе имеет дело с молодежью, например, для преподавателей и доцентов, годы кризиса означают действительное испытание.
Кто преодолевает кризис и может освободиться из плена «Я», развивается действительно в ведущий авторитет, который признается молодежью, кто не справляется со своим кризисом, тот проигрывает у молодежи. Молодежь тонко чувствует подлинность человека и отчетливо видит , цепляется ли кто-нибудь судорожно за свое знание, место или престиж. В этом отношении сороковые годы являются если не последней возможностью, то особым шансом в процессе потенциального созревания.
«Я» должно в средней фазе жизни поднять «наверх» все инстинкты и желания и потом сопоставить их в душе со стремлениями. Результатом этого процесса является развитие различных аспектов человеческой души, которые след за Рудольфом Штайнером называют душой ощущающей, душой рассудочной и душой социальной.
В сороковые годы в распоряжении человека находятся все эти аспекты психики, они могут быть теперь применены в дальнейшем ходе его жизни. В связи с этим возникает большой вопрос: для чего я хочу их использовать? Что я должен, собственно говоря, делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?
НЕКОТОРЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Мужчина в зрелом возрасте оказывается очень уязвимым перед следующими психологическими ловушками, каждая из которых грозит чувством незначительности, неуверенности в себе:
1. ловушка психологической импотенции
2. ловушка молодежного образа жизни (грозит инфарктом)
3. ловушка страха перед новым, перед изменениями (грозит профессиональной деформацией вследствие отсутствия развития, ригидностью мышления)
4. ловушка постоянных социальных ролей (притупление чувств и привязанность к привычным социальным ролям)
5. ловушка идентификации (навешивание ярлыков, грозит потерей самоуважения).
Чтобы не попасть в данные ловушки психологи рекомендуют развивать в себе такие ценимые на данное время в обществе качества как:
1. умение брать на себя ответственность
2. способность получать удовольствие, ведя за собой других
3. уверенность в себе
4. забота о поддержании равновесия в общении
5. умение подмечать детали.
Женскими же качествами, имеющими вес в этот период, являются:
1. способсность к эмоциональной поддержке других людей (настоящее материнское качество)
2. способность получать удовольствие от помощи другим (тоже качество матери)
3. спокойное отношение к советам других людей
4. отсутствие тенденции к соперничеству с мужчинами
5. отсутствие излишней романтичности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период кризиса середины жизни личность корректирует и окончательно разрабатывает свою «Я-концепцию». Основным ресурсом, придающим энергию
для данного процесса и дальнейшей жизни, становится духовный задел личности. Великодушие («великая душа»: душа, укрепленная духовностью -
увлечением искусством, наукой, духовными практиками, великодушным отношением к подрастающему поколению) становится той силой личности,
которая помогает ей обрести себя после сорока лет. Наставничество – та
черта, которая помогает личности реализоваться в выполняемых ею социальных ролях.
В заключении хотелось бы привести еще одну цитату К.-Г.Юнга:
«Здесь, однако, пробуждается моя совесть врача, которая велит мне высказать еще кое-какие важные соображения по этому вопросу. Я обнаружил, что целенаправленная жизни в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени. Врачевателю души пожилой человек, неспособный расстаться с жизнью, кажется таким же слабым и больным, как и юноша, который не в состоянии ее построить. И в самом деле, как в том, так и в другом случае речь часто идет об одной и той же детской жадности, о том же самом страхе, об одном и том же упрямстве и своеволии. Как врач я убежден, что, так сказать, гигиеничнее видеть в смерти цель, к которой нужно стремиться, и что сопротивление этому является чем-то нездоровым и ненормальным, потому что оно делает вторую половину жизни бесцельной. Поэтому, исходя из точки зрения душевной гигиены, я нахожу чрезвычайно разумными все религии, которые имеют цель, стоящую над миром. Если я живу в доме и знаю ,что в течение двух недель он рухнет на мою голову, то эти мысли нанесут ущерб всем моим жизненным функциям, если же я, напротив, чувствую себя уверенным, то смогу спокойно и нормально жить в нем. Следовательно, с психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, то смерть – это всего лишь переходный период, часть неизвестного большого и долгого процесса жизни.
Хотя большинство людей не знает, зачем нужна организму поваренная соль, все, однако же, ее требуют, руководствуясь инстинктивной потребностью. Так же обстоит дело и с душевными фактами. «
Умение находиться в согласии с естественным ходом жизни – одно из условий душевного, психического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роберто Ассаджиоли «Самореализация и психологические потрясения» . Москва, 1999 г.
2. Кристина и Станислав Гроф «Помощь при духовном кризисе». Москва, 2000
3. Игорь Кон «Возраст и возрастные категории» . Москва, 2000 г.
4. Карл-Густав Юнг «Жизненный рубеж» Москва, 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Возрастной кризис 4
3. Изменения в физиологическом сотоянии организма 4
4. Закономерности психического хода жизни 6
5. Духовная биография 7
6. Кризис середины жизни 7
7. Некоторые ориентиры 10
8. Заключение 11
9. Литература 13