Берега, паруса, зеркала.
Профессию выбирал в начале одиннадцатого класса. Школа была с психолого-педагогическим уклоном, психологию преподавал психотерапевт, доктор медицинских наук. Меня интересовала относительно перспективная в плане зарабатывания денег НАУКА. Экономика мне тогда почему-то не понравилась, решил, что экономистов у нас и без меня развелось немеряно. В итоге выбрал психологию. Потом выбирал вуз. У школы было льготное поступление в РГПУ им. Герцена, но туда мне почему-то не хотелось. Там как раз шли бурные реформы, исчезали и появлялись факультеты, и я решил поступать на психфак СПбГУ. С третьего раза поступил. Конкурс большой, медалистов всяких поганых немеряно, но из них половина вылетает с двойками по математике...
Естественно, в учебном процессе было много такого, что мне не нравилось, да и теперь не восхищает. Но всё примерно укладывалось в рамки моих ожиданий. Было много и хорошего. Единственный минус - учиться практически никто не принуждает. И сессия внушает какой-то страх лишь три-четыре первых раза. Не нужно суперусилий, чтобы получать отличные оценки. Половина выпуска - с красными дипломами. Причём, если уж говорить начистоту - отнюдь не лучшая. В аспирантуру потом поступили в основном, люди с обычными синими дипломами. Я где-то после третьего курса на занятиях появлялся совершенно нерегулярно, только на половине кафедральных лекций, а потоковые и вовсе игнорировал. К отличным оценкам не стремился - всегда был согласен на четвёрку. А с учётом гипермягкости преподавателей в выставлении оценок четвёрка считалась оценкой плохой - ведь она портит зачётку, да и затрудняет дорогу к красному диплому (так и не понял, на кой он нужен). Несмотря на весь свой пофигизм к последнему испытанию я подошёл, имея в зачётке нужную для красного диплома пропорцию. Но получил за госэкзамен четвёрку (сдавал вообще на два. При ответе про мотивы начисто забыл всё, что знал про экспериментальные исследования по этой теме. Про Бехтерева тоже ничего толком сказать не мог). Половину времени работы комиссии за закрытыми дверями как раз занял вопрос о том, вправе ли они лишать такого замечательного студента красного диплома.
Что касается удовлетворённости - имеется. Всё, чем я в своей подготовке недоволен - относится в основном лишь к собственной лености и неумению быстро читать.
Какой вуз лучше? Вопрос довольно трудный. Смотря чему учишься. У множества вузов есть свои сильные стороны. В основном - всё касается абсолютно конкретных преподавателей, создающих лицо вуза, кафедры. Хорошо, если можно почитать опубликованные работы преподавателей кафедры. На кафедре, где я учусь (а теперь ещё и преподаю, так уж сложилось...) много интересных преподавателей с замечательными публикациями - Н.В. Гришина ("Психология конфликта"
; В.М. Аллахвердов ("Сознание как парадокс"; "Психология искусства"
; М.В. Осорина ("Секретный мир детей в пространстве мира взрослых"
; и др. Как-то разговаривая со студентами МГУ поймал забавную мысль - я постоянно чувствовал себя неуютно, когда говорили они, упоминая малознакомых, или совсем незнакомых мне авторов; но иногда я видел примерно такое же неудобство в глазах московских коллег, когда говорил я.
В принципе, гораздо больше играет роль активность студента, чем конкретный вуз. Хотя, если ты студент кафедры психологии факультета социальных наук города Мухосранска, надо очень напрягаться, чтобы чего-то добиться в плане собственной компетентности. Но можно. К нам же в аспирантуру поступает масса ребят из других городов, и берут их не менее охотно, чем своих.